Дистанционное образование детей с РАС. Принципы и методы работы.
статья
В данной статье я предлагаю рассмотреть основные этапы внедрения дистанционного образования и сформировать ряд принципов при организации образовательного процесса со школьниками с РАС, позволяющих получить положительный результат в освоении учебных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_distantsionnom_obuchenii_detey_s_ras.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Распространение пандемии в мире весной 2020 года дало скачок в сторону массового использования дистанционного обучения (ДО). Внедрение ДО в учебный процесс образовательной организации – одна из самых актуальных педагогических тем, обсуждаемых в ряду инноваций, которые затрагивают систему образования.
Внедрение ДО в образовательную организацию – процесс длительный и сложный. Педагог сегодня должен уметь организовать систему дистанционного обучения в преподавании своей дисциплины. Здесь важна не только компетентность в области классической педагогики, психологии и владение информационными технологиями, но и методика разработки и проведения дистанционного курса по дисциплине, особенно если речь идёт о работе с детьми с различными видами нарушений развития.
На сегодняшний момент можно увидеть, что процесс организации ДО свели до элементарно простого уровня:
- перенос учебного процесса из очного в ДО с соблюдением расписания уроков в виде трансляций в режиме видеоконференций;
- разнообразие ссылок на разные ресурсы сети интернет, платформы с заданиями, видеоуроки, чтобы ученик (студент) посмотрел и сам понял, что и как нужно делать;
- контроль в виде фиксирования присланных файлов – фотографий работ.
Любой из этих методов, при ближайшем рассмотрение, оказывается несостоятельным. В первом случае не учитывается, что, чувствуя себя расслабленным в домашней обстановке, обучаемый не способен с той же скоростью и эффективностью, как на очном уроке, воспринимать теоретический материал или решать задачи в прямом эфире урока. Во втором случае не принимается во внимание, что изучить самостоятельно теорию под силу не каждому обучаемому, тут вопрос и к качеству изложения той самой теории, и к общему уровню подготовки обучаемого. В третьем случае опускается то, что количество материалов и быстрота обмена информацией учителя с обучаемыми и с родителями не способствуют качеству обучения, поскольку скорость мыслительной деятельности человека в момент размышления над задачей не зависит от роста технологий или скорости интернета. Если добавить к этому отсутствие адекватной обратной связи, связанной с ограничением времени, качеством связи т.п., то встаёт главный вопрос – правильно ли ребёнок понимает алгоритм решения задачи после изучения теории и в верном ли направлении движется?
Наиболее незащищенной категорией обучающихся по дистанционной системе являются дети с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС). Смена формы обучения сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с РАС, которые практически всегда очень тяжело им переносятся. Во-первых, аутичному ребенку трудно без предварительной подготовки прервать привычный для него образ жизни, в котором большую часть времени занимала школьная среда. Во-вторых, ребенку с РАС может быть трудно быстро включиться в большой объем занятий в домашней обстановке.
Для родителей переход на удаленное обучение ребенка с РАС может стать также непростым испытанием: ведь организовать учебную среду для особенного ребенка дома многим из них придется с нуля. Данная задача сложна и для педагогов, так как они не могут в полной мере контролировать процесс занятий, непосредственно не участвуя в них.
Дистанционное обучение, как часть коррекционно-образовательной работы, выступает одним из методов дифференцированно применимой интеграции и социализации детей с аутизмом под руководством тьютора-дефектолога. Но также может быть характерно то, что в стремление помочь, облегчить задачу, взрослый, сопровождающий ребёнка во время занятия, будет стремиться выполнять задания за него или «преувеличивать» результат, тем самым неосознанно подменяя данные протоколов.
В основе организации дистанционного обучения лежат следующие методологические принципы организации учебного процесса и освоения программ обучения:
- принцип интерактивности, который выражается в постоянных контактах всех участников учебного процесса посредством использования специализированной информационно-образовательной среды;
- принцип дифференциации, предусматривающий ту или иную форму дифференциации, обусловленную спецификой дистанционного обучения, возможностями учащегося, потенциалом электронной среды, содержащей технологии разноуровневого обучения;
- принцип индивидуального подхода, учитывающий форму нарушения, возможности общения и уровень развития коммуникативных навыков, познавательной деятельности ребенка с аутизмом;
принцип гибкости, дающий возможность работать в необходимом для ученика темпе и в удобное время;
- принцип концентризма, предполагающий распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. После усвоения материала первого концентра ученик должен уметь общаться в пределах изученной темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель (Е.Т. Логинова);
- модульный принцип, позволяющий участникам процесса использовать сетевые учебные курсы и их отдельные составляющие для реализации индивидуальных программ обучения. Каждый отдельный курс формирует целостное представление об определенной предметной области, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям и возможностям ученика;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся и формирования банка учебно-методической информации.
Для того, чтобы формирование учебных навыков детей с РАС в период дистанционного обучения проходило максимально результативно и комфортно, а также, чтобы в последующем оценить их влияние на качественные и количественные изменения, можно использовать:
- визуальное расписание;
- сочетание работы за столом и активных упражнений в «поле зрения» педагога;
- использование музыкального сопровождения;
- размер шрифтов и дидактических картинок, а также их цветовое сочетание, положение на листе;
- включение в процесс обучения интерактивных игр, для более глубокого погружения;
- использование «совместной панели» для наблюдения за работой и отслеживания результатов;
- чёткие алгоритмы работы, которые дублируют работу в классе, в том числе с нежелательным поведением;
- работа по протоколам, для своевременного отслеживания результатов;
- использование подсказок и их постепенное снижение;
- использование жетонов и других мотивационных стимулов и т.д.
И конечно, при разработке коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС необходимо учитывать уже всем знакомый принцип перехода от простого к сложному, учитывая особенности развития и специфику восприятия требований, и речи собеседника в целом.
Удачи в работе и позитивного настроя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения
В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Электронный журнал "За партой online" структурного подразделения ГКОУ РО "Ростовской санаторной школы-интерната № 28" Центра дистанционного образования детей-инвалидов
У нас в структурном подразделении ГКОУ РО "Ростовской санаторной школы-интерната № 28" Центре дистанционного образования детей-инвалидов с 2015 года издается электронный журнал "За партой online". Авт...
Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения
В статье отображается обучение детей с ограниченными возможностями....
Дистанционное образование как одно из условий доступности образования для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной о...
: «Дистанционные формы работы в дополнительном образовании детей»
данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования,методистам,руководителям кружков....
Консультация для учителей начальных классов: «Психологические особенности детей с ТНР. Средства и методы работы»
Задачи коррекционно-педагогического воздействия, методы работы и организация процесса обучения....