программа по внеурочной деятельности кружок "Мир загадок"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Советникова Евгения Васильевна

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка

- цели и задачи курса_____________________________________________________________________________________________3

  1. Содержание  программы _________________________________________________________________________________________4
  2. Требования к уровню освоения курса_______________________________________________________________________________4
  3. Планируемые результаты _________________________________________________________________________________________5
  4. Календарно-тематическое планирование ____________________________________________________________________________5
  5. Перечень учебно-методического обеспечения:

- список литературы  _____________________________________________________________________________________________8

- предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы ___________________________________________________9


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность) – кружок «Мир загадок» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения), базисного учебного плана и авторской программы С. Гин «Мир загадок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочка ФГОС "Мир загадок"164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Видновский художественно-технический лицей 

Утверждаю

Директор МОУ Видновского

художественно-технического лицея

_______________И.В. Николаева

                                                                                                                                                                       « _____»____________    2013г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Кружок «Мир загадок»

на базовом уровне

для 2 класса

учитель Советникова Евгения Васильевна

2013-2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

- цели и задачи курса_____________________________________________________________________________________________3

  1. Содержание  программы _________________________________________________________________________________________4
  2. Требования к уровню освоения курса_______________________________________________________________________________4
  3. Планируемые результаты _________________________________________________________________________________________5
  4. Календарно-тематическое планирование ____________________________________________________________________________5
  5. Перечень учебно-методического обеспечения:

- список литературы  _____________________________________________________________________________________________8

- предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы ___________________________________________________9


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность) – кружок «Мир загадок» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения), базисного учебного плана и авторской программы С. Гин «Мир загадок».

Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир загадок» во 2 классе отводится  34 часа в год (количество часов в неделю – 1).

Программа курса по выбору «Мир загадок» предназначена для учащихся 2 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной  деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Цель курса по выбору «Мир загадок»:

ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

Содержание программы (34 часа)

№  п/п

Тема

Всего часов на тему,  ч

Форма контроля

1.

Путешествие в Страну загадок

1

Отзыв

2.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

3

Загадка, рисунок

3.

Город самых простых загадок. Улица «Форма»

4

Рисунок, поделка

4.

Город самых простых загадок. Улица «Размер»

3

Рисунок, сказка

5.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество»

4

Загадка, рисунок

6.

Город пяти чувств

5

Рисунок, рассказ

7.

Город загадочных частей

4

Рисунок, рассказ

8.

Город загадочных мест

2

Обсуждение, буклет

9.

Путешествие на машине времени

3

Рассказ, описание

10.

Подведение итогов обучения

3

Защита творческих работ. Отзыв

Итого

32

Требования к уровню освоения курса

К концу 2 класса учащиеся

будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению е чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

Планируемые результаты освоения предмета

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

 • ценностно-смысловые:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

 • общекультурные:

  •  расширение кругозора;
  •  повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;

• учебно-познавательные:

  •  умения организации учебно-познавательной деятельности;
  •  овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

• информационные:

—        умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;    

• коммуникативные:

  •  овладение навыками работы в группе;
  •  владение различными социальными ролями в коллективе;
  •  развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

• социально-трудовые:

— поддержка и стимулирование социальной активности;

• личностные:

  •  освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
  •  овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
  •  формирование культуры мышления и поведения

Контроль:

обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Формы деятельности

Формы контроля

Кол-во часов

Дата

Скорректир. сроки

1.   Путешествие в Страну загадок                                                                                                                                          1

1.1

Знакомство со Страной загадок

Изучение нового

материала

Беседа, игра, фантазирование

Отзыв

1

2.   Город самых простых загадок. Улица «Цвет»                                                                                                                  3

2.1

Улица «Цвет»

Формирование новых умений

Практическая работа, создание творческих продуктов

Загадка

1

2.2

Изменение цвета в природе

Изучение нового

материала

Игра, проблемный диалог

Обсуждение

1

2.3

Цвет в рукотворном  мире

Обобщение и систематизация

Фантазирование, беседа, практическая работа

Рисунок

1

3.   Город самых простых загадок. Улица «Форма»                                                                                                               4

3.1

Улица «Форма»

Изучение нового

материала

Беседа, сравнение

Игра

1

3.2

Изменение формы

Комбинированное

Проблемный диалог

Поделка

1

3.3

Замок похожестей-непохожестей

Формирование новых умений

Создание творческих  продуктов

Загадка

1

3.4

Геометрические головоломки

Практическое применение знаний

Практическая работа, фантазирование

Рисунок

1

4.   Город самых простых загадок. Улица «Размер»                                                                                                               3

3

4.1

Улица «Размер»

Обобщение

и систематизация

Беседа,

проблемный диалог

Обсуждение

1

4.2

Относительность

размера

Закрепление знаний

и умений

Проблемный

диалог

Рисунок

1

4.3

Противоречия  в размере

Комбинированное

Проблемный диалог,  фантазирование

Сказка

1

5.   Город самых простых загадок. Улица «Вещество»                                                                                                         4

4

5.1

Улица «Вещество»

Практическое применение знаний

Практическая работа

Обсуждение

1

5.2

Агрегатное состояние вещества

Изучение нового

материала

Игра,  беседа,  инсценировка

Загадка

1

5.3

Вещества в изобретательских ситуациях

Формирование новых

умений

Решение изобретательских ситуаций, фантазирование  

Загадка

1

5.4

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Создание  творческих продуктов

Рисунок

1

6. Город пяти чувств                                                                                                                                                                  5

6.1

Улица

«Зрение»

Обобщение

и систематизация

Игра,

беседа, решение изобретательских ситуаций

Обсуждение

1

6.2

Улица «Слух»

Комбинированное

Беседа, игра, практическая работа

Описание

1

6.3

Улица «Осязание»

Комбинированное

Игра, практическая работа, создание творческих продуктов

Рассказ

1

6.4

Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

Комбинированное

Проблемный диалог, фантазирование

Сказка

1

6.5

Решение изобретательских задач «на обнаружение»

Практическое применение знаний

Игра, анализ, решение изобретательских задач

Обсуждение

1

7.   Город загадочных частей                                                                                                                                                    4

7.1

Знакомство с Городом загадочных частей

Изучение нового

материала

Игра, обсуждение

Рисунки

1

7.2

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Создание творческих продуктов

Рисунок

1

7.3

Игры и упражнения со словами

Практическое применение знаний

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Рассказ

1

7.4

Придумывание необычных предметов

Формирование новых умений

Игра, практическая работа

Рисунок

1

8.   Город загадочных мест                                                                                                                                                        2                                          

8.1

Знакомство с Городом загадочных мест

Изучение нового

материала

1    

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Обсуждение

1

8.2

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Проблемный диалог, фантазирование

Буклет

1

9.   Путешествие на машине времени                                                                                                                                       3

9.1

Путешествие в прошлое

Обобщение и систематизация

Игра, беседа

Обсуждение

1

9.2

Путешествие в будущее

Обобщение и систематизация

Игра, фантазирование

Рассказ

1

9.3

Путешествие в Город загадочных дел

Комбинированное

Игра, беседа

Описание

1

10. Подведение итогов обучения                                                                                                                                               3                                                                                

10.1

Подготовка творческих работ (проектов)

Практическое применение знаний

Практическая работа

Рисунок

1

10.2

Защита творческих работ (проектов)

Контроль

Презентация

Защита проекта

1

10.3

Праздник «Прощание во Страной загадок»

Обобщение и систематизация

Праздник

Отзыв

1

33-34

Резерв                                                                                                                                                                          2                                                                                                                                                    

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

  1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н.К. Винокурова. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Гин С.И. Первые дни в школе/С.И. Гин, И.Е. Прокопенко. — М.: ВИТД-ПРЕСС, 2008.
  4. Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В. Межиева. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  6. Нестеренко А.А. Страназагадок/А.А. Нестеренко. —ростов н/Д.: РГУ, 1995.
  7. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д- Родари. — М.: Самокат, 2011.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э,,|?щманов-ский. — Ярославль: Гривзрр, 1996.
  9. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. — СПб.: Речь, 2002.
  10.  Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. — М.: Педагогика, 1993.
  11.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  12.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е   изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  14.  Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  15.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы

  1. info@metodkabinet.eu 
  2. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
  3. http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
  4. http://www.uroki.net/docnach.htm
  5.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
  6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575
  7. http://www.n-shkola.ru/
  8. http://russmag.ru/pgroup.php?id=3
  9. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  10. http://nachalka.info/
  11. http://www.uchportal.ru/dir/5
  12. http://bobrdobr.ru/group/3213347/
  13. http://www.nachalka.com/
  14. http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
  15. http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566
  16. http://www.solnet.ee/
  17. http://pochemu4ka.ru/index/0-402
  18. http://viki.rdf.ru/

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры начального образования

от «___» _______ № ____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________

«__» _________ 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"

Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...

Программа по внеурочной деятельности 1 кл Мир загадок

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир загадок 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"...

программа внеурочной деятельности "Планета Загадок"

Программа общеинтеллектуального направления, расчитанная на 4 года обучения....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Мир загадок"

Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника...

Программа кружка по внеурочной деятельности "Планета загадок"

Программа кружка «Планета загадок» позволяет в большем объёме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля....