Формирование коммуникативных умений через групповую деятельность на уроках.
статья (1 класс) по теме
Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnykh_navykov_cherez_gruppovuyu_deyatelnost.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков через групповую деятельность.
Я работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №52 г.Екатеринбурга. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных образовательных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников групповой деятельности помогает найти средства активизации познавательного интереса учащихся, развития коммуникативных умений, их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Часто на уроках основными методами при ознакомлении с материалом являются рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. На мой взгляд, в таком ракурсе ученики выполняют неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникает проблема: ребята пассивны на уроках, быстро переутомляются, не внимательны, не воспринимают речь своих товарищей, с трудом выполняют коллективные действия, не умеют сотрудничать, часто возникают конфликты из-за соперничества друг с другом. Поэтому в своей работе я стала применять такие методы и приемы, которые способствуют развитию коммуникативных умений и познавательных интересов у учащихся.
Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в современных условиях использование групповой деятельности – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности ученика и учебному процессу.
Для повышения уровня мотивации к учёбе необходимо условия для активного и творческого поведения учащихся. Такую задачу успешно решает групповая деятельность. Исследования в группе помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении разнообразных заданий, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
ФГОС второго поколения выдвигает требования сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми; иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.
Поэтому для создания условий, способствующих развитию коммуникативных умений, я использую на уроках групповую деятельность, ориентированную на развитие творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Актуальность.
Опыт работы показал, что далеко не у всех будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У многих наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Проблема развития коммуникативных компетенций через групповую деятельность была обозначена в качестве темы самообразования.
Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание следует уделять организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).
Эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.
Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности.
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение».
В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» определяется как синоним «общения».
Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».
В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» . Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности.
А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми .
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда.
Коммуникативные умения, характерные для младших школьников.
Немов Р.С. утверждает, что общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
o первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне: ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
o вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью.
В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- мение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.
Таким образом, коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности.
Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и к взрослому. Далее у детей наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться. Особое место в таком взаимодействии занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях дети не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к себе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.
Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Они взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
К 10-ти годам значительно возрастает число вне ситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей.
Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
К 10-ти годам значительно возрастает способность школьников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения, но и с самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения.
Для детей 7-10 лет характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок с взрослым. Важнейшее значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что благодаря нему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление связей в материале. Чем интереснее задание, тем легче они с ним справляются.
Способность общаться, психологи (Мелибурда Е.Л, Немов Р.С., Зимняя И.А. и др.) определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
- желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»), включает в себя потребность в общении;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»), определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения;
- Умение организовать общение (Я умею общаться»), что
включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственным действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.
Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.
Одним их средств формирования коммуникативных умений младших школьников является групповая деятельность, что стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что использование групповой деятельности способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Возможности групповой деятельности в формировании коммуникативных умений.
Работа в группах гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет добиваться необходимых результатов образования в более комфортных для этого условиях.
Основные отличия групповой деятельности от других видов деятельности – это
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
Нацеленность групп на конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Совместная деятельность учащихся в группе и необходимый завершающий этап работы (представление результата своего труда) способствуют формированию коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.;
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Такая работа способствует развитию коммуникативных компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, родителями. Основным методом развития коммуникативных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, задач с помощью поисковой, исследовательской деятельности.
Организация групповой деятельности осуществляется с помощью этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи:
№ этапа | Этапы работы над проектом | Формируемые компоненты коммуникативной компетенции |
1. | Подготовка к выполнению группового задания. |
|
2. | Организация работы в группе. |
|
3. | Представление результатов. |
Устная коммуникация:
|
5. | Самооценка. |
|
Таким образом, каждый этап работы способствует развитию коммуникативной компетенции школьника.
Основным методом мониторинга развития коммуникативных УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений, а также проверка техники чтения, сочинений, творческих и проектных работ.
Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. Оценка коммуникативных умений (таблица № 1) осуществлялась с помощью следующих заданий:
1) «Составь рассказ».
Цель: выявить уровень овладения монологическими формами речи;
2) «Узор под диктовку».
Цель: выявить уровень развития внимания и использование речи взрослого как источника информации при выполнении учебных заданий;
3) «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Цель: выявить уровень сформированности умений действовать по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества;
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Узор под диктовку»
Ход работы: Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным.
2) Возьмите синий карандаш, от красной клеточки отступите вниз 2 клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зелёный карандаш, от синей клеточки отступите влево 3 клеточки и четвёртую закрасьте зелёным.
4) Возьмите жёлтый карандаш, отсчитайте от зелёной одну клеточку вверх и вторую закрасьте жёлтым.
Уровни оценивания:
1. Низкий: ребёнок путает направление, неверно выбирает цвет, допускает 3-4 ошибки в подсчёте клеточек;
2. Средний: верно выбирает направление и цвет, но допускает 1-2 ошибки в подсчёте клеточек;
3. Высокий: всё выполнено верно.
Оценка метапредметных результатов учащихся (таблица № 2) осуществлялась по следующим критериям:
1) владеет диалоговой формой речи;
2) читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное;
3) оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
4) отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию;
5) критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре;
6) участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель;
7) осуществляет самоконтроль взаимоконтроль и взаимопомощь
Каждому участнику группы по каждому критерию должен быть однозначно присвоен знак «+» (соответствие данному критерию) или «–» (несоответствие данному критерию).
После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень сформированности коммуникативных умений учащихся.
Низкий уровень – менее4 баллов (коммуникативные умения не сформированы);
средний уровень – 4-5 баллов;
высокий уровень – 6-7 баллов.
Далее в ходе работы диагностика проводилась ежегодно. (таблица № 3)
Графическое изображение результатов мониторинга представлено в
приложении.
Подводя итоги мониторинга, отмечу, что в процессе формирования коммуникативной умений через участие в групповой деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в групповой деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.
Таким образом, включение групповой деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в групповой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение групповой деятельности способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Групповая деятельность способствует:
o развитию у школьников критического мышления, определения своей собственной позиции, самооценки;
o формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;
o приобретению практических навыков работы и общения в группе: брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
o применению различных технологий, самообразования и самоорганизации.
Результатом работы стало то, что у учащихся:
- развился опыт делового сотрудничества и взаимодействия;
- повысился уровень развития коммуникативных навыков;
- повысилась инициативность и их познавательная мотивация;
- повысился уровень развития внимания, восприятия, мышления, наблюдательности, памяти, фантазии, познавательной активности;
- появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
- взаимоотношения в коллективе стали более комфортные.
Используемая литература:
- Богданова Л,С, Корнилова Т,В.. Диагностика познавательной сферы ребёнка. Роспедагенство, М.1994
- Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. Академия, М. 2001.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Педагогический поиск, М.2000
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Сентябрь, М. 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.Народное образование, М. 1998.
- Тихомирова Лариса. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Арисс-пресс, Рольф,М.2001
- Фабер Адель, Мазлиш Элен. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. Эксмо, М. 2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – http: // standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данн...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество ...
Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"
В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....
Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).
В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...