Статья «Работа над проектом «С улыбкой в школу»
статья по теме

Маликова Светлана Владимировна

В данной статье представлен материал из опыта работы творческой группы учителей нашей школы над проблемой адаптациии первоклассников к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_nad_proektom_s_ulybkoy_v_shkolu_.docx592.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья   «Работа над проектом «С улыбкой в школу»

Руководитель проекта - Маликова С. В. учитель начальных классов, МБОУ-СОШ № 4

Авторы:Григорьева С. М., учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4

Тотыкаева Е. А., учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4

Саблукова В. Б.учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4

"Мы настолько увлеклись обучением наших детей,

 что забыли о том, что самая суть образования ребенка –

 это созидание его счастливой жизни.

Ведь именно счастливая жизнь - то,

чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

                                                                                                                  С. Харрисон:

        Проблема адаптации первоклассников к школе не нова, но  о ней последнее время много говорят и спорят. А что же такое адаптация?

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности,

связанные с учебной работой. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.

Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

 Тревогу в период поступления в школу испытывают не только первоклассники, но и их родители. Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов.

Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. (в школу поступают дети с разным уровнем интеллектуального развития, из разных дошкольных учреждений, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников)

Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.

Целью нашей работы является организация и создание условий  обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в общеобразовательной школе.

Цель проекта:

Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.

Задачи проекта:

1.        Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.         Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.

3.        Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей

4.        Привлечь узких специалистов (психолога, логопеда, медработника)

5.        Выявить причины возможной дезадаптации школьников

6.        Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.

7.        Разработать программу по адаптации первоклассников.

Вид проекта  педагогический незавершенный.

Продукт проекта: педагогические рекомендации учителю и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Сроки реализации проекта: ноябрь 2011 –май 2014г.

Целевая аудитория

Целевой группой данного проекта являются дети 6-7 лет – будущие первоклассники, первоклассники и их  родители.

3 этапа реализации проекта:

I  

Подготовительный этап  ноябрь- январь  2011-2012г.

  1. Постановка цели. Определение задач.
  2. Подбор литературы. Изучение правовых актов.
  3. Составление плана работы над проектом.
  4. Встреча с воспитателями ДОУ. Сбор и изучение информации о детях.
  5. Анкетирование родителей.

Составив анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» наша группа раздала анкеты в детские сады родителям чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе .

Опубликовали эту же анкету в газете « Образ жизни» (от 15 марта 2012 года)  мы обратились к родителям, чьи дети не посещают детский сад, чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе.

                                               

Проанализировав данные анкетирования, получили следующие результаты: - 81% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу;
-1 9% родителей считают, что их дети многому научились и тоже готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им еще требуется некоторая подготовка.

II

Основной  этап февраль- апрель 2012 г.

  1.  составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников
  2. день открытых дверей для будущих первоклассников и родителей
  3. опрос родителей первоклассников
  4. наблюдение первоклассников.
  5. выявление группы риска.
  6. разработка программы занятий с детьми группы риска.

Используя результаты анкетирования, мы составили рекомендации для родителей будущих первоклассников с целью сокращения адаптационного периода. Провели «день открытых дверей» для будущих первоклассников и родителей. Родителям были доведены до сведения результаты анкетирования и  предложены разработанные нами рекомендации. На первом родительском собрании провели опрос родителей по теме «Применение рекомендаций»

С сентября по  октябрь провели наблюдения, заполнили индивидуальные карты адаптации первоклассников, подвели итог-выявили уровни адаптации:

высокий-37%

средний-29%

низкий- 26%

дезадаптация-8%

По результатам  была  выявлена группа риска, куда вошли дети с низким уровнем адаптации и дезадаптацией. Составлена программа занятий педагогов с  группой риска, и намечены пути вовлечения их во внеурочную деятельность, составлен лекторий для родителей, намечены совместные мероприятия: детей, родителей и педагогов (КТД).  

Прогноз возможных негативных последствий 

  1. Пассивное отношение родителей к  предложенной программе действий.
  2. Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей.
  3. Ограниченность профессиональной психологической и логопедической помощи.
  4. Негативное влияние микросоциальной среды.

                                                                                                                                                                                                                                                                     

III

Заключительный  этап май 2014 г.

  1. разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
  2. создание программы адаптации первоклассников к школе «С улыбкой в школу».
  3. апробация программы адаптации первоклассников к школе «С улыбкой в школу».

Я назову разработанные нами примерные рекомендации для учителей, а вы  можете предложить свои варианты.

  1. Равномерное распределение учебной нагрузки, домашних заданий.
  2. Создавать на уроке ситуацию успеха, хвалить за успехи, поддерживая тем самым самооценку.
  3. Для поддержания работоспособности  использовать смену деятельности с одного вида на другой.
  4. Совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни

первоклассников в школе.

  1. Юмор – никогда не бывает лишним!

Наш проект незавершённый, так как нам предстоит на примере нынешних и следующих первоклассников апробировать разработанные рекомендации для всех субъектов образовательного процесса и программу  «С улыбкой в школу» для сокращения адаптационного периода.

        

Механизм оценки результатов проекта

Оценка результатов реализации проекта проводится через опрос родителей и диагностику первоклассников  2012 – 2014 уч. г.

Форма представления результатов проекта

  1. Размещение  программы «С улыбкой в школу» и методических рекомендаций на школьном сайте http://shk@asino.tomsknet.ru, на сайте http://edu.tomsk.ru,
  2. отчет работы творческой группы над проектом «С улыбкой в школу» за период сентябрь-декабрь 2012г.»,
  3. представление опыта на районном методическом объединении начальных классов,

  1. Презентация на общешкольном родительском собрании в августе 2012-13 г.
  2. Освещение в асиновских СМИ (районная газета «Образ жизни»)

Список литературы

  1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. «Педагогическое проектирование», Москва, Академия , 2007
  2. Горячев А.В. «Проектная деятельность в образовательной системе», «Начальная школа До и После», 2004, № 5, стр.3-8.
  3. Кичигина Т.В.Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41.
  4. Н. В. Нижегородцева, В. Д Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей».- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001
  5. Полат Е.С. «Новые педагогические технологии в системе образования», Москва, Академия, 2009.
  6. Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 1., С 382-384.
  7. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. – 2002. №6. С. 8-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа над проектом"

Работа над проектом в начальной школе....

Педагогический проект «С улыбкой в школу»

Педагогический проект   «С улыбкой в школу» "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Вед...

Критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)

Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе св...

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...

Педагогический проект "С улыбкой в школу"

Проект об адаптации первоклассников...

Педагогический проект "С улыбкой в школу" презентация

Педагогический проект "С улыбкой в школу" презентация...