Развитие познавательного интереса на уроках
статья по теме

Гришкова Елена Алексеевна

Выступление на тему "Развитие познавательного интереса на уроках" в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_interesa_na_urokakhdoklad.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Развитие познавательного интереса на уроках

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является – познавательная. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

   Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого , используя свои приёмы развития познавательных интересов

   Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительной эмоциональной ситуации, работа в парах. Использование этих средств в ходе урока происходит комплексно, но определяющим, несущим основную смысловую нагрузку выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего школьника.

  Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, а с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

   Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интерес тесно связан со многими сторонами психического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает малыша, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости. Чем младше ребёнок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, выработке сознательной дисциплины., стремление к добыванию знаний.

   Шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребёнка. Но это и самый трудный период для учителя. Первоклассник легко запоминает то, что для него значимо, интересно, и с трудом усваивает то, что на него наводит тоску. В процессе учебной деятельности эти дети остро нуждаются в организации их умственной активности, т.к. они ещё не обладают производительностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.

   Первокласснику трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение ребёнка к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого учителя. А главная задача преподавателя в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познаниям, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

   Урок у учащихся начальных классов немыслим без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют игры, я сделала её непременным компонентом урока. Готовясь к уроку, продумываю каждый игровой момент, цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение.

  На уроках часто использую кукол, игрушки, сказочных героев: Буратино, Незнайку, Кота в сапогах, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку…дети очень любят этих кукол, особенно когда они радуются за правильные ответы учеников: хлопают в ладоши, погладят по голове отличившегося ребенка или пожмут ему руку. Использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс, снижает у ребят напряжение.

   Так, на уроке математики при закреплении последовательности чисел первого десятка, я прошу детей помочь Степашке (мягкая игрушка) выбрать из лабиринта числа и расположить в порядке увеличения.

1                              5                            9

   

               8                  2                       6

3                        7                    4                   10

В процессе деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать , что познания доставляют удовольствие прежде всего самому себе. Вот почему любимые игрушки становятся непосредственными участниками учебного процесса.

   На уроке обучения грамоте при ознакомлении с новой буквой я показываю детям слайд с  этой буквой и с изображением картинок, в названиях которых есть эта буква. Мы устраиваем ей именины, учим о ней стишки. А на уроке закрепления знаний об этой букве, проводим игру «Собери слова в корзину». Между рядами парт проношу корзинку и дети кладут в неё любую геометрическую фигуру из разрезной азбуки, называют слово, содержащее изучаемую букву.

   Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому именно на этих уроках приходится использовать много занимательного и игрового материала. Рассказы об истории языка, возникновении букв и азбуки, несомненно, тоже очень полезны для детей, т.к. пробуждают у них любознательность, интерес и любовь к родному языку, развивают языковое чутьё. Очень важны игры слов и со словами.

   Большое внимание надо уделять и развитию связной речи детей. Этому могут способствовать и загадки, которые активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачи и его всестороннего гармонического развития. Ведь загадки – это соревнование на смекалку, дающее больше возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Не зря, создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент, народные загадки.

   Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию,

   А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал увлекает детей, помогает им в усвоении орфографии.

   Занимательный материал может быть подобран к любой теме. Например, к теме «Слово» использую шуточное стихотворение «Ай да Я!».

-Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?..

Вы не знаете кто я.

Я не только буква «Я»-

Буква, слог и слово!                (А.Шибаев)

   А задание может быть такое: докажите, что буква «Я» действительно обозначает букву, слог и слово. Приведите примеры( «я»-буква, я-ма, я-го-да – слог, Я иду в школу – слово.)

Наиболее эффективным видом работы над безударными гласными в слове является игра «Маячки», которая даёт возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. На доску выведены предложения: В лесу жила лиса. В норе у неё лисята. Дети должны прочитать их дважды. Первый раз орфографически, затем орфоэпически. Цель такого задания – обратить внимание на несоответствие написания слов и произношение.

Дети любят получать письма от сказочных героев. С удовольствием слушают их сообщения, задания, исправляют ошибки, допущенные в письме.

   При изучении темы «Состав слов» мы часто работаем с таблицами, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят безударные гласные в корне.

вы

пить

лю

ле

леп

ный

пит

лен

ка

(вылепить, лепка, лепит, леплю, вылепленный)

Большую помощь в работе над развитием устной и письменной речи учеников оказывают «Рассказы в картинках». Использую их для оживления, развития интереса. Увлекательным становится даже сложный материал урока.

   Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе обучения. А.С. Макаренко говорил «…хорошая игра похожа на хорошую работу» и поэтому каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

   Дети с удовольствием помогают найти бабочке цветочек с нужным ответом, белке развесить грибы, запоминая состав чисел или подобрать нужный ключик к замку, отрабатывая вычислительные навыки. С целью проверки знаний можно использовать электронный вариант, заменяющий перфокарты. Например: белочка должна пройти через 3 столбика чисел так, чтобы в сумме получилось число 40.

28

9

5

26

7

9

24

5

3

Соревнование – эстафета «Лесенка» нравится детям и в 1 и в 4 классе. Все с удовольствием решают весёлые задачки в стихах.

   Именно в игре дети способны осознанно понять серьёзные вещи. Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, а всё это в конечном результате – труд.

   В 1 классе дети учатся без отметок, но я считаю, что оценивать знания, умения, навыки учащихся все же необходимо, чтобы ребята не потеряли интереса к учёбе. Это может быть улыбка учителя, слова «молодец», «замечательно», дружеское поглаживание или пожатие руки куклами-игрушками… В 3, 4 классах, это могут быть аплодисменты одноклассников.

   Пробудить интерес к познанию – важнейшая задача обучения и воспитания детей. В этом процессе желание учиться согласуется с умением учиться .вот почему ребёнку важно овладеть способами учения, знать, как, каким приёмом выполнить задание, поставленную учителем задачу. Тогда возникает возможность действовать самостоятельно – самому писать, рисовать, лепить, говорить.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе «Естествознание».

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе  «Естествознание»....

«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».

Педагогический проект  «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира» Цель: создание условий для формирования познавательных интересов младши...

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....