Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Силко Арина Валентиновна

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена на основе

Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку,

Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образова-

тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано-

вок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззре-

ния; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского язы-

ка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и

речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальней-

шему образованию.

Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».

Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:

- формирование основ элементарного графического навыка;

- развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;

- осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координа-

ции устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:добукварного (подготовительного) букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Целями изучения блока «Русский язык» являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование

на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного

письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основныхзадач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже-

ние основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и

структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сло-ва), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно

писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические вы-

сказывания и письменные тексты;


- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,

чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава-

тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самомупроцессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня

развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На

подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и соглас-ных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их

буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке,учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв, по-

следующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.

Послебукварный (заключительный) период нацелен на отработку навыка каллигра-

фического письма.

Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными ли-

ниями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,

графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

- развитие письменной речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение

одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учи-

тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспе-

чивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение

грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспе-

чивает ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных ви-

дов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельно-

сти заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи.

Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оце-

нивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами

коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формирова-

нию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших

школьников.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формиро-

вания универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи,

обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять

действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой гра-

мотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с

информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,

пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут рабо-

тать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема,

модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и пред-

ставлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: со-

общения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники

творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует

включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позво-

ляет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместнойдеятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместнопланировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русско-

му языку рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Блок «Русский язык. Обучение письму»

Содержание программного материала  и количество часов

1.Добукварный (подготовительный) период 17ч

2.Букварный (основной) период 66 ч

3. Послебукварный (заключительный) период 21 ч

4. Резерв 11 ч

ИТОГО 115 часов

Блок «Русский язык»

Содержание программного материала Количество часов

1. Наша речь 2ч

2.Текст, предложение, диалог Зч

3. Слова, слова, слова ... 4ч

4.Слово и слог. Ударение 6ч

5. Звуки и буквы 34 ч

7. Итоговое повторение 1 ч

ИТОГО 50 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (165 часов)

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами актив-

ного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставле-ния, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,

систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой

основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выра-

батывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

Блок «Русский язык. Обучение письму» (115 часов)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие зву-

чащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, опре-

деление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной

задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необхо-

димого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулиро-

вание простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и

обобщение этой информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и

структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,

серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение письму

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю-

щихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение

моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных

твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным

способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшест-

вующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую

гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответст-

вующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, пред-ложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками

препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших

текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Ор-фографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов-

ку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой мотори-

ки пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве

листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных

прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,

предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным

письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с

их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списываниятекста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака

переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для ана-

лиза. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, измене-

ние их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с

заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

* раздельное написание слов;

е обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

* прописная (заглавная) буква а начале предложения, в именах собственных;

в перенос слов по слогам без стечения согласных;

* знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и

при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера

по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе

опорных слов.

Блок «Русский язык» (50 часов)

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове

ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп-

ределение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких

и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости соглас-

ных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный ~ согласный; гласный

ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звон-

кий ~ глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных

звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словооб-

разующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соот-ветствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ

слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со-

гласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в

словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака пе-

реноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование

алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значе-

ние которых требует уточнения. Работа с разными словарями.

Подготовка к изучению морфологии. Слова - названия предметов и явлений; слова -

названия признаков предметов; слова - названия действий предметов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением:

- сочетания чк-чн, чт, нч, щни др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова:

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечнеслов);

- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

- разделительный ь;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательныйзнаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит

общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мне-

ния, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами

речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви-

нение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью

средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное моно-

логическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (опи-

сание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных тек-

стов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Слова с непроверяемыми написаниями

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, класс-

ный, корова, лисица (лисичка), машина, медведьмолоко, пальто, пенал, петух, русский,

собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся:

- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки

слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

- выделять предложения, слова из потока речи;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным

шрифтом.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возмож-

ность научиться:

- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых

предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (глас-

ный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий /

глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;

- оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с

предложенным образцом.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

- различать слово и предложение;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном по-

рядке;

- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'];

- обнаруживать в словах изученные орфограммы;

- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а

конец - точкой;

- обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в собственных именах;

- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося

одну букву);

- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча~ща, чу~щу

- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;

- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не-

большого текста);

- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозна-

чение твёрдости и мягкости, звука [и'], пропуски, перестановки и замены букв; нару-

шения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собствен-

ных записях;

- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;

- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и

записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (вос-

становление деформированного текста);

- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия меж-

ду их произношением и правописанием;

- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных

и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих

личностных результатов:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-вающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе

в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-

альной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социаль-

ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе

является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных

учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую

этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее

решения;

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия

(2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот-ветствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и

составлять тексты в устной и письменной форме;

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас-сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процес-

сов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра-зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред-

мета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение

л аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующихумений:

- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление националь-

ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского

языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об-щения;

- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого

этикета;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать

адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при со-ставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания

при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять напи-санное;

- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; обосновных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения

программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего

школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив-ность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального госу-

дарственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо ис-

пользовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных дос-

тижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального

общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета-предметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества обра-зования;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей

динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работа-

ми таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,

самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Впервом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сфор-мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуман-

ным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обу-

чение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в на-

чальных классах - на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества:

особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные,

творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск,

изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализу-

ется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения

планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый под-

ход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит спо-

собность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при

котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и

оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче-

ства образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль-

ных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе

проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся за-

ключается в следующем:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного обра-зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые об-

разовательные стандарты начальной школы;

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов

обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального

общего образования ФГОС;

-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учеб-

ных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником

продуктивных заданий в учебниках и тестовых заданий электронного приложения к учебнику

«Русский язык» для первого класса. При оценке предметных результатов основную цен-

ность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность вос-

производить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания

при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объек-

том оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое -

без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со-

путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках литературного чтения. Это даётвозможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий

учебника, помещенных в конце каждого раздела, а также тестовых заданий электронного

приложения к учебнику «Русский язык» для первого класса.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком-

плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько

грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что

предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при ре-шении жизненных задач. Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сфор-

мированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка. ИЗО 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка. Технология 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка (математика 2 класс, "Школа России")

"Школа России" 2 класс Пояснительная записка...

Рабочая программа УМК "Школа России" по русскому языку 1 класс (пояснительная записка)

Пояснительная записка к программе русского языка 1 класс...