Учебная мотивация младших школьников в период дистанционного обучения
статья
Учебная мотивация младших школьников в период дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_motivatsiya_v_period_distantsionnogo_obucheniya.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная мотивация младших школьников в период дистанционного обучения.
Проблема учебной мотивации обучающихся в период дистанционного обучения вызывает обеспокоенность как педагогов, так и самих обучающихся и их родителей. Для эффективного усвоения учебного материала необходима концентрация и устойчивость внимания, настойчивость в решении учебных задач, навыки целеполагания и планирования, высокий уровень самоорганизации и самоконтроля. Все эти навыки обучающийся развивает в процессе традиционного школьного обучения, но в дистанционной работе важнее, в первую очередь, именно мотивация. Это связано с тем, что школьникам, находясь в домашней, расслабленной обстановке, насыщенной отвлекающими факторами, гораздо сложнее заставить себя приступить к занятиям. Поскольку у младших школьников еще недостаточно развита произвольность деятельности и отсутствует самоконтроль, они остро нуждаются в координации процесса обучения со стороны взрослого. Как правило, в качестве эффективных мотивирующих методов традиционного формата обучения педагоги выделяют хорошие отметки, одобрение педагога, успешность среди сверстников, поощрение родителями в виде бонусов или страх. Дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога, именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна замотивировать обучающегося. Иногда педагоги и родители используют страх в качестве мотивирования к обучению. Это выражается в том, что за невыполненную либо некачественно выполненную работу ребенка ожидают негативные последствия в виде каких-либо лишений либо запретов. Такой страх действительно на какое-то время способен замотивировать школьника, но при этом несет негативные последствия в виде воспитания таких качеств личности как зависть, жадность, склонность к чувству вины, изворотливость, корыстолюбие. Вообще страх, материальные стимулы, негативные прогнозы будущего, соперничество — все это лишь внешняя мотивация, которая обладает неустойчивостью и, зачастую, фиксируется установкой только на ситуативное получение необходимой ценности или избегание наказания, благодаря чему пропадает осознанность в получении знаний. Для формирования устойчивого позитивного отношения к учению как к источнику развития и реализации личностного потенциала необходима внутренняя мотивация, основанная не на внешнем вознаграждении, а на удовольствии от содержания деятельности [3]. Такая мотивация имеет критерий осознанности выполняемых действий: «я учусь, чтобы получить знания, расширить свои горизонты и личностно самосовершенствоваться». Школьнику достаточно сложно мотивировать себя таким образом, поэтому внутренняя мотивация должна формироваться с помощью педагога и родителей. Основной задачей педагога является поддержание интереса к преподаваемому им предмету. Очень часто, с целью углубления преподаваемого материала, педагог перенасыщает уроки сложной информацией. В формате традиционного оффлайн-формата обучения педагог может видеть обратную реакцию обучающихся на материал, имея возможность для корректировки формата подачи информации и изменения форм работы, а в условиях дистанционного обучения обратная реакция поступает уже в виде выполненного задания по самостоятельно изученной обучающимся теме. В таком случае школьник сталкивается один на один с проблемой непонимания темы, что провоцирует снижение мотивации учения. Также к одной из проблем, провоцирующей снижение уровня учебной мотивации можно отнести трудности с организацией и проведением уроков-видеоконференций, а также возникающие, в связи с этим технические проблемы. Трансляции прерываются, либо к ней могут подключиться злоумышленники, пытающиеся сорвать проведение дистанционного урока. У некоторых обучающихся вообще могут отсутствовать технические средства для присутствия на таком занятии. Недостаточная вовлеченность в учебный процесс, проявляющаяся в бесконечном самостоятельном выполнении школьником домашних заданий, приводит к потере интереса к изучаемому предмету. Также существует недостаточная интерактивность процесса дистанционного обучения, но в то же время длительное чтение текста с электронного носителя наносит вред здоровью человека. Парадокс организации дистанционного обучения состоит в противоречии между желанием организовать дистантное обучение без потери интереса обучающихся и соблюдением санитарных норм и требований к проведению занятий [2]. К одному из действующих методов повышения мотивации обучающихся на дистанционном обучении является привлечение внимания к преподаваемому предмету посредством применения нестандартных идей: использование специфического музыкального оформления презентаций; юмор, соответствующий возрасту обучающейся аудитории; интригующий анонс темы предстоящего урока; использование нестандартного образа для проведения дистанционного занятия (сценический образ) и так далее, что требует больших временных затрат педагога на подготовку к проведению таких занятий. Практическая значимость занятия для обучающегося, также обладает мощным мотивирующим эффектом. Школьнику необходимо понимание, для чего это занятие необходимо конкретно ему. Важно понимать, что в таком случае, весь учебный материал должен соответствовать потребностям определенного возраста, что особенно необходимо учитывать при планировании и подготовке дистанционных занятий с подростками и старшеклассниками. Не менее значимым источником мотивации на дистанционном обучении является чувство внутренней уверенности школьника в успешности овладевания им учебным материалом. Необходимо отмечать любую положительную динамику, пусть и минимальную, поскольку именно это способствует росту уверенности обучающегося в своих силах. Фиксация на внутреннем удовлетворении школьника от успешно выполненного задания является фундаментом для повышения мотивации. К примеру, ведение дневника/журнала успехов обучающегося с отметкой о повышении уровня определенного навыка, умения или способности, пусть и не всегда совпадающей с целью конкретного занятия. Разнообразие форм работы, наглядность учебного материала, его соответствие возрастным особенностям субъектов образовательной деятельности, возможность проявления творческого потенциала обучающегося, создание ситуации успеха в процессе обучения способны мотивировать школьника, находящегося на дистанционном обучении, на познавательную активность [1]. Однако в процессе повышения уровня мотивации к учению в условиях дистанционного обучения в большей степени важна роль родителей школьника. Именно родители должны оказывать постоянную всестороннюю поддержку обучающимся, оказавшимся в непривычном для них, самостоятельном формате обучения. Роль родителей состоит в стартовом администрировании и контроле за процессом обучения, постепенно научая школьника самостоятельному планированию и организации дистанционной работы. При этом необходимо замечать положительную динамику и рост самостоятельности, акцентировать внимание школьника даже на незначительных успехах. Таким образом, проблема учебной мотивации обучающихся на дистанционном обучении является достаточной острой в нынешнее время. При переходе на дистанционную форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддерживание устойчивости интереса к обучению, мотивация школьника на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного школьника и способных встать на позицию обучающегося.
Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. URL:
Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. URL:
Лаврентьева Л. В., Деулина С. А., Ромашова И. А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников
Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...
Повышение учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных средств обучения
Доклад "Умственное воспитание младших школьников"...
Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников
Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте
Выступление на педагогическом форуме...
Методическая разработка учебного дня "Научная экспедиция" для младших школьников во время дистанционного обучения"
В 2020 году всем учителям пришлось осваивать новую форму работы - дистанционное обучение. На помощь пришли образовательные платформы, технические средства... Но никто не буде...
Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...