ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
статья (1 класс)
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада, родителей (законных представителей) и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС. | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Маслова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №63 с УИП» г. Саратов
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребёнком»
Л.С. Выготский
Введение Федеральных Государственных требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального общего образования - важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задачи преемственности детского сада и школы:
- Развитие любознательности
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
- Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативности
Цель:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы:
- Методическая работа с педагогами
- Работа с родителями
- Работа с детьми
Работа с педагогами:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ
- педагогические и психологические наблюдения.
- круглые столы, дискуссионные встречи;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
Работа с детьми:
- экскурсии в школу, дни открытых дверей;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
В последнее время в школах часто стали проводиться «Дни открытых дверей». Например, в нашей школе они проводятся ежегодно. В этот день приглашаются родители с детьми. Для мам и пап организуется собрание, а ребята отправляются на увлекательные игровые занятия с будущими учителями первых классов.
Курсы «Адаптация к школьным условиям» организуются ля детей, не посещающих ДОУ или посещающих их не систематически. Их целью является выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание и развитие у каждого ребенка позитивного отношения к себе и к окружающему миру, познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности. Работая в школе, мы проводим такие занятия в группах кратковременного пребывания «Предшкольная пора» УМК «Начальная школа ХХI века» и «Предшкола нового поколения» УМК «Перспективная начальная школа». Эти программы разработаны ведущими специалистами в области дошкольного образования в соответствии с ФГТ и обеспечивают преемственность с ФГОС НОО. Работа ведется по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Основная задача помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками. Работая в школе 20 лет, стараюсь применять различные формы, методы и технологии в работе с детьми, которые приходят из детского сада в 1 класс. На переменах провожу игры, с целью познакомить ребят, узнать получше друг о друге. На уроках часто работаем в парах, группах. На Новый год показываем в детских садах дошкольникам театрализованные представления. При проведении Дней открытых дверей мои ученики готовят поделки для будущих первоклассников.
Согласно плану работы ежегодно в октябре педагогом-психологом проводится диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. По её итогам в течение последних трёх лет наблюдается устойчивая положительная динамика. В ноябре-декабре по плану работы ОУ проходит исследование адаптационного периода первоклассников. Педагогом-психологом проводится диагностическая работа по изучению проблемы адаптации у первоклассников. Дети, посещающие до школы детский сад, успешно адаптируются к обучению в первом классе.
Вторая половина дня для некоторых первоклассников продолжается в ГПД. Адаптация к школе - довольно продолжительный процесс. Не один день требуется для того, чтобы ученик освоился в школе по-настоящему. А если первоклассник с первых дней в школе начинает посещать ГПД, адаптация для него усложняется, т.к. ему приходится выполнять двойную работу: привыкать и к 2 разным коллективам, и к разным педагогам одновременно. Воспитатели ГПД создают благоприятный микроклимат, ситуации успеха в игре, тем самым смягчают и ускоряют процесс адаптации первоклассников.
Исходя из опыта реализации ФГОС начального общего образования мы пришли к выводу, что на современном этапе необходимо по-новому выстраивать дошкольное и школьное образовательное пространство. При поступлении ребенка в школу учителя обращали большое внимание с какими знаниями, умениями и навыками дети приходят, сейчас мы стараемся изменить подход, на первый план выходит личностная готовность ребенка к школе, сформированность его внутренней позиции.
На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
– на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
– школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка – дошкольника и организует свою работу, развивая накопленный им потенциал.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада, родителей (законных представителей) и школы.
Поможем детям вместе!
Список литературы.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru
- Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....
Преемственность риторики между дошкольным и начальным образованием как средство реализации ФГОС
Риторическое образование является неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федераль...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...