Статья «Работа над проектом «С улыбкой в школу»
статья по теме
В данной статье представлен материал из опыта работы творческой группы учителей нашей школы над проблемой адаптациии первоклассников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_nad_proektom_s_ulybkoy_v_shkolu_.docx | 592.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Работа над проектом «С улыбкой в школу»
Руководитель проекта - Маликова С. В. учитель начальных классов, МБОУ-СОШ № 4
Авторы:Григорьева С. М., учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4
Тотыкаева Е. А., учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4
Саблукова В. Б.учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей,
что забыли о том, что самая суть образования ребенка –
это созидание его счастливой жизни.
Ведь именно счастливая жизнь - то,
чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
С. Харрисон:
Проблема адаптации первоклассников к школе не нова, но о ней последнее время много говорят и спорят. А что же такое адаптация?
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности,
связанные с учебной работой. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Тревогу в период поступления в школу испытывают не только первоклассники, но и их родители. Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов.
Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. (в школу поступают дети с разным уровнем интеллектуального развития, из разных дошкольных учреждений, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников)
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.
Целью нашей работы является организация и создание условий обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в общеобразовательной школе.
Цель проекта:
Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.
3. Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей
4. Привлечь узких специалистов (психолога, логопеда, медработника)
5. Выявить причины возможной дезадаптации школьников
6. Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.
7. Разработать программу по адаптации первоклассников.
Вид проекта педагогический незавершенный.
Продукт проекта: педагогические рекомендации учителю и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников
Сроки реализации проекта: ноябрь 2011 –май 2014г.
Целевая аудитория
Целевой группой данного проекта являются дети 6-7 лет – будущие первоклассники, первоклассники и их родители.
3 этапа реализации проекта:
I
Подготовительный этап ноябрь- январь 2011-2012г.
- Постановка цели. Определение задач.
- Подбор литературы. Изучение правовых актов.
- Составление плана работы над проектом.
- Встреча с воспитателями ДОУ. Сбор и изучение информации о детях.
- Анкетирование родителей.
Составив анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» наша группа раздала анкеты в детские сады родителям чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе .
Опубликовали эту же анкету в газете « Образ жизни» (от 15 марта 2012 года) мы обратились к родителям, чьи дети не посещают детский сад, чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе.
Проанализировав данные анкетирования, получили следующие результаты: - 81% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу;
-1 9% родителей считают, что их дети многому научились и тоже готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им еще требуется некоторая подготовка.
II
Основной этап февраль- апрель 2012 г.
- составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников
- день открытых дверей для будущих первоклассников и родителей
- опрос родителей первоклассников
- наблюдение первоклассников.
- выявление группы риска.
- разработка программы занятий с детьми группы риска.
Используя результаты анкетирования, мы составили рекомендации для родителей будущих первоклассников с целью сокращения адаптационного периода. Провели «день открытых дверей» для будущих первоклассников и родителей. Родителям были доведены до сведения результаты анкетирования и предложены разработанные нами рекомендации. На первом родительском собрании провели опрос родителей по теме «Применение рекомендаций»
С сентября по октябрь провели наблюдения, заполнили индивидуальные карты адаптации первоклассников, подвели итог-выявили уровни адаптации:
высокий-37%
средний-29%
низкий- 26%
дезадаптация-8%
По результатам была выявлена группа риска, куда вошли дети с низким уровнем адаптации и дезадаптацией. Составлена программа занятий педагогов с группой риска, и намечены пути вовлечения их во внеурочную деятельность, составлен лекторий для родителей, намечены совместные мероприятия: детей, родителей и педагогов (КТД).
Прогноз возможных негативных последствий
- Пассивное отношение родителей к предложенной программе действий.
- Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей.
- Ограниченность профессиональной психологической и логопедической помощи.
- Негативное влияние микросоциальной среды.
III
Заключительный этап май 2014 г.
- разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
- создание программы адаптации первоклассников к школе «С улыбкой в школу».
- апробация программы адаптации первоклассников к школе «С улыбкой в школу».
Я назову разработанные нами примерные рекомендации для учителей, а вы можете предложить свои варианты.
- Равномерное распределение учебной нагрузки, домашних заданий.
- Создавать на уроке ситуацию успеха, хвалить за успехи, поддерживая тем самым самооценку.
- Для поддержания работоспособности использовать смену деятельности с одного вида на другой.
- Совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни
первоклассников в школе.
- Юмор – никогда не бывает лишним!
Наш проект незавершённый, так как нам предстоит на примере нынешних и следующих первоклассников апробировать разработанные рекомендации для всех субъектов образовательного процесса и программу «С улыбкой в школу» для сокращения адаптационного периода.
Механизм оценки результатов проекта
Оценка результатов реализации проекта проводится через опрос родителей и диагностику первоклассников 2012 – 2014 уч. г.
Форма представления результатов проекта
- Размещение программы «С улыбкой в школу» и методических рекомендаций на школьном сайте http://shk@asino.tomsknet.ru, на сайте http://edu.tomsk.ru,
- отчет работы творческой группы над проектом «С улыбкой в школу» за период сентябрь-декабрь 2012г.»,
- представление опыта на районном методическом объединении начальных классов,
- Презентация на общешкольном родительском собрании в августе 2012-13 г.
- Освещение в асиновских СМИ (районная газета «Образ жизни»)
Список литературы
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. «Педагогическое проектирование», Москва, Академия , 2007
- Горячев А.В. «Проектная деятельность в образовательной системе», «Начальная школа До и После», 2004, № 5, стр.3-8.
- Кичигина Т.В.Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41.
- Н. В. Нижегородцева, В. Д Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей».- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001
- Полат Е.С. «Новые педагогические технологии в системе образования», Москва, Академия, 2009.
- Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 1., С 382-384.
- Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. – 2002. №6. С. 8-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа над проектом"
Работа над проектом в начальной школе....
Педагогический проект «С улыбкой в школу»
Педагогический проект «С улыбкой в школу» "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Вед...
Критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)
Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе св...
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...
Педагогический проект "С улыбкой в школу"
Проект об адаптации первоклассников...
Педагогический проект "С улыбкой в школу" презентация
Педагогический проект "С улыбкой в школу" презентация...