Логические игры с детьми 1-2 классов.
учебно-методический материал (1, 2 класс) на тему

Игры могут быть включены в любой урок, развивают память, внимание, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_igry.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дж. Локк писал: «Если вы хотите, чтобы человек хорошо рассуждал, вы должны приучить его  к этому с ранних пор, упражнять его ум в наблюдении связи идей и прослеживания их последовательности. Всего более способствует этому математика, которую поэтому и следует преподавать всем, у кого есть на это время и возможность, не столько для того, чтобы сделать их математиками. Сколько для того, чтобы сделать их разумными созданиями…»

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

Учитель начальных классов МОУ СОШ№ 1

п. Славянка

Приморского края

Пушкарь – Карпова Надежда Алексеевна

ЦЕЛЬ: научить ребенка сравнивать предметы, слова, числа, находить их общие признаки.

         

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова:  КОШКА     КНИГА    КРЫШКА?

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов:  КНИГИ   ТЕТРАДИ

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова:  МОРЕ   МОЛОКО   МАНГО?

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова:  ПЕЧЬ    ТЕЧЬ     РЕЧЬ?

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова:  МОРЖ    НОЖ    КОВШ?

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов:  ЯБЛОКО     АРБУЗ

УПРАЖНЕНИЕ 7.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы:   РУЧКА    КАРАНДАШ?

УПРАЖНЕНИЕ 8.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова:  КОЛЕСО   ПОЛОСА    ЯБЛОКО?

УПРАЖНЕНИЕ 9.

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа:  77 и 17;    24 и 624?

Чем они отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 10.

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа:  7 и 71;    31 и 38?

УПРАЖНЕНИЕ 11.

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа:  3и 13;    84 и 14?

Чем они отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 12.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКИ    СОБАКИ?

УПРАЖНЕНИЕ 13.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы:  КНИГА   ТЕТРАДЬ?

УПРАЖНЕНИЕ 14.

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа:  12 и 21;  5 и 15?

Чем они отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 15.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МЫШЬ   БРОШЬ   РОЖЬ?

УПРАЖНЕНИЕ 16.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы:  САНИ  ТЕЛЕГА?

УПРАЖНЕНИЕ 17.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются слова:  РАССКАЗ   СТИХОТВОРЕНИЕ?

УПРАЖНЕНИЕ 18.

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки следующих чисел:  8 и 18;  20 и 10

УПРАЖНЕНИЕ 19.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ЧИСЛО   ВЕСЛО   КРЕСЛО?

УПРАЖНЕНИЕ 20.

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки: ЕЛЬ  СОСНА

УПРАЖНЕНИЕ 21.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются  ОСЕНЬ   ВЕСНА?

УПРАЖНЕНИЕ 22.

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа каждой пары:  5 и 50; 17 и 170?

УПРАЖНЕНИЕ 23.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются:  ЛЕТО  ЗИМА?

УПРАЖНЕНИЕ 24.

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: БЕРЕЗА   ОСИНА

УПРАЖНЕНИЕ 25.

ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары:  6 и 60;  42 и 420

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 26.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются:  ДЕРЕВО  КУСТАРНИК?

УПРАЖНЕНИЕ 27.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО   ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО?

УПРАЖНЕНИЕ 28.

ЗАДАНИЕ:         назвать общие признаки: ВОРОБЕЙ   ВОРОНА

УПРАЖНЕНИЕ 29.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: БЕЛЫЙ ГРИБ      МУХОМОР?

УПРАЖНЕНИЕ 30.

ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары:  21 и 201;  13 и 31

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 31.

ЗАДАНИЕ: сравни слова:  ОКНО    СУКНО    ОБЛАКО

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 32.

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: РЕКА   ОЗЕРО

Чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 33.

ЗАДАНИЕ: даны  числа:  13;   17;   31;   21

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 34.

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: СТОЛ      СТУЛ

Чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 35.

ЗАДАНИЕ: даны  числа:  5;   15;   563;   25

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 36.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИНЕЙКА    ТРЕУГОЛЬНИК?

УПРАЖНЕНИЕ 37.

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВИЛКА    ЛОЖКА

Чем  отличаются эти предметы?

УПРАЖНЕНИЕ 38.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КАМЫШ    КОВШ   ШАЛАШ?

Чем  они  отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 39.

ЗАДАНИЕ: даны  числа:  4;   14;   48;   24

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 40.

ЗАДАНИЕ: даны  числа:  12;   16;   20;   24

Чем они похожи и чем отличаются?

УПРАЖНЕНИЕ 41.

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: АЛЬБОМ   ТЕТРАДЬ?

УПРАЖНЕНИЕ 42.

ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:

  1. у бабочки крылья красивые, а у стрекозы – прозрачные;
  2. у клена листья резные, а у березы зеленые.

УПРАЖНЕНИЕ 43.

ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:

  1. мухомор несъедобный, а у белого гриба коричневая шляпка,
  2. у снегиря красная грудка, а у ласточки раздвоенный хвост?

 

  ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯТЬ ОБЩИЙ ПРИЗНАК В СЛОВАХ – ПОНЯТИЯХ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Найди лишнее слово: АНДЕРСЕН, ПЕРРО, БР. ГРИММ, ПУШКИН

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найди лишнее слово: ГУСЬ, ОСЕЛ, КУРИЦА, ИНДЮК

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найди лишнее слово: СКАЗКА, БЫЛИНА, ПОВЕСТЬ, ПОСЛОВИЦА

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найди лишнее слово: СТЕКЛЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ХРУПКИЙ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Найди лишнее слово: КИЕВ, МИНСК, ЯРОСЛАВЛЬ, МОСКВА

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Найди лишнее слово: ВТОРНИК, СРЕДА, ЗИМА, ЧЕТВЕРГ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Найди лишнее слово: ТРАМВАЙ, МЕТРО, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Найди лишнее слово: СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Найди лишнее слово: ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО, ДОЖДЛИВО

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Найди лишнее слово: МАТЕМАТИКА, ЧТЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Найди лишнее слово: БОЛЬ, БОЛЬШОЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЬНОЙ

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Найди лишнее слово: БЕРЕЗА, ОСИНА, ДЕРЕВО, ТОПОЛЬ

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Найди лишнее слово: ГОРЕНИЕ, ЗАГОРАТЬ, ГОРА, ГОРЕТЬ

УПРАЖНЕНИЕ 14.

Найди лишнее слово: ИДТИ, БЕЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ЗАХОДИТЬ

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Найди лишнее слово: ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ

УПРАЖНЕНИЕ 16.

Найди лишнее слово: СТАРШЕКЛАССНИК, КНИГА, УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

УПРАЖНЕНИЕ 17.

Найди лишнее слово: МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ, МОРЯК

УПРАЖНЕНИЕ 18.

Найди лишнее слово: ОГУРЕЦ, КАБАЧОК, КЛУБНИКА, ПОМИДОР

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

ЦЕЛЬ: развить у ребенка способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Задание: даны слова: ПТИЦЫ   ЛИСИЦА  ОГУРЕЦ

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Например: 1) лишний «огурец» - он не живой.

2) лишнее «птицы» - слово во множественном числе и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Задание: даны слова: СОБАКА  ПОМИДОР  СОЛНЦЕ

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Задание: даны слова: КОРОВА   БОТИНКИ  ТРОВА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Задание: даны слова: КУРИЦА  ПШЕНИЦА   ПОДУШКА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Задание: даны слова: ГУСЬ  ЛЯГУШКА  ТИНА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Задание: даны слова: КУРИЦА  ЦЫПЛЕНОК  МИМОЗА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Задание: даны слова: ЗОНТ  ДОРОГА  СУМКА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

ЦЕЛЬ: научить ребенка классифицировать

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

           16;          И;          8;           26

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

            18;          37;         24;        12

УПРАЖНЕНИЕ 3. 

Задание: что в ряду лишнее и почему?

            36;          15;        17;         31

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

            25;          6;          37;         46

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Задание: какая буква  лишняя и почему?

            Б            Г            И            К

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Задание: какая буква  лишняя и почему?

             А          О            И            Н          Ы

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

             38;         44;        100;         29;        50

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

             55;          88;        33;           90;         11

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Задание: что в ряду лишнее и почему?

              74;          7;          47;           44;          77

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Задание: какая буква  лишняя и почему?

             Б            Г            Д            К         З

 УПРАЖНЕНИЕ 11.

Задание: какая буква  лишняя и почему?

            Н            М           Л            П          Й

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Задание: какая буква  лишняя и почему?

            Ч            Щ           Ш           Ц           С

ЦЕЛЬ: классифицировать предметы, слова, формировать умение выбирать  основание для классификации.

Упражнение 1.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

                            УХО             КОТ

                            ПЕРО           ГРИБ

                            ВАЗА            СТОЛ

                                                   ЕЛЬ

Выбери  подпись к каждому столбику:

  1. слова распределены по количеству букв;
  2. слова распределены по количеству слогов;
  3. слова распределены по родам.

Упражнение 2.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

                            СЛОВО             КОТ

                            ПЕРО                 МЕЛ

                            КНИГА              МЫШЬ

                            КИНО                 ГРИБ

Выбери  подпись к каждому столбику:

  1. слова распределены по количеству букв;
  2. слова распределены по количеству слогов;
  3. слова распределены по родам.

Упражнение 3.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

                            РОЗА             ТОК

                            ПЕРО             ЗУБ

                            ВАЗА              РОТ

                            РУКА              ЕЛЬ

Выбери  подпись к каждому столбику:

  1. слова распределены по количеству букв;
  2. слова распределены по количеству слогов;
  3. слова распределены по родам.

Упражнение 4.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

                            ЛИСА              ОВЦА

                            ВОЛК              КОЗА

                            ЗАЯЦ              СОБАКА

                            МЕДВЕДЬ     КОТЕЛЬ

Выбери подпись к каждому столбику:

  1. домашние животные,
  2. дикие животные.

Упражнение 5.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

                            МОДА            КРОТ

                            МЫШЬ          ПЛУГ

                            КОЗА              КРУГ

   

                         ПОРА            ПЛОТ

Выбери  подпись к каждому столбику:

  1. слова распределены по количеству букв;
  2. слова распределены по количеству слогов;
  3. слова распределены по родам.

Упражнение 6.

Задание: даны слова: ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ГРУША, МАЛИНА, ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА, СЛИВА, СМОРОДИНА.

Назови: 1. ягоды;

                 2. фрукты.

                           

Упражнение 7.

Задание: даны слова, которые разбиты на три группы по родам:

    МАМА                 ПОЛОТЕНЦЕ            КЛЕН

    СОСНА                ОКНО                          ПЕНЬ

    ТЕНЬ                    НЕБО                           ДЕНЬ

    СОЛЬ                    СОЛНЦЕ                    СТУЛ

Вставь пропущенные слова в предложения:

  1. в первом столбике слова …рода,
  2. во втором столбике слова …рода,
  3. в третьем столбике слова …рода.

Упражнение 8.

Задание: даны слова: СТОЛ, ЧАШКА, СТУЛ, ТАРЕЛКА, ШКАФ,  ЧАЙНИК,  ДИВАН,  ЛОЖКА,  ТАБУРЕТ,  КРЕСЛО,  КАСТРЮЛЯ.

Подчеркни название мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.

Упражнение 9.

Задание: даны слова, которые разбиты на три группы количеству слогов:

    МЫШЬ                 КОРОВА                       СОВА

    КОНЬ                    СОЛОВЕЙ                    НОРА

    ХОР                        ГОЛОВА                       ПАРА

    РОСТ                     ПЕРЕПЕЛ                     РАНА

Вставь пропущенные слова в предложения:

  1. в первом  столбике -  слова, имеющие – слог;
  2. во втором столбике – слова, имеющие – слога;
  3. в третьем столбике -  слова, имеющие – слога.

Упражнение 10.

Задание: дан перечень растений (4 столбика):

     БЕРЕЗА       ЕЛЬ                                 ШИПОВНИК              ОДУВАНЧИК

     КЛЕН           СОСНА                          ОРЕШНИК                   ВАСИЛЕК

     ТОПОЛЬ      ЛИСТВЕННИЦА        ЖИМОЛОСТЬ             КОЛОКОЛЬЧИК

     ДУБ

Выбери  подпись к каждому столбику:

  1. кустарники;
  2. лиственные деревья;
  3. хвойные деревья;
  4. цветы.

Упражнение 11.

Задание: назови  фамилии одноклассников, которые начинаются с букв  В и С.

Упражнение 12.

Задание: раздели слова на группы по количеству слогов: ПЕНАЛ,  ВАЗА,  ЛАМПА,  АБАЖУР,  ПЕРО,  КАРАНДАШ,  ТЫКВА,  ПАРТА,  ЛИНЕЙКА,  ТЕТРАДЬ,  СТОЛ,  МЫШЬ,  ПОЛ.

К какой группе относятся слова: СОЛЬ,  РУЧКА,  МОЛОТОК,  КОРЕНЬ?

Упражнение 13.

Задание: раздели  существительные по родам: ЕЛЬ,  ГРИБ,  СОСНА,  ДЕРЕВО,  ЗЕМЛЯНИКА,  ГНЕЗДО,  СОЛНЦЕ,  ОДУВАНЧИК,  ОКНО,  БРОШЬ.

К какой группе следует отнести существительные: ДВЕРЬ,  СТЕКЛО,  СТОЛ, ПОЛОТЕНЦЕ,  ВЕРЕВКА?

Упражнение 14.

Задание: даны числа: 1;  2;  3;  4;  5;  6;  7;  8;  9;  10

Раздели  их на 2 группы:

  1. четные
  2. нечетные

К какой группе следует отнести числа: 16;  31;  42;  18;  37?

Упражнение 15.

Задание: даны числа: 2;  13;  3;  43;  6;  55;  18;  7;  9;  31

Раздели  их на 2 группы:

  1. однозначные
  2. двузначные

Упражнение 16.

Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай  название каждой группе: МАК,  ЛИПА,  КЛЕН,  РОМАШКА,  ШИПОВНИК,  ЛАНДЫШ,  МАЛИНА,  СМОРОДИНА,  ДУБ.

Упражнение 17.

Задание: распредели названия животных на группы; дай  название каждой группе: ГОЛУБЬ,  ВОРОБЕЙ,  ВОЛК,  СИНИЦА,  КАРП,  МЕДВЕДЬ,  ЩУКА,  РЫСЬ,  ТИГР,  СНЕГИРЬ,  СУДАК.

Упражнение 18.

Задание: распредели названия животных на группы; дай  название каждой группе: КОШКА,  ЕЖ,  СОБАКА,  ВОЛК,  КОЗА,  ЛИСА,  ЗАЯЦ,  ОВЦА.

Упражнение 19.

Задание: буквы  Е; Ё; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О  распредели  две на группы; гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?

  1. Е;  Ё;  И;  К                    Ж;  З;  Л;  М;  Н;  О
  2. Е;  Ё;  И;  О                    Ж;  З;  К;  Л;  М;  Н    
  3. Е;  Ё;  Н;  О                    Ж;  З;  И;  К;  Л;  М; Н                            

   4.   И;  Е;  Ё;                         Ж;  З;  К;  Л;  М;  Н;  О    

Упражнение 20.

Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: СОСНА,  ЛИПА,  КЛЕН,  ЕЛЬ,  ЛИСТВЕННИЦА,  БЕРЕЗА.

Упражнение 21.

Задание: числа  22;  35;  48;  51;  31;  45;  27;  24;  36;  20

разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке  классификация проведена правильно?

  1. 31;  35;  27;  45;  51;  22                    48;  24;  20;  36
  2. 31;  35;  27;  45;  51                            27;  20;  24;  36;  22;  48
  3. 27;  31;  35;  45;  51                            20;  24;  22;  36;  48                          

4.   26;  31;  36;   35;  45;  51                    20;  24;  22;  48    

Упражнение 22.

Задание: числа  1;  2;  3;  5;  8;  12;  16;  24;  35;  48

 разбиты на 2 группы: однозначные и двузначные

В какой строчке классификация проведена правильно?

  1. 1;  2;  3;  5;  12;                      8;  16;  24;  35; 48
  2. 1;  2;  3;  5;  8                         12;  16;  24;  35;  48
  3. 1;  2;  3;  5;  8;  16                  12;  24;  35;  48                          

4.   2;  3;  5;  8                               24;  1;  12;  6;  16;  35;  48

 Упражнение 23.

Задание: раздели на две группы по родам слова: ПОЛОТЕНЦЕ,  ПОЛ,  МЫЛО,  ПОТОЛОК,  РАМА,  СТЕНА,  НОЖ,  КАША.

В какой таблице классификация проведена правильно?

    1.                                                                           3.

ПОЛ       КАША                     ПОЛОТЕНЦЕ

КАША         ПОЛ                 ПОТОЛОК

                РАМА                      МЫЛО

СТЕНА        НОЖ                 МЫЛО

НОЖ       СТЕНА                    КРЫЛЬЦО

РАМА          КРЫЛЬЦО       ПОЛОТЕНЦЕ

                ПОТОЛОК        

   2.                                                                              4.

ПОЛ               ПОЛОТЕНЦЕ             КАША

КРЫЛЬЦО      КАША              НОЖ

НОЖ              МЫЛО                         СТЕНА

МЫЛО            СТАН                ПОЛ

ПОТОЛОК    КРЫЛЬЦО                   РАМА

РАМА             ПОТОЛОК

Упражнение 24.

Задание: раздели на две группы по количеству слогов слова: ДВЕРЬ,  БРОШЬ,  СОЛНЦЕ,  КИНО,  МАРКА,  СОЛОВЕЙ,  КАРАНДАШ,  КОЛОКОЛ,  МАРТ.

В какой таблице классификация проведена правильно?

1.                                                                               3.

БРОШЬ    СОЛНЦЕ            СОЛОВЕЙ

БРОШЬ      СОЛНЦЕ         СОЛОВЕЙ

ДВЕРЬ     МАРКА               КАРАНДАШ

ДВЕРЬ        КИНО              КАРАНДАШ

МАРТ                                       КОЛОКОЛ

МАРТ         МАРКА                КОЛОКОЛ

КИНО

2.                                                                                  4.

СОЛОВЕЙ        КИНО            БРОШЬ

БРОШЬ     КИНО                    СОЛОВЕЙ

КАРАНДАШ    СОЛНЦЕ       ДВЕРЬ

ДВЕРЬ      СОЛНЦЕ                 КАРАНДАШ

МАРКА                                      МАРТ

МАРКА    КОЛОКОЛ

КОЛОКОЛ

Упражнение 25.

Задание: раздели на две группы по количеству букв слова: КОРКА,  РАМА,  ВОЛНА,  КОРА,  ЛАПА,  СОР,  ПАЛКА,  КОН,  МАЙ.

В какой таблице классификация проведена правильно?

1.                                                                             3.

СОР              ЛАПА              КОРКА

МАЙ             ЛАПА             КОРКА

КОН              РАМА             ПАЛКА

КОН              РАМА             ПАЛКА

СОР                                       КОРА

                      СОР                 ВОЛНА

                                               ВОЛНА

                      КОРА

2.               4.

СОР              ЛАПА              КОРКА

МАЙ             ЛАПА             КОРКА

КОН              РАМА             ПАЛКА

КОН              КОРА              ПАЛКА

МАЙ             КОРА              ВОЛНА

СОР               РАМА             ВОЛНА

КОРА

Упражнение 26.

Задание: даны названия растений: ЕЛЬ,    СОСНА,  ЛИСТВЕННИЦА,  КЛЕН, БЕРЕЗА,  ШИПОВНИК,  ОРЕШНИК,  ТОПОЛЬ,  СИРЕНЬ.

Раздели  их на две группы: хвойные  деревья,  лиственные деревья, кустарники.

В какой таблице классификация проведена правильно?

1.

ЕЛЬ    

БЕРЕЗА

ШИПОВНИК

СОСНА

ТОПОЛЬ

ОРЕШНИК

ЛИСТВЕННИЦА

КЛЕН

СИРЕНЬ

2.

ЕЛЬ

БЕРЕЗА

ШИПОВНИК

СОСНА

ТОПОЛЬ

КЛЕН

ЛИСТВЕННИЦА

КЛЕН

СИРЕНЬ

СИРЕНЬ

ОРЕШНИК

   3.

ЕЛЬ  

ТОПОЛЬ

ОРЕШНИК

СОСНА

СИРЕНЬ

ШИПОВНИК

БЕРЕЗА

КЛЕН

   4.

ЕЛЬ  

ЛИСТВЕННИЦА

ОРЕШНИК

СОСНА

БЕРЕЗА

СИРЕНЬ

КЛЕН

ШИПОВНИК

ТОПОЛЬ

Упражнение 27.

Задание: по какому признаку объединены слова: УТЮГ,  ВЬЮГА,  ПАЛКА,  ЧАСЫ,  ЛАМПА,  СТАКАН,  ДИВАН?

Выбрать правильный ответ:

  1. в этих словах одинаковое количество букв;
  2. в этих словах одинаковое количество слогов;
  3. эти слова мужского рода;
  4. эти слова женского рода.

Упражнение 28.

Задание: даны три группы слов:

              КОШКА           ОКНО                      МОЛОТОК

              БРОШЬ            ЯБЛОКО                 ДОМ

              МЫШЬ             КРЫЛЬЦО             НОЖ

              ДОСКА              ВЕДРО                    ЦВЕТОК

Что послужило основанием для такой классификации?

Выбрать правильный ответ:

  1. слова сгруппированы по количеству букв;
  2. слова сгруппированы по родам;
  3. слова сгруппированы по количеству слогов.

Упражнение 29.

Задание: определи,  что послужило основанием для такой классификации слов:

                ЛАНДЫШ                           МАЛИНА

                ОДУВАНЧИК                     СМОРОДИНА

                КОЛОКОЛЬЧИК               КЛУБНИКА

                КРЫЖОВНИК                    ГВОЗДИКА

Выбрать правильный ответ:

  1. слова сгруппированы по количеству букв;
  2. слова сгруппированы по родам;
  3. слова сгруппированы по количеству слогов.

Упражнение 30.

Задание: даны две группы слов:

                ЛАНДЫШ                           МАЛИНА

                ОДУВАНЧИК                     СМОРОДИНА

                КОЛОКОЛЬЧИК               КЛУБНИКА

                КРЫЖОВНИК                    ГВОЗДИКА

Что послужило основанием для такой классификации?

Выбрать правильный ответ:

  1.  слова сгруппированы по количеству букв;
  2. слова сгруппированы по родам;
  3. слова разделены на цветы и ягоды.

Упражнение 31.

Задание: определи, по какому признаку проведена классификация растений:

               ЕЛЬ              ЛАНДЫШ                           ШИПОВНИК

               КЛЕН           КОЛОКОЛЬЧИК              СМОРОДИНА

               БЕРЕЗА         ГВОЗДИКА                            ОРЕШНИК

Выбрать правильный ответ:

  1. слова сгруппированы по родам;
  2. слова сгруппированы по количеству слогов;
  3. слова разделены на группы: деревья,  кустарники,  цветы.

Упражнение 32.

Задание: числа  сгруппированы в три строчки:                                                                                       1;  2;  3;  4;  5;  6;  7;  8;  9

20;  21;  28;  29;  36;  39

321;  324;  547;  625;  744

Что послужило основанием для такой классификации?

Упражнение 33.

Задание: распредели числа на группы двумя способами (т.е. выбрать основание для классификации):

1;  2;  3;  4;  5;  6;  7;  8;  9;  10;  11;  12;  13;  14;  15;  16;  17;  18;  19;  20

ТЕСТ РАЗВИТИЯ  ЛОГИЧЕСКИХ  ОПЕРАЦИЙ.

  1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.

1. У сапога всегда есть…

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет…

Волк, медведь, олень, верблюд, пингвин, морж.

3. В году…

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

4. Месяц зимы…

Сентябрь, март, февраль, ноябрь.

5. В нашей стране не живет…

Соловей, аист, страус, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына…

Часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток…

Год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть…

Цветы, плоды, листья, корень, тень.

9. Время  года…

Август, суббота, утро, осень, каникулы.

10. Пассажирский транспорт…

Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Фасоль

2. Река, море, озеро, мост, пруд.

Мост

3. Кукла, юла, мяч, скакалка, песок.

Песок

4. Стол, табурет, ковер, кресло, кровать.

Ковер

5. Тополь, береза, ель, липа, осина.

Ель

6. Курица, петух, орел, индюк, гусь.

Орел

7. Окружность, треугольник, указка, квадрат, четырехугольник.

Указка

8. Саша, Витя, Стас, Семёнов, Игорь.

Семёнов

9. Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

Вкусный

10. Москва, Владивосток, деревня, Томск.

Деревня

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

1. Окунь, карась, щука…

Рыбы

2. Лопата, молоток, пила…

Инструменты

3. Лето, зима, осень…

Времена года

4. Огурец, помидор, морковь…

Овощи

5. Шкаф, диван, кровать…

Мебель

6. Июнь, июль, январь…

Месяцы

7. Сирень, орешник…

Кустарники

8. Синица, снегирь, ворона…

Птицы

9. Слон, тигр, лев, лиса…

Животные

10. Ель, пихта, сосна, дуб…

деревья

Игра «Заметь все!»

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам  задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».

Развитие внимания

Игра «Что изменилось?» 

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Найди отличия».

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

Игра «Ухо-нос».

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Игра «Карлики и великаны».

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Учитель  выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Игра «Замри».

По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Игра «Повторяй за мной».

Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») учитель ритмично выполняет  простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает  ногой, кивает головой. Дети повторяют движения. Неожиданно для них учитель меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,  выбывает из игры.

Игра «Платочек».

Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком  в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

Игра «Съедобное - несъедобное».

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Игра «Игра с флажками».

Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

                      Развитие воображения

Игра «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

Игра «Нарисуй по описанию».

Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игра «Логическое лото»

Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

Игра «Четвертый лишний».

Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

Игра «Универсальное лото».

Наборы открыток, вырезки из журналов и марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по  разным признакам.

Серия  1.

Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

Серия  2.

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:

круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;

прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Серия З.

Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и подбирает предметы такого же цвета.

Игра «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

7 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

2 клетки вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

6 клеток вверх

1 клетка вправо

1 клетка вверх

2 клетки влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Занимательные задачи в стихотворной форме

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

* * *

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

* * *

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине  и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

* * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

* * *

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

* * *

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я, -

Здравствуй, улица моя!

Я пою и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я, -

Здравствуй, Родина моя!                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логические игры

логические игры для начальной школы...

Логическая игра-конкурс по математике для третьего класса: «День рождения Малыша»

Методический комментарий: игра-конкурс проводится как итоговое занятие по предмету «логика» в конце первой четверти 3 класса....

программа кружка "Логические игры"

В течении учебного года можно познакомить детей с различными популярными логическими играми, устраивать турниры и первенства....

Курс занятий. Логические игры.

Курс занятий «Логические игры» разработан для проведения уроков с учащимися 1 – 2 класса в рамках дополнительных образовательных услуг. Комплекс заданий, игр и упражнений направлен на развитие памяти,...

Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...

Составление картотеки комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач по классам Составить сценарий игры -путешествия для 4 класса из комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач

Составление картотеки комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач по классамСоставить сценарий игры -путешествия для 4 класса из комбинаторных, логических и нестандартных арифметиче...