Конспект урока литературного чтения 4 кл. "Чайник" Г.Х.Андерсен
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан с учетом требований ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chaynik_g.h.andersen_4_klass_perspektiva.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
Тема: Cказка Г. Х. Андерсена «Чайник»
4 класс
Программа: «Перспектива»
Урок подготовила и провела:
Арбузова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 7 г. Павлово
Нижегородской области
Цель: расширение знаний о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена, формирование у учащихся читательской грамотности, развитие способностей объективного восприятия окружающего мира
Планируемые результаты:
Предметные:
- расширение знаний о зарубежной литературе, определение ее особенностей;
- беглое осозннаное выразительное чтение вслух, выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз.
- умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить нужную информацию в тексте
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, постановка задач;
- контроль своих действий , оценивание своей работы на уроке.
Познавательные УУД
- высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев,
- умение анализировать текст по вопросам учителя (учебника);
- выявление основной мысли произведения.
Коммуникативные УУД
- умение работать в группе, в паре, принимая равное участие;
- доказательство своей точки зрения, осознание цели своего высказывания;
- построение диалога, умение задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные УУД
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эмоциональное восприятие литературного произведения;
- умение создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, воспитанным, корректным.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.
--Проведем речевую разминку: (На экране загадка про самовар)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела—
Пейте чай, вода вскипела! (Самовар)
1. Прочитать, разделить слова на слоги.
2. Прочитать с вопросительной интонацией.
3. Прочитать с утвердительной интонацией.
4. Прочитать сердито.
5. Прочитать весело.
6. Прочитать с интонацией восхищения
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- В начале урока мы с вами читали с разной интонацией загадку. Подскажите, кто или что это может быть? ( Дети отгадывают: самовар, чайник)
--Верно, это самовар! Сейчас редко можно встретить самовар, мы пользуемся для кипячения воды специальным предметом посуды . Каким ? (Дети: чайником)
--Он сегодня у нас в гостях (учитель показывает чайник и ставит его на стол) и хочет поведать нам свою историю о жизни в Дании.
-Кто еще родом из этой страны? (Дети: Г.Х.Андерсен.)
-Что вы знаете об Андерсене? (Ответы детей)
-В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают. Как называют этот жанр? (Дети: Сказки)
-Сформулируйте тему нашего урока (Дети: Сказка «Чайник» Г.Х.Андерсена)
При помощи вопросительных слов постарайтесь задать вопросы по теме урока.
(- О чем...?
- Кто...?
-Какой...?
- Чему...?
-Позже, ответив на эти вопросы, мы постараемся раскрыть смысл сказки.
-Подумайте, о чем может идти речь в этой сказке? (Предположения детей)
-Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав сказку. Читаем внимательно, вдумываемся в смысл прозведения.
III. Работа над новым материалом.
Первичное восприятие текста.
Прослушивание сказки по аудиозаписи ( в ходе прослушивания, дети отмечают непонятные слова)
-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться? Ваши ожидания, о чем будет сказка, сбылись, оправдались? ( Ответы детей)
- Какая это сказка по авторству? (Дети: авторская или литературная)
-Почему? (Дети: Ее написал конкретный человек-Автор)
-Ребята, скажите, что сказочного вы заметили в этой сказке? (Зачин, развитие событий, предметы разговаривают, думают, переживают)
-Как мы называем прием в литературе, когда неодушевленные предметы наделяются живыми качествами? (Дети: Олицетворение)
- Кто же является главным героем нашей сказки? (Дети: чайник)
-Давайте, продолжим работу над произведением и попробуем раскрыть образ главного героя и понять главную мысль сказки.
Анализ сказки. Словарная работа
Чтение первой части сказки хорошо читающим учеником. Пояснение трудных слов проводится в процессе чтения. (См.Приложение)
-Обратите внимание на то, каким мы видим чайник в начале истории.
Работа в парах.
-Попробуйте дать характеристику герою, подобрав как можно больше прилагательных, в течение 30 секунд. ( Дети: главный, гордый, высокомерный, заносчивый, сильный, важный , хвастливый, нескромный, себялюбивый, добрый. ) Ученики отмечают названные слова на карточке с одной стороны. Зачитывают по очереди и дополняют свой список новыми характеристиками.
-Нравится вам такой чайник? Почему? (Ответы детей)
-Продолжаем чтение сказки. Что произойдет с чайником далее , что можно добавить к характеристике героя?
Чтение второй части.
Используя выборочное чтение, дети отвечают на вопросы по содержанию второй части сказки.
-Какая беда приключилась с чайником? (Дети: его уронили, разбили, отбили ручку, перестал быть главным.)
- Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, стал калекой, его сунули в угол, пропадал без пользы, без цели)
-Что значит « прозвали калекой»? Подберите синоним. (Инвалид)
-Какие олицетворения использует автор? ( Дети зачитывают)
-Подберите слова , какой он стал сейчас и напишите во второй столбик (ПАРНАЯ РАБОТА) Дети записывают прилагательные в течение 30 секунд, потом зачитывают и подписывают новые. (Дети: несчастный, одинокий, ненужный, обиженный, радостный, смелый)
-Какие чувства вызывает чайник у вас в этой части? (Дети: жалость, сочувствие, сострадание)
Чтение третьей части
Ученик читает
-Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…», посадили цветочную луковицу)
-Что изменило его настроение? (Дети: посадка луковицы)
-Почему луковица для чайника становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)
-Покажите настроение нашего героя в этой части. Охарактеризуйте , какой он. (Дети: счастливый, радостный, добрый, веселый) Запишите прилагательные в третий столбик.
-Сравните, каким был чайник в начале сказки, а каким стал сейчас. Кем восхищался чайник в начале сказки? (Дети: Собой) Зачитайте.
-Найдите предложение, в котором автор заключил главную мысль третьей части (Дети: Какое блаженство забывать себя ради других)
-Герой изменился, он научился забывать себя ради других. Но сказка не закончилась. Продолжим чтение.
Заключительная часть. Читает учитель.
-Какая беда случилась с героем?
-Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль, обиду от того, что он недостоин этого цветка)
-Что же утешает, героя в этой ситуации? ( Дети: Он жив воспоминаниями о том времени, когда он был нужен цветку, когда был не одинок)
- Какое чувство испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)
Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)
IV.Закрепление.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне, в кластере, в рисунке.
Синквейн
1. Чайник.
2. Гордый, важный
3. Думает, держит, любуется
4. Забывает себя ради других
5. Блаженство
Кластер
гордый важный одинокий радостный
Чайник
Какое блаженство забывать себя ради других
Рисунок ( выбирают хорошо рисующие ученики, рисуют маркером на больших листах)
-Поделитесь своими работами. (1 группа зачитывает синквейн, вторая показывает кластер, 3 группа-рисунок)
V.Рефлексия.
- Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?
- Так как же Андерсен относится к своему герою?
- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других , любить . Ведь жизнь-это любовь)
-Скажите, сталкиваемся ли мы в жизни с подобными случаями, может ли на месте чайника оказаться человек со своими переживаниями, счастьем и бедой? (Ответы детей)
-Мы с вами познакомились еще с одной философской сказкой Г.Х.Андрсена, который раскрыл нам внутренний мир не только простого чайника, а мир переживаний и поступков самого человека. Она дает нам понять, что нельзя жить в этом мире только своими интересами. И если хочешь стать по-настоящему счастливым, свою жизнь надо разделить и посвятить другим.
-Прошу вас выразить свое настроение от урока на смайлике , и одновременно показать его на своем лице ))
VI. Оценивание.
- Вы все очень хорошо работали на уроке.
VII. Домашнее задание.
-Захотелось ли вам что-то изменить в сказке? ( Дети: изменить грустный конец сказки на счастливый)
Предлагаю вам самим побыть сказочниками и сочинить на выбор:
- счастливую концовку этой сказки;
-- свою сазку по подобию;
--нарисовать иллюстрацию к сказке.
--написать отзыв на сказку.
VIII. Итог урока
-Всех ребят за хорошую работу чайник благодарит и приглашает на ароматный крепкий чай.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Словарная работа.
Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.
Фарфор- 1. белый керамический материал, получаемый механическим спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца;
2.Изделия посуда из такого материала.
Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный
Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком или чём-нибудь.
Сливочник – кувшинчик для сливок.
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.
Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь.
Услада – то, что доставляет наслаждение.
Гордый – исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения, иногда высокомерный, чрезмерно высокого мнения о себе.
Заносчивый – высокомерный.
Анализ урока
Этот урок являестя предпоследним по произведениям Г.-Х.Андерсена после сказок «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка» в программе «Перспектива». На первом уроке дети познакомились с биографией писателя,далее прочитали произведения автора и поработали с текстами сказок.
В соответствии с целями урока было определено содержание и структурные компоненты учебного занятия. На этапе «Актуализации» класс вспомнил имеющиеся у него знания, я постаралась пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, а также их речевую активность. (речевая разминка, работа с загадкой и прием предвосхищения для определения темы урока).Данный этап помог в достижении предметных (расширение знаний о зарубежной литературе), регулятивных (формулирование темы и учебной задачи).
Работа над новым материалом проходила в несколько этапов, в соответствии с содержанием сказки.Первичное знакомство представлено аудиозаписью, далее поэтапное чтение с анализом каждой части (ответы на вопросы учителя, выборочное чтение, сравнительная характеристика главного героя в начале сказки и в конце, использовалась парная работа). Эта работа способствовала в достижении как предметных (беглое осознанное выразительное чтение, умение задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте), так и метапредметных УУД (высказывание своего мнения, оценивание поступков героя умение, работать в паре).
На этапе закрепления я выбрала технологию развития критического мышления для интеллектуального развития учащихся, прием «Кластер» для одной группы; написание «Синквейна» для другой., третья группа использовала иллюстрирование сказки. Этот этап формировал умения работать в группе, что способствовало развитию коммуникативных и личностных УУД.
На этапе рефлексии ребята обобщили материал и подвели итог при помощи ритуала «Спасибо за приятное занятие»( дети отмечали на смайлике свое настроение и то же самое показывали на лице). Заключителбный этап помогает в формировании регулятивных УУД( контроль своих действий, оценивание своей работы на уроке).
Завершился урок дифференцированным домашним заданием. Дети выбрали для себя более приемлимый вариант задания, что позволит им выполнить его с успешным результатом.
Завершилось занятие послеурочным чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...