Программа занятий предшкольной подготовки "Скоро в школу"
методическая разработка (1 класс) по теме

Семёнова Ирина Викторовна

Программа занятий  предшкольной подготовки в группах кратковременного пребывания детей в школе рассчитана на детей 6-7 лет. Целью программы является формирование готовности к школьному обучению. Программа рассчитана на 30 занятий: 10 занятий с учителем начальных классов (курс "Математика"), 5 занятий с учителем-логопедом (курс "Развитие речи"), 5 занятий с педагогом-психологом (курс "Культура эмоций"), 10 занятий с педагогами дополнительного образования (курс "Художественно-эстетическое развитие"). В программе представлен диагностический инструментарий, разработано примерное содержание  занятия курса "Культура эмоций".

Программа может заинтересовать заместителей директора, курирующих вопросы предшкольной подготовки, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9  г. НАДЫМА»

                                             Серия «Первоклассник»

И.В. Семенова

утверждено на научно-методическом совете

протокол № 1 от 05. 09. 2013 г.

Программа занятий

предшкольной подготовки

2013 год


Программа занятий предшкольной подготовки «Скоро в школу»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», 2013 г.,

составитель И.В. Семенова, заместитель директора по УВР данной школы

Редакционный совет:

Т. Г. Цвентарная, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»

О.Н. Якимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

И. В. Семёнова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»

Н. В. Питевка, руководитель Центра дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Представленная программа занятий предшкольной подготовки в группах кратковременного пребывания детей в школе рассчитана на детей 6 - 7 лет. Целью программы является формирование готовности к школьному обучению. Программа рассчитана на 30 занятий: 10 занятий с  учителем начальных классов (курс «Математика), 5 занятий с учителем-логопедом (курс «Развитие речи»), 5 занятий с педагогом-психологом (курс «Культура эмоций), 10 занятий с педагогами дополнительного образования (курс «Художественно-эстетическое развитие»).

Программа будет интересна заместителям директора, курирующим вопросы предшкольной подготовки, учителям начальных классов, родителям будущих первоклассников.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Особенности развивающих занятий

3. Основные знания и умения учащихся по окончании курса

4. Учебный план

5. Содержание курсов и тематическое планирование 

6. Пакет диагностических методик уровня эмоционального состояния, используемых на занятиях

6.1 Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса)

6.2 Методика  «Раскрась свои чувства»  с привлечением материалов Б. Элиот (авторы Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов)

7. Примерное содержание занятий курса «Культура эмоций»

 

8. В помощь учителю

8.1 Литература  для педагога

8.2 Литература для учащихся

9. Список использованной литературы


Пояснительная записка

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребенка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой, прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребенок встречается с ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать травмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое здоровье.

Этими обстоятельствами вызвана необходимость разработки программы по подготовке ребёнка к жизнедеятельности в новых социальных условиях. При подготовке программы «Скоро в школу» учитывались данные психолого-педагогических диагностик готовности и адаптации первоклассников к школьному обучению, проводимые  педагогами  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» за последние три года. На основании анализа сформированности комплекса умений первоклассников  в программе  представлены  три основные линии, по которым ведется подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать «во внутреннем плане» или, иными словами, производить некоторые действия в уме. В школе работает

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще до конца не научился. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему пока еще достаточно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной в их стремлениях по приобретению знаний.

Еще один фактор, которым характеризуются некоторые дети, поступающие в школу - это некая поведенческая «гиперактивность», следствием которой может стать асоциальное поведение. Некоторые дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не знают, как правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют элементарными навыками культурного поведения, что в свою очередь создаёт дискомфорт в отношениях «ученик - ученик», «ученик - учитель» и является помехой успешной учебной деятельности.

Таким образом, целью курса является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование  у них готовности к школьному обучению.

Данные цели реализуются путем решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • знакомство со сложным миром человеческих эмоций;
  • предупреждение и снижение тревожности и страхов;
  • знакомство с навыками саморегуляции и релаксации;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи и фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творчески активной личности;
  • повышение уверенности в себе
  • помощь будущим первоклассникам и их родителям в адаптации к школе, организации досуга, внеурочной деятельности.

Настоящая программа рассчитана на детей 6 - 7 лет, занимающихся в группах наполняемостью не более 20 человек. Срок реализации программы — 30 учебных занятий (10 учебных недель, с марта по май). Режим занятий: один раз в неделю по три занятия (учитель, логопед/психолог, педагог дополнительного образования). Продолжительность занятия — 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены. Так как занятия проводятся педагогами школы и рассчитаны на детей не только «домашних», но и посещающих дошкольные учебные заведения, занятия проводятся по субботам.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

•  использование игровых методов преподавания;

•  смена видов деятельности;

•  положительная оценка личных достижений каждого ребёнка;

• отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

Связь с родителями осуществляется на протяжении предшествующего учебного года и всего периода обучения  в форме индивидуальных бесед, тематических встреч с педагогами на родительских собраниях как в школе, так и в детских дошкольных образовательных учреждениях. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребенка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.

Индивидуальные достижения учащихся фиксируются педагогом после каждого занятия в оценочном листе, представляющем собой таблицу с цветными квадратами. Таким образом, педагог имеет возможность отслеживать успехи каждого ребенка в течение периода обучения и накопить материал с целью составления рекомендаций для последующей работы и общения с родителями. В ходе обучения педагог готовит и проводит самостоятельные работы, позволяющие определить степень усвоения материала, результаты которых доводит до сведения родителей на тематических встречах или индивидуальных беседах.

Показатели эффективности реализации программы

индикатор

КИМ

Положительная мотивация к учению

Мониторинг эмоционального фона ребёнка через цветовой ряд

Повышение уровня готовности к школьному обучению

Мониторинг приобретенных знаний и умений по разделам программы через методику «Копилка добрых слов»

Организация внеурочной занятости

Количество поданных родителями  заявлений в Центр дополнительного образования по предметам художественно-эстетической направленности

После комплектования групп на начальном этапе и на этапе завершения  обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

•  копирование рисунка;

•  ориентировка в межклеточном пространстве;

•  решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

•  тест на развитие фонематического слуха;

•  выделение главного признака предмета;

•  выявление закономерности;

•  графический диктант.

Особенности развивающих занятий

Основу психологических развивающих занятий составляют творческие сюжетные игры (ТСИ). В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное  развитие детей. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме на основе игровых ситуаций.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование на каждом развивающем занятии 3 — 5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

  • фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);
  • изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией — элементы теории решения изобретательских задач);
  • психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;
  • элементы групповой дискуссии.

Курс занятий по предметам художественно-эстетической направленности обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности.

Особенность изобразительной деятельности заключается о том, что для ее осуществления важно не просто развитие моторики руки, а совместное развитие руки, глаза и мышления.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой. Они могут «видеть» музыку в цвете, осязать её (мягкая, твёрдая, плотная и т.д.), могут слышать стихи как музыкальную интонацию (весёлую, озорную, жалобную), могут «озвучивать» рисунок динамическими оттенками.

Чтобы проверить степень освоения материала даётся ряд творческих заданий, они помогут выявить знания, умения и навыки учеников.

Основные знания и умения учащихся по окончании курса

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса учащиеся будут знать уметь:

•  соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;

•  считать в пределах 10;

•  сравнивать числа в пределах 10;

•  знать «соседей числа»;

•  решать простые задачи (в одно действие);

•  на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

•  составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

•  пересказывать небольшие тексты;

• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами.

Учебный план программы «Скоро в школу», 30 часов

 

Наименование курса 

Количество часов 

1 

Математика (занятия с учителем)

10 

2 

Культура эмоций  (занятия с психологом)

5

3

Развитие речи (занятия с логопедом)

5

4 

Художественно-эстетическое развитие  (занятия с педагогом дополнительного образования)

10 

Итого              

30

В содержание курсов математики и развития речи включены упражнения на развитие моторики:

  • подготовительная работа. Выполнение штриховки, полуовалов, овалов, кругов, линий различного вида;
  • графические диктанты;
  • письмо печатных цифр;
  • письмо печатных букв.

Содержание курсов и тематическое планирование

Развитие речи/

культура эмоций

Математика

Художественно-эстетическое развитие

1

День открытых дверей.

Развитие речи.

Чему учат в нашей школе? Открытое занятие для родителей.

День открытых дверей.

Чему учат в нашей школе?  Уроки и перемены. Открытое занятие.

День открытых дверей. Концерт, выставка детских  работ изобразительного искусства.

2

Культура эмоций.

Знакомство с миром эмоций. Приятные эмоции.

Правила поведения в нашей школе

Мониторинг эмоционального фона ребёнка через цветовой ряд.

Свойства предметов. Сравнение предметов.

Педагогическая диагностика.

Чудесный мир музыки.

Знакомство с музыкальными жанрами.

3

Культура эмоций. «Когда всем весело, а одному грустно. Неприятные эмоции».

 Диагностика тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса).

Пространственные отношения.

ИЗО.

Цвета в цветах. Радуга.

4

Культура эмоций.

«Ученье - свет, а неученье - тьма». Радость.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление о действиях сложения и вычитания

Ритмика.

Музыка и движение.

5

Развитие речи.

Времена года. Овощи. Фрукты. Текст. Предложение.

Знакомство с числом и цифрами (от 0 до 10).

Чудесный мир музыки.

Что такое ритм?

6

Развитие речи.

Дикие и домашние  животные  и  птицы. Гласные и согласные звуки.

Временные отношения.

ИЗО.

Чудо-линия.

7

Развитие речи.

Семья. Дом.  

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Точка и линия. Различные виды линий.

Ритмика.

Танцевальная азбука.

8

Развитие речи.

Город. Улица. Транспорт. Согласные звуки.

Луч и отрезок. Числовой отрезок.

Чудесный мир музыки.

Учимся слушать.

9

Культура эмоций.

Побори свой страх. Учимся управлять собой.

Диагностика тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса).

Представление о величинах и их измерении (длина, масса, объем, площадь).

ИЗО.

Волшебный шарик (лепка из пластилина)

10

Культура эмоций.

Кто быстрее, интереснее?

Мониторинг эмоционального фона ребёнка через цветовой ряд.

Знакомство с геометрическими телами

Педагогическая диагностика

Ритмика

Темп и характер танца

10

10

10


Пакет диагностических методик уровня эмоционального состояния, используемых на занятиях

Цель: определение уровня эмоционального состояния ребенка, прежде всего, уровня тревожности, поскольку как повышенная, так и пониженная тревожность, не создают условий для развития творческого потенциала.

        Для этой цели достаточно использовать комплекс из краткосрочных в проведении и обработке методик: методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) и методика «Раскрась свои чувства» с привлечением материалов Б. Элиот (авторы Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов).

  • Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) (занятия 2,9).

Результаты детей оцениваются в соответствии со следующими признаками по шкале Р. Сирса:

1) часто напряжен, скован;

2) часто грызет ногти (сосет палец);

3) легко пугается;

4) сверхчувствителен;

5) плаксив;

6) часто агрессивен;

7) обидчив;

8) нетерпелив, не может ждать;

9) легко краснеет, бледнеет;

10) имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации;

11) суетлив, много лишних жестов;

12) потеют руки;

13) при непосредственном общении с трудом включается в работу;

14) чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Совместно с  родителем заполняется следующий лист наблюдений:

Фамилия, имя ребенка 

Номер признака 

Иванова Маша 

3,6,7 

Петров Саша 

1,5 

Анализ результатов:

а) 1 – 4 признака — низкая тревожность;

б) 5 – 7 признаков — выраженная тревожность;

в) 8 и более признаков — высокая тревожность.

  • Методика «Раскрась свои чувства» с привлечением материалов Б. Элиот (авторы Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов)

 (занятия 3, 10).

Цель: выявить чувства, которые испытывает ребенок в той или иной ситуации, и места их локализации в теле. Раскрашивая «человечка», ребенок может, кроме того, экстериоризировать, проявить подавляемые чувства. Таким образом, он представит цветной портрет своих чувств.

Материал; стандартный лист белой бумаги с нарисованным контуром фигурки человечка, шаблон фигурки человечка, 7 цветных карандашей — желтый, оранжевый, зеленый, синий, ярко-красный, коричневый и черный.

Ребенку выдается лист бумаги, на котором схематично изображен человечек, и карандаши.

Инструкция; «Представь, что этот человечек — сказочный герой, в которого ты превратился. Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства».

Когда ребенок раскрасит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так а не иначе.

Интерпретация цветовых характеристик.

Желтый — радость.

Оранжевый — счастье.

Зеленый — удовольствие.

Синий — грусть.

Ярко-красный — гнев, раздражение.

Коричневый — чувство вины.

Черный — страх.

Если ребенок раскрашивает фигурку спокойными тонами (желтым, зеленым, оранжевым), то это говорит о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, можно ожидать, что он будет конструктивно воспринимать занятия и реагировать на них.

Появление в рисунке черных, коричневых и ярко-красных тонов может означать либо нестабильное актуальное эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если имеется неупорядоченная, тревожная штриховка, когда ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль, напряжение; либо ребенок просто привык рисовать этим цветом.

Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, то с таким ребенком желательно провести индивидуальную психокоррекционную работу.

Локализация черных, коричневых и ярко-красных пятен в определенных местах тела «человечка» может означать:

  • в области головы — возможно, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему
    покоя или пугают его. Имеет смысл переключить деятельность ребенка на двигательные упражнения, а потом перейти к придумыванию сказок и решению трудных «сказочных» задач;
  • в области рук — скорее всего ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими людьми. В таком случае ребенку необходимы принятие и поддержка, далее можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое
    взаимодействие (рассказывание сказки);
  • в области ног — возможно, ребенок ощущает себя недостаточно уверенно и защищенно или имеет мышечное напряжение в ногах. Помимо принятия и поддержки ребенку необходимо дать возможность «отбрыкаться» ногами, а после можно предложить ему легкие упражнения для того, чтобы усилить чувство уверенности в себе и своих возможностях;
  • в области груди — можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство. С ним можно начинать работу с психодинамических медитаций, переходя постепенно к изготовлению кукол и постановке сказок.

Для того чтобы сделать окончательные диагностические выводы, необходимо провести с ребенком серию рисунков, т. к. на раскрашивание «человечка» влияет его состояние в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка, в которой происходит рисование.

Примерное   содержание занятий

курса «Культура эмоций»

ЗАНЯТИЕ  Знакомство с миром эмоций. Приятные эмоции. Правила поведения в нашей школе.

Цели:

познакомить детей с эмоциональным миром человека, с чувством радости;

развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность;

познакомить с правилами поведения в школе.

Детям рассказывают о том, что такое эмоции и зачем они нужны.

Вы можете представить человека, который никогда не смеется, не плачет, не сердится, не боится? Действительно, все люди в различные моменты своей жизни то радуются, то огорчаются, то боятся. Когда это происходит?

Радость, печаль, грусть, страх, удивление все это разнообразные эмоции. С их помощью мы показываем свое отношение к тому, что с нами происходит, и наше лицо выражает либо скуку, либо удивление, либо страх... Значит, эмоции отражаются на наших лицах. При удивлении мы приподнимаем брови, когда испытываем радость, уголки наших губ приподнимаются и растягиваются в стороны и т. д.

Давайте подумаем, как еще люди выражают эмоции? Представьте, что вы смотрите цирковое представление, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомните, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: удивление, восхищение и, может быть, было немного страшно, а потом очень весело. Оказывается, одно и то же событие может вызвать сразу много эмоций и проявлять их можно с помощью выражения лица. Но когда нам становится интересно, что же происходит на арене цирка и как это у фокусника все получается, мы можем привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: «Ничего себе!», «Здорово!». Значит, свои эмоции можно выражать еще и с помощью слов. И, наконец, когда мы, восхищаясь артистом, хлопаем в ладоши, мы выражаем свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (т. е. в выразительных движениях своего тела). Далее дети выполняют несколько заданий.

  • «Азбука настроений»

Цель: знакомство с эмоциональным миром.

Материалы: пиктограммы — изображения разных эмоциональных состояний, наборы из шести карточек с изображением людей и животных с разным эмоциональным состоянием, вырезки из журналов — фотографии людей с разным настроением, ножницы.

A.        Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями с помощью пиктограмм. Психолог просит детей поднять карточку, где персонаж удивлен, обижен, радуется, боится и т. д.

Б. Детям предлагается набор разрезанных фотографий, перемешанных между собой. Предлагается помочь людям найти и собрать их фотографии.

B.        Дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм, отличающийся от того, что у партнера. Один ребенок выбирает пиктограмму и называет, что на ней изображено, другой — показывает пиктограмму с изображением эмоции, которая предшествовала появлению эмоционального состояния,
изображенного на первой пиктограмме.

Таким образом, можно моделировать различные ситуации.

  • «Мимическая гимнастика».

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мышц лица, продемонстрировав удивление (сморщить лоб, поднять брови), страх (расширить глаза, открыть рот, все тело напряжено), презрение (сжать губы, прищурить глаза) и т. п.

•        Этюды на выражение разных эмоций: «Лисенок боится», «Собака лает и хватает за пятки», «Гроза», «Момент отчаяния», «Ночные звуки», «Сочувствие»

  • «Приятные эмоции»

Материалы: пиктограмма «радость», фотографии веселых людей, бумага, цветные карандаши и краски.

Дети садятся в круг. Психолог поворачивается к тому, кто сидит справа от него, знакомится с ребенком, называет ребенка по имени и говорит, что он рад его видеть. Далее ребенок поворачивается к своему соседу справа и делает то же самое, и так до тех пор, пока все дети не поприветствуют своего соседа и не познакомятся.

Детям показывают пиктограмму «радость». Как вы думаете, этот человечек грустный? А, может быть, он сердитый?.. Да, этот человечек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?

  • Упражнение «Солнечный зайчик».

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Хорошо! Мы подружились с Солнечным зайчиком. Теперь глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

  • Этюд «Встреча с другом».

Цели: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений.

В этюде можно использовать сказочных героев, придуманных детьми.

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу!

Дети отрабатывают выразительные движения — плечи опущены, выражение печали на лице (грусть); объятия, улыбка, смех (радость).

Далее детям дают фотографии. (Цель: рефлексия чувств.)

Посмотрите на эти фотографии и выберите веселых, улыбающихся людей. Какое чувство они испытывают? Как вы догадались?

Поговорим о том, что такое радость для вас. Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда...»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши или краски, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем дети садятся в крут и рассказывают о том, что они нарисовали.

Знакомство с правилами поведения на уроках и переменах

В заключение занятия проводится игра «Доброе животное».

Цель: развитие чувства единства.

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук делаем шаг вперед, тук шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ    «Ученье - свет, а неученье - тьма». Радость.

Цели: закрепление и обобщение знаний о чувстве радости;

 укрепление желание учиться, получать знания, показ, необходимости знаний.

Материалы: пиктограмма «радость»; рисунки детей с предыдущего занятия; бумага, карандаши; коробка с конфетками.

Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите свое имя так, как это сделал бы ветер...Молодцы! (Цель: создание атмосферы единства.)

На прошлом занятии мы с вами говорили о чувстве, которое называется радость. Вы говорили, что такое радость для вас, ваших родителей, друзей. Мы рисовали радость. Давайте посмотрим на рисунки. Как мы можем понять, что этот рисунок радости? Что нам

помогает? Обратите внимание на цвет, изображение главного героя, солнце, улыбки.

Детям предлагается игра «Радостная ромашка».

Цель: развитие эмпатии.

Материал: лист ватмана с нарисованной в центре пиктограммой радости, вокруг пиктограммы приклеены лепестки. На лепестках написано то, что говорили дети, когда заканчивали предложение «Я радуюсь, когда...».

Давайте вместе найдем место этой ромашке на стене, и пусть она напоминает вам о наших радостных занятиях.

Рисунки и «Ромашку» можно повесить в раздевалке или вестибюле группы и порадовать родителей.

А теперь посмотрите, что я вам принесла. (Детям показывают коробочку, закрытую крышкой. Надо потрясти коробочку, а дети пусть угадывают на слух, что в ней находится). Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле.

Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ    Когда всем весело, а одному грустно.

Неприятные эмоции.

Цели: знакомство с чувством страха; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, снятие эмоционального напряжения; воспитание дружелюбия,  умения различать и понимать эмоциональные состояния

Материалы: фотография ребенка, испытывающего страх; пиктограмма «страх»; свеча в безопасном подсвечнике.

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например, «Женя, я рад тебя видеть!».

Дети рассматривают фотографию.

Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок?... Да, это чувство страха. Попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем в «Солнечного зайчика».

Теперь, когда наши мышцы расслабились, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх.

А сейчас я расскажу вам историю «Как котенок потерялся».

Рассказ разбирается и проигрывается по ролям.

Посмотрите, какие картинки я вам принесла. На занятии используется «Азбука настроения». На картинках — изображение животных, испытывающих страх. Детям предлагается выбрать какого-нибудь героя и рассказать, чего он боится, и что надо сделать, чтобы его страх пропал. Щель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.)

А сейчас мы все вместе пожалеем, утешим героя. Только сделать это нужно без слов, с помощью прикосновений.

Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам? Игра проводится до тех пор, пока не примут участия все желающие. 

Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг и поиграем в «Доброе животное».

А теперь в благодарность или просто потому, что этого хочется, можно попросить кого-то себя обнять или предложить кому-то свои объятия. Кто хочет это сделать?

Замечательно! На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ  Побори свой страх. Учимся управлять собой.

Цели: обучение нахождению преодоления страха, выражению этого чувство в рисунке; развитие умения справляться со страхом. формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием.

Материалы: бумага, карандаши; книга Н. Носова «Живая шляпа» или Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Наше занятие мы начнем с приветствия (см. занятие 1).

Сейчас мы с вами поиграем в «Паровозик». Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозиком? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя. Щель: настроить детей на работу в группе.)

Наш поезд останавливается на станции «Художественная». Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники. Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к «Книге страхов». Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. Щель: развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.)

Когда все работы будут закончены, детям предлагают сесть в крут, показать и рассказать о том, что у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, психолог предлагает всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи. Я тоже расскажу вам историю про страх и покажу иллюстрации, которые сделал художник, чтобы книга получилась красочной и интересной. Используются книги, предложенные в материалах к данному занятию, или другие детские книги с соответствующей темой.

Если останется время, можно инсценировать отрывки из этих произведений. Лучше использовать те сценки, где состояние страха выражено наиболее ярко. При желании можно перенести инсценировку на следующее занятие.

  • «Нарисуй и победи свой страх».

Материалы: бумага, краски, карандаши, ножницы.

До начала упражнения желательно поговорить с детьми на тему «Чего я боюсь; когда бывает страшно; было ли такое, кода ты сильно испугался». В тесном доверительном кругу психолог рассказывает о своих детских страхах: «Когда  я был маленьким, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое ? », «А кто чего боится?». Каждый раз он просит поднять руку тех, у кого было похожее.

После беседы детям предлагается нарисовать то, что они боятся.

Когда дети изобразят свои страхи, надо еще раз провести беседу о страхах по рисункам.

Затем детей просят разрезать свои «страхи» на мелкие кусочки. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, психолог показывает детям, что теперь его собрать невозможно. Он предлагает завернуть все мелкие кусочки в большой лист бумаги и выбросить все это в мусорное ведро. Если позволяет обстановка, можно вместе с детьми сжечь мусор, а вместе с ним и «страхи».

Примечание. Желательно повторить упражнение через 1 - 2 недели и посмотреть, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).

Кроме этого в работе с тревожностью и страхом можно использовать упражнения, целью которых является ознакомление детей с условиями достижения успеха. Например:

  • Я справился.

Материал: для каждого ребенка потребуется по две пустых баночки; фишки (пуговицы, бусинки...).

Психолог предлагает детям разные ситуации, например: «Тебя дразнят», «У тебя что-то не получается», «Ты боишься не справиться с каким-то заданием». Желающие могут предложить свои способы действия, которые затем обсуждаются всеми. Если ребенку, пред-

дожившему свой вариант, удалось, по мнению остальных, справиться с ситуацией, то он бросает фишку е баночку «Я справился», если нет — в баночку «Я не справился».

  • «Мусорное ведро».

Психолог пишет на листочках бумаги: «Мне плохо когда...», «Мне жаль себя, если...» и пр. столько, сколько дети захотят. Затем эти мысли зачитываются и обсуждаются:

  • Какие это мысли?
  • Нужны ли они нам?
  • Помогают ли эти мысли справляться с трудностями?
  • Зачем же тогда их читать?
  • Зачем же их хранить?

Психолог просит детей скомкать все листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мешают, они нам не нужны!» и выбросить в мусорное ведро.

Дети выполняют ряд упражнений на саморегуляцию и релаксацию.

  • «Возьми себя в руки».

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди это поза выдержанного человека».

  • «Заряд бодрости».

Это упражнение лучше выполнять сидя на полу. Детям дается инструкция:

«Сядьте свободно. Вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь пальчиками за самые кончики ушей один сверху, другой снизу уха. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 5 раз в одну сторону и 5 в другую. А теперь опустите руки, встряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вы-

тяните руку и прислоните пальчик между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз круговыми движениями со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Встряхните ладошки. Соберите пальцы руки в горсточку, найдите внизу шеи ямку, прикоснитесь с ней рукой со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» помассируйте ямку 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую. Молодцы!» Предостережение! Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения детьми точек.

  • «Дыши и думай красиво».

Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и выдохни. Теперь глубоко вздохни и скажи:

  • «Я — лев». Произнося «Я», делай вдох, «лев»
    выдох.
  • «Я — птица». Вдох, выдох.
  • «Я— спокоен». Вдох, выдох.
  • «Путешествие на Голубую звезду».
    Материалы: магнитофон, аудиокассета с записью

медитативной музыки, коврики.

На нашей родной планете Земле – живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас в космосе соседи? Сейчас помечтаем и мы.

Лягте удобно, закройте глаза... Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами... Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы –  команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите в кулачки штурвалы и сильно надавите ступнями на педали... Держите крепко штурвалы... Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Почувствуйте, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает вас... Корабль взлетает... Нам становится легко... Сейчас важно ровно дышать: вдох выдох (3 раза). Хорошо! Вы почти не чувствуете своего тела, оно легкое, невесомое... Вдох выдох (2 раза).

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая... Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и глубокий выдох (2 раза)... и плавно отпустим штурвалы и педали... Как плавно и мягко мы сели.

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды... Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому планета и кажется голубой... В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть жители Голубой Звезды Чистокрылышки... Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность... Они протягивают нам свои чистые крылышки... Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта.

Пора возвращаться на Землю... Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Теперь поблагодарим наших новых друзей: Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания.

ЗАНЯТИЕ  Думая, учись, развивайся.

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

  • Игра «На что похоже?»
    Материал: на начальном этапе игры необходим

образный материал— разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т. п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет? » и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»].

Игра может проводиться в форме соревнования. Командам ставится условие — кто назовет большее число вариантов ответа, тот побеждает.

  • Игра «Что общего?»

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал; реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т. п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш — на бумаге, самолет — на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т. д.

  • Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок»

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит «сделать изобретение». Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько состоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т. п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: «В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысл обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделки получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

  • Игра «Ресурсный анализ»

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот или иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и в социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционального мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу? Как ей поступить?», «На занятиях в школе учитель  ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и неправильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

  • «Земля воздух вода».

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» название птицы, во втором случае («земля») животного, если было сказано «вода» название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнить, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т. д.

  • «За и против».

Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: пред ставим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза.

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

• «Оптимисты и скептики»

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:

  • Хорошо, что дома телевизор есть — смотреть можно.
  • Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой — на всех чая хватит.
  • Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное — горло может заболеть.
  •         Плохо, да не очень — летом холод приятен и т. д. Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:
  • По улице мужчина шел. Хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!
  • Плохо, да не очень— грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказать таким образом знакомую сказку, например «Три поросенка».

  • Жили — были три братца-поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Осень наступила, а им  жить негде. Это плохо!
  • Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели.  Это плохо! И т. д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития — ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути — укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

  • «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож придет мужчина, упала ложка придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т. д. Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие — последнее в программе, то по его завершении психолог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

В помощь учителю

Литература для педагога

1.  Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 2001.

2.  Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педагогов и родителей. — М.: Дрофа, 2004.

3.  Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. — М.: Издательский дом «Баласс», 2003.

4.  Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. В двух книгах. — СПб.: Дельта, 1999.

5.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два— ступенька. Методические рекомендации. — М: Ювента. Просвещение, 2003.

6.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух книгах. — М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература для учащихся

1.  Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память. — М.: Дрофа, 2004.

2.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Часть 3, 4. — М.: Баласс, 2004.

3.  Илюхина В.А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь в двух частях. — М.: Дрофа, 2004.

4.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два— ступенька. Часть 1,2.— М.:Ювента. Просвещение, 2004.

5.  Школа для дошколят. Развиваем внимание. — М.: Росмэн, 2004.

6.  Школа для дошколят. Развиваем мышление. — М.: Росмэн, 2004.

7.  Школа для дошколят. Развиваем память. — М.: Росмэн, 2004.

Использованная литература:

  1. Бабич О.М. Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Демчук О.В. Программа курса для дошкольников «Адаптация к школе» // Практика административной работы в  школе. – 2006. – № 5.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух книгах. — М.: ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на занятиях предшкольной подготовки

Я считаю, что игра-это поле для творчества.Именно в игре проявляются гибкость и оригинальность мышления.Благодаря играм у ребёнка развиваются мыслительные операци,.развиваются способности к моделирова...

Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).

Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи....

Тематическое планирование занятий предшкольной подготовки

Тематическое планирование занятий предшкольной подготовки для детей 7 лет...

Презентации к учебным занятиям по предшкольной подготовке УМК Школа 2100

Данные презентации составлены для ипользования на занятиях  по предшкольной подготовке по курсу "Здравствуй мир" УМК Школа 2100 автор: Вахрушев...

Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"

Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки....

Презентации к занятиям предшкольной подготовки

Презентации составлены на основе программы "Солнечные ступеньки"1. В лесу2. Игрушки3. На клумбе...

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...