Библио - медиатека в ДОУ
методическая разработка по теме
Выступление на семинаре по теме: " Библио - медиатека в ДОУ на примере МКДОУ д/с №7 с. Красного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biblioteka_-_mediateka_v_dou.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Библиотека – медиатека в детском саду»
1.Выступление « Знакомьтесь, библиотека»
Cегодня я вам расскажу историю появления библиотеки на Руси и о библиотеке в настоящее время. Библиотека-это хранилище для книг. Это было очень давно, еще при царе Иване Грозном.Его бабушка, царевна Софья , оставила ему в наследство большую библиотеку. Иван Грозный не только сберег ее, но и приумножил. Все книги библиотеки этого царя были рукописными .Если бы не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит «летописи» это годовые записи. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Позже волею царя, в Москве открылся Печатный двор, недалеко от Красной площади. Первые книги печатал здесь мастер Иван Федоров. Он придумал и напечатал первый букварь для детей, чтобы читая букварь, дети росли добрыми и умными. Сейчас в нашей стране очень много библиотек. В нашем селе тоже есть сельская библиотека, в которой я являюсь директором. Здесь тысячи книг, журналов, чтобы найти нужную книгу на помощь приходят указатели – каталоги, по которым я могу найти нужную книгу. Чтобы брать книги в библиотеке сначала надо в нее записаться. Порядок записи читателей в библиотеку. Для записи в библиотеку читатель обязан предъявить удостоверение личности (студент - студенческий билет). На этом основании библиотекарь заполняет читательский формуляр и другие учетные записи. При записи в библиотеку читатель должен ознакомиться с правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в читательском формуляре. Правила пользования абонементом . За каждый полученный на абонементе экземпляр издания читатель расписывается и ставит дату на книжном формуляре, который библиотекарь вкладывает в его читательский формуляр. При возвращении литературы книжный формуляр вынимается из читательского формуляра и вкладывается в кармашек книги. Формуляры являются документами, удостоверяющими факт выдачи и сдачи издания. Художественная литература и периодика выдаются в количестве не более трех экземпляров на срок до 15 дней. Читатели могут продлить срок пользования выданными изданиями, если на них нет спроса со стороны других читателей. За пользование документами сверх установленного срока с читателя может взиматься плата. Как правило, не подлежат выдаче на дом: текущая периодика, редкие и ценные книги, а также последний или единственный экземпляр издания, хранящегося в фонде. В случае их выдачи с читателя взимается залог, сумма которого зависит от ценности издания. В нашей библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. В каждом зале существуют свои правила. Правила пользования читальным и абонентным залом. При заказе изданий в читальном чале читатели предъявляют студенческий билет (билет учащегося) или документ, удостоверяющий личность. При получении издания читатель расписывается в книжном формуляре. Число документов и информационных материалов, выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается, за исключением документов повышенного спроса. Издания, выдаваемые в читальном зале, могут быть забронированы за определенным читателем на определенный срок. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, а также издания, выдаются только в читальном зале. Не разрешается входить в читальный зал с личными и библиотечными книгами, журналами, газетами, вырезками из печатных изданий и другими печатными материалами, посещать библиотеку в верхней одежде, входить в читальный зал и подсобный фонд с сумками и портфелями, нарушать тишину и порядок в помещениях библиотеки, заходить без разрешения библиотекаря в служебные помещения и книгохранилище. Выносить документы из читального зала без разрешения библиотекаря запрещено. В случае нарушения этого правила, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определяемый библиотекой. Библиотека тесно сотрудничает и со школой и с детским садом. Проводим совместные праздники, а так же дети приходят на экскурсию в нашу библиотеку, где их ждут всегда веселые задания, интересные приключения и конечно же доброжелательный библиотекарь.
2. История возникновения библиотеки – медиатеки в детских садах.
Когда в нашей стране было очень трудно купить хорошую книгу, роль библиотек в воспитании детей была неоспоримой. Любой дефицит рождает очереди: чтобы прочесть желанное произведение, родители с детьми записывались тогда в особые списки и ждали не один месяц. Времена изменились. Мы можем покупать любые книги, видео- и аудиозаписи. И вот уже говорят о том, что в будущем библиотеки ожидает незавидная участь. Для чего читать ребенку сказку, если намного проще нажать на кнопку DVD или телевизора, по которому показывают очередную серию Скуби- Ду, Барбоскиных или черепашек-ниндзя? Но равноценна ли такая замена?
• Видеофильм в отличие от книги можно смотреть рядом, но не вместе с ребенком. Да и многие ли взрослые смотрят с детьми фильмы?
• Чтение сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного текста.
• Каждый читатель — это своего рода актер, одна и та же фраза может быть прочитана по-разному, ведь не зря дети так любят чтение по ролям! Видеофильм всегда остается одним и тем же: тот же голос, та же картинка.
• Чтение — это маленькое чудо для ребенка, когда он, складывая отдельные буквы, сам «создает» слово; в фильмах же текст уже озвучен.
• Во время просмотра видеофильмов ребенок молчит, он пассивный наблюдатель. Современные дошкольники много смотрят и мало читают, поэтому многие из них с большим трудом формулируют свои мысли. Читая книгу, мы побуждаем ребенка говорить, мыслить, фантазировать, можем обратить его внимание на игру слов, сравнить высказывания героев, вернуться к предыдущей странице.
• При необходимости чтение можно прервать и отложить на потом, при этом ребенок в ожидании этого «потом» начинает осознавать, что процесс чтения доставляет огромное удовольствие. Давайте вспомним кинофильмы о дореволюционной России: во многих из них непременно показывали домашнюю библиотеку, которая одновременно служила хозяину дома кабинетом. Это помещение вызывало восхищение ребенка, таило массу тайн, в нем были особая аура, запах старины и науки. Верхом счастья для детей было попасть, хотя бы ненадолго, в такую библиотеку. Это воспитывало совершенно особое отношение к книгам, к чтению. Наверное, и сейчас в некоторых семьях есть собственные библиотеки, но таких, конечно, немного. А времени посетить с ребенком ближайшую сельскую, районную или городскую библиотеку совсем нет. Где же выход? Ответ на этот вопрос нашли уже многие детские сады. Они стали организовывать свои небольшие библиотеки – медиатеки.
3. Библиотека - медиатека в детском саду на примере МКДОУ д/с №7 с. Красного.
Наш детский сад создал свою небольшую библиотечку-медиатеку, разработали положение, содержание работы на год. Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном МКДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга , развивает информационную культуру личности , участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе. Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего МКДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка. Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации ,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы , энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиатеки в МКДОУ способствовало появление методической , развивающей литературы и пособий на электронных носителях , подключение к сети Интернет ,организация локальных сетей между отдельными службами МКДОУ , а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий. Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр , который накапливает, каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей ,а также обеспечивает воспитателям , родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации. Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам МКДОУ, их родителям ,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями ,социализации воспитанников , развитии их творческого потенциала .Библиотека – медиатека формирует навыки независимого библиотечного пользователя : поиск ,отбор , критическая оценка информации , внедрение новых информационных технологий. Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение 1) и определение ее миссии.
Миссия библиотеки - медиатеки заключается:
• В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
• Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
• Формирование информационной культуры личности педагога;
• Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
• Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению, к книге;
• Пропаганде ценности детства. Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей, а в конце учебного года - отчет о проделанной работе. На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиатеке МКДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к местным и районным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в 2011/2012 учебном году».
4. Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.
Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге , ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось . Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают , что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом. В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация. Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В МКДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы. Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины ,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по городу Ставрополю, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультяшек» ко дню анимации, и т.д. Помимо общей библиотеки - медиатеки каждая группа имеет свою маленькую библиотеку - медиатечку , книги и диски в которой подобраны согласно индивидуальным особенностям развития детей каждого возраста. Самые маленькие посетители с удовольствием рассматривают книжки-игрушки, книжки-картинки, ширмы, книжки-раскладушки из бумаги, картона, моющейся пленки. На полках в старших группах можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных детских писателей, популярные детские журналы и энциклопедии, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Воспитатели стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке «оживают» не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, слайдах, аудиозаписях. Для этого в МКДОУ имеется необходимая для этого аппаратура, аудио- и видеотека. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений. Здесь же проводятся литературные вечера, детские спектакли, беседы, игры-конкурсы. Ребятам очень нравится сидеть на ковре и рассматривать картинки, общаться друг с другом. В системе работы с книгой особое внимание мы уделяем первому знакомству детей с литературным произведением. Для того чтобы дети слушали внимательно, с интересом, сопереживали героям, воспитатели учат произведения наизусть, работают над четкостью, выразительностью, используют визуальные опоры по тексту на фланелеграфе или показ иллюстраций. С удовольствием посещают дети сельскую библиотеку во время экскурсий. Мы же советуем мамам и папам, бабушкам и дедушкам, как лучше организовать семейное чтение, рекомендуем спектакли и фильмы, которые можно посмотреть с детьми в выходные и праздничные дни. Рисунки, выполненные детьми вместе с родителями, на некоторое время становятся элементом оформления холла, групп, музыкального зала. Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром МКДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ И МЕДИАТЕКЕ
I. Общие положения
1.1. Библиотека и медиатека являются структурным подразделением Центра образования, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность библиотеки и медиатеки Центра образования (далее – библиотека и медиатека) отражается в уставе Центра образования. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании Центра образования.
1.3. Цели библиотеки и медиатеки соотносятся с целями Центра образования: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.4. Библиотека и медиатека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом Центра образования, настоящим положением о библиотеке, утвержденным директором Центра образования.
1.5. Деятельность библиотеки и медиатеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и медиатеке Центра образования и Правилами пользования библиотекой и медиатекой, утвержденными руководителем Центра.
1.7. Центр образования несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки и медиатеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно – гигиеническими требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечная книга - Библия
Данный материал раскрывает понятие "вечная книга", её историю, содержание, авторов....
Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".
На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...
Урок + презентация по ОРКСЭ "Библия и Евангелие"
Урок и презентация по ОРКСЭ на тему "Библия и Евангелие"...
Библия и Евангелие
Каскадная модель повышения квалификации педагогов по курсу ОРКСЭ Итоговая работа слушателя....
Крылатые слова и выражения из Библии
Урок ОПК 3 кл....
Разработка проекта на тему "10 заповедь библии - НЕ ЗАВИДУЙ"
Разработка социального проекта на тему "10 заповедь библии - НЕ ЗАВИДУЙ" . Разработка содержит готовую презентацию для защиты проекта, в заметках к слайдам находятся комментарии к каждо...
курсы повышения квалификации по дошкольному и общему образованию, открытые занятия, медиатека
Уважаемые коллеги!Институт «EurekaOnline» http://eurekaonline.ru/ проводит курсы повышения кавлификации по дошкольному и общему образованию, открытые занятия по вопросам основных образ...