Выступление на РМО "Как правильно провести онлайн-урок. Инструкции для учеников"
учебно-методический материал

 Потапова Инна Николаевна

Выступление поможет провести дистанционное ШМО учителей начальных классов. Поможет в проведении дистанционного урока в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_chast_tsifrovye_tehnologii.docx34.34 КБ
Файл prakticheskaya_chast.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов

«Воспитательные и образовательные функции и возможности цифровой среды»

1 Приветствие участников семинара. Визитная карточка школы и начальной школы.     (Презентация – несколько слайдов)

Заместитель директора по УВР Потапова Инна Николаевна

2.Введение в тему семинара: «Цифровая образовательная среда. Новые возможности воспитания и образования».

Руководитель ШМО учителей начальных классов Штатнова Ирина Валерьевна.

Слайд 1 

В наше время жизнь все разнообразней и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, способности творчески мыслить. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс пришёл и в образование.

Слайд 2

-Сегодня на РМО мы поговорим о воспитательных и образовательных функциях и возможностях цифровой образовательной среды, о том, как эффективно провести онлайн-урок, определим какие инструкции мы можем дать нашим ученикам.

Слайд 3

- Но прежде всего давайте вспомним, что такое цифровая образовательная среда.

На экране:

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Голос:

Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС (цифровой образовательной среды), заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

На экране:

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) закрепляют требования по созданию на базе каждого образовательного учреждения информационно-образовательной среды, определяют ее состав и функционирование.

Голос:

Мы много раз говорили о том, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Слайд 4

На экране:

В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна:

 - включать в себя комплекс образовательных ресурсов, в том числе цифровые ресурсы;

 - обеспечивать информационно-методическую поддержку учебного процесса, его планирование и ресурсное наполнение;

- поддерживать дистанционное взаимодействие его участников.

Голос:

Требование создания цифровой образовательной среды в школе закреплено на государственном уровне. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Слайд 5

На экране:

Цели построения ЦОС

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования
  • повышение прозрачности образовательного процесса
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

Для учителя:

  • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации
  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика

Голос:

Использование современных интернет технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщает урок информацией, помогает быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Обучающиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем. Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды способствует достижению более высоких качественных результатов обучения; усиливает практическую направленность уроков; активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся; формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.

Использование ЦОРов в дистанционном обучении:

-усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

-позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; -повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

-расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;

-обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Нам известно, что к концу четвертого класса ребенок должен обладать большим набором ИКТ-компетенций. Поэтому основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большое количество информации. Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д. Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) помогает учителю в решении этой проблемы.  

Слайд 6

Цифровая образовательная среда – это новые возможности воспитания.

На экране:

1.Информационная активность и медиаграмотность.

2.Умение мыслить глобально.

3.Способность к непрерывному образованию и решению творческих задач.

4. Готовность работать в команде.

5. Коммуникативность и мобильность.

6. Гражданское сознание и правовая этика.

Голос:

В условиях цифровой среды у обучающихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека.

Как известно, воспитание происходит, с одной стороны, в процессе усвоения так называемой опосредованной информации, с другой – за счет непосредственного опыта.  Учителя МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7» применяют информационные технологии при реализации всех направлений воспитательной работы, а также с целью реализации деятельности, направленной на формирование информационной культуры обучающихся. Актуальность формирования информационной культуры подрастающего поколения вызвана осознанием не только преимуществ, но и негативных влияний современных информационных ресурсов. Современный обучающихся должен уметь ориентироваться в потоках информации, выделять объективно полезную, достоверную информацию, применять ее с пользой для процесса саморазвития и самосовершенствования.

Голос:

Дистанционное обучение требует специфических навыков: ставить цель, планировать свою работу, выделять главное, отслеживать и оценивать результаты. Этими навыками дети еще не владеют. У большинства школьников начальных классов наблюдается недостаток ответственности и самомотивации. Поэтому в процессе обучения необходима постоянная помощь наставника, который обучал бы базовым способам учебной работы и сопровождал индивидуальный образовательный маршрут.  Это не обязательно учитель. В этой роли могут выступать и родители, которые заинтересованы в успехах ребенка.

Трудностью является и то, что это процесс подготовки к дистанционному уроку трудоемкий для учителя. Он требует больших затрат времени, более тщательной подготовки, личной заинтересованности.

В связи с вышесказанным, с уверенностью можно утверждать, что дистанционное обучение воспитывает не только обучающихся, но и педагогов и родителей учеников.

Слайд 7

Голос:

Для того, чтобы подготовить качественный онлайн-урок, необходимо понимать, каковы функции, принципы и возможности дистанционного обучения.

Функции дистанционного обучения – это те характеристики, которые помогают сохранять и развивать главные ценности системы. Обычно выделяют пять основных функций дистанционного обучения:

На экране:

Гносеологическая функция, по сути, состоит в изучении методов, приемов и способов решения насущных педагогических задач.
Рефлексивная функция помогает в осмыслении участниками учебного процесса совершенных ошибок, имеющихся у них на данный момент возможностей и общих способностей. Также эта функция помогает заглянуть внутрь самого себя (развивает рефлексию).
Гуманистическая функция несет в себе понимание личности ребенка в учебном процессе, осознание учителем своей самости и становление его профессиональной концепции.
Нормативная функция направлена на соблюдение педагогом образовательных правил, норм, требований и стандартов в своей деятельности.
Проектировочная функция проектирует, соответственно, сам процесс образовательной деятельности, задает само содержание форм и методов обучения .

Слайд 8
Принципами дистанционного обучения являются:

Картинка и голос

- приоритет теоретических знаний в единстве теории и практики;
- соответствие дистанционно организуемого обучения закономерностям дидактического процесса;
- единство основных функций обучения (образовательной, воспитательной и развивающей);
- мотивация учеников на достижения успехов в обучении;
- симбиоз коллективного и индивидуального обучения.
- сочетание в обучении абстрактности и наглядности.
- системность и последовательность построения обучения.
- взаимосвязь педагогического руководства и самостоятельности ученика;
- прочность усвоения знаний.

-принцип интерактивности. (Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.);

-принцип стартовых знаний. (Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. )

-принцип индивидуализации. (Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительный учебный материал, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.)

-принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. (Этот принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения).

Слайд 9

При подготовке к онлайн урокам важно учитывать соотношение различных средств дистанционного обучения. Оптимальное соотношение выглядит следующим образом:

·· печатные материалы - 40:50%,

·· учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%,

·· компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%,

·· другие средства- 5:20%.)

Слайд 10

Голос:

Перечислим возможности, которые система дистанционного обучения предлагает нам уже на сегодняшнем этапе своего развития.

Картинка:
1. Возможность молниеносной передачи информации любого объема на любое расстояние.
2. Интерактивные возможности и возможность оперативной обратной связи.
3. Широчайшая возможность доступа к абсолютно любым источникам информации.
4. Возможность успешной организации и развития телекоммуникационных проектов.
5. Возможность проведения видеоконференций с неограниченным количеством участников

Голос:

При правильной организации дистанционное обучение в школе дает возможность получать образование с максимальным учетом индивидуальности каждого пользователя, но в полном соответствии с государственными стандартами.

Слайд11

Картинка и голос:

Дистанционное образование – форма работы удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

-обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

-свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;

-мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

-технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

-творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;

-разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).

Слайд 12

На экране:

Формы и виды дистанционного обучения: 

-индивидуальные электронные курсы;

-видеоконференции,

-аудиоконференции;

-чат-классы и другие формы организации общения в рамках учебного online-процесса        ( ZUUM);

-асинхронные формы, когда участники на общих образовательных платформах в различное время оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи;

Так происходит общение в школьном портале.

-учебная консультация;

- онлайн-олимпиады;

Голос:

В дистанционных олимпиадах, викторинах, турнирах и конкурсах могут участвовать школьники 1-4 классов, как индивидуально, так и группами. Одно из условий участия – наличие компьютера и возможности выхода в Интернет. Локальный организатор (учитель, преподаватель, родитель) определяет количество участников и отправляет заявку организаторам олимпиады. Олимпиада может быть организована в форме обычной контрольной работы в школьном классе. Обычно на её проведение отводится от одного до трех часов. Однако каждый участник может выполнить ее и дома на личном компьютере, получив задание по электронной почте. Бланки с решенными заданиями (в электронном виде) отправляются обратно организатору на проверку. Дипломы победителям и призёрам могут быть отправлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе по обычной почте.

-исследовательская работа

Голос:

Как и при очной форме обучения, прежде чем приступить к выполнению проекта или написанию реферата обучающийся получает у преподавателя свой вариант задания. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация. Консультацию можно получить как on-line (Интернет-телефонии, Skype), так и off-line, связавшись с учителем посредством электронной почты. Можно создать отдельный почтовый ящик для работы с классом. Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу преподавателю на проверку так же в электронном виде.

Слайд 13

Картинка и голос

Структурные элементы занятий:

· лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);

· изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);

· самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме;

· коллективная проектная работа;

· индивидуальная проектная работа;

· тренировочные упражнения;

· тренинг с использованием специальных обучающих систем;

· контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

· консультация.

Слайд 14

На экране:

Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу с обучающимися разных категорий:

-работа с обучающимися с ОВЗ;

-коррекция знаний обучающихся;

-работа с одарёнными детьми;

-работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

-работа с детьми, которые не могут посещать школу в связи с особыми ограничениями, связанными с болезнью;

-работа с классом в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Голос

Педагоги нашей школы организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых площадках, создают интернет-сайты и т.д.

Примеры использования образовательных веб-сервисов приведены в таблице.

Веб-сервис

Использование

http://learningapps.org/

создание интерактивных образовательных тренажёров

spiderscribe.net/

создание ментальных карт (карт знаний), организация «Мозгового штурма»

http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/

создание облака ключевых слов

goanimate.com/videos/

создание видеороликов и мультфильмов

Google Forms

создание тестов и анкет (в т. ч. для родителей)

Google - таблицы

совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией

Google - презентации

создание и совместное редактирование презентаций

QR – код

объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.

Конструктор тестов
«Оnline Тest Рad»

позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА. 

«Учи.ру»

это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

«Якласс»

информационный интернет портал для школьников. учителей и родителей. Этот своеобразный журнал учителя, который позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.

testedu.ru

Содержит огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это сам и выдаст процент правильно решенных заданий

Решу ВПР

Образовательный портал для подготовки к экзаменам, содержит задания для подготовки к ВПР с решениями.

Голос

Благодаря использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога.

Слайд 15

Хочется отметить преимущества использования ДОТ:

-нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных обучающихся;

-ДОТ обеспечивают здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме (с учётом ограничения во времени);

-альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения, помимо принятых в классной системе обучения;

-дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к выступлению или к участию в олимпиадах;

-демократичное и креативное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию.

Итог

Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Таким образом, младшие школьники всегда включены в воспитательный и образовательный процесс, а родители имеют возможность ознакомиться с изучаемым материалом, принять участие в обсуждении важных вопросов, быть в курсе происходящих событий.

 



Предварительный просмотр:

III. Практическая часть

Образовательные функции и возможности цифровой среды

Учителя начальных классов (из опыта работы). Слайды, фото, видеоролики. Фрагменты уроков, проектов.

Модель Перевёрнутый класс.

Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Ученики смотрят дома дистанционно короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Доступность просмотра видео в наши дни, наряду с предварительно записанными лекциями подкастом или в другом аудио формате, распространилась настолько, что позволяет сделать его неотъемлемой частью концепции перевернутого обучения.

В современном мире информационных технологий особенно важным является выбор ресурса, который подходил бы именно для нужд определённого класса и возраста обучающихся. Учитель имеет возможность использовать банк уже готовых бесплатных уроков, а также составить свою коллекцию уроков, что является очень важным аспектом, т.к. ученики вовлечены в процесс наравне с учителем. Таким образом, удаётся «втянуть» учащихся в увлекательный творческий процесс создания «образовательного продукта» и они становятся не пассивными приёмниками нового знания, а соавторами и добытчиками знания. На уроке же выполняются практические задание. Современные образовательные Интернет-платформы помогают подготовить онлайн урок, определить последовательность изучения материала, включив в него массу разнообразных и интересных ресурсов. Учитель пользуется своего рода органайзером, с помощью которого можно обобщить, презентовать и распространять знания. Формула сервиса проста, также, как и его освоение. Это организация материала +презентация +совместное использование.

Таким образом, перевернутый класс характеризуется сменой роли преподавателя, который оставляет свою центральную позицию в пользу большего взаимодействия и сотрудничества в процессе обучения. Также происходит и сопутствующее изменение роли учащихся, многие из которых ранее были пассивными участниками процесса обучения, где знания преподносились им в готовом виде. Перевернутая модель возлагает больше ответственности за обучение на плечи учеников, давая им больший импульс к экспериментам. Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что применение модели «Перевернутый класс» позволяет учителю организовать обучение в соответствии с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций в области преподавания предмета, повышать собственный уровень научно-методической подготовки.

Далее следует отрывок урока

Квест-технологии в условиях дистанционного обучения

(Дети выполняют задания квеста, в результате получается общий продукт – презентация на заданную тему)

Одной из основных задач современного педагога является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения, возможность реализации способностей обучающихся. В арсенале учителя много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности. В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения для освоения учебных предметов, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы обучения, которые позволяют задействовать всех участников образовательного процесса в реализации поставленных задач по достижению намеченных целей. К таким формам организации образовательной деятельности могут относится и интерактивная игра, и мастер-класс, и проектная деятельность, а также создание проблемных ситуаций, экспериментирование и другое. Подобные формы обучения могут существовать как отдельно взятые элементы, так и сочетаться между собой. Особой популярностью, объединяющие все эти формы, являются квест-технологии, или образовательные квесты. Это популярная, на данный момент, форма организации как учебной, так и досуговой деятельности.

На слайд:

Приключенческая игра (quest — поиски), требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, который может иметь множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Образовательный квест - это новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

На слайд

Квест - технология имеет ряд особенностей: 

- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

- самовыражению ребенка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что дает родителю уверенность в качестве и правдивости информации);

- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;

 - образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;

- может быть, как индивидуальной, так и коллективной.

Учащийся в процессе работы над квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест-задание, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Данная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение). Возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях образовательного учреждения с детьми 4 класса, а также квесты можно использовать и при организации досуговой и культрно-просветительской деятельности.

Далее презентация квест-проекта 

Темы могут быть любые: Олимпиада Будущего или Расследование века. Например, легенда может быть следующей: ученики оказались запертыми в трюме на борту корабля «Незнания».

Современные методы индивидуализации в обучении младших школьников.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.

Естественно, нас, учителей, волнуют вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному и слабому) почувствовать себя в ситуации успех.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь.

Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, обеспечить ей максимальное развитие.

На основании результатов обследования обучающихся в классе распределила в 3 группы:
1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.

Обучающимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручается задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы они привлекаются к объяснению нового материала, им предлагаются карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3-ей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики
1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Уровень усвоения знаний у разных обучающихся неодинаков:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у "средних" и "слабых", связанного с ощущением своей "неполноценности", "слабости" по сравнению с другими детьми.

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:

- закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?

- какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?
- какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неразличение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Дифференцируя многие домашние задания, необходимо ставила перед собой такие цели:

-восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное);
-подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;
-оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания: в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);
-расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.

В своей работе мы используем, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходу из "индивидуальной нормы" или "относительной успешности" каждого ученика. Если ученик 1-й группы без ошибок выполняет задания 1-го уровня - он получит "5", а вот наиболее продвинутые ученики должны выполнить без ошибок задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на "5".

Фрагмент урока по выбору с дифференциацией заданий в условиях дистанционного обучения.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием интерактивного мультимедийного комплекса на базе интерактивной доски в условиях дистанционного обучения.

Реализовать поставленные перед учителем задачи в организации системно - деятельностного и подхода в обучении и вовлечение каждого ученика на уроке (в том числе и на дистанционном уроке) в деятельность поможет интерактивная доска.

Любой учитель профессионал прекрасно понимает, что основной задачей любого процесса обучения, прежде всего, является удовлетворение познавательной потребности любого человека, ведь эта потребность присуща абсолютно всем и не насыщаема. Учитель-предметник обязан разогревать «аппетит» ученика к поглощаемому им учебному материалу. Проводя подобную аналогию можно утверждать, что в арсенале учителя-профессионала обязательно должен быть «набор специй». В эпоху очередных реформ образования к классическим приемам и методам обучения добавились и информационно-коммуникационные технологии, среди которых первое место занимает работа с интерактивной доской. Как же с помощью «разделочной» интерактивной доски можно приготовить подаваемое учителем блюдо-урок, который будет «вкусным», «аппетитным» и полезным?

Электронная интерактивная доска сегодня - важнейший компонент современных информационных технологий, используемых в образовании. С ее помощью можно - повысить уровень усвоения учебного материала;

- облегчить запоминание, понимание и умение применять полученные знания;

- повысить интерес к предмету

Многопользовательский режим доски позволяет организовать работу в парах, групповую, командную работу, а также работу на разных уровнях сложности для обучения важному умению современного человека: умению самопрезентоваться. Все перечисленные виды деятельности (индивидуально, в парах и в группах) как раз относится к коммуникативным умениям, которые необходимы любому человеку, чтобы в дальнейшем получить работу, жить в паре, работать в коллективе и т. д.

Далее презентация 

Использование возможностей дистанционных образовательных технологий в организации исследовательской работы в урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. И учителям, и обучающимся предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного, не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции, платформы с дополненной реальностью.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. Дистанционные технологии применяются мною при организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности.

Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими учащимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости. Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого обучающегося варьируется, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.

Мы можем включать приёмы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования.

Занятие содержит не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени.

На веб-страницах я размещаю материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д. Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы.

Видеофрагмент занятия, слайды, на которых отображена работа по подготовке к исследовательской деятельности: инструкции, шаблоны, результаты.

Вывод

В заключение своего выступления хочу отметить, что организация исследовательской деятельности через использование дистанционного обучения позволяет добиться высоких образовательных результатов; значительно расширить информационное образовательное пространство, возможности активизации деятельности школьников.

Организация работы над проектом во внеурочной деятельности посредством дистанционных технологий.

Хочу поделиться своим педагогическим опытом организации индивидуальной и групповой работы над проектом

Погружение в проект

Я рассказала детям о конкурсе…

Начался сбор информации. Детской литературы по теме проекта оказалось недостаточно, пришлось обращаться к интернет-источникам, встречались и противоречивые данные.

Изучив литературу, дети вместе с родителями отправились по своим индивидуальным маршрутам. Они исследовали и сфотографировали…

Начался монтаж презентации. Под руководством учителя первоклассники работали в программе Power Point: создавали слайды, вставляли фотографии, копировали и вставляли текст, печатали. Это оказался самый трудный этап проекта для учеников и руководителя проекта. Для озвучивания презентации и создания видео

мной была выбрана порограмма….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом форуме: "Технология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы"

Рекомендации по оформлению портфолио ученика начльной школы с презентацией...

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у учеников начальной школы.

Материал содержит авторский взгляд на формирование позитивного отношения к правильной речи у учеников начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Выступление агитбригады по правильному питанию

"  С витаминами к здоровью " - выступление агитбригады по правильному питанию...

Выступление агитбригады по правильному и здоровому образу жизни

Цели и задачи: Активизация познавательной деятельности младших школьников по формированию знаний о ЗОЖ, понятий «здоровая» и «нездоровая» пища, уточнение знаний ...

Выступление "Разговор о правильном питании"

Выступление на методическом совете....