Урок по теме" Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._urok.ppt | 2.95 МБ |
konspekt_uroka_bolshaya_bukva.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вася Надя Юля Вова
ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО Меня зовут С убботка.
ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО П ервуша. В торак. Т ретьяк.
ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО С меяна.
ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО девочка С нежинка мальчик М ороз
ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО В еснянка
ИВАН в Германии – Г анс в Италии – Д жовани во Франции – Ж ан в Польше – Я н в Англии – Д жон
ВНИМАНИЕ! Тёзка – тот, кто носит одинаковое с кем-нибудь имя.
ВНИМАНИЕ! Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы.
«ЛОВУШКА» Алексей Мария Олег Павел Ольга Пётр Евгения Александр Александра Виктор
Р язанцев Р язанцева город Р язань ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ М едведев М едведева медведь
Щ укин Щ укина щука Происхождение фамилий
С орокин С орокина сорока ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
К омаров К омарова комар ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
С апожников С апожникова сапожник ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
Г ончаров Г ончарова гончар ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
Пётр Иван Алексей Семён Петров Иванов Алексеев Семёнов ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ
Коля Зайцев ловит зайцев. У Розы в руках розы. Наша Поля вернулась с поля.
Меня зовут … . Моё отчество … . Моя фамилия … .
1. Юля, Петров, сергеевна 2. юля, Петров, Сергеевна 3. Юля, Петров, Сергеевна
Ю рий А лексеевич Г агарин – первый космонавт планеты.
Предварительный просмотр:
Тема: Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей.
Цели:
Ознакомление с употреблением заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей;
Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.
Развитие внимания, мышления, речи учащихся.
Формирование познавательного интереса к русскому языку.
Создание положительной мотивации учения и благоприятной
эмоциональной среды.
Планируемые результаты.
Предметные.
Дать представления об имена собственных и правилах оформления имен собственных на письме.
Личностные.
Проявлять познавательную инициативу при выполнении заданий.
Познавательные.
Способность применить правило. Понимание и преобразование информации: сравнение омонимов (роза, зайцев, с поля). Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (собственные имена).
Регулятивные.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить монологическое высказывание.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация
Ход урока
1.Мотивация на учебную деятельность
А) Прозвенел звонок веселый,
Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
В) Запись числа в тетради.
Мы тетрадку открываем,
Про наклон не забываем.
Наш девиз:
Пишем чисто и красиво,
Чтоб самим приятно было.
2.Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
Слайд 1. Отгадайте ребусы. Вася, Надя, Юля, Вова.
В какую группу можно объединить эти слова? (это имена)
Что вы заметили? (они пишутся с большой буквы)
Как вы считаете, это орфограмма? (да) Написание большой буквы необходимо запомнить и использовать на письме. Большая буква начинает не только предложения. В данном случае большая буква указывает на то, что имя любого человека звучит громко и гордо и его нужно писать с заглавной буквы)
На какие две группы можно разделить эти имена? (на имена девочек и мальчиков, на слова, в которых 4 буквы и слова в которых 3 буквы)
Слайд 2
3. Минутка чистописания.
А)Допишите буквы.
Б) Повторим соединения букв. (нижнее, верхнее, среднее)
Пишем следующую строку, прочитайте. Что вы заметили? Какие соединения используем? Орфограмму подчеркните. Разделите слово на слоги, поставьте ударение, подчеркните гласную букву в слабой позиции.
4. Повторение словарных слов.
– Словарные слова повторим по карточкам. ( девочка, ученик, ученица, первоклассник, первоклассница, ребята ) Допишите где возможно имена.
Слайд 3 Изучение новых словарных слов: отец, отчество, Отечество. Составьте устно предложение с одним из данных слов.
Выявление места и причины затруднения
6.Выполнение упр.1, стр.58.
Построение дейсвий решения проблемы.
Выполнение заданий на доске.
Выучить правило и применять его.
7.Физкультминутка для глаз. Слайд 4-6
Работа в тетради на печатной основе с.16. № 1,(На какие 2 группы разделите эти слова? Назовите полные имена и подчеркните как указано в задании) №2.
8.Из истории имен. Слайд 8-12
9. Какое самое распространенное имя в России? (Иван)Как звучит имя Иван на других языках мира Слайд 13
10.Кто такой тёзка? Слайд 14. Есть люди, которые носят одинаковые имена, их называют? (ответы детей)
- А у нас есть тезки? Прослушайте стихотворение.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут! “Таня, встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
Как же можно просто разобраться в новичках? (назвать детей по фамилии)
11. - Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени – отчеству. Отчество как и имя и фамилия дается человеку при рождении. Слово отчество произошло от слова отче, что означает отец. Слайд 15
Напишите, как вас будут называть.
- Скажите, а к кому принято обращаться по имени-отчеству?
(К учителю, врачу, повару, библиотекарю, к взрослому человеку)
Слайд 16. Работа в парах. Образуйте отчества от имён.
12. Фамилия.
- Все члены семьи носят одинаковые фамилию. - Она переходит к человеку от родителей. Фамилия обозначает, что человек принадлежит к конкретной семье Фонякиных, Синельниковых, Докиных, Кириленко. Люди из разных семей, которые носят одинаковую фамилию и не являются родственниками, называются однофамильцами. - Фамилия – это семья. Она имеет свою историю.
Часто фамилии указывают, как жили предки; Рязановы. Некоторые говорят о профессии:
Гончаров, Плотников. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин, или отца.
Происхождение фамилий. Слайд 17-24.
13.Выполнение упражнения №2 в учебнике с.58.(Списать 2 предложение).Слайд 25.
14.Слайд 26. (Коля Зайцев ловит зайцев.)
Почему одно и тоже слово написано по разному?
Первичное закрепление
Выполнение упражнения №3 в учебнике с.58.
15.Работа в парах. Расскажи о себе. Представься другу.
Слайд 28. Выбери правильный ответ.
Вовлечение в систему знаний и повторение
Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой
Рефлексия
С каким правилом мы сегодня работали?
Что вы знали, а что узнали?
Отгадайте загадку.
Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими
Логическая задача
Меня зовут Лена. У моего брата одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания оказались трудными?
Кто у нас был самым внимательным?
Кто написал красиво в тетради и не допустил ошибок?
Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.
Конспект урока русского языка в 1 классе....
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей.
Презентация к конспекту урока русского языка "Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей"...
Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...
Развитие умения писать большую букву в именах, фамилиях и отчествах людей
конспект русского языка...
Карточки_Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей
Карточки по теме "Правописание заглавной буквы в именах, фамилиях и отчествах людей" для уроков в 1 классе....
Конспект урока " Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей"
Урок-путешествие в страну "Грамматика"....
Презентация к уроку по предмету "Русский язык". 3 класс Коррекционной школы. "Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных".
Цель презентации: - Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных....