Игры с детьми
материал (2 класс) по теме
В данной коллекции представлены коммуникативные игры, игры для повышения самооценки и самоуважения ребёнка, занимательные игры по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_i_dr.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры
«Щепки на реке» Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из игроков становится «Щепкой», он должен проплыть по реке. Как она будет двигаться, быстро или медленно, крутиться или плыть прямо, с открытыми или закрытыми глазами, «Щепка» решает сама. «Берега» помогают движению «Щепки» ласковыми прикосновениями. Когда «Щепка» проплывает весь путь, она становится краешком берега и становится рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.
«Удержи равновесие» Цели: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными.
Инструкция: Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень внимательными и все время двигать руками и телом так, чтобы удержать равновесие.
Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать, друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела.
Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте немножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого...
Попробуйте другие положения, в которых надо уравновешивать друг друга: держитесь, друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо...
Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы...
Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попытайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же образом сесть. Повторите это несколько раз...
Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары соприкасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попытайтесь встать.
Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обозначающий начало приседания.
Упражнение «Гусеница»
Участники группы встают плотно друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего и слегка приседают на колени сзади стоящему. Получившаяся «гусеница» должна пройти какое-то расстояние.
«Животные» Это упражнение служит для поддержания работоспособности группы.
Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши – на каждый хлопок называется свое животное, и два удара ладонями по коленям – одновременно называется животное другого участника.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды название того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.
«Рисунок на спине» Описание упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу.
Что помогало понимать и передавать ощущения?
Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?
Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
«Кочки» Описание упражнения: Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди – болото, листы – это кочки, все участники – лягушки, а ведущие – крокодилы. Задача группы – не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
«Шарики» Описание упражнения: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Психологический смысл упражнения: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
«Пазлы» Описание упражнения: Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
«Путаница» Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
Игра «Джунгли»
Материал: карточки с представленными на них названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с написанными на них названиями животных, например: обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с представленными названиями животных. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, – собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам».
«Ладони – колени» Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).
Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение – два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
«Строим цифры» Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.)», дети выполняют задание.
Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».
«Ладошки» Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.
«Клубочек» Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Клубок» Веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача – снова образовать круг.
«Зомби» Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед – получает очко.
«Себе-соседу» Цель: Разминочная игра, сближает участников, помогает работать сообща.
Участники становятся в круг. Один водит, находится в кругу. Участники круга левую руку держат ладонью вверх, правую – соединяя все пальцы, как для того чтобы посалить, держат концами пальцев вниз, как раз здесь находится монетка. Монетка передается по кругу правой рукой одного участника в левую руку другого участника который стоит справа от первого. Все участники круга повторяют движение передачи монетки вне зависимости есть она у них или нет. Каждый участник правой рукой сначала дотрагивается до своей левой со словом «себе», а потом до левой руки соседа имитируя передачу монеты со словом «соседу». Все хором произносят эти слова «себе-соседу» и одновременно повторяют движения имитирующие передачу монеты. Участник в кругу по началу закрывает глаза и поворачивается вокруг своей оси чтобы не видеть где находится монетка, а когда она уже ходит по кругу, ему нужно «поймать» монетку и у кого окажется она, встает в круг на место водящего.
Получается отличная разминка которая еще и сближает участников, тем что приходится делать все сообща.
«Кто быстрее пришьет» Две команды должны пришить всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется ложка, к которой привязана бечевка. Отдых, сплочение, осознание себя членом группы.
Упражнение «Поиск общего»
Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.
«Два паровозика» Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза. Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам. Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.
«Поджигатель» Все берутся за руки цепочкой и закручивают вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение.
«Щепки на реке» Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из игроков становится «Щепкой», он должен проплыть по реке. Как она будет двигаться, быстро или медленно, крутиться или плыть прямо, с открытыми или закрытыми глазами, «Щепка» решает сама. «Берега» помогают движению «Щепки» ласковыми прикосновениями. Когда «Щепка» проплывает весь путь, она становится краешком берега и становится рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.
«Наши имена» Цель: Знакомство и повышение уровня внутригрупповой работоспособности.
Материалы: Бумага, ручка.
Необходимое время: 10-15мин. В зависимости от численности группы.
Подготовка: Специальной подготовки не требует.
Описание: Все участники тренинга сидят в кругу и после команды тренера, делятся на группы по принадлежности к собственному имени (Например: все участники с именем Наташа садятся слева от тренера и т.д.) Если повторяющегося имени нет, то участник с редким именем в группе, будет выполнять упражнение самостоятельно.
После того, как все группы будут сформированы, тренер дает задание.
Инструкция: Каждой группе нужно представить их общее имя. Для этого необходимо вспомнить любую информацию, которая связана с их именем (какого происхождения и как переводится имя, какие его основные характеристики). Если такой информации нет, то можно рассказать, почему Вас назвали именно так, и кто придумал для Вас это имя. Какое производное от Вашего имени Вам нравиться больше всего.
«Мозаика» Цель: изучение групповой сплоченности, успешности групповой работы, можно использовать в оценке персонала.
Взять паззл, не показывая картинки того, что должно получиться, разделить наугад элементы между 3-4 участниками группы и дать задание на время – сложить картину, при этом переговариваться нельзя, пользоваться можно только своими кусочками.
«Ёжик» Цель: преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости.
Процедура: Участники располагаются по кругу или иначе, но чтоб соблюдалась последовательность. Может игру начать тренер, тихим шепотом,еле слышно позвать: «Ёжик!», далее в строгой очередности участники тренинга должны незначительно повышая голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, дойти до крика. Игра проходит несколькими кругами и длится до тех пор, пока тренер не решит, что громче участники уже не могут.
Закончить можно поделившись чувствами в виде короткого сообщения.
«Объединение» Цель: Повышение уровня внутригрупповой сплоченности.
Процедура: Ведущий просит найти друг друга тем, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «тем у кого день рождения летом», «тем, в чьем имени пять букв» и т.д.).
«Я в тебе уверен» Цель: развитие навыков социальной перцепции.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен что ты не скажешь обо мне плохо).
«Рукопожатие вслепую» Цель: установление более тесного межличностного контакта между участниками тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека.
Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами.
«Счет» Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход проведения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
«Шеренга» Цель: сплочение коллектива.
Инструкция: Построиться в шеренгу по:
росту;
цвету волос;
алфавиту имен;
размеру ноги;
знаку зодиака.
«Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
«Тропинка» Возраст: для детей 6-7 лет.
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.
Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра сопровождается русской народной песней «Кума».
«Рукавички» Возраст: дошкольный, младший школьный.
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.
«Я люблю» Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материалы: обруч.
Ход игры: Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: «Я люблю … (что-либо)», тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
«Хлопки» Цель: направлено на групповое взаимодействие.
Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.
«Бег с карандашом» Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его – выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего.
Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.
Обсуждение:
Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения?
Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?
Упражнение «Поднять мяч»
Цель: Обучение координации совместных действий, выработка уверенности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием.
Описание упражнения: Два добровольца ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача – вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или еще каким-нибудь способом, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников.
Обсуждение:
Возможно ли выполнить задание, действуя индивидуально, не соотнося свои усилия с партнером?
Что помогает координировать совместные действия?
«Между лбами» Цель: Обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации.
Описание упражнения: Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету.
Обсуждение: Чем, с точки зрения участников, определяется успех в выполнении этого упражнения? Каким реальным жизненным ситуациям можно его уподобить?
«Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Комплимент» Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Мне в тебе нравится ...» Вариант 1. Все встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (или несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех участников.
Вариант 2. Это упражнение можно сделать в парах.
«Найди пару» Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
«Мечты» Цель: Развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: Листы бумаги и маркеры по числу участников.
Ход упражнения: Участникам предлагается подумать в течение нескольких минут о том, каким каждый из них видит свое будущее. Ведущий просит поделиться своими мечтами или даже изобразить их на бумаге. Пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, или действия, или человека могут помочь, а какие три – помешать осуществить мечту, и что нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: Это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Тем, кому трудно рассказать о своей мечте или нарисовать ее, можно предложить сыграть нечто вроде сценки. Пусть участники пофантазируют, каким образом можно изобразить свою мечту. При творческом подходе любые средства выражения предпочтительнее, нежели устный или написанный текст.
«Шарики в воздухе» Цель упражнения: Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Описание упражнения: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.
Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
«Путаница» Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
«Постройтесь по росту!» Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.
«Переправа» Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.
Обсуждение:
Какие психологические качества участников проявились при выполнении этого упражнения?
Если у кого-то упражнение вызвало дискомфорт, то с чем конкретно он связан, как его можно было бы преодолеть?
«Опустить предмет» Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Описание упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Обсуждение:
Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
«Через пороги» Цель: Развитие доверия, тренировка умения управлять другим человеком и действовать по командам партнера при невозможности самостоятельно получить нужную информацию, необходимости положиться на него.
Описание упражнения: Участники садятся в свободный круг диаметром не менее 4-5 метров. Один доброволец изображает «корабль, идущий через каменистые пороги», второй – «капитана корабля». Пороги изображаются с помощью 5-6 стульев, выставленных в середине круга, туда же выходят еще несколько желающих, изображающих «скалы».
Задача «корабля» – пройти с закрытыми или завязанными глазами через эти препятствия в «гавань» (к участнику, расположенному с противоположной стороны круга). «Капитан» руководит его движениями, подавая команды с помощью голоса. Потом партнеры меняются ролями.
Игра может повторяться несколько раз с различными добровольцами.
Обсуждение:
Кому больше понравилась роль «корабля», а кому «капитана», чем именно?
Какие эмоции возникали в одной и в другой роли?
Что за качества должен проявлять один и другой партнер для успешного выполнения этого задания, в каких реальных жизненных ситуациях нужны такие же качества?
«Поезд» Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Описание упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение:
Кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
«По листикам» Цель: Обучение координации совместных действий, а также тренировка уверенности в ситуации управления другими людьми.
Для успешного выполнения упражнения каждый должен на некоторое время взять на себя управляющую роль и довести других участников до «своего» листка.
Описание упражнения: Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое имя и кладет этот лист на пол в любом месте помещения. После этого участники встают в шеренгу и берутся за руки. Дается следующее задание: каждый должен добраться до своего листа и хотя бы один раз наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шеренга.
Если участников больше, чем 9-10, то целесообразно разделить их на 2-3 команды, которые будут работать параллельно.
Обсуждение:
Кому что было легче – следовать за другими участниками или самому вести их в нужном направлении?
А что для вас ближе в обычной жизни – стремиться управлять другими людьми, или подчиняться им?
Какие плюсы и минусы у тех, кто стремится быть лидером и у тех, кто предпочитает позицию ведомого?
«Конверт» Каждый квартет получает конверт с пятью разными предметами и придумывает историю о человеке, которому эти вещи могли бы принадлежать.
Время проведения: 60 минут.
Материалы: Бумага, карандаши, конверты формата А5.
Игроки делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Игроки выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик на автобус, пилку для ногтей, фотографию, губную номаду, телефонную карту, спички. Потом они отбирают пять вещиц, которые кажутся особенно интересными, и кладут их в конверт.
Каждая команда передает свой конверт другой группе, и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек, и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.
У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее.
В работе должны принять участие все игроки.
После этого все команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.
«Бег рук» Время проведения: 5 минут.
Участники разбиваются на команды по шесть человек.
Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.
Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т.п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.
После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»
Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.
В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком. Если у Вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координация движений.
«Четыре угла – четыре выбора» Время проведения: 30 минут.
Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат АЗ) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Листы крепятся на видных местах. Участники становятся на середину комнаты.
Объявите детям, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в этом же углу (3 минуты).
Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
В конце игры подведите итоги, задав участникам следующие вопросы:
Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Возможные варианты записей:
инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
животные: лев, антилопа, змея, орел;
здания: вилла, бунгало, замок, храм;
знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.
«Панно» Каждый участник приносит три личных вещи. В течение трех раундов из этих предметов составляется необычное панно.
Время проведения: 45 минут.
Объясните детям, что игра состоит из трех раундов, и каждый из участников должен внести в игру свой вклад: какие-нибудь три вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой.
Игроки сидят на стульях по кругу. Один за другим они встают, выходят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут его на пол в середину круга. Порядок выхода игроков произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой предмет он выложит перед группой.
По окончании первого раунда все поднимаются со своих мест и рассматривают составленное панно с разных позиций. Затем каждый садится на новое место.
Второй и третий раунды проходят так же, как и первый. Игроки дополняют панно с помощью других принесенных ими предметов. После каждого раунда в течение нескольких минут игроки рассматривают коллективный «шедевр».
В конце игры подводятся итоги. Предложите членам отряда ответить на вопросы:
Какие связи возникают между предметами?
Как характеризует панно нашу группу?
Какие чувства я испытывал во время этой игры?
Как можно назвать панно?
Что я хотел сказать группе с помощью предложенных мной предметов?
Как бы интерпретировал наш «шедевр» внешний наблюдатель?
«Японская бабочка» Цель: вовлечение участников в групповую работу.
Время проведения: 10 минут.
Подготовка: Отставьте столы и стулья в сторону.
Выберите участник, который будет играть роль «тори». «Тори» – это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки».
Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.
Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.
Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.
Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка.
Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).
«Бабушкины ключи» Эта расслабляющая игра требует слаженной групповой работы.
Время проведения: 15-30 минут.
Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобятся лента и связка ключей.
Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комнаты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо возле ее ног, лежит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.
Остальные игроки становятся на расстоянии, по меньшей мере, 6 м позади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «воришки ключей» знали, куда им возвращаться.
Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники должны замереть.
Если бабушка заметит движение какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую пинию. Бабушка оборачивается без предупреждения.
Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их обратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока.
Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться до каждого игрока, прежде чем достигнет линии старта.
Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с ключами, то ключи возвращают бабушке. Попавшийся игрок отправляется на линию старта.
Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее определенное время, например, через 15 минут. Однако если игроки получают большое удовольствие, продлите время до тех пор, пока они не «обманут бабушк
«Олени» Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»
После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
Это упражнение не подходит для разрозненной группы малознакомых людей, так как им может быть неприятен телесный контакт.
«Шнурок» Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.
Запрещается вербальное общение.
После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.
«Снежный ком» Правила проведения: Упражнение подходит для микрогрупп 6-8 человек. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый человек по очереди высказывал всего одно слово. Тема истории может быть любой, ее может предложить ведущий, например: «Пища», «Путешествие», «Хобби» или «Спорт». Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты
Упражнение «Неожиданные картинки»
Цель: показать каждому участнику, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Оборудование: цветные карандаши, бумага формата А4 на каждого участника тренинга.
Ход игры: Каждому участнику тренинга раздается по листу бумаги и цветные карандаши.
Ведущий: «Рисуйте то, что вам хочется – это рисунок на свободную тему. После моего знака, я попрошу вас поменяться рисунками друг с другом. И далее следующий участник будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты вы опять поменяетесь рисунками. Так каждый из вас сможет внести какой-то вклад в работу над рисунком. В конце у вас получится много групповых рисунков».
«Коррида»
Цель: разминочное упражнение, вызывающее снятие напряжения среди участников тренинга.
Ход упражнения:
Несколько человек (7-8) выходят за дверь. Первому участнику ведущий говорит фразу: «Каратист убил быка одним ударом». Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает её на бумаге так, как понял, не озвучивая. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т.д. В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.
«Молчащее и говорящее зеркало»
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».
Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».
После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:
«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
Можно обсудить такие вопросы:
Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
В чем секрет такой прозорливости?
Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?
«Сбор рукопожатий»
Ведущий дает задание участникам группы – собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.
Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал от остальных?
Рефлексивная диагностика «Портрет идеального человека»
Цель: способствовать сближению группы посредством совместной работы.
Время: 20 минут
Материалы: нарезанные полоски бумаги, по 6 на каждого участника.
Процедура: Каждый участник получает 6 полосок бумаги, на них он пишет идеальные качества, которые он бы хотел бы иметь. Затем участники собираются в группы по 4 человека, синтезируют качества (если какое-то качество повторяется, то одно убирают, другое оставляют) Следующий шаг: объединение групп в одну, синтез всех имеющихся качеств. В итоге кто-либо из группы зачитывает собранные качества идеального человека.
Обсуждение.
ИГРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОУВАЖЕНИЯ РЕБЕНКА
Игра «Копилка хороших поступков»
Материалы: у каждого ребенка — карандаш (ручка) и лист бумаги.
Дети, как и взрослые, зачастую не ценят своих успехов и достижений. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и промахах. Поэтому предложите ученикам одну важную игру.
Инструкция.
Учитель. Возьмите лист бумаги. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали в течение этой недели. Например, выполнили очень сложное домашнее задание, выучили наизусть длинное-предлинное стихотворение и т.д. Выберите из этого перечня три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что выбрали именно три пункта. После того как вы их запишите, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Ира, ты на самом деле отлично написала слоги, решила задачу с трубами и вычистила туфли до блеска».
Игра «Интервью в день рождения»
День рождения—это удобный случай для повышения самооценки и чувства собственного достоинства ребенка. Сделайте так, чтобы на некоторое время именинник оказался в центре всеобщего внимания и получил возможность поддержать позитивное представление о себе.
Подберите вопросы в соответствии с возрастом ребенка и такого со¬держания, чтобы он мог раскрыть себя с лучшей стороны.
Инструкция.
Учитель. Саша, сегодня у тебя день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе больше.
- Какое самое смешное событие произошло с тобой в этот год?
- С кем ты в этом году познакомился?
- Какая ситуация в прошлом году потребовала от тебя наибольшего мужества?
- Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году?
- Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Кто бы это мог быть?
Игра «Волшебная корзина»
Эта игра не только позволит детям почувствовать себя увереннее через воспоминания о приятных событиях своей жизни, но также расширить словарный запас.
Инструкция.
Учитель. Каждый из вас на листке бумаги должен написать нежные, теплые слова, которые он слышал в свой адрес. Подписывать свои записки не надо. Затем я пройду по классу и соберу их в «волшебную корзину». А потом я буду по очереди читать записки. Ваша задача — постараться отгадать, в какой ситуации были сказаны эти добрые и ласковые слова.
Игра «Похвалилки»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
Игра «За что меня любит мама»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Игра «Подари карточку»
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.
Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).
Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.
По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу".
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.
Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.
Игра «Скульптура»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
«Зеркало» Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!
«Эхо» Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
«Волшебные очки» Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов» Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
«Связующая нить» Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Царевна Несмеяна» (или «Грустный принц»)
Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.
Занимательные игры по экологии
Пластическая игра "Буря на мор".
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.
Игра "Изобрази".
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
Пластическая игра "Танец бабочек".
К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.
Игра "Чья птица улетит дальше?"
Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.
Игра "Журавли-журавли".
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Игра "Ласточки и мошки".
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
Игра "Птица без гнезда".
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Игра "С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Ведущий выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры с детьми.
В данном материале использованы игры на развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сил...
Подвижные игры с детьми на внеклассных мероприятиях
Представлены 11 подвижных игр, в которые мы с детьми играем...
Игры с детьми дома
Материал для родителей...
почему игры с детьми старшего возраста помогают детям развиваться
ПОЧЕМУ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЮНЫМ ФУТБОЛИСТАМ| Печать | E-mailПодробности...
Зимние игры с детьми на улице.
Зимние игры с детьми на улице....
Логические игры с детьми 1-2 классов.
Игры могут быть включены в любой урок, развивают память, внимание, логическое мышление....
Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...
Комментарии
Игры с детьми
Данные игры подбирала для методической темы "Формирование неагрессивного поведения детей....."