Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию
статья по теме

Кокорина Софья Михайловна

Выступление на I научно-практической конференции работников образования Центрального округа. Секция учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию

(Выступление на I научно-практической конференции работников образования Центрального округа. Секция учителей начальных классов. Кокорина Софья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 137, первая квалификационная категория)

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л.С. Выготский)

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с  переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.  

В связи с введением ФГТ изменилось понимание «готовности ребенка к школе». Во главу готовности ребенка к обучению к школе входят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое.

Таким образом, современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться.

Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Задачами преемственности детского сада и школы являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).

Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самооценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности - игровой - как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени - опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной - как  фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

Для реализации Федеральных Государственных Требований в  плане  преемственности  необходим ряд условий:

        высокопрофессиональные специалисты;

        специально организованная развивающая среда;

        методическое обеспечение;

  •         сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

        работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

        работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 3 до 7 лет.

1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной  язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предмета «Искусство» и т. д.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

В нашей школе обучение в школе раннего развития осуществляется по программе «Преемственность»

Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

      Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.

Концепция базируется на следующих принципах:

— непрерывности развития ребенка;

— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

— развития творческих способностей у детей;

— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

— развития и укрепления здоровья личности;

— развития духовно-нравственных убеждений личности;

— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

      Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

      Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

      Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

      Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей 5—6-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.

      В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.  

На основе результатов мониторинга, нашей школой и детским садом составляется программа сотрудничества и вырабатывается план конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями.

Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утреннике «До свидания, детский сад. Здравствуй школа» и др., посещение линейки «1 сентября».  Педагоги  нашей школы посещают открытые мероприятия, проводимые в ДОУ, приглашают к себе в гости.

Особое внимание уделяется  и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы,  могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят  на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.

При проведении предметных недель наши ученики обязательно собирают игры, загадки , ребусы,  оформляют дидактические игры, книжки-раскладушки, газеты  для детей из детского сада.

С родителями будущих первоклассников проводятся собрания, оформляются уголки, в блоге начальной школы выставляется много информации для того, чтобы родители нашли максимум ответов на свои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

тема: «Формы организации учебного процесса с использованием содержания курса основы православной культуры »

Мастер-класс участника краевого конкурса «Учитель года Кубани 2010» в номинации «Основы православной культуры»...

Преемственность содержания и форм организации дошкольного и начального образования.

В статье объясняется сложная структура преемственной связи между детским садом и школой...

формы организации образовательного процесса

Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов.Название технологииЗадачиФормы организацииЛичностно – ориентированные технологии- Гуманистическая направленность содержания ...