«Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы».
методическая разработка по теме

Тюмина Нина Витальевна

Одним из приоритетных направлений учебно – воспитательного процесса является охрана здоровья школьников.

Используя здоровье – сберегающие технологии, учитель ставит задачи:

  • Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Укреплять здоровье детей во время учебного процесса.

 

В последние годы сознательно включаю в свою работу технологии, ограничивающие классно – урочную систему организации учебного процесса, разрабатываю новые формы и методы обучения.

 

Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности на общеобразовательных дисциплинах, которые:

  • Сочетают двигательное и интеллектуальное начало;
  • Увеличивают время организованной двигательной активности детей;
  • Создают положительные эмоции.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г.Астрахани

 «Начальная общеобразовательная школа № 60»

Мастер – класс

Провела:

Тюмина Н.В.

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

Астрахань 2009г.

«Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы».

        Одним из приоритетных направлений учебно – воспитательного процесса является охрана здоровья школьников.

Используя здоровье – сберегающие технологии, учитель ставит задачи:

  1. Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
  2. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  3. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  4. Укреплять здоровье детей во время учебного процесса.

В последние годы сознательно включаю в свою работу технологии, ограничивающие классно – урочную систему организации учебного процесса, разрабатываю новые формы и методы обучения.

Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности на общеобразовательных дисциплинах, которые:

  1. Сочетают двигательное и интеллектуальное начало;
  2. Увеличивают время организованной двигательной активности детей;
  3. Создают положительные эмоции.

Методика проведения подобных подвижных игр, способствующая повышению эффективности учебно – воспитательного процесса, заключается в следующем:

  1. Игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата;
  2. Игры включаются в ход уроков систематически, при закреплении каждой отдельной темы либо всего урока.

Блоки предложенных подвижных дидактических игр рекомендуется проводить на предметах общеобразовательного цикла, которые

  1. требуют от детей наибольшего напряжения;
  2. чаще вызывают утомление;
  3. доля которых в учебном плане занимает большую часть.

(игры адаптированы для проведения в классной комнате)

Первый блок.

Игра «Собери листочки»

(название условно)

Цель: формировать умение классифицировать навык самоконтроля, закрепить полученные знания.

Содержание.

Игроки делятся на команды (мальчики – девочки, I вариант и II вариант; по рядам 1-ый, 2-ой, 3-ий. Мы делимся на 3команды (всем учителям – «ученикам» раздаются фигурки (по форме, по цвету: красные треугольники, синие квадраты, жёлтые круги, зелёные ромбы и т. д.).

(данную игру можно проводить практически на каждом уроке и по любому предмету; дети на фоне положительных эмоций и радости движений закрепляют полученные знания).

По классу ( на партах, на полу, на подоконнике) разбросаны «листочки» (карточки со словами, цифрами, примерами и т.д.)

По команде учителя дети выполняют следующее задание:

  1. одна команда собирает  односложные слова, другая – двусложные, третья – трёхсложные;
  2. одна команда собирает существительные 1-го склонения, вторая – 2-щго склонения, третья – 3-го склонения.
  3. одна команда собирает чётные , другая нечётные числа;
  4. первая команда собирает числа, делящиеся без остатка на 3, вторая – на 4, третья – на 5;
  5. команды собирают примеры с ответами 7, 8, 9 и др.

односложные слова:

класс

лук

май

март

путь

лак

мак

рак

люк

мазь

числа, делящиеся на 3:

3,6,12,15,18,21,24.27,30

Примеры с ответом 7:

2+5

1+6

3+4

5+2

6+1

7+0

10-3

9-2

8-1

Двусложные слова

Мороз

Язык

Стакан

Лапка

Юла

Пенал

Альбом

Стройка

Заяц

Щенок

числа, делящиеся на 4:

4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

Примеры с ответом 8:

1+7

2+6

3+5

4+4

5+3

6+2

7+1

10-2

9-1

Трёхсложные слова

Карандаш

Машина

Учитель

Ученик

Собака

Астрахань

Спасибо

Целую

Лягушка

хорошо

числа, делящиеся на 5:

5,10,15,20,25,30,35.40,45,50

Примеры с ответом 9:

1+8

2+7

6+3

3+6

4+5

5+4

7+2

8+1

10-1


Второй блок.

Игра «Цепочка».

Цель: отработка и закрепление полученных знаний, формирование собранности и ученической ответственности, формирование у детей умение мыслить на фоне эмоционального возбуждения.

Содержание.

На доске в столбики записаны слова с пропусками, выражения, группы слов. И т.д. класс делится на команды. Эстафетные палочки – кусочки мела (шариковая ручка). По команде участники игры по очереди решают примеры, сравнивают, вставляют пропущенную букву, ставят ударения, определяют род, склонение, время глагола, спряжение т. д.

(наблюдения показывают, что учащиеся очень редко допускают ошибки, чувствуют индивидуальную ответственность за успех команды)

Команда №1

1)Поставь знаки сравнения:

8х9 * 9х8

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

6

9

7

42

3)вставь цифру:

4* : 7 = 9

4) найди неизвестный компонент:

4х* = 20

5) вставь пропущенную безударную гласную:

Стр(…)усиный

6)поставь ударение

Творог

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

Лё(…)кий завтра(…)

8)разбери слово по составу:

Подснежник

9)определи склонение им. существительного:

Комната

10) подчеркни главные члены предложения:

На реках кончился ледоход.

11)определи время глагола:

Строили

12) найди произведение двух чисел:

14Х47=

Команда №2

1)Поставь знаки сравнения:

3х9 * 4х7

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

6

7

4

28

3)вставь цифру:

7х(*)=63

4) найди неизвестный компонент:

4х* = 20

5) вставь пропущенную безударную гласную:

Т(…)полиный

6)поставь ударение

начать

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

Биле(…) на поез(…)

8)разбери слово по составу:

подоконник

9)определи склонение им. существительного:

место

10) подчеркни главные члены предложения:

Вода затопила все низкие места.

11)определи время глагола:

видит

12) найди произведение двух чисел:

18х96=

Команда №3

1)Поставь знаки сравнения:

81:9 * 64 : 8

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

9

8

9

81

3)вставь цифру:

7* : 9 = 8

4) найди неизвестный компонент:

8 х * = 64

5) вставь пропущенную безударную гласную:

Б(…)льничный

6)поставь ударение

начаи

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

Вхо(…) на пля(…)

8)разбери слово по составу:

пробежка

9)определи склонение им. существительного:

скатерть

10) подчеркни главные члены предложения:

Начинается половодье.

11)определи время глагола:

построит

12) найди произведение двух чисел:

35х49=


Третий блок.

Игра «Змейка».

Цель: усвоение полученных знаний, активизация внимания, совершенствование интеллектуальных умений.

Содержание.

Игра проводится без разделения команды. У каждого ученика на парте лежит карточка с небольшим заданием. Дети выполняют его на листочке или в своей тетради. Затем по команде учителя школьники перемещаются на соседнее место, оставляя карточку с заданием, и выполняют задание по следующей карточке и т. д.

(главное достоинство игр третьего блока в том, что, преодолевая в ходе игры трудности, дети получают удовольствие от процесса  и результата своей деятельности.)

Можно провести данный блок как соревнование капитанов команд.

Четвёртый блок.

Игра «Не скажу!»

Цель: практическое овладение простейших видов анализа и синтеза.

Содержание.

Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч. Называя при этом числа по – порядку, но вместо нечётных чисел говорят:

«Не скажу!»

2

«Не скажу!»

4

«Не скажу!»

6

«Не скажу!»

8

и т. д.

Кто ошибся, выбывает из игры.

Аналогично выполняется задание на определение рода. Падежа, склонения, спряжения. Как вариант этой игры можно предложить выполнить задание «Отвечай, если ответ 10».

Пятый  блок.

Игра «Передай кубик»

Цель: закрепить знание последовательности.

Содержание.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый кубик.

По сигналу учителя кубик передаётся от одного ученика к другому с называнием :

  1. чисел по порядку;
  2. счёт десятками;
  3. числа, кратные 2,3,4, и т. п.
  4. называть по порядку буквы алфавита;
  5. дни недели;
  6. месяцы года;
  7. падежи русского языка;
  8. глаголы – исключения

(пока кубик не возвратиться обратно; ряд, закончивший игру первым, побеждает)

Шестой  блок.

Игра «Вертушка»

Цель: формировать умение обобщать прочитанный материал, а так же проверять правильность его обобщения.

Содержание.

Эта игра используется при работе с научно – познавательными текстами. Класс делится на группы.

Изучаемый текст разрезается на логически законченные части, равные количеству групп.

Далее каждый отрывок разрезается на предложения так, чтобы образовался деформированный текст, который получает каждая команда.

Группы выполняют следующие задания, после выполнения каждого из которых меняются местами:

1)Восстановить текст своего отрывка в правильной последовательности;

2) Поменявшись местами, команды должны прочитать доставшийся им текст, придумать заголовок и записать его на листочке;

3)прочитать отрывок, сформулировать к нему вопрос и записать его на листочке;

4) прочитать вопрос к данному отрывку, ответить на него, здесь же записать ответ;

5)зачитать результаты выполнения командами заданий и полностью восстановить связный текст.

Однажды я собрался ловить рыбу. Я перешёл болотце и сел под деревом.

Сижу час, другой, а рыба не клюёт. Вынул я удочку из воды, смотрю, а там крючка нет. Привязал я другой крючок. Опять сижу, жду.

Вдруг удочка пошла вниз. Клюёт! Вытащил я удочку, а там щучка!

Читать Незнайка выучился только по слогам, а писать умел печатными буквами.

Он очень хотел чему – нибудь научиться. Но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться без всякого труда.

Но это даже у самого умного коротышки не могло получиться.

В старину при письме пользовались гусиными перьями. Потом появились ручки, в которые стали вставлять металлические перья. Перо обмакивали в особую жидкость, в чернила, и писали. Чернила бывали чёрного, синего, красного, зелёного цвета. Баночку, в которую наливали чернила, так и назвали – чернильница.

ВЫВОД:

Таким образом, реализация подвижных игр дидактической направленности на уроках по общеобразовательным предметам вызывает у школьников

  1. интерес к учебным занятиям;
  2. снимает умственное и психическое напряжение;
  3. удовлетворяет естественную для младших школьников потребность в двигательной активности.
  4. Вместе с тем значительно повышается и «рейтинг» трудных предметов.



Команда №1

1)Поставь знаки сравнения:         8х9 * 9х8

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

6

9

7

42

3)вставь цифру:               4_ : 7 = 9

4) найди неизвестный компонент:   4х…= 20

5) вставь пропущенную безударную гласную:  стр(…)усиный

6)поставь ударение:      творог

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

лё(…)кий завтра(…)

8)разбери слово по составу:     подснежник

9)определи склонение им. существительного:    комната

10) подчеркни главные члены предложения:

На реках кончился ледоход.

11)определи время глагола:    строили

12) найди произведение двух чисел:         14

                                                                       47

13) определи спряжение глагола:

Команда №2

1)Поставь знаки сравнения:         3х9 * 4х7

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

6

7

4

28

3)вставь цифру:               _4 : 7 = 2

4) найди неизвестный компонент:   7х…= 63

5) вставь пропущенную безударную гласную:  т(…)полиный

6)поставь ударение:      начать

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

биле(…) на поез(…)

8)разбери слово по составу:     подоконник

9)определи склонение им. существительного:    место

10) подчеркни главные члены предложения:

Вода затопила все низкие места.

11)определи время глагола:    видит

12) найди произведение двух чисел:         18

                                                                       96

13) определи спряжение глагола:

Команда №3

1)Поставь знаки сравнения:         81:9 * 64:8

2) закрась ячейки, числа которых надо перемножить, чтобы получить число, записанное справа:

9

8

9

81

3)вставь цифру:               7_:9=8

4) найди неизвестный компонент:   8х…= 64

5) вставь пропущенную безударную гласную:  б(…)льничный

6)поставь ударение:      начали

7) вставь пропущенный парный согласный в корне слова:

вхо(…) на пля(…)

8)разбери слово по составу:     пробежка

9)определи склонение им. существительного:    скатерть

10) подчеркни главные члены предложения:

Начинается половодье.

11)определи время глагола:    построит

12) найди произведение двух чисел:         35

                                                                       49

13) определи спряжение глагола:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления

Подвижная игра с дидактической направленностью  как средство педагогики оздоровления ...

« Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы»

Доклад на тему« Подвижные   игры     дидактической     направленности  и   общеобразовательные  предметы»...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...