Пр 5 Личностные и метапредметные 3_4 кл
учебно-методический материал (3 класс)

Ковалькова Любовь Викторовна

Пр 5 Личностные и метапредметные 3_4 кл 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_5_lichnostnye_i_metapredmetnye_3_4_kl_.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

Целеполагающая часть. В ходе лекции Вы познакомились с понятиями «учебная задача» и «учебное задание», Учебная задача включает ряд учебных заданий, решение которых нацелено на решение учебной задачи в целом. Следует отличать практическое задание от учебного. В практическом задании в отличие от учебного уже есть указание на способ его выполнения. Учебное задание включает три составные части: целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки. Целеполагающая часть способствует мотивации ученика к выполнению задания. Это не прямое указание учителя ученику выполнить какое-либо действие, а описание ситуации, выявление сути проблемы, понимание цели предстоящей деятельности.  В результате у ученика появляется интерес к выполнению учебного задания. В содержательной части задания содержится условие учебного задания и вопрос, на который надо ответить, при необходимости – форма ответа. В заключительной части задания учитель «открывает» ученикам критерии оценки выполнения учебного задания на основе определенных критериев. Критерии должны быть понятны ученику, их не должно быть много (не более 3). Используя эти критерии, ученик оценивает свою работу или работу одноклассника.

Содержательная часть (задание для слушателей). Разработайте (составьте) учебные задания для учащихся Вашего класса, нацеленные на формирование личностных и метапредметных результатов освоения примерных рабочих программ учебных предметов (предмет - на выбор). Ответы представьте в таблице.

Критерии оценки. Требования к выполнению задания. 

  1. Каждое учебное задание (задача) должно быть нацелено на формирование конкретного планируемого результата. Результат выбирается из примерной рабочей программы учебного предмета для Вашего класса. Также можно использовать Тематический классификатор (https://tc.edsoo.ru/  ), где по каждой теме приведены контролируемые элементы содержания и контролируемые умения, а также личностные результаты.
  2. Общее количество заданий – 5. В том числе 1 задание на формирование личностного результата, 4 задания - на формирование метапредметных результатов (1 - регулятивные УУД, 1 - коммуникативные УУД, 2 - познавательные УУД: базовые исследовательские и базовые логические – на содержании любых предметов).
  3. Одному заданию соответствует один результат.
  4. Учебное задание и целеполагающая часть урока – это не одно и то же: не нужно вставлять в таблицу фрагмент урока.
  5. Учебное задание состоит из трех частей (согласно Конструктору): целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки (как они предъявляются ученикам).
  6. Учебное задание должно быть сформулировано четко, грамотно, понятно для детей указанного класса.

Форма ответа «Личностные результаты»

Количество заданий – 1.

Группа формируемого результата 

Формируемый личностный результат

Учебный предмет, тема урока

Учебное задание

Целеполагающая часть

Содержательная часть

Критерии оценки

(как они предъявляются ученикам)

1. Направление воспитания: гражданско-патриотическое воспитание.

Становление ценностного отношения к своей Родине —

России, малой родине.

Литературное чтение

Образ Родины в   прозаическом произведении писателя   ХIХ  века на примере произведения М. М. Пришвина «Моя Родина». Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны.

Учитель предлагает  высказать свою точку зрения,  он говорит: вы, наверное, знаете, что Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился

и где всё кажется особенным, родным. Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина: рождение, родители, родство, родимый, родной

и задает вопрос:

- Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень?

 Предлагается ученикам  опровергнуть или подтвердить.

Участие в учебном диалоге.

Прочитайте  отрывок  рассказа   и поразмышляйте над ним:

 Что хотел нам сказать автор?

 (Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца

 с великими сокровищами жизни…). 

Выделение и обсуждение главной мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви

к родной земле и её природе.

 Вывод.

 Умение высказать  точку зрения на основе содержания текста. Подтвердить ее словами из текста.

Форма ответа «Метапредметные результаты»

Количество заданий – 4.

Вид УУД

Проверяемое универсальное учебное действие (из примерной программы)

Учебный предмет

Тема

Учебное задание (задача)

Целеполагающая часть

Содержательная часть

Критерии оценки

(как они предъявляются ученикам)

Регулятивные: самоконтроль

Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

 

 

Учитель

предлагает   детям потренировать свою память.

Потренируй свою память: постарайся запомнить  как можно больше дорожных знаков, изображенных в учебнике.

 Проверь себя, закрывая названия знаков рукой или полоской бумаги.

  Контроль процесса выполнения заучивания и результат.

Коммуникативные: общение

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

 

Учитель предлагает

составить текст торжественного обещания пешехода.

Составь текст торжественного обещания пешехода, которое ты дашь своим родителям.

Составленный текст  обещания  запиши  в тетрадь.

 Правильное построение предложений и  их запись.  

Познавательные (базовые логические)

Сравнивать произведения,    устанавливать основания для сравнения произведений.

Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения.

Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты

Литературное чтение

Окружающий мир

Окружающий мир

Творчество Л. Н. Толстого. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения

Роль экономики в твоей жизни

Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

Учитель утверждает, что текст  «Куда девается вода из моря?» - описание.

Учитель предлагает сравнить государственный и семейный бюджет.

 

Учитель предлагает

вылепить из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов  и передать их отличительные признаки

Работа в парах: Сравните тесты и ответьте на вопрос.

-В чем отличие этих текстов, подтвердить или опровергнуть утверждение.

Подтвердить словами текста.

Ответьте на вопросы.

-В  чем сходство и различия?

Связаны ли между собой государственный и семейный бюджеты? Раскрой эту связь.

Используя атлас-определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов Постарайся передать их отличительные признаки

Правильность  определения отличительных признаков текста.

Подтверждение словами текста.

Отметка «5» выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

.

Правильность и аргументированность ответа на основе знаний.

Отметка «5», выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

Правильность определения  и передача отличительных признаков при выполнении работы.

Отметка «5», выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

Познавательные (базовые исследовательские)

 Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого исследования.

Проводить по предложенному плану наблюдения, проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя

Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия

;

Окружающий мир

Окружающий мир

Окружающий мир

 Разнообразие веществ в окружающем мире.

Растениеводство 

Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

Учитель сообщает:

 ученые химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте и предлагает  провести исследование.

 

Учитель предлагает

рассмотреть  гербарий  растений и выполнить практическое задание.

Учитель предлагает обсудить возможное исчезновение какого-нибудь звена из круговорота веществ.

С помощью разбавленной настойки йода определи, есть ли крахмал в продуктах.

Проведи  исследование. Результаты запиши и зарисуй в рабочей тетради.

 

Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия.

Составьте устно описание по плану:

1. Как называется растение?

2. К какой группе относится?

3. Где его выращивают?

4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят? 5.Как человек использует это растение?

Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ.

Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

а) растения;

б) животные;

в) грибы и бактерии; г) почва.

  Правильность сформулированного  вывода и запись его в тетрадь без ошибок.

Отметка «5», выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

Достоверность  информации,

умение следовать плану.

Отметка «5», выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

Умение прогнозировать, строить суждения, аргументировать на основе имеющихся знаний о зависимости жизненного цикла от окружающей среды.

Отметка «5», выполнено без ошибок, 1-2 ошибки «4», 3 ошибки -3.

Критерии: соответствие/несоответствие содержания задания предъявляемым требованиям, указанному результату, этапу обучения (классу), структуре учебного задания.

Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении задания в полном объеме и в соответствии с требованиями при отсутствии грубых фактических и методических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС 2020...

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

Личностные и метапредметные результаты обучения.

Данный материал поможет организовать свою работу по ФГОС....

формирование личностных и метапредметных УУД

Формирование личностных и метапредметных УУД младших школьников во внеурочной деятельности...

Эффективные пути достижения личностных и метапредметных результатов обучения.

Развитие личностных и метапредметных результатов на уроках математики в 1-м классе...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов»

Рассматривается роль технологий деятельностного типа в формировании предметных и метапредметных результатов, а также представлена разработка упражнений для развития УУД....