Школа РАДОСТИ
методическая разработка по теме
Программа психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей - «Школа РАДОСТИ»:
- направлена на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
- призвана помочь родителям подготовиться к встрече с новой социально-психологической ситуацией и подготовить своих детей к новой для них социальной ситуацией развития, связанной с обучением в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: теперь ребенок должен соблюдать режим дня, систематически и напряжен но трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выпол нять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее, прочее…
К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть перво классников достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, нередко - затягивается на весь первый учебный год.
Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются с такими проблемами, как нежелание ребенка идти в школу, конфликт с учителями, сверстниками, при этом у ребенка нормальное психическое развитие и сохранный интеллект. Взрослые пытаются решить эти проблемы уговорами, запретами, угрозами и т.п.. Но, как правило, эти «традиционные» формы влияния не дают значимого положительного эффекта, а иногда могут привести к еще более сложным последствиям: на всегда отбить у ребенка интерес к учебе и породить негативное отношение к школе, учебе, учителям и самим родителям.
Важно помнить, что, прежде всего необ ходимо разобраться в причинах осложнений адаптации ребенка к учебному процессу.
Проблемы адаптации связаны не только с привыканием к новым социально-психологическим условиям, но и с особенностями возраста ребенка. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-психологический, эмоционально-волевые, трудности, связанные с процессом учения, соблюдением определенного режима дня.
Все без исключения родители желают, чтобы их дети были здоровыми, умными, успешными. Для достижения положительного результата в психологическом, психическом, физическом развитии ребенка необходимо вместе с ними потрудиться. А для того, чтобы этот труд не стал тягостным как детям, так родителям, необходимо последним знать психологические особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей - «Школа радости» - призвана помочь родителям самим подготовиться к встрече с новой социально-психологической ситуацией и подготовить своих детей к новой для них социальной ситуацией развития, связанной с обучением в школе.
«Школа РАДОСТИ»
Программа для родителей
Цель: максимально облегчить период адаптации к учебному процессу родителей детей младшего школьного возраста, психологически “сгладив остроконечные углы” этого процесса путем повышения психологической компетенции родителей в вопросах психологического и психического развития ребенка старшего дошкольного и младшего возраста, оказание практической помощи по вопросам адаптации ребенка к новой социально-психологической ситуации развития, связанной с обучением в школе.
Задачи:
- повышение компетенции родителей в вопросах развития значимых психофизиологических функций – тонкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
- развитие у родителей навыков рефлексии;
- обучение родителей эф фективным способам общения (активное слуша ние, разрешение конфликтов и др.);
- оказание психологической помощи и поддержки родителям;
- сплочение участников программы.
Особенности проведения занятий
- Основной метод - интеракционный - формиро вание группы как целого, создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на дей ствии механизма обратной связи при общей эмоцио нальной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.
Используются тренинговые, игровые приемы, психо гимнастика, способы невербального взаимодей ствия.
Программа ориентирована на активное усвое ние родителями нового опыта и его ис пользование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.
Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.
- Форма проведения: групповая.
- Количество занятий: 20
- Продолжительность заня тий: 60-80 минут.
- Оптимальное количество участ ников: 16-20 человек.
- Пе риодичность встреч: один день в неделю (суббота).
- Структура занятия. Занятие состоит из нескольких частей: «привет ствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания».
Тематический План занятий
Занятия | Тема занятий | Цель занятия |
№ 1 (80 минут) | «Давайте познакомимся» | знакомство с участниками программы; создание благоприятного эмоционального фона, знакомство с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей, знакомство родителей друг с другом; раскрытие понятия “психоло-гическая готовность” и ее содержания. |
№ 2 (80 минут) | «Наши пальчики» | продолжение знакомства родителей друг с другом; раскрытие роли тонкой моторики в развитии познавательных функций ребенка; дать практические рекомендации по развитию тонкой моторики. |
№ 3 (70 минут) | «ВОСПРИТИЕ» | сплочение группы участников программы; раскрытие понятия «восприятие» (определение, свойства, функции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию восприятия. |
№ 4 (70 минут) | «Внимание: ВНИМАНИЕ!» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «внимание» (определение, свойства, функции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию процессов внимания. |
№ 5 (80 минут) | «Тайны Мнемозины» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «память» (определение, свойства, функции, закономерности, виды), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомен-дации родителям по развитию памяти. |
№ 6 (80 минут) | «Страна Сообразилия» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «мышление» (определение, свойства, функции, виды, операции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию мышления. |
№ 7 (80 минут) | «Смекай, считай, отгадывай» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли творческого, нестандартного мышления в развитии познавательных функций. |
№ 8 (70 минут) | «Пространственные представления» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «пространственные представ-ления», роли в психическом развитии ребенка; дать практические рекомендации родителям по развитию пространст-венных представлений. |
№ 9 (70 минут) | «Бяка-Закаляка» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «воображение» (определение, функции, виды); дать практические рекомендации родителям по развитию воображения. |
№ 10 (70 минут) | «Языколомка» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «речь» (определение, свойства, функции, виды), роли в развитии познавательных функций и психическом развитии ребенка; дать практические рекомендации родителям по развитию речи. |
№ 11 (80 минут) | «Давайте поиграем» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли игры в психическом развитии ребенка. |
№ 12 (70 минут) | «…от улыбки станет всем светлей…» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; формирование у родителей представлений о эмоциональном развитии ребенка (факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка). |
№ 13 (80 минут) | « Язык принятия - язык непринятия» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; осознание роли родителей в формировании самооценки ребенка; знакомство с влиянием стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка |
№ 14 (80 минут) | «Как с ним общаться» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; обучение родителей эффективным способам общения с ребенком |
№ 15 (70 минут) | «Полезные привычки» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли режима дня в успешной адаптации к учебному процессу и новой социальной ситуации |
№ 16 (70 минут) | «Воспитание Воли» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли воли в развитии психологической готовности |
№ 17 (70 минут) | «Ну, я пошел!» | реализация задачи по сплочению группы участников программы; формирование у родителей представлений о мотива-ционной сфере ребенка |
№ 18 (80 минут) | «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» | сказкотерапия: определение, влияние сказок на психическое развитие ребенка |
№ 19 (70 минут) | «Еще раз о психологической готовности» | закрепление знаний родителей о психологической готовности и ее составляющих – проблемно-дискуссионное занятие на тему «Можно ли научить психологической готовности к школе?». |
№ 20 (80 минут) | «На финишной прямой» | подведение итогов работы |
ВСЕГО: | 20 занятий |
20 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная школа- школа радости
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение станов...

Семейный клуб «Школа радости и воспитания»
Только совместная работа учителя и родителей дает хорошие результаты в обучении и воспитании детей....
Занятие с детьми в Школе Радости
Данное занятие проводится в рамках Школы Радости для будущих первоклассников...

Школа радости
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность...
"Школа радости" Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга
Данная разработка является частью программы занятий с родителями учащихся . Цель данной программы - гармонизация детско-родительских отношений в семье. Просвещение родителей направлено на развитие пра...

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"
Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...