Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Встречаем гостей" старшая группа
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию
«Встречаем гостей»
Старшая группа
Автор-составитель
Воспитатель
Лагуткина Ольга Владимировна
Санкт-Петербург
2013
Цель:
воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
Социализация: формировать представления детей о России, прививать любовь к своей родине; расширять и обогащать знания детей о национальностях; уважать традиции других народов. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим; побуждать детей оценить свои действия и поведение по отношению к другим участникам игры.
Познание: знакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения; поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности.
Чтение художественной литературы: формировать целостную картину мира, в том числе первичные представления; продолжать знакомить детей с национальными художественными произведениями.
Физическое развитие: развивать самостоятельность; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх. Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию.
Безопасность: формировать навыки дисциплинированности и сознательного выполнения правил безопасности, при проведении игр.
Музыка: формировать умение слушать национальную музыку, вводить элементы восточного танца.
Труд: формировать умение самостоятельно накрывать на стол; формировать ценностное отношение к труду людей и его результатам.
Художественное творчество: развивать детское творчество, фантазию, продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образ голубя.
Использованные технологии:
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Материалы к совместной непосредственно образовательной деятельности:
Глобус; куклы в национальных костюмах; национальные костюмы для детей; атрибуты для игр; проектор; магнитофон; диски с записью национальной музыкой; атрибуты для узбечки, молдаванки и т.д.: виноград, хурма, хлеб соль и т.д.; листы для рисования, простые карандаши, ластик, гуашь, влажные салфетки для рук; чашечки и блюдца; полотенце с молдавской росписью; пяльцы, иголка с ниткой
Предварительная работа:
Беседа с детьми о дне толерантности, знакомство с играми других национальностей.
Знакомство с элементами национальной одежды, обуви, кухни выше перечисленных стран и республик. Рассматривание выставки «Народы мира».
Беседа с детьми о России, о родном городе Санкт-Петербурге.
Примерный ход совместной непосредственно образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? К нам сегодня тоже приедут гости из разных стран и республик. А как вы встречаете гостей? Давайте с вами подготовимся к приезду гостей. Как принято встречать гостей на Руси? Давайте подготовим для наших гостей подарки. Какую птицу принято считать символом мира и дружбы? Почему? Давайте сделаем голубя из силуэта обведенной ладошки, подумайте, как можно ладошку превратить в голубя. А теперь найдем на глобусе нашу страну, как она называется? Мы с вами живем в большом, красивом городе Санкт-Петербурге. И населяют его около 5 млн. человек. Это украинцы, молдаване, армяне, узбеки, и, конечно, русские. Когда-то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Петербурге, но их родители приехали из других стран и республик. И сегодня они расскажут о традициях, своего народа, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры. К нам приехали гости из Узбекистана. Звучит узбекская народная музыка, входят узбек с узбечкой. У узбека на подносе на подносе фрукты. Визитная карточка узбеков – тюбетейка. Она может рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. Тюбэ – в переводе вершина мечети или горы. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами узбекские рукодельницы. Узбекский народ очень мудрый, и эта мудрость передается в притчах и сказках. Сказка о злом сыне. Однажды сын приходит к отцу: - Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать? - Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь. Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу. - Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться. - А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то. Сын сделал все, как сказал отец. Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу: - Я вынул все гвозди. Что дальше? - Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься. С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии. А следующая гостья приехала к нам из Украины (Звучит украинская музыка входит украинка с подносом, на котором кастрюля и выпечка). У каждого народа есть свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении тысячелетий или даже веков. Традиции и обычаи Украины – неповторимы и разнообразны. Традиции и обычаи Украины имеют большое значение для украинцев. Самые главные обычаи Украины относятся, в первую очередь, к семье. Так, рождение ребенка всегда было знаменательным событием в жизни каждой семьи. В дом, где появляется новорожденный не принято приходить без подарка. Особое место в жизни украинцев занимают такие праздники, как Новый год, Рождество, Пасха, Масленица. В эти дни особенно соблюдаются все национальные традиции Украины. Также в Украине отмечаются такие праздники, как Международный Женский день 8 Марта, день Защитника Отечества, день Учителя, день Защиты детей. В такие праздники устраиваются различные увеселительные мероприятия. Давайте поиграем с вами в украинскую игру, которая называется « Хлебец». Дети становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком. - А теперь мы немного отдохнем. А, Милена покажет нам восточный танец, который приветствуется в нашей стране и очень нравится нашему народу. Следующая гостья приехала к нам из Молдовы. (Входит молдаванка на плече корзина с виноградом, звучит молдавская музыка.) Культурное наследие Молдавии богато самыми разнообразными традициями и обычаями. традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи. В Молдавии также распространена ручная вышивка и до недавнего времени не было такого дома, в которым женщины не украшали бы вышивкой домотканую одежду, занавеси, скатерти, и полотенца. Давайте рассмотрим вышивку на полотенце, на какую вышивку она похожа, чем отличается? Предлагаю детям, умеющим вышивать, вышить узор. Давайте с вами поиграем в молдавскую игру, которая называется «Лошадки». Играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую - кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят слова. Правила игры: кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время щелкать языком, пока их не поймают. Видите, как много мы узнали о гостях нашей страны. И все мы живем в нашей большой стране, России, которая тоже славится своей культурой и традициями, праздниками. Ну-ка, вспомните, какие народные праздники мы с вами проводили: Масленица, Сороки- прилет птиц, Пасха, Троица- праздник русской березки, когда прыгают через костер, Рождество, а какие веселые русские ярмарки . А на Руси гостей встречают хлебом солью. Звучит русская народная мелодия. Входит девочка и мальчик в русском народном костюме с хлебом, солью. А теперь пригласим наших гостей к столу Давайте посчитаем, сколько чашечек и блюдца нужно поставить для гостей, а сколько для нас | Ответы детей Дети накрывают на стол скатерть, ставят хлеб, соль. Ответы детей. Дети обводят ладошку и дорисовывают голубя Находят Россию на глобусе, отвечают на вопросы, рассматривают кукол в национальных костюмах. Узбекистан – прекрасный край! Пустыни, горы – это рай! Оазисы встречаются, прохладно получается. Природа наша просто класс, И здесь мы рады видеть вас! (Соня) Узбекский народ приветливый и щедрый, как и узбекское солнце и земля. Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам: виноград, как знак изобилия, гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад, а вот хурма, чтобы у вас было много ума. (Владик) Просмотр видеоряда на проекторе Наши дети тюбетейку и иголку брали Наши дети тюбетейки шили-вышивали Наши дети тюбетейки дружно надевали И на празднике веселом вместе все играли. (Соня). Слушанье сказки, ответы на вопросы по сказке. Слушанье музыки Я - веселая дивчина. Просмотр видеоряда на проекторе, вопросы-ответы Дети играют. - Пеку-пеку хлибчик! ( Выкрикивает хлибчик.) - А выпечешь? Спрашивает задняя пара. _ Выпеку! - А убежишь? - Посмотрю! С этими словами два задних игрока бегут в противоположные стороны с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становиться первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком Милена танцует восточный танец Слушание музыки Мозаика природы и труда, Просмотр видеоряда, вопросы-ответы Ответы детей, вышивание (умеющие) Дети играют. Выбирают кучеров считалочкой. - Та-ра-ра, та-ра-ра, - Ушли кони со двора. После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место – конюшню. Дети-лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить. Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря: Еду, еду на коне По чудесной стороне По Молдавии зеленой Жарким солнцем опаленной. Цок, лошадка, Цок, Гнедок, Цок подковой Цок-цок-цок . Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд: Всякая работа мастера славит. Из одного дерева – икона и лопата. Мала пчелка, да и то работает. ( Ксюша) Смелость города берет, Тот герой, кто за родину горой. Родина- краше солнца, дороже золота.(Паша) Дети приглашают на чаепитие, считают чашки и блюдца. Россия, Россия, наша страна. Очень и очень большая она. Россия, родина, наш дом, Где вместе с вами мы живем. (Влад)
Да, в мире много добрых людей, И они живут среди нас. И добротой бескорыстной своей Помогает нам каждый сейчас. (Настя) Пусть будет небо голубое, А солнце – ясным! Пусть человек не будет злым, А мир будет прекрасным. (Софи) Дети дарят подарки гостям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Добрые сказки" старшая группа
Путешествие по сказке "Снежная Королева"...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)
Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)
Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей»
"Сказка мыльных пузырей" Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, прим...