Возможности использования активного метода «Перевёрнутый класс» в условиях дистанционного обучения.
методическая разработка
Мастер-класс с целью создания условий для распространения опыта по использованию метода «Перевёрнутый класс» в условиях дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya_aktivnogo_metoda_perevernutyy_klass_v_usloviyah_do.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: Возможности использования активного метода «Перевёрнутый класс» в условиях дистанционного обучения.
Цель: создать условия для распространения опыта по использованию метода «Перевёрнутый класс» в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
- организация пространства для профессионального общения по проблеме;
- рефлексия деятельности слушателей и мастера в процессе собственной практики.
Ход проведения
- Знакомство с участниками мастер-класса
– Здравствуйте, уважаемые коллеги.
II. Определение целей и задач мастер-класса
- Свой мастер-класс я хочу начать с истории из статьи Кондакова М.А «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности» из журнала «Вестник образования». ( слайд 2) «На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом». Нынешние дети – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. Поэтому стало сложно в этих условиях учить детей.
Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в процессе изучения нового материала?
- Действительно, уважаемые коллеги, мы определили много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и учитель. На данный момент одной из главных проблем является внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс. (слайд 3)
- Считаю, что одним из эффективных средств решения названных проблем, является применение метода «Перевёрнутый класс».
III. Диагностика участников мастер-класса
- Я не буду спрашивать о том, что вы знаете о данном методе, уверена, что многие из вас не только слышали о нем, но и применяете его на своих уроках, даже не подозревая об этом.
Сегодня мы рассмотрим возможности применения данного метода в рамках дистанционного обучения.
IV. Основная часть
1. История возникновения метода «Перевёрнутый класс»
- Посмотрите внимательно на портрет этого молодого человека. (На слайде 4 фото Салмана Хана.)
Что вы можете о нём сказать? Какое отношение он имеет к педагогике? К примеру, сегодня бывший аналитик хедж-фонда (Хедж-фонд (от англ. hedge — преграда, защита, страховка, гарантия)- Салман Хан является, пожалуй, самым известным учителем в мире. Между тем, мало кто представляет себе, как он выглядит, и практически никто из десятков миллионов его учащихся не встречал Хана в реальной жизни.
Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сперва использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи благодарственных писем от родителей школьников.
Хан настолько увлекся своей Академией, что уволился с работы и все свое время проводил в кладовке, где записывал ролики. Правда, жить ему при этом пришлось на заработки жены — благодарственные отзывы по-прежнему поступали во множестве, но денег они не приносили. Теперь академию Хана спонсируют одни из самых богатых людей мира (Билл Гейтс, Карлос Слим).
Идею этой модели обучения подхватили учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. (Слайд 5).Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учащихся старших классов школы «Вудлэнд Парк», которая находится в штате Колорадо, США. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире. Самс и Бергманн выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей, отважившихся на такой эксперимент.
Вот что пишет Бергманн в своем блоге: "Если признаться, уроки мы решили записывать на видео исключительно из эгоистических побуждений. Слишком много времени уходило на повторное объяснение материала ученикам, пропустившим занятия, и в таких ситуациях записанные материалы стали нашим главным оружием. Помимо того, ученикам нравилось смотреть видеоуроки. Все, кто пропустил объяснения, могли наверстать упущенное в любое удобное время. А потом оказалось, что видеоматериалы пересматривают и те, кто присутствовал на уроке. Некоторые используют такие материалы при подготовке к экзаменам и контрольным. Мы выкладывали ссылки на записи, и учителя по всей стране брали их на заметку. В общем, мы были очень горды, что по всей стране стали обращать внимание на то, что мы сделали в нашем маленьком городе."
2. Предпосылки для перевёрнутого обучения (слайд 6)
- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися? Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:
- пассивность учащихся;
-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке.
- наличие технологий и средств ИКТ . Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде?
- неэффективная зубрёжка (в книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?).
- качества и умения 21 века (обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:
- творческий подход и новаторство;
- критическое мышление и способность решать проблемы;
- коммуникабельность и сотрудничество;
- информационная грамотность;
- грамотность в ИКТ;
- гибкость и способность к адаптации;
- инициативность и самостоятельность;
-продуктивность и вовлеченность;
- лидерство и ответственность.
3. Суть метода «Перевернутого класс»
Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного. (Слайд 7)
Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.
Все объяснения помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?
- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.
- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.
Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, (слайд 8-18)
V. 4. Практика использования
- Как я «переворачиваю» свои уроки? На родительском собрании я познакомила родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый класс». На примере показала, как выполнять домашнее задание, где искать задания, как работать с той или иной платформой.
В календарно – тематическом планировании смотрю тему нового урока. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Внимательно просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, на сколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. В Дневник.ру детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- сделать коллаж;
- создать книжку – малышку;
- рассказать о том, чего нет в учебнике.
Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. https://учусьсам.рф/ https://interneturok.ru/ https://100urokov.ru/ https://homelessons.ru/ https://infourok.ru/ https://videouroki.net/ https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/ На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.
- Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала.
Преимущества метода «Перевернутый класс»
- Сейчас вы на слайде 19 можете видеть преимущества метода «Перевёрнутый урок»:
- индивидуальный подход;
- вовлеченность детей;
- навыки для взрослой жизни;
- обучение вне класса;
- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;
- увеличивается время на индивидуальное обучение;
- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;
- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;
- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;
- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;
- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;
- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.
VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия
- Уважаемые коллеги, подведём итог нашей работы. У каждого у вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый класс», но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски. (Приложение 2.)
- В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить данный оценочный лист. (Приложение 3.)
- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. Аплодисменты.)
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам составить синквейн, который будет характеризовать метод «Перевёрнутый урок». Напоминаю вам правила составления синквейна. (Приложение 4. Презентация работы в группе.)
-Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.
Приложение 1
Традиционный подход | "Перевернутый" подход | |
Учащийся | ||
Учитель | ||
ИКТ | ||
Методы | ||
Построение урока |
Традиционный подход | "Перевернутый" подход | |
Учащийся | Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. | Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. |
Учитель | Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. | Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение. |
ИКТ | Использование технологий и веб-инструментов в обучении. | Изменение методов и форм работы посредством ИКТ. |
Методы | Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку. | Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход. |
Построение урока | В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. | Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы. |
Приложение 2
ПАМЯТКА
- Провести __________________________________ , на котором учитель познакомит с сущностью метода «Перевёрнутый класс».
- Показать примеры работы__________________________________________.
- За 2-3 дня до урока отправить учащимся __________________________, которое обязательно сопровождается ___________________________________.
- Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- рассказать о том, чего нет в учебнике;
- _________________________________________________________;
-__________________________________________________________;
(дополните своими заданиями).
5. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться
_____________________________________________________________.
- В начале урока выяснить, с какими __________________встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.
7. На уроке идет ________________________материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.
Приложение 3
Оценочный лист
№п/п | Критерии | 1 | 2 | 3 |
1. | Знаю метод “Перевёрнутый класс” | |||
2. | Знаю сущность этого метода | |||
3. | Смогу применять учебное видео на уроках | |||
4. | Смогу дать задание к видео | |||
5. | Попробую применить в своей практике |
Приложение 4
Правила написания синквейна
Правила написания синквейна таковы:
1. На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
5. На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Приложение 5
Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих классы, такой подход является намного эффективней традиционного.
Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.
ПАМЯТКА
- Провести родительское собрание, на котором учитель знакомит с сущностью метода «Перевёрнутый класс».
- Узнать адреса электронной почты учащихся.
- За неделю до урока отправить учащимся на электронную учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.
- Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- сделать коллаж;
- создать книжку – малышку;
- рассказать о том, чего нет в учебнике.
- Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.
- В начале урока выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.
- На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.
Литература
- Луцевич Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета.- 2015.- № ;.- с. 33-39
- Топ-10 правил при переводе класса на новую методику - перевёрнутое обучение [Электроннный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.ed-today.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...
Концепция "Использование активных методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
Концепция...
Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...
"Цифровые технологии и платформы в обраовании: как использовать новые возможности учителю-логопеду в условиях дистанционного обучения"
В презентации описывается необходимость и возможности цифрового обучения, особенности его использования в удаленном и очном формате. Предствлены цифровые ресурсы и плптформы, которые хорошо зарекомено...
Из опыта работы на уроках английского во втором классе в условиях дистанционного обучения.
Статья посвящена анализу работы в младших классах на уроках английского языка....
Цифровые технологии и платформы в образовании: как использовать новые возможности учителю-логопеду в условиях дистанционного обучения
Выступление на образовательном интенсиве 5 ноября 2020 "Электронное образование в действии".Муниципальный образовательный интенсив "Электронное образование в действии" предполагает...