Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Мир загадок"
рабочая программа (1 класс) на тему
Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_mir_zagadok.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир загадок» для 1 «А» класса (духовно-нравственная направленность) составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования и авторской программы внеучебного курса «Мир загадок» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора С.Гин («Школа креативного мышления» 2013 год издания); в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу, дисциплине) в МАОУ СОШ № 50, утверждённому приказом директора школы № 141-о от 01.09.2014 г.
Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир загадок» в 1 классе отводится 32 часа в год (количество часов в неделю – 1).
Программа курса «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире.
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное, мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни – Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»
Процесс взросления можно представить, как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний. Вспомним слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг». Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.
Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно я сегодня не пойду?» и т.д.
Нельзя все уроки сделать творческими. Но работать в первом классе так же, как в четвёртом или десятом – тоже неправильно. Выход есть: путешествие по Стране загадок позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Методологическую основу курса составляют приёмы нахождения новых идей, приёмы развития творческого мышления и воображения.
Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале урока можно было «отправиться в дорогу».
Вместе с детьми на занятии путешествует Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и поможет вести урок, ведь она умеет спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки.
На каждом уроке необходимо иметь небольшой мячик, с помощью которого увлекательно и динамично проводятся упражнения, предполагающие множество ответов. Ребятам для занятий необходим альбом для рисования.
Несмотря на то, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться вместе с родителями.
Планирование составлено так, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих.
Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогут учащимся осваивать любые, в том числе и традиционные предметы. Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание занятий с уровнем подготовки детей. Они повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт.
Обучение строится с учётом возрастных особенностей младших школьников, что позволяет детям проявить свою активность. Занятия проводятся в деятельностном режиме.
3.Общая характеристика курса
Цель курса по выбору «Мир загадок»:
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
У первоклассников заметно развивается делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.
Задачи:
- Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.
- Знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.
- Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.
4. Место курса в обучении.
В соответствии с планом внеучебной деятельности курс реализуется по
направлению духовно-нравственного воспитания в форме кружковых занятий познавательно-творческого характера. Курс изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объём времени составляет 32 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Мир загадок» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- Формирование у обучающихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
- Развитие у обучающихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самореализации;
- Формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
- Формирование креативности: открытости к новому опыту, умению находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческому отношению к действительности.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
5. Предполагаемые результаты
В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные действия:
- целеполагание;
- планирование;
-прогнозирование;
- контроль;
- оценка;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные универсальные действия:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
• ценностно-смысловые:
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
• общекультурные:
- расширение кругозора;
- повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
• учебно-познавательные:
- умения организации учебно-познавательной деятельности;
- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
• информационные:
— умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
• коммуникативные:
- овладение навыками работы в группе;
- владение различными социальными ролями в коллективе;
- развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
• социально-трудовые:
— поддержка и стимулирование социальной активности;
• личностные:
- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
- овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
- формирование культуры мышления и поведения
6.Содержание программы курса (32 часа)
№ п/п | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1. | Путешествие в Страну загадок | 1 | Отзыв |
2. | Город самых простых загадок. Улица «Цвет» | 3 | Загадка, рисунок |
3. | Город самых простых загадок. Улица «Форма» | 4 | Рисунок, поделка |
4. | Город самых простых загадок. Улица «Размер» | 3 | Рисунок, сказка |
5. | Город самых простых загадок. Улица «Вещество» | 4 | Загадка, рисунок |
6. | Город пяти чувств | 5 | Рисунок, рассказ |
7. | Город загадочных частей | 4 | Рисунок, рассказ |
8. | Город загадочных мест | 2 | Обсуждение, буклет |
9. | Путешествие на машине времени | 3 | Рассказ, описание |
10. | Подведение итогов обучения | 3 | Защита творческих работ. Отзыв |
Итого | 32 |
Формы подведения итогов реализации программы курса «Мир загадок».
С учётом социально-культурных особенностей и потребностей региона в содержание курса внесены изменения: организовано посещение Областной Филармонии, Драмтеатра, организованы выездные экскурсии зоопарка Калининграда, экскурсионно-познавательные поездки по родному краю, городу Калининграду. Дети принимают участие в областных региональных, городских, школьных выставках творческих работ, фестивалях проектов, конференциях, соревнованиях («Хранители природы», «Областные Бианковские чтения», «Поиск и творчество», «Я-исследователь», «Муравьишка» и др.)
7.Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Формы деятельности | Формы контроля | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1. Путешествие в Страну загадок 1ч | ||||||||
1.1 | Знакомство со Страной загадок | Изучение нового материала | Беседа, игра, фантазирование | Отзыв | 1 | |||
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» 3ч | ||||||||
2.1 | Улица «Цвет» | Формирование новых умений | Практическая работа, создание творческих продуктов | Загадка | 1 | |||
2.2 | Изменение цвета в природе | Изучение нового материала | Игра, проблемный диалог | Обсуждение | 1 | |||
2.3 | Цвет в рукотворном мире | Обобщение и систематизация | Фантазирование, беседа, практическая работа | Рисунок | 1 | |||
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» 4ч | ||||||||
3.1 | Улица «Форма» | Изучение нового материала | Беседа, сравнение | Игра | 1 | |||
3.2 | Изменение формы | Комбинированное | Проблемный диалог | Поделка | 1 | |||
3.3 | Замок похожестей-непохожестей | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Загадка | 1 | |||
3.4 | Геометрические головоломки | Практическое применение знаний | Практическая работа, фантазирование | Рисунок | 1 | |||
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» 3ч | ||||||||
4.1 | Улица «Размер» | Обобщение и систематизация | Беседа, проблемный диалог | Обсуждение | 1 | |||
4.2 | Относительность размера | Закрепление знаний и умений | Проблемный диалог | Рисунок | 1 | |||
4.3 | Противоречия в размере | Комбинированное | Проблемный диалог, фантазирование | Сказка | 1 | |||
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» 4ч | ||||||||
5.1 | Улица «Вещество» | Практическое применение знаний | Практическая работа | Обсуждение | 1 | |||
5.2 | Агрегатное состояние вещества | Изучение нового материала | Игра, беседа, инсценировка | Загадка | 1 | |||
5.3 | Вещества в изобретательских ситуациях | Формирование новых умений | Решение изобретательских ситуаций, фантазирование | Загадка | 1 | |||
5.4 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Рисунок | 1 | |||
6. Город пяти чувств 5ч | ||||||||
6.1 | Улица «Зрение» | Обобщение и систематизация | Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций | Обсуждение | 1 | |||
6.2 | Улица «Слух» | Комбинированное | Беседа, игра, практическая работа | Описание | 1 | |||
6.3 | Улица «Осязание» | Комбинированное | Игра, практическая работа, создание творческих продуктов | Рассказ | 1 | |||
6.4 | Улица «Обоняние». Улица «Вкус» | Комбинированное | Проблемный диалог, фантазирование | Сказка | 1 | |||
6.5 | Решение изобретательских задач «на обнаружение» | Практическое применение знаний | Игра, анализ, решение изобретательских задач | Обсуждение | 1 | |||
7. Город загадочных частей 4ч | ||||||||
7.1 | Знакомство с Городом загадочных частей | Изучение нового материала | Игра, обсуждение | Рисунки | 1 | |||
7.2 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Рисунок | 1 | |||
7.3 | Игры и упражнения со словами | Практическое применение знаний | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Рассказ | 1 | |||
7.4 | Придумывание необычных предметов | Формирование новых умений | Игра, практическая работа | Рисунок | 1 | |||
8. Город загадочных мест 2 | ||||||||
8.1 | Знакомство с Городом загадочных мест | Изучение нового материала 1 | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Обсуждение | 1 | |||
8.2 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Проблемный диалог, фантазирование | Буклет | 1 | |||
9. Путешествие на машине времени 3ч | ||||||||
9.1 | Путешествие в прошлое | Обобщение и систематизация | Игра, беседа | Обсуждение | 1 | |||
9.2 | Путешествие в будущее | Обобщение и систематизация | Игра, фантазирование | Рассказ | 1 | |||
9.3 | Путешествие в Город загадочных дел | Комбинированное | Игра, беседа | Описание | 1 | |||
10. Подведение итогов обучения 3ч | ||||||||
10.1 | Подготовка творческих работ (проектов) | Практическое применение знаний | Практическая работа | Рисунок | 1 | |||
10.2 | Защита творческих работ (проектов) | Контроль | Презентация | Защита проекта | 1 | |||
10.3 | Праздник «Прощание во Страной загадок» | Обобщение и систематизация | Праздник | Отзыв | 1 |
8.Материально-техническое обеспечение курса
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н.К. Винокурова. –М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
- Гин С.И. Первые дни в школе/С.И. Гин, И.Е. Прокопенко. — М.: ВИТД-ПРЕСС, 2008.
- Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1991.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В. Межиева. — Ярославль: Академия развития, 2002.
- Нестеренко А.А. Страназагадок/А.А. Нестеренко. —ростов н/Д.: РГУ, 1995.
- Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д- Родари. — М.: Самокат, 2011.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э,,|?щманов-ский. — Ярославль: Гривзрр, 1996.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. — СПб.: Речь, 2002.
- Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. — М.: Педагогика, 1993.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы
- info@metodkabinet.eu
- http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
- http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
- http://www.uroki.net/docnach.htm
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575
- http://www.n-shkola.ru/
- http://russmag.ru/pgroup.php?id=3
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
- http://nachalka.info/
- http://www.uchportal.ru/dir/5
- http://bobrdobr.ru/group/3213347/
- http://www.nachalka.com/
- http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
- http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566
- http://www.solnet.ee/
- http://pochemu4ka.ru/index/0-402
- http://viki.rdf.ru/
9. Требования к уровню освоения курса
К концу 1 класса учащиеся
будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению е чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...