Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена на основе
Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку,
Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образова-
тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России»).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано-
вок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззре-
ния; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского язы-
ка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и
речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальней-
шему образованию.
Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».
Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:
- формирование основ элементарного графического навыка;
- развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;
- осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координа-
ции устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:добукварного (подготовительного) букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Целями изучения блока «Русский язык» являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основныхзадач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже-
ние основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сло-ва), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические вы-
сказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава-
тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самомупроцессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня
развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На
подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и соглас-ных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их
буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке,учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв, по-
следующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.
Послебукварный (заключительный) период нацелен на отработку навыка каллигра-
фического письма.
Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными ли-
ниями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
-орфография и пунктуация;
- развитие письменной речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение
одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учи-
тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспе-
чивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспе-
чивает ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных ви-
дов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельно-
сти заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оце-
нивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами
коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формирова-
нию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших
школьников.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формиро-
вания универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи,
обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять
действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой гра-
мотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут рабо-
тать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема,
модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и пред-
ставлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: со-
общения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники
творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позво-
ляет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместнойдеятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместнопланировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русско-
му языку рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок «Русский язык. Обучение письму»
Содержание программного материала и количество часов
1.Добукварный (подготовительный) период 17ч
2.Букварный (основной) период 66 ч
3. Послебукварный (заключительный) период 21 ч
4. Резерв 11 ч
ИТОГО 115 часов
Блок «Русский язык»
Содержание программного материала Количество часов
1. Наша речь 2ч
2.Текст, предложение, диалог Зч
3. Слова, слова, слова ... 4ч
4.Слово и слог. Ударение 6ч
5. Звуки и буквы 34 ч
7. Итоговое повторение 1 ч
ИТОГО 50 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (165 часов)
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами актив-
ного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставле-ния, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,
систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой
основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выра-
батывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Русский язык. Обучение письму» (115 часов)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие зву-
чащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, опре-
деление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необхо-
димого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулиро-
вание простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение этой информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение письму
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю-
щихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение
моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшест-
вующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответст-
вующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, пред-ложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Ор-фографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов-
ку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой мотори-
ки пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списываниятекста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для ана-
лиза. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, измене-
ние их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
* раздельное написание слов;
е обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
* прописная (заглавная) буква а начале предложения, в именах собственных;
в перенос слов по слогам без стечения согласных;
* знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Блок «Русский язык» (50 часов)
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп-
ределение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких
и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости соглас-
ных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный ~ согласный; гласный
ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звон-
кий ~ глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных
звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словооб-
разующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соот-ветствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со-
гласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака пе-
реноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значе-
ние которых требует уточнения. Работа с разными словарями.
Подготовка к изучению морфологии. Слова - названия предметов и явлений; слова -
названия признаков предметов; слова - названия действий предметов.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением:
- сочетания чк-чн, чт, нч, щни др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечнеслов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- разделительный ь;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательныйзнаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мне-
ния, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви-
нение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью
средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное моно-
логическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (опи-
сание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных тек-
стов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Слова с непроверяемыми написаниями
Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, класс-
ный, корова, лисица (лисичка), машина, медведьмолоко, пальто, пенал, петух, русский,
собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки
слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- выделять предложения, слова из потока речи;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом.
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возмож-
ность научиться:
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых
предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (глас-
ный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий /
глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;
- оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с
предложенным образцом.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
- различать слово и предложение;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном по-
рядке;
- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'];
- обнаруживать в словах изученные орфограммы;
- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а
конец - точкой;
- обозначать пробелами границы слов;
- писать большую букву в собственных именах;
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося
одну букву);
- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча~ща, чу~щу
- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;
- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не-
большого текста);
- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозна-
чение твёрдости и мягкости, звука [и'], пропуски, перестановки и замены букв; нару-
шения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собствен-
ных записях;
- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и
записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (вос-
становление деформированного текста);
- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия меж-
ду их произношением и правописанием;
- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих
личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-вающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-
зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социаль-
ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе
является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее
решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия
(2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот-ветствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас-сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процес-
сов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра-зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред-
мета «Русский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
л аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующихумений:
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление националь-
ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об-щения;
- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого
этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при со-ставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять напи-санное;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; обосновных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения
программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего
школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив-ность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального госу-
дарственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо ис-
пользовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных дос-
тижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального
общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета-предметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества обра-зования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работа-
ми таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Впервом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сфор-мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуман-
ным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обу-
чение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в на-
чальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества:
особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные,
творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск,
изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализу-
ется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения
планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый под-
ход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит спо-
собность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при
котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и
оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче-
ства образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль-
ных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся за-
ключается в следующем:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного обра-зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые об-
разовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального
общего образования ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учеб-
ных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником
продуктивных заданий в учебниках и тестовых заданий электронного приложения к учебнику
«Русский язык» для первого класса. При оценке предметных результатов основную цен-
ность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность вос-
производить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания
при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объек-
том оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое -
без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со-
путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках литературного чтения. Это даётвозможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий
учебника, помещенных в конце каждого раздела, а также тестовых заданий электронного
приложения к учебнику «Русский язык» для первого класса.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком-
плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько
грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что
предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при ре-шении жизненных задач. Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сфор-
мированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка. ИЗО 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка. Технология 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка (математика 2 класс, "Школа России")
"Школа России" 2 класс Пояснительная записка...
Рабочая программа УМК "Школа России" по русскому языку 1 класс (пояснительная записка)
Пояснительная записка к программе русского языка 1 класс...