Конспект урока литературного чтения 4 кл. "Чайник" Г.Х.Андерсен
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Арбузова Ольга Анатольевна

Урок разработан с учетом требований ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chaynik_g.h.andersen_4_klass_perspektiva.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

Тема: Cказка Г. Х. Андерсена «Чайник»

4 класс

Программа: «Перспектива»

Урок подготовила и провела:

Арбузова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 7 г. Павлово

Нижегородской области

Цель: расширение знаний о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена, формирование у учащихся читательской грамотности, развитие способностей объективного восприятия окружающего мира

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширение знаний о зарубежной литературе, определение ее особенностей;
  • беглое осозннаное выразительное  чтение вслух, выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз.
  • умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить нужную информацию в тексте

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, постановка задач;
  •   контроль своих действий , оценивание своей работы на уроке.

Познавательные УУД

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев,
  • умение анализировать текст по  вопросам  учителя (учебника);
  • выявление основной мысли произведения.

Коммуникативные УУД

  • умение работать в группе, в паре, принимая равное участие;
  •  доказательство своей точки зрения, осознание цели своего высказывания;
  • построение диалога, умение задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные  УУД

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эмоциональное восприятие  литературного произведения;
  •  умение  создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, воспитанным, корректным.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

--Проведем речевую разминку: (На экране загадка про самовар)


Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела—

Пейте чай, вода вскипела! (Самовар)

1. Прочитать, разделить слова на слоги.

2. Прочитать с вопросительной интонацией.

3. Прочитать с утвердительной интонацией.

4. Прочитать сердито.

5. Прочитать весело.

6. Прочитать с интонацией восхищения

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- В начале урока мы с вами читали с разной интонацией загадку. Подскажите, кто или что это может быть? ( Дети отгадывают: самовар, чайник)

--Верно, это самовар! Сейчас редко можно встретить самовар, мы пользуемся для кипячения воды специальным предметом посуды . Каким ? (Дети: чайником)

--Он сегодня у нас в гостях (учитель показывает чайник и ставит его на стол) и хочет поведать нам свою историю о жизни в Дании.

-Кто еще родом из этой страны? (Дети: Г.Х.Андерсен.)

-Что вы знаете об Андерсене? (Ответы детей)

-В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают. Как называют этот жанр? (Дети: Сказки)

-Сформулируйте тему нашего урока (Дети: Сказка «Чайник» Г.Х.Андерсена)

При помощи вопросительных слов постарайтесь задать вопросы по теме урока.

(- О чем...?

- Кто...?

-Какой...?

- Чему...?

-Позже, ответив на эти вопросы, мы постараемся раскрыть смысл сказки.

-Подумайте, о чем может идти речь в этой сказке? (Предположения детей)

-Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав сказку. Читаем внимательно, вдумываемся в смысл прозведения.

 III.   Работа над новым материалом. 

Первичное восприятие текста.

Прослушивание сказки по аудиозаписи ( в ходе прослушивания, дети отмечают непонятные слова)

-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться? Ваши ожидания, о чем будет сказка, сбылись, оправдались? ( Ответы детей)

- Какая это сказка по авторству? (Дети: авторская или литературная)

-Почему? (Дети: Ее написал конкретный человек-Автор)

-Ребята, скажите, что сказочного вы заметили в этой сказке? (Зачин, развитие событий, предметы разговаривают, думают, переживают)

-Как мы называем  прием в литературе, когда неодушевленные предметы наделяются живыми качествами? (Дети: Олицетворение)

- Кто же является главным героем нашей сказки? (Дети: чайник)

-Давайте, продолжим работу над произведением и попробуем раскрыть образ главного героя и понять главную мысль сказки.

Анализ сказки. Словарная работа

Чтение первой части сказки хорошо читающим учеником. Пояснение трудных слов проводится в процессе чтения. (См.Приложение)

-Обратите внимание на то, каким мы видим чайник в начале истории.

Работа в парах.

-Попробуйте дать характеристику герою, подобрав как можно больше прилагательных, в течение 30 секунд. ( Дети: главный, гордый, высокомерный, заносчивый, сильный, важный , хвастливый, нескромный, себялюбивый, добрый. ) Ученики отмечают названные слова на карточке с одной стороны.  Зачитывают по очереди и дополняют свой список новыми характеристиками.

-Нравится вам такой чайник? Почему?  (Ответы детей)

-Продолжаем чтение сказки. Что произойдет с чайником далее , что можно добавить к характеристике героя?

Чтение второй части.

 Используя выборочное чтение,  дети отвечают на вопросы по содержанию  второй части сказки.

-Какая беда приключилась с чайником? (Дети: его уронили, разбили, отбили ручку,  перестал быть главным.)

- Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок,  стал калекой, его сунули в угол, пропадал без пользы, без цели)

-Что значит « прозвали калекой»?  Подберите синоним. (Инвалид)

-Какие олицетворения использует автор? ( Дети зачитывают)

-Подберите слова , какой он стал сейчас и напишите во второй столбик (ПАРНАЯ РАБОТА) Дети записывают прилагательные в течение 30 секунд, потом зачитывают и подписывают новые. (Дети: несчастный, одинокий, ненужный, обиженный, радостный, смелый)

-Какие чувства вызывает чайник у вас в этой части? (Дети: жалость, сочувствие, сострадание)

Чтение третьей части

Ученик читает

-Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…», посадили цветочную луковицу)

-Что изменило его настроение? (Дети: посадка луковицы)

-Почему луковица  для чайника становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

-Покажите настроение нашего героя в этой части. Охарактеризуйте , какой он. (Дети: счастливый, радостный, добрый, веселый) Запишите прилагательные в третий столбик.

-Сравните, каким был чайник в начале сказки, а каким стал сейчас. Кем восхищался чайник в начале сказки?  (Дети: Собой) Зачитайте.

-Найдите предложение, в котором автор заключил главную мысль  третьей части (Дети: Какое блаженство забывать себя ради других)

-Герой изменился, он научился забывать себя ради других. Но сказка не закончилась. Продолжим чтение.

Заключительная часть. Читает учитель.

-Какая беда случилась с героем?

-Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль, обиду  от того, что он недостоин этого цветка)

-Что же утешает, героя в этой ситуации? ( Дети: Он жив воспоминаниями о том времени, когда он был нужен цветку, когда был не одинок)

- Какое чувство испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)

Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)

IV.Закрепление.

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне, в кластере, в рисунке.

Синквейн

1. Чайник.

2. Гордый, важный

3. Думает, держит, любуется

4. Забывает себя ради других

5. Блаженство

Кластер

             гордый            важный                  одинокий                 радостный

Чайник

                         Какое блаженство забывать себя ради других

Рисунок ( выбирают хорошо рисующие ученики, рисуют маркером на больших листах)

-Поделитесь своими работами. (1 группа зачитывает синквейн, вторая показывает кластер, 3 группа-рисунок) 

V.Рефлексия.

 - Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?

- Так как же Андерсен относится к своему герою?

- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других , любить . Ведь жизнь-это любовь)

-Скажите, сталкиваемся ли мы в жизни с подобными случаями, может ли на месте чайника оказаться человек со своими переживаниями, счастьем и бедой? (Ответы детей)

-Мы с вами познакомились еще с одной философской сказкой Г.Х.Андрсена, который раскрыл нам внутренний мир не только простого чайника, а мир переживаний и поступков самого человека. Она дает нам понять, что нельзя жить в этом мире только своими интересами. И если хочешь стать по-настоящему счастливым, свою жизнь надо разделить и посвятить другим.

-Прошу вас выразить свое настроение  от урока на смайлике , и одновременно показать его на своем лице ))

 VI. Оценивание.

- Вы все очень хорошо работали на уроке.

VII. Домашнее задание.

-Захотелось ли вам что-то изменить в сказке? ( Дети: изменить грустный конец сказки на счастливый)

Предлагаю вам самим побыть сказочниками и сочинить на выбор:

- счастливую концовку этой сказки;

-- свою сазку по подобию;

--нарисовать иллюстрацию к сказке.

--написать отзыв на сказку.

VIII. Итог урока

-Всех ребят  за хорошую работу  чайник благодарит и приглашает на ароматный крепкий чай.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Словарная работа.

Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Фарфор- 1. белый керамический материал, получаемый механическим спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца;

2.Изделия посуда из такого материала.

Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный

Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком или чём-нибудь.

Сливочник – кувшинчик для сливок.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.

Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь.

Услада – то, что доставляет наслаждение.

Гордый – исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения, иногда высокомерный, чрезмерно высокого мнения о себе.

Заносчивый – высокомерный.

Анализ урока

Этот урок являестя предпоследним  по произведениям Г.-Х.Андерсена после сказок «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка» в программе «Перспектива». На первом уроке дети познакомились с биографией писателя,далее прочитали произведения автора и поработали с текстами сказок.

В соответствии с целями урока было определено содержание и структурные компоненты учебного занятия.  На этапе «Актуализации» класс вспомнил  имеющиеся у него знания,  я постаралась пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, а также их речевую активность. (речевая разминка, работа с загадкой и прием предвосхищения для определения темы урока).Данный этап помог в достижении предметных (расширение знаний о зарубежной литературе), регулятивных (формулирование темы и учебной задачи).

Работа над новым материалом проходила в несколько этапов, в соответствии с содержанием сказки.Первичное знакомство представлено аудиозаписью, далее поэтапное чтение с анализом каждой части (ответы на вопросы учителя, выборочное чтение,  сравнительная характеристика  главного героя в начале сказки и в конце, использовалась парная работа). Эта работа способствовала в достижении как предметных (беглое осознанное выразительное чтение, умение задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте), так и метапредметных УУД (высказывание своего мнения, оценивание поступков героя умение, работать в паре).

На этапе закрепления я выбрала технологию развития критического мышления для интеллектуального развития учащихся, прием «Кластер» для одной группы; написание «Синквейна» для другой., третья группа использовала иллюстрирование сказки. Этот этап формировал умения работать в группе, что способствовало развитию коммуникативных и личностных УУД.

На этапе рефлексии ребята обобщили материал и подвели итог при помощи  ритуала «Спасибо за приятное занятие»( дети отмечали на смайлике свое настроение и то же самое показывали на лице). Заключителбный этап помогает в формировании регулятивных УУД( контроль своих действий, оценивание своей работы на уроке).

Завершился урок дифференцированным домашним заданием. Дети выбрали для себя более приемлимый вариант задания, что позволит им выполнить его с успешным результатом.

        Завершилось занятие послеурочным чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...