Программа для индивидуального обучения 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Савина Алёна Петровна

Эту коррекционную программу я составила для ребенка с  задержкой психического развития - 8 вида, на 8 часов в неделю. Программу разрабатывала  индивидуально, с учётом его возможностей и степенью отставания развития психических процессов. Зная, как трудно её составлять и сколько времени это отнимает, публикую её на сайте. Надеюсь моя работа поможет коллегам облегчить их труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_individualnogo_obucheniya_2_klass.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, травам- кует— дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления» рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Программа второго класса включает в себя: обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

названия и свойства изученных предметов и их частей;

обобщающие названия изученных групп предметов.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый предметный результат

Вид контроля,

измерители.

Дата

проведения

1

Введение. Дом, квартира, домашний адрес.

1

Знать содержание следующих понятий:

1) сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; В зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

2)Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

3)Дом, квартира, домашний адрес.

4)Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

5)Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

6)Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

7)Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

8)Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

9)Деревья. Береза, тополь или другие деревья ближайшего окружения.                    

10)Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

11)Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

12)Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

13)Дикие животные. Заяц: основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение.

14)Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид, где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

15)Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение,

16)Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Текущий

2

Что нас окружает.

1

Текущий

3

Живая и неживая природа.

1

Текущий

4

Сезонные изменения в природе.

1

Текущий

5

Погода.

1

Текущий

6

Экскурсия по школе.

1

Текущий

7-8

В гости к осени. (Экскурсия в парк).

2

Текущий

9-10

Овощи и фрукты.

Для чего нужно есть много овощей и фруктов?

2

Текущий

11

Какие бывают растения?

1

Текущий

12

Комнатные растения.

1

Текущий

13

Раннецветущие растения.

1

Текущий

14

Какие бывают животные?

1

Текущий

15

Дикие животные.

1

Текущий

16

Птицы.

1

Текущий

17

Насекомые.

1

Текущий

18

Домашние животные.

1

Текущий

19

Растения и животные зимой.

1

Текущий

20

В гости к зиме (экскурсия).

1

Текущий

21

Строение тела человека.

1

Текущий

22

Если хочешь быть здоров.

1

Текущий

23

Поговорим о болезнях.

1

Текущий

24

Домашние опасности.

1

Текущий

25

Я шагаю по улице.

1

Текущий

26

Берегись автомобиля!

1

Текущий

27

Семья.

1

Текущий

28

Одежда. Уход за одеждой.

1

Текущий

29

Правила вежливости.

1

Текущий

30-31

В гости к весне.

(Экскурсия)

2

Текущий

32

Что такое равнины?

Что такое горы?

1

Текущий

33

Водоёмы.

1

Текущий

34

Впереди лето.

1

Текущий

35

Что мы узнали и чему научились за год.

1

Итоговый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит в четверти контрольные работы.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предмет там, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением ) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.

Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.

Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

количественные, порядковые числительные в пределах 20;

состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

линии — прямую, кривую, отрезок;

единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости;

1 к., 1 р., 1 см, 1 дм, 1 кг, 1 л, соотношение 1 дм == 10 см;

название, порядок дней недели, количество суток в неделе;

счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

названия компонента и результатов сложения и вычитания;

математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;

различие между прямой, лучом, отрезком;

элементы угла, виды углов;

элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;

элементы треугольника.

Учащиеся должны уметь:

читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3,4,5;

выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + +5, 10 + 4, 4 + 10;

решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно);

чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;

 выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 , решать простые задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;

узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый ,

чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания.

1. Решаются только простые арифметические задачи.

2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

3. Знание состава однозначных чисел обязательно.

4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).

          5. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1 — 2 единице.

       6. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.

7. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.                              

8. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.

9. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый предметный

результат

Вид контроля,

измерители.

Дата

проведения

1-2

Состав чисел в пределах10.

2

Знать следующие понятия:

десять единиц — 1 десяток;

состав чисел первого десятка из двух слагаемых; приемы сложения и вычитания; таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания;

знать название, обозначение, десятичный состав чисел 11— 20;числа однозначные, двузначные; сопоставление чисел 1 — 10 с рядом чисел 11—20; числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток); счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5; сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания; название компонентов сложения и вычитания (в речи учителя); переместительное свойство сложения (практическое использование);

единицы (мера) стоимости копейка, рубль; обозначение: 1 к., 1 р; монеты: 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р; размен и замена;

точка; прямая и кривая линии;

прямая, отрезок; длина отрезка; единицы (меры) длины сантиметр, дециметр ;обозначение: 1 см, 1 дм; соотношение единицы (меры) массы, емкости килограмм, литр; обозначение: 1 кг, 1 л;

единица времени сутки; обозначение: 1 сит.; неделя — семь суток, порядок дней недели;

соотношение: 1 дм = 10 см; присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности; сравнение чисел; знаки отношений больше (>), меньше (<), равно  (==); состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток;

сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа;

вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа;

таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; вычисление остатка с помощью данной таблицы;

названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся;

число 0 как компонент сложения;

сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени;

понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц»;

простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц;

прямая, луч, отрезок;

угол; элементы угла: вершина, стороны; виды углов: прямой, тупой, острый; четырехугольники: прямоугольник, квадрат; свойства углов, сторон; треугольник: вершины, углы, стороны;

часы, циферблат, стрелки; измерение времени в часах, направление движения стрелок; единица (мера) времени час; обозначение: 1 ч.

Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

Уметь: вычерчивать прямые линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги; чертить прямые, проходящих через 1—2 точки; измерять отрезки, вычерчивать отрезки заданной длины; вычерчивать прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам; сравнивать отрезки; угол с прямым углом; чертить прямой  угол с помощью чертежного треугольника.

Текущий

3

Больше, меньше, столько же.

1

Текущий

4

Таблица сложения    +4.

1

Текущий

5

Таблица вычитания     - 4.

1

Текущий

6

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1

Текущий

7

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

Текущий

8

Перестановка слагаемых.

1

Текущий

9

Таблица сложения    +5.

1

Текущий

10

Таблица вычитания    -5.

1

Текущий

11

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Текущий

12

Задачи на  разностное сравнение чисел.

1

Текущий

13

Прямая, ломаная, отрезок.

1

Текущий

14

Таблицы сложения     +6,7,8,9.

1

Текущий

15

Закрепление.

1

Текущий

16

Таблицы вычитания    -6,7,8,9.

1

Текущий

17

Закрепление. Самостоятельная работа.

1

Тематический

18

Решение простых задач на нахождение суммы и остатка.

1

Текущий

19

Закрепление.

1

Текущий

20

Прямая, луч, отрезок.

1

Текущий

21

Компоненты действия сложения.

1

Текущий

22

Связь сложения и вычитания.

1

Текущий

23

Компоненты действия вычитания.

1

Текущий

24

Вычитание вида 6-    , 7 -    .

Состав чисел 6,7.

1

Текущий

25

Вычитание вида 8 -    , 9 -     .

Состав чисел 8, 9.

1

Текущий

26

Закрепление. Решение задач.

1

Текущий

27

Вычитание вида 10-     .

1

Текущий

28

Закрепление.

1

Текущий

29

Килограмм.

1

Текущий

30

Литр.

1

Текущий

31

Закрепление.

 Проверочная работа.

1

Тематический

32

Название и последовательность чисел от 1до 20.

 

1

Текущий

33

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1

Текущий

34

Запись и чтение чисел.

 Однозначные и двузначные числа.

1

Текущий

35

Дециметр.

1

Текущий

36

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.

1

Текущий

37

Закрепление.

1

Текущий

38

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Текущий

39

Сложение вида    +2,    +3 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

40

Сложение вида    +4 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

41

Сложение вида    +5 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

42

Сложение вида    +6 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

43

Сложение вида    +7 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

44

Сложение вида    +8,9 путём разложения второго слагаемого на два числа.

1

Текущий

45

Закрепление.

 Проверочная работа.

1

Тематический

46

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.

1

Текущий

47

Угол. Элементы угла.

 Виды углов.

1

Текущий

48

Вычитание вида 11 -     путём разложения  вычитаемого на два числа.

1

Текущий

49

Вычитание вида 12 -     .

1

Текущий

50

Вычитание вида 13 -     .

1

Текущий

51

Вычитание вида 14 -    .

1

Текущий

52

Вычитание вида 15 -    .

1

Текущий

53

Вычитание вида 16 -    .

1

Текущий

54

Вычитание вида 17-   , 18 -    .

1

Текущий

55

Треугольник: вершины, углы, стороны.

1

Текущий

56

Закрепление.

1

Текущий

57

Проверочная работа.

1

Тематический

58

Единицы стоимости: рубль, копейка.

1

Текущий

59

Закрепление.

1

Текущий

60

Единица времени: час.

1

Текущий

61

Определение времени по часам.

1

Текущий

62

Единица времени: сутки, неделя.

1

Текущий

63

Подготовка к введению составных задач.

1

Текущий

64

Составные задачи.

1

Текущий

65

Закрепление.

1

Текущий

66

Четырёхугольники.

1

Текущий

67

Числа от 1 до 20. Повторение.

1

Текущий

68

Закрепление.

1

Текущий

69

Закрепление.

Контрольная работа.

1

Итоговый

70

Работа над ошибками.

1

Текущий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый предметный

результат

Вид

контроля,

измерители.

Дата проведения

1

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1

Уметь проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; уметь рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; уметь использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Уметь правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; уметь определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Уметь передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке. Уметь изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Уметь узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

 Знать некоторые иллюстрации к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Текущий

2

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

1

Текущий

3

Рисование на тему «Деревья осенью».

1

Текущий

4

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).

1

Текущий

5

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы

 (папка, линейка, треугольник чертежный).

1

Текущий

6

Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

1

Текущий

7

Декоративное рисование — орнамент в квадрате (на осевых линиях). Знакомство с городецкой росписью.

1

Текущий

8

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

1

Текущий

9

Рисование с натуры елочных украшений.

1

Текущий

10

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

1

Текущий

11

Рисование на тему «Снеговики».

1

Текущий

12

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

1

Текущий

13

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

1

Текущий

14

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полховско - майданскими  изделиями. Рисование узора в полосе.

1

Текущий

15

Декоративное рисование. Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).

1

Текущий

16

Рисование узора в круге. Расписная тарелка (круг — готовая форма).

1

Текущий

17

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

1

Текущий

18

Рисование с натуры весенних цветов.

1

Текущий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика Трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам (руда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их но окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором;
  • работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество! готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый предметный

результат

Вид

контроля,

измерители.

Дата проведения

1

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел.

1

Учащиеся должны

знать названия инструментов, приемы складывания бумаги, уметь правильно проводить сборку изделия на клее.

Учащиеся должны уметь размечать заготовку по шаблону,

знать правила безопасной работы на уроках. Уметь работать с иглой и ножницами, пришивать пуговицы к ткани различными способами.

Учащиеся должны знать правила безопасной работы с иголкой, название соединительного шва, уметь прокладывать шов, закреплять в конце шва нитку.

Уметь с помощью учителя анализировать последовательность работы и сборки изделия.

Текущий

2

Лепка фигур с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий.

Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

1

Текущий

3

Лепка столярных инструментов.

1

Текущий

4

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.

1

Текущий

5

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Аппликация из листьев.

1

Текущий

6

Декоративное панно из пластилина и семян.

1

Текущий

7

Изготовление поделок из шишек и веточек.

1

Текущий

8

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Аппликация из геометрических фигур.

1

Текущий

9

Складывание простых фигур из бумаги.

Лягушка, кораблик, цветок.

1

Текущий

10

Аппликация «Снеговик».

1

Текущий

11

Изготовление снежинок.

1

Текущий

12

Изготовление весенней открытки.

1

Складывать из бумаги простые изделия последовательно по показу учителя.

Уметь работать стеками и резаком при оформлении работы.

Уметь сравнивать своё изделие с образцом, находить сходство и отличия, определять  их причины.

Текущий

13

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Плетение косички из ниток.

1

Текущий

14

Пришивание пуговиц.

1

Текущий

15

Шов «Вперёд иголка».

1

Текущий

16

Аппликация из ниток и цветной бумаги.

«Одуванчик»

1

Текущий

17

Аппликация «Ёжик».

1

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...

Индивидуальная программа по технологии 4 класс программа ПНШ

1.Пояснительная запискаРабочая программа по технологии разработана в соответствии с:Федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта начального общего образования 2004г.Состав...

Индивидуальная программа по музыке 4 класс программа ПНШ

Рабочая программа по музыке и изобразительному искусству составлена для Матвиенко Вадима ученика  4 класса...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для индивидуального обучения английскому языку на дому для учащихся 2-ых классов на 2017-2018 учебный год (Программа курса английского языка к УМК "Английский в фокусе"/"Spotlight" для 2-ых классов общеобразовательных учреждений.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля индивидуального обучения английскому языку на дому для учащихся 2-ых классов на 2017-2018 учебный год (Программа курса английского языка к УМК "Английский в фокусе"/&quo...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...