Конспект урока литературного чтения 4 кл. Г.Х.Андерсен Дикие лебеди
план-конспект

Анна Леонидовна Косухина

На основе исследования сюжета, композиции, художественных образов сказки Х.К. Андерсена “Дикие лебеди” составить модель учебной книги.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Составитель: Косухина А.Л.

Тема: Х.К. Андерсен "Дикие лебеди"

Верь в великую силу любви!
Свято верь в её крест побеждающий.

                                                    А.Рыбников

Цель урока: на основе исследования сюжета, композиции, художественных образов сказки Х.К. Андерсена “Дикие лебеди” составить модель учебной книги.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, тест

 - личностные результаты: формирование представлений о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм, проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание); позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание).

Формирование УУД:

 - регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 -познавательные действия: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить аналогии, определять основную мысль прочитанного.

- коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, формировать навыки диалогического общения.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте гости. Мы начинаем урок литературного чтения.

- Сегодня у нас не просто урок - мы приглашены в гости.

-А кто нас ждёт, вы узнаете, выполнив задание на слайде.

- Ребята, внимание на экран. Догадайтесь, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

-Какое слово должно быть на первой строке? – А что это? (Синквейн)

-А что такое синквейн?

 Слайд 1-2-3

                                         Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

                                          Ребёнку сказку расскажи,

     На свете правды больше станет.

                             Валентин Берестов (русский детский писатель, переводчик)

-Как вы думаете, зачем  я вам почитала этот отрывок?

-Какую мысль хотел донести до нас автор?

.. Сказками увенчан, как цветами.
 Строк его вкушаем благодать.
 Наши папы, бабушки и мамы
 Брали сказки в детскую кровать.
 Открываю том его прекрасный
 В поле, в доме, в школе и в лесу...
 Сказок его радужные краски
 Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
                                     А. Трофимов
 

-О ком это стихотворение? (О Х.К. Андерсене) Слайд 4.

II. Актуализация знаний

Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

В какой стране жил великий сказочник?

  1. Швеция;
  2. Германия;
  3. Дания.

В каком возрасте мальчик научился читать?

  1. В 4 года;
  2. В 7 лет;
  3. В 9 лет.

Где учился Ханс Кристиан?

  1. В лицее;
  2. В пансионе;
  3. В школе для бедных.

Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

  1. “Гадкий утенок”;
  2. “Золотой гусь”;
  3. “Снежная королева”.

Какой праздник учрежден в честь дня  рождения Андерсена (2 апреля)?

  1. Международным женским днем;
  2. Международным днем детской книги;
  3. Днем Святого Валентина.

(31322).

- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. 
(В 11 лет).
- Сегодня у нас не просто урок - мы приглашены в гости к сказке.
- Что такое сказки? СЛАЙД №5

(Это жанр устного народного творчества и литературы, основанный на выдумке, фантазии.)

- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные – авторские).
- А еще?
 (Волшебные, бытовые, о животных). Это деление условно. СЛАЙД №6
- Над каким произведением мы работаем сейчас? Какая это сказка?
(“Дикие лебеди”). СЛАЙД №7

IV. Введение в тему урока.

-Итак, мы продолжаем работу над сказкой Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

-Как вы думаете, какие задачи мы будем решать на уроке? (Ответы детей)

Да, мы будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с текстом, проводить его анализ и делать верные выводы, познакомимся с новыми литературными терминами.

Итогом нашей работы на уроке будет модель учебной книги. Она будет состоять из 4 частей:

СЛАЙД №8

  1. Обложка модели.
  2. План произведения.
  3. Сюжетно-композиционный треугольник.
  4. Характеристика главного героя.

V. Работа по содержанию.

1.Модель обложки.

СЛАЙД №9

а)   Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочие тетради .

- У вас имеются модели обложки. В конце урока вам нужно будет придумать что или кого вы поместите в цент обложки и доказать, что данная модель обложки  соответствует произведению Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566427/img4.gif

        

г) Сюжетно-композиционный треугольник.  Исследовательская работа.

Разбор содержания

—Но, прежде чем двигаться дальше, мы должны вспомнить содержание сказки и составить план.

-Сейчас мы будем читать и анализировать сказку. Какая модель нам поможет это сделать? (сюжетно-композиционный треугольник)

-Для чего мы будем это делать? ( Чтобы сформулировать главную мысль произведения).

-С чего начинается любая сказка? (с зачина - у народных сказок).

- А в литературе -это  вступление, как в нашей сказке (авторской), которое предшествует основным действиям, создаёт  определённое настроение для восприятия сюжета, называют экспозицией.

- С чего начинаем строить сюжетно-композиционный треугольник? (с экспозиции)

- Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (прочитать)

 ( стр.36)

– Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

Вывод: счастливая жизнь во дворце.

– Что следует дальше? (Завязка – начало событий.)

– С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте. (стр.36 до конца, дальше идет пересказ)

-Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома?  (провокационный вопрос)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?

– Какой видит автор мачеху?  (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.) СЛАЙД №10

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)

Лебеди – символ чистоты, мужества, любви.

Вывод: изгнание принцев и Элизы из дворца. СЛАЙД №11

– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой)

– Найдите и прочитайте этот отрывок (в своих книгах)   СЛАЙД №12

- О чём поведали братья Элизе? СЛАЙД №13

Рабочая тетрадь с.73 №7.

– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана)

– После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.

– Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи? (пересказ)

Вывод: Элиза повстречала своих братьев. Фея Фата-Моргана рассказала, как можно расколдовать братьев. СЛАЙД №14

- Как дальше развиваются события? Пересказ.

– В какой момент вам было очень тревожно?

– Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией СЛАЙД №15 (выразительное чтение)

Как вы думаете, любил ли молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь?

– И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку (выразительное чтение)

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельная работа. Составление плана сказки.

-Откройте рабочую тетрадь и дополните план сказки, соблюдая все композиционные части.

План сказки

  1. Счастливое детство.
  2. Жизнь Элизы во дворце с мачехой.
  3. Встреча с братьями.
  4. Братья забирают Элизу в прекрасную, но чужую страну.
  5. Фата-моргана.
  6. Братья спасены.
  7. Элиза  невиновна.

Подведение итогов исследовательской работы. Соотнесение сюжетного плана с композицией сказки.

Работа у доски. Дети  находят и прикрепляют части плана на сюжетно-композиционный треугольник.

СЛАЙД №16

                                                 Элизу везут на костер (кульминация)

                          Встреча Элизы с…         Встреча Элизы с…

              Превращение принцев          Спасение братьев

                     в белых лебедей  

                                          

                 Элиза и мачеха                                                              

 

           Счастливое детство                                     Элиза невиновна                      

        (экспозиция)        (эпилог)

 - Сколько получилось частей? Почему?

- Все ли композиционные части  присутствуют?

- По какому плану легче пересказать сказку?                      

– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки)

Характеристика героев сказки.

Работа с синквейном.

- Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.

В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам: СЛАЙД №17

  1. Тема (сущ. – 1).
  2. Описание темы (прил. – 2).
  3. Описание действия (глагол – 3).
  4. Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
  5. Синоним (к первому).

Например: СЛАЙД №18

  1. ......... (Король).
  2. Богатый, доверчивый.
  3. Правит, любит, подчиняется.
  4. По-детски наивный мужчина.
  5. Отец.

(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь).

б) Ради братьев жизни не жалея,
Руки об крапиву обжигая,

Шила девушка рубашки днём и ночью,
Птиц в людей своей любовью превращая.

-О ком идет речь?

-Постарайтесь дать характеристику главной героине сказки, составив синквейн. СЛАЙД №19

  1. Девушка
  2. Добрая,  трудолюбивая, отважная
  3. Страдала, плела, спасла
  4. Добро побеждает зло
  5. Элиза

- Попробуйте 3 прилагательными охарактеризовать мачеху.

Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).

 (По ходу всей работы учитель вывешивает на доске таблички: модель обложки, характеристика главных героев, план произведения, сюжетно-композиционный треугольник.

-Итак, модель учебной книги составлена.

VI. Обобщение.

- Итак, что или кого вы поместите в цент обложки и докажите, что данная модель обложки  соответствует произведению Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Великий русский поэт А.С.Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 

-Подумайте, чему нас научила эта сказка?

СЛАЙД№ 20

  • Колдовство и зло не может справиться с добротой чистой души;
  • Быть неутомимой, трудолюбивой.
  • Лучше Родины ничего нет!
  •  Когда вместе, то можно преодолеть все горести.
  •  Без любви спасти человека нельзя! Только любовь,  дает нам силы!
  • Когда у человека любовь истинная, он готов пожертвовать своей жизнью.
  •  Любое дело надо доводить до конца!

VII. Итог урока.

- Я хочу вернуться к эпиграфу или цитате (чьи-либо слова, взятые дословно) нашего урока.  Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена?
- Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

VIII Домашнее задание

1. Подготовить обложку сказки

2. Придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».

IX. Рефлексия.

- Сегодня на уроке…

  • я вспомнил…
  • я повторил…
  • я узнал…
  • мне понравилось…
  • мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"

Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....

Конспект урока литературного чтения 4 кл. "Чайник" Г.Х.Андерсен

Урок разработан с учетом требований ФГОС НОО...

Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые резуль...

Конспект урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок"(УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема: «Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Цели деятельности учителя: Сформировать у учащихся отношение к персонажам прочитанного произведения через...

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс

Конспект урока литературного чтения (внеклассное) Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 3 класс...