Доклад –выступление На тему: «Интелектуальная готовность ребенка при переходе с детского сада в школу»
материал по теме

Лихачева Татьяна Александровна

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ  -  предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.  Формирование этих качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad-vystuplenie_-_gotovnost_k_shkole.ppt597.5 КБ
Файл doklad-vystuplenie_v_dou.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Доклад –выступление

На тему:

«Интелектуальная готовность ребенка при переходе с детского сада в школу»

                   Учитель начальных  классов

                                          МБОУ ЛСОШ № 9

                                                    Лихачева Т.А.

                                                           2013г.                                                                                                  

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.                                                                                                                        Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоционально-волевой и социальный.                                                                                

Нам представляется очень важной - интеллектуальная зрелость будущего школьника. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к краху учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно ,низким оценкам, отставанию от сверстников, образованию множества  «комплексов» .

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ  - также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.                                                                                                                   Формирование этих качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Остановимся на тех условиях, которые обеспечивают полноценную интеллектуальную подготовку детей к школе : умение строить отношения с ---учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)                                                                                         -умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)                                                                 - отношение к себе (завышенная самооценка) потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.

 Способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, где нет бабушки или мамы, готовых взять на себя часть действий, которые ребенок должен выполнить самостоятельно. Особое внимание  хочу  обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. 

Рассмотрим подробнее критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность к школе. К 6-7 годам ребенок должен знать :                                                         -свое имя, отчество и фамилию, возраст.

- Свой домашний адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают.

 -  Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

-  Домашних животных и их детенышей.

-Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

-Транспорт наземный, водный, воздушный

- Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

  -  Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Дети должны уметь:

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал

  1.  Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).
  2.  Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  3.  Различать гласные и согласные звуки.
  4. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  5.  Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп".
  6. Обсуждать  прочитанное, ясно выражать свои мысли; иначе у него будут проблемы с устными ответами.
  7. Довести свою мысль до конца.
  8.  Последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  9. Грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями)
  10.  Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  11. Готовность руки к овладению письмом ,владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.  .

Совершенно не обязательно уметь считать до 100,гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка ,то есть считал в обратном порядке , умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве :вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т.д.

Чем лучше он знает это, тем легче ему будет учиться в школе.

  1. знать прямой и обратный счет до 10
  1.  предыдущие и последующие числа в пределах 10
  2.  геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других
  3. знать арифметические знаки: +, -, =  
  4. уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие;
  5. уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше)
  6. уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.

2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Ребёнок в школе  встретится с определёнными трудностями, связанными с изменением условий жизни и характера деятельности. Поэтому в дошкольном учреждении детей постепенно и повседневно нужно учить преодолевать посильные трудности.

Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они им распоряжаются. При этом ребёнок  должен знать самые элементарные вещи о себе и окружающем мире. Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Родителям - не  пускать все на самотек, надеясь на воспитателей и учителей.  Самое главное - важно помнить : ребёнок идёт   в школу не только продемонстрировать свои знания , но и учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Адаптация ребенка при переходе из детского сада в школу".

Презентация к выступлению перед родителями на тему "Адаптация ребенка при переходе из детского сада в школу"....

Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения. Из опыта работы.

Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения.Презентация....

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...

Собрание "Кризис перехода из детского сада в начальную школу"

Собрание "Кризис перехода из детского сада в начальную школу"...