Портрет первоклассника
статья (1 класс) по теме

Авдиенко Валентина Ивановна

Статья содержит материалы на актуальную на данный момент тему " Преемственность между ДОУ и начальным образованием". Раскрываются традиционные критерии оценки готовности детей к школе. Автор отмечает, что в связи с введением ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, должен изменится подход и содержание мониторинга готовности будущих первоклассников. Прочитав статью вы сможете познакомиться с социальным портретом выпускника детского сада, а следовательно и будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_pervoklassnika_vystuplenie..doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре директоров 11.04. 2012г.

Заместитель директора по УВР начальной школы ГБОУ школа № 523

Авдиенко Валентина Ивановна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                               ( Венгер Л.А.)

Портрет первоклассника

Начальная школа  - это формирование нового вида ведущей деятельности (от игры к учению),  обретение первой социально значимой роли – статуса ученика.

Важным условием эффективности новой деятельности (учебной) является готовность ребёнка к школьному обучению.

Традиционно готовность ребёнка к школьному обучению мы рассматриваем в двух направлениях: физическая и психологическая готовность.

Физиологическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6 – 7 лет, предполагающая:

  1. сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника;
  2. возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению;
  3. усвоение научных понятий;
  4. освоение новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

        В 2011 – 2012 учебном году наше исследование  готовности детей к обучению в школе показало следующие результаты.

Показатели физической готовности:

        

Группы здоровья

1 «А»

1 «Б»

Итого

Первая

0

1

1

Вторая

27

26

53

Третья

3

1

4

Четвёртая

0

Д\о 2

2

        

        Видно, что 88 % детей пришедших в первый класс имеют вторую группу здоровья. Именно эта группа здоровья вызывает наибольшее опасение. Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии, склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления и стресса, имеют определённые клинические не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Такие дети составляют большинство  среди поступающих в первый класс и очень часто к концу обучения в первом классе демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья.

Обследование школьной зрелости показало высокий результат у 37 % детей, низкий уровень готовности  – 20%, агрессивность проявилась  у 24 % опрошенных, такое же количество неуверенных в себе детей. Творчество смогли отметить у 10 % ребят. Обследование проводил школьный психолог.

        Психологи ЦППР иК помогли провести диагностику сформированности внимания, памяти и мышления.

Мы получили следующие результаты:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Память

67%

31%

2%

Внимание

86%

8%

6%

Мышление

18%

62%

20%

Обобщая вышеперечисленные результаты можно сделать следующий вывод: 55 % детей имеют высокий уровень готовности к школе, 41 % детей показали средний уровень и лишь 4 % детей имеют низкий уровень готовности к школе.

Такое исследование готовности ребёнка к школе, основанное только на знании возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, было приемлемо до введения ФГОС. ФГОС предъявляют свои требования к освоению основной общеобразовательной программы по начальному общему образованию. К планируемым результатам отнесены:

  1. личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотиваций к учению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
  2. метапредметные – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные – освоенный опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У меня, как у педагога возникает вопрос: «Как достичь планируемых результатов?  Надо начинать с нуля или должна быть сформирована первичная основа, предпосылки для успешного старта?».

 Ответ  на свой вопрос  я нашла  в ФГТ.   Впервые данный документ предоставляет нам  социальный портрет выпускника детского сада, а следовательно и будущего первоклассника. Давайте познакомимся.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

Любознательный, активный.

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. 

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Овладевший умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Возьму на себя смелость и скажу, что каждый из нас с радостью примет такого первоклассника.  Но как определить уровень сформированности интегративных качеств, ведь это необходимо каждому педагогу и ОУ для дальнейшего планирования своей деятельности.  

Становиться очевидным, у нас пока нет инструментария для диагностики вышеперечисленных качеств.

Сейчас имеется в наличие большое количество общеобразовательных программ для ДОУ: «Детство», «Успех», «От рождения до школы» и др. К каждой из них разработана система мониторинга планируемых результатов. В большинстве своём форма проведения исследования это беседа и наблюдение, что не всегда приемлемо в условиях школы. Хочется отметить и тот факт, что в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении.

Поэтому остаётся актуальным вопрос о преемственности между ДОУ и школой, а одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого информационного и образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Непосредственный контакт психологов, воспитателей  детского сада и  педагогов школы, использование преемственных подходов, форм, методов, технологий обучения и воспитания позволит нашим детям успешно пройти всю линейку образования.

Как вывод следует сказать: « Основанием  для преемственности между дошкольным, начальным общим и основным образованием становится ориентация на приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое обеспечивается развитием системы универсальных учебных действий». Остаётся продумать содержание, формы и методы приемлемые для каждой стороны.

«Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте».

 Ч. Темпл

- Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Портрет первоклассника"

Данная презентация сопровождает статью "Портрет первоклассника", поможет подготовить ШМО учителей начальных классов или семинар на одноимённую тему. Актуальна и своевременна....

Портрет первоклассника, который не готов к школьному обучению

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер) ...

Портрет первоклассника

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Психологический портрет первоклассника.

Каким первоклассник становится к школе? К какому виду деятельности ему приходится привыкать? Как он усваивает новую социальную роль ученика? Психологическая готовность к школе. Что должен уметь делать...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА

Краткое описание того, что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе....