Логические игры с детьми 1-2 классов.
учебно-методический материал (1, 2 класс) на тему
Игры могут быть включены в любой урок, развивают память, внимание, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_igry.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дж. Локк писал: «Если вы хотите, чтобы человек хорошо рассуждал, вы должны приучить его к этому с ранних пор, упражнять его ум в наблюдении связи идей и прослеживания их последовательности. Всего более способствует этому математика, которую поэтому и следует преподавать всем, у кого есть на это время и возможность, не столько для того, чтобы сделать их математиками. Сколько для того, чтобы сделать их разумными созданиями…»
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
Учитель начальных классов МОУ СОШ№ 1
п. Славянка
Приморского края
Пушкарь – Карпова Надежда Алексеевна
ЦЕЛЬ: научить ребенка сравнивать предметы, слова, числа, находить их общие признаки.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКА КНИГА КРЫШКА?
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: КНИГИ ТЕТРАДИ
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЕ МОЛОКО МАНГО?
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ПЕЧЬ ТЕЧЬ РЕЧЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЖ НОЖ КОВШ?
УПРАЖНЕНИЕ 6.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: ЯБЛОКО АРБУЗ
УПРАЖНЕНИЕ 7.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: РУЧКА КАРАНДАШ?
УПРАЖНЕНИЕ 8.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОЛЕСО ПОЛОСА ЯБЛОКО?
УПРАЖНЕНИЕ 9.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 77 и 17; 24 и 624?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 10.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 7 и 71; 31 и 38?
УПРАЖНЕНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 3и 13; 84 и 14?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКИ СОБАКИ?
УПРАЖНЕНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: КНИГА ТЕТРАДЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 12 и 21; 5 и 15?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МЫШЬ БРОШЬ РОЖЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 16.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: САНИ ТЕЛЕГА?
УПРАЖНЕНИЕ 17.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются слова: РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ?
УПРАЖНЕНИЕ 18.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки следующих чисел: 8 и 18; 20 и 10
УПРАЖНЕНИЕ 19.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ЧИСЛО ВЕСЛО КРЕСЛО?
УПРАЖНЕНИЕ 20.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки: ЕЛЬ СОСНА
УПРАЖНЕНИЕ 21.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются ОСЕНЬ ВЕСНА?
УПРАЖНЕНИЕ 22.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа каждой пары: 5 и 50; 17 и 170?
УПРАЖНЕНИЕ 23.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛЕТО ЗИМА?
УПРАЖНЕНИЕ 24.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: БЕРЕЗА ОСИНА
УПРАЖНЕНИЕ 25.
ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 6 и 60; 42 и 420
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 26.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ДЕРЕВО КУСТАРНИК?
УПРАЖНЕНИЕ 27.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО?
УПРАЖНЕНИЕ 28.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВОРОБЕЙ ВОРОНА
УПРАЖНЕНИЕ 29.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: БЕЛЫЙ ГРИБ МУХОМОР?
УПРАЖНЕНИЕ 30.
ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 21 и 201; 13 и 31
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 31.
ЗАДАНИЕ: сравни слова: ОКНО СУКНО ОБЛАКО
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 32.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: РЕКА ОЗЕРО
Чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 33.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 13; 17; 31; 21
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 34.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: СТОЛ СТУЛ
Чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 35.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 5; 15; 563; 25
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 36.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИНЕЙКА ТРЕУГОЛЬНИК?
УПРАЖНЕНИЕ 37.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВИЛКА ЛОЖКА
Чем отличаются эти предметы?
УПРАЖНЕНИЕ 38.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КАМЫШ КОВШ ШАЛАШ?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 39.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 4; 14; 48; 24
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 40.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 12; 16; 20; 24
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 41.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: АЛЬБОМ ТЕТРАДЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 42.
ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:
- у бабочки крылья красивые, а у стрекозы – прозрачные;
- у клена листья резные, а у березы зеленые.
УПРАЖНЕНИЕ 43.
ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:
- мухомор несъедобный, а у белого гриба коричневая шляпка,
- у снегиря красная грудка, а у ласточки раздвоенный хвост?
ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯТЬ ОБЩИЙ ПРИЗНАК В СЛОВАХ – ПОНЯТИЯХ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Найди лишнее слово: АНДЕРСЕН, ПЕРРО, БР. ГРИММ, ПУШКИН
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Найди лишнее слово: ГУСЬ, ОСЕЛ, КУРИЦА, ИНДЮК
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Найди лишнее слово: СКАЗКА, БЫЛИНА, ПОВЕСТЬ, ПОСЛОВИЦА
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Найди лишнее слово: СТЕКЛЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ХРУПКИЙ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Найди лишнее слово: КИЕВ, МИНСК, ЯРОСЛАВЛЬ, МОСКВА
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Найди лишнее слово: ВТОРНИК, СРЕДА, ЗИМА, ЧЕТВЕРГ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Найди лишнее слово: ТРАМВАЙ, МЕТРО, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Найди лишнее слово: СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Найди лишнее слово: ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО, ДОЖДЛИВО
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Найди лишнее слово: МАТЕМАТИКА, ЧТЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Найди лишнее слово: БОЛЬ, БОЛЬШОЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЬНОЙ
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Найди лишнее слово: БЕРЕЗА, ОСИНА, ДЕРЕВО, ТОПОЛЬ
УПРАЖНЕНИЕ 13.
Найди лишнее слово: ГОРЕНИЕ, ЗАГОРАТЬ, ГОРА, ГОРЕТЬ
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Найди лишнее слово: ИДТИ, БЕЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ЗАХОДИТЬ
УПРАЖНЕНИЕ 15.
Найди лишнее слово: ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ
УПРАЖНЕНИЕ 16.
Найди лишнее слово: СТАРШЕКЛАССНИК, КНИГА, УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 17.
Найди лишнее слово: МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ, МОРЯК
УПРАЖНЕНИЕ 18.
Найди лишнее слово: ОГУРЕЦ, КАБАЧОК, КЛУБНИКА, ПОМИДОР
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
ЦЕЛЬ: развить у ребенка способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Задание: даны слова: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
Например: 1) лишний «огурец» - он не живой.
2) лишнее «птицы» - слово во множественном числе и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Задание: даны слова: СОБАКА ПОМИДОР СОЛНЦЕ
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Задание: даны слова: КОРОВА БОТИНКИ ТРОВА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Задание: даны слова: КУРИЦА ПШЕНИЦА ПОДУШКА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Задание: даны слова: ГУСЬ ЛЯГУШКА ТИНА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Задание: даны слова: КУРИЦА ЦЫПЛЕНОК МИМОЗА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Задание: даны слова: ЗОНТ ДОРОГА СУМКА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
ЦЕЛЬ: научить ребенка классифицировать
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
16; И; 8; 26
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
18; 37; 24; 12
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
36; 15; 17; 31
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
25; 6; 37; 46
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Задание: какая буква лишняя и почему?
Б Г И К
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Задание: какая буква лишняя и почему?
А О И Н Ы
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
38; 44; 100; 29; 50
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
55; 88; 33; 90; 11
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
74; 7; 47; 44; 77
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Задание: какая буква лишняя и почему?
Б Г Д К З
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Задание: какая буква лишняя и почему?
Н М Л П Й
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Задание: какая буква лишняя и почему?
Ч Щ Ш Ц С
ЦЕЛЬ: классифицировать предметы, слова, формировать умение выбирать основание для классификации.
Упражнение 1.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
УХО КОТ
ПЕРО ГРИБ
ВАЗА СТОЛ
ЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
- слова распределены по количеству букв;
- слова распределены по количеству слогов;
- слова распределены по родам.
Упражнение 2.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
СЛОВО КОТ
ПЕРО МЕЛ
КНИГА МЫШЬ
КИНО ГРИБ
Выбери подпись к каждому столбику:
- слова распределены по количеству букв;
- слова распределены по количеству слогов;
- слова распределены по родам.
Упражнение 3.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
РОЗА ТОК
ПЕРО ЗУБ
ВАЗА РОТ
РУКА ЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
- слова распределены по количеству букв;
- слова распределены по количеству слогов;
- слова распределены по родам.
Упражнение 4.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
ЛИСА ОВЦА
ВОЛК КОЗА
ЗАЯЦ СОБАКА
МЕДВЕДЬ КОТЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
- домашние животные,
- дикие животные.
Упражнение 5.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
МОДА КРОТ
МЫШЬ ПЛУГ
КОЗА КРУГ
ПОРА ПЛОТ
Выбери подпись к каждому столбику:
- слова распределены по количеству букв;
- слова распределены по количеству слогов;
- слова распределены по родам.
Упражнение 6.
Задание: даны слова: ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ГРУША, МАЛИНА, ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА, СЛИВА, СМОРОДИНА.
Назови: 1. ягоды;
2. фрукты.
Упражнение 7.
Задание: даны слова, которые разбиты на три группы по родам:
МАМА ПОЛОТЕНЦЕ КЛЕН
СОСНА ОКНО ПЕНЬ
ТЕНЬ НЕБО ДЕНЬ
СОЛЬ СОЛНЦЕ СТУЛ
Вставь пропущенные слова в предложения:
- в первом столбике слова …рода,
- во втором столбике слова …рода,
- в третьем столбике слова …рода.
Упражнение 8.
Задание: даны слова: СТОЛ, ЧАШКА, СТУЛ, ТАРЕЛКА, ШКАФ, ЧАЙНИК, ДИВАН, ЛОЖКА, ТАБУРЕТ, КРЕСЛО, КАСТРЮЛЯ.
Подчеркни название мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Упражнение 9.
Задание: даны слова, которые разбиты на три группы количеству слогов:
МЫШЬ КОРОВА СОВА
КОНЬ СОЛОВЕЙ НОРА
ХОР ГОЛОВА ПАРА
РОСТ ПЕРЕПЕЛ РАНА
Вставь пропущенные слова в предложения:
- в первом столбике - слова, имеющие – слог;
- во втором столбике – слова, имеющие – слога;
- в третьем столбике - слова, имеющие – слога.
Упражнение 10.
Задание: дан перечень растений (4 столбика):
БЕРЕЗА ЕЛЬ ШИПОВНИК ОДУВАНЧИК
КЛЕН СОСНА ОРЕШНИК ВАСИЛЕК
ТОПОЛЬ ЛИСТВЕННИЦА ЖИМОЛОСТЬ КОЛОКОЛЬЧИК
ДУБ
Выбери подпись к каждому столбику:
- кустарники;
- лиственные деревья;
- хвойные деревья;
- цветы.
Упражнение 11.
Задание: назови фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.
Упражнение 12.
Задание: раздели слова на группы по количеству слогов: ПЕНАЛ, ВАЗА, ЛАМПА, АБАЖУР, ПЕРО, КАРАНДАШ, ТЫКВА, ПАРТА, ЛИНЕЙКА, ТЕТРАДЬ, СТОЛ, МЫШЬ, ПОЛ.
К какой группе относятся слова: СОЛЬ, РУЧКА, МОЛОТОК, КОРЕНЬ?
Упражнение 13.
Задание: раздели существительные по родам: ЕЛЬ, ГРИБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЯНИКА, ГНЕЗДО, СОЛНЦЕ, ОДУВАНЧИК, ОКНО, БРОШЬ.
К какой группе следует отнести существительные: ДВЕРЬ, СТЕКЛО, СТОЛ, ПОЛОТЕНЦЕ, ВЕРЕВКА?
Упражнение 14.
Задание: даны числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
Раздели их на 2 группы:
- четные
- нечетные
К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?
Упражнение 15.
Задание: даны числа: 2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31
Раздели их на 2 группы:
- однозначные
- двузначные
Упражнение 16.
Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: МАК, ЛИПА, КЛЕН, РОМАШКА, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШ, МАЛИНА, СМОРОДИНА, ДУБ.
Упражнение 17.
Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, ВОЛК, СИНИЦА, КАРП, МЕДВЕДЬ, ЩУКА, РЫСЬ, ТИГР, СНЕГИРЬ, СУДАК.
Упражнение 18.
Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: КОШКА, ЕЖ, СОБАКА, ВОЛК, КОЗА, ЛИСА, ЗАЯЦ, ОВЦА.
Упражнение 19.
Задание: буквы Е; Ё; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О распредели две на группы; гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?
- Е; Ё; И; К Ж; З; Л; М; Н; О
- Е; Ё; И; О Ж; З; К; Л; М; Н
- Е; Ё; Н; О Ж; З; И; К; Л; М; Н
4. И; Е; Ё; Ж; З; К; Л; М; Н; О
Упражнение 20.
Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: СОСНА, ЛИПА, КЛЕН, ЕЛЬ, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА.
Упражнение 21.
Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20
разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?
- 31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36
- 31; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48
- 27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48
4. 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48
Упражнение 22.
Задание: числа 1; 2; 3; 5; 8; 12; 16; 24; 35; 48
разбиты на 2 группы: однозначные и двузначные
В какой строчке классификация проведена правильно?
- 1; 2; 3; 5; 12; 8; 16; 24; 35; 48
- 1; 2; 3; 5; 8 12; 16; 24; 35; 48
- 1; 2; 3; 5; 8; 16 12; 24; 35; 48
4. 2; 3; 5; 8 24; 1; 12; 6; 16; 35; 48
Упражнение 23.
Задание: раздели на две группы по родам слова: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, РАМА, СТЕНА, НОЖ, КАША.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
ПОЛ КАША ПОЛОТЕНЦЕ | КАША ПОЛ ПОТОЛОК |
РАМА МЫЛО | СТЕНА НОЖ МЫЛО |
НОЖ СТЕНА КРЫЛЬЦО | РАМА КРЫЛЬЦО ПОЛОТЕНЦЕ |
ПОТОЛОК |
2. 4.
ПОЛ ПОЛОТЕНЦЕ КАША | КРЫЛЬЦО КАША НОЖ |
НОЖ МЫЛО СТЕНА | МЫЛО СТАН ПОЛ |
ПОТОЛОК КРЫЛЬЦО РАМА | РАМА ПОТОЛОК |
Упражнение 24.
Задание: раздели на две группы по количеству слогов слова: ДВЕРЬ, БРОШЬ, СОЛНЦЕ, КИНО, МАРКА, СОЛОВЕЙ, КАРАНДАШ, КОЛОКОЛ, МАРТ.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ | БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ |
ДВЕРЬ МАРКА КАРАНДАШ | ДВЕРЬ КИНО КАРАНДАШ |
МАРТ КОЛОКОЛ | МАРТ МАРКА КОЛОКОЛ |
КИНО |
2. 4.
СОЛОВЕЙ КИНО БРОШЬ | БРОШЬ КИНО СОЛОВЕЙ |
КАРАНДАШ СОЛНЦЕ ДВЕРЬ | ДВЕРЬ СОЛНЦЕ КАРАНДАШ |
МАРКА МАРТ | МАРКА КОЛОКОЛ |
КОЛОКОЛ |
Упражнение 25.
Задание: раздели на две группы по количеству букв слова: КОРКА, РАМА, ВОЛНА, КОРА, ЛАПА, СОР, ПАЛКА, КОН, МАЙ.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
СОР ЛАПА КОРКА | МАЙ ЛАПА КОРКА |
КОН РАМА ПАЛКА | КОН РАМА ПАЛКА |
СОР КОРА | СОР ВОЛНА |
ВОЛНА | КОРА |
2. 4.
СОР ЛАПА КОРКА | МАЙ ЛАПА КОРКА |
КОН РАМА ПАЛКА | КОН КОРА ПАЛКА |
МАЙ КОРА ВОЛНА | СОР РАМА ВОЛНА |
КОРА |
Упражнение 26.
Задание: даны названия растений: ЕЛЬ, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, КЛЕН, БЕРЕЗА, ШИПОВНИК, ОРЕШНИК, ТОПОЛЬ, СИРЕНЬ.
Раздели их на две группы: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1.
ЕЛЬ | БЕРЕЗА | ШИПОВНИК |
СОСНА | ТОПОЛЬ | ОРЕШНИК |
ЛИСТВЕННИЦА | КЛЕН | СИРЕНЬ |
2.
ЕЛЬ | БЕРЕЗА | ШИПОВНИК |
СОСНА | ТОПОЛЬ | КЛЕН |
ЛИСТВЕННИЦА | КЛЕН | СИРЕНЬ |
СИРЕНЬ | ОРЕШНИК |
3.
ЕЛЬ | ТОПОЛЬ | ОРЕШНИК |
СОСНА | СИРЕНЬ | ШИПОВНИК |
БЕРЕЗА | КЛЕН |
4.
ЕЛЬ | ЛИСТВЕННИЦА | ОРЕШНИК |
СОСНА | БЕРЕЗА | СИРЕНЬ |
КЛЕН | ШИПОВНИК | |
ТОПОЛЬ |
Упражнение 27.
Задание: по какому признаку объединены слова: УТЮГ, ВЬЮГА, ПАЛКА, ЧАСЫ, ЛАМПА, СТАКАН, ДИВАН?
Выбрать правильный ответ:
- в этих словах одинаковое количество букв;
- в этих словах одинаковое количество слогов;
- эти слова мужского рода;
- эти слова женского рода.
Упражнение 28.
Задание: даны три группы слов:
КОШКА ОКНО МОЛОТОК
БРОШЬ ЯБЛОКО ДОМ
МЫШЬ КРЫЛЬЦО НОЖ
ДОСКА ВЕДРО ЦВЕТОК
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбрать правильный ответ:
- слова сгруппированы по количеству букв;
- слова сгруппированы по родам;
- слова сгруппированы по количеству слогов.
Упражнение 29.
Задание: определи, что послужило основанием для такой классификации слов:
ЛАНДЫШ МАЛИНА
ОДУВАНЧИК СМОРОДИНА
КОЛОКОЛЬЧИК КЛУБНИКА
КРЫЖОВНИК ГВОЗДИКА
Выбрать правильный ответ:
- слова сгруппированы по количеству букв;
- слова сгруппированы по родам;
- слова сгруппированы по количеству слогов.
Упражнение 30.
Задание: даны две группы слов:
ЛАНДЫШ МАЛИНА
ОДУВАНЧИК СМОРОДИНА
КОЛОКОЛЬЧИК КЛУБНИКА
КРЫЖОВНИК ГВОЗДИКА
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбрать правильный ответ:
- слова сгруппированы по количеству букв;
- слова сгруппированы по родам;
- слова разделены на цветы и ягоды.
Упражнение 31.
Задание: определи, по какому признаку проведена классификация растений:
ЕЛЬ ЛАНДЫШ ШИПОВНИК
КЛЕН КОЛОКОЛЬЧИК СМОРОДИНА
БЕРЕЗА ГВОЗДИКА ОРЕШНИК
Выбрать правильный ответ:
- слова сгруппированы по родам;
- слова сгруппированы по количеству слогов;
- слова разделены на группы: деревья, кустарники, цветы.
Упражнение 32.
Задание: числа сгруппированы в три строчки: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9
20; 21; 28; 29; 36; 39
321; 324; 547; 625; 744
Что послужило основанием для такой классификации?
Упражнение 33.
Задание: распредели числа на группы двумя способами (т.е. выбрать основание для классификации):
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20
ТЕСТ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ.
- ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
1. У сапога всегда есть… | Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. |
2. В теплых краях живет… | Волк, медведь, олень, верблюд, пингвин, морж. |
3. В году… | 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца. |
4. Месяц зимы… | Сентябрь, март, февраль, ноябрь. |
5. В нашей стране не живет… | Соловей, аист, страус, синица, скворец. |
6. Отец старше своего сына… | Часто, всегда, никогда, редко, иногда. |
7. Время суток… | Год, месяц, неделя, день, понедельник. |
8. У деревьев всегда есть… | Цветы, плоды, листья, корень, тень. |
9. Время года… | Август, суббота, утро, осень, каникулы. |
10. Пассажирский транспорт… | Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
- ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. | Фасоль |
2. Река, море, озеро, мост, пруд. | Мост |
3. Кукла, юла, мяч, скакалка, песок. | Песок |
4. Стол, табурет, ковер, кресло, кровать. | Ковер |
5. Тополь, береза, ель, липа, осина. | Ель |
6. Курица, петух, орел, индюк, гусь. | Орел |
7. Окружность, треугольник, указка, квадрат, четырехугольник. | Указка |
8. Саша, Витя, Стас, Семёнов, Игорь. | Семёнов |
9. Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный. | Вкусный |
10. Москва, Владивосток, деревня, Томск. | Деревня |
- ОБОБЩЕНИЕ.
1. Окунь, карась, щука… | Рыбы |
2. Лопата, молоток, пила… | Инструменты |
3. Лето, зима, осень… | Времена года |
4. Огурец, помидор, морковь… | Овощи |
5. Шкаф, диван, кровать… | Мебель |
6. Июнь, июль, январь… | Месяцы |
7. Сирень, орешник… | Кустарники |
8. Синица, снегирь, ворона… | Птицы |
9. Слон, тигр, лев, лиса… | Животные |
10. Ель, пихта, сосна, дуб… | деревья |
Игра «Заметь все!»
На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».
Развитие внимания
Игра «Что изменилось?»
Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Игра «Найди отличия».
Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
Игра «Ухо-нос».
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
Игра «Карлики и великаны».
По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Учитель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
Игра «Замри».
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
Игра «Повторяй за мной».
Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») учитель ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют движения. Неожиданно для них учитель меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
Игра «Платочек».
Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.
Игра «Съедобное - несъедобное».
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Игра «Игра с флажками».
Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
Развитие воображения
Игра «Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Игра «Нарисуй по описанию».
Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Игра «Логическое лото»
Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.
Игра «Четвертый лишний».
Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
Игра «Универсальное лото».
Наборы открыток, вырезки из журналов и марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.
Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.
Серия 1.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.
Серия 2.
Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:
круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;
квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;
треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;
прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;
овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
Серия З.
Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и подбирает предметы такого же цвета.
Игра «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»
Котенок
Поставить точку в любом углу клетки;
7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
3 клетки влево
Занимательные задачи в стихотворной форме
При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логические игры
логические игры для начальной школы...
Логическая игра-конкурс по математике для третьего класса: «День рождения Малыша»
Методический комментарий: игра-конкурс проводится как итоговое занятие по предмету «логика» в конце первой четверти 3 класса....
программа кружка "Логические игры"
В течении учебного года можно познакомить детей с различными популярными логическими играми, устраивать турниры и первенства....
Курс занятий. Логические игры.
Курс занятий «Логические игры» разработан для проведения уроков с учащимися 1 – 2 класса в рамках дополнительных образовательных услуг. Комплекс заданий, игр и упражнений направлен на развитие памяти,...
Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...
Составление картотеки комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач по классам Составить сценарий игры -путешествия для 4 класса из комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач
Составление картотеки комбинаторных, логических и нестандартных арифметических задач по классамСоставить сценарий игры -путешествия для 4 класса из комбинаторных, логических и нестандартных арифметиче...