Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
видеоурок (1 класс)

Пшенникова Наталья Викторовна

Конспект открытого урока и самоанализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум «Твердые тела, жидкости и газы»

       

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учеников с понятием «тело», свойствами твердых тел, жидкостей и газов; способствовать развитию памяти, мышления; содействовать расширению кругозора.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть живые и неживые природные явления и их роль в жизни человека, окружающие предметы и их взаимосвязи; умеют определять свое отношение к миру: устанавливать взаимосвязь природы и  поведения людей в природе и в быту.

Личностные: считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности,  понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Метапредметные:

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные - использовать тексты стихотворений, данные опытов, анализируют наблюдения, делают выводы; находят соответствие, делают опыты.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Задачи:

Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их    взаимосвязи.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся;

умение  ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  бережное отношение

 к окружающим предметам.

Обоснование актуальности занятия:– учебный материал доступен ребенку в любое время;

– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика; он может еще раз повторить материал;

– появляется возможность удаленного контроля качества обучения, с последующей корректировкой знаний на следующий урок;

– дополнительные возможности в формировании у ученика не только предметных, но и универсальных способов действий, освоение компьютерных технологий в том числе.

  Средства: Электронные ресурсы.

  Оборудование: рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков,презентация к уроку, электронная физкультминутка, мультимедиа проектор, ноутбук.

  Демонстрационное: компьютер,  экран, мерный стакан,

       миска с водой,  карандаш, пустая бутылочка, воздушные шарики.

Литература для учителя: Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир.

Литература для обучающихся: Учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков.

ХОД УРОКА:

    1. Оргмомент.         

Слайд 1  Чтоб природе другом стать,
   Тайны все её узнать,
      Все загадки разгадать,

       Научитесь наблюдать.

        Будем вместе развивать
       У себя внимательность,

     А поможет всё узнать
          Наша любознательность.

Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.

      2. Повторение изученного материала.

     - Ребята, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (с природными богатствами).

      На какие группы их можно разделить? (живые природные богатства, неживые и силы природы).

     3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

     Слайд 2  - На экране и у вас на столах изображения различных объектов живой  

    и    неживой природы. Разделите их на 3 различные группы. Какие предметы вошли

    в    первую группу? Вторую? Третью?

   Слайд 3

    - Какой общий признак у предметов 1-й группы, как их назвать? (твердые тела) Второй (жидкости) и третьей (газы).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (О твердых телах, жидкостях и газах).

 Слайд 4 Тема на доске.

- Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными.

- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (да, нет)
- Наши мнения разошлись. Кто же прав?
Поставим задачи на урок:

- изучить твердые тела, жидкости и газы;

- определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов;

- чем схожи и чем отличаются друг от друга.

4.Практическая  работа. 

- Чтобы решить поставленные задачи мы проведём несколько опытов. Для этого мы мысленно перенесёмся в исследовательскую лабораторию.

 Слайд 5

А что такое лаборатория? (Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.)
И мы будем лаборантами. (Лаборант- сотрудник лаборатории).

Слайд 6  Но чтобы начать проводить различные опыты, нужно знать правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

1)      Внимательно слушать старшего лаборанта;

2)      Не шуметь, не мешать друг другу;

3)      Выполнять все задания.

Результаты опытов будем заносить в таблицу.

Слайд 7 Итак, нам нужно определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов.

Опыт 1  Проверим Имеют ли они форму?

Обратите внимание на различные предметы на ваших столах.

  1. Возьмите ручку, карандаш, винтик. Переложите его, переверните, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму круга или овала. Получатся? (нет) Меняется ли форма твердых предметов, когда мы помещаем их в разные сосуды? (нет) Какой вывод можем сделать?

Вы правы: у твёрдых предметов есть замечательное свойство – они имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать на другое место – их форма не меняется.

  1. Возьмите бутылочку  с водой. Что можете сказать о форме? Перелейте жидкость в стакан. Что заметили? Перелейте обратно в стакан и сделайте вывод.

Правильно: жидкости не имеют определённой формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.

3) Беру воздушный шарик. Чем вы его заполнен? (воздухом) Сравним шарики  разного размера. Что заметили? Какой вывод можем сделать.

Верно: газы не имеют определенной формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.

Обратите внимание, если шарик не завязать, что произойдет? (он сдуется). Все это из-за того, что газы не любят находиться в одном месте, они имеют свойство заполнять все пространство.  Воздух не находится около пола или потолка, он заполняет собой всю комнату, да и всю нашу планету.

        Итак … вывод со слайда 7

Заполним таблицу:

Опыт

Твердые тела

Жидкости

Газы

  1. Имеют форму?

да

- нет

- нет

Слайд 8  Опыт 2

         А можно ли сжать эти тела и вещества? Проверим на опыте.

  1. Попробуйте сжать твёрдое тело руками. Сделайте вывод.
  2. А сжимать воздух мы будем с помощью воздушного шарика.

        

        Проделай опыт с водой, сделайте вывод.

        Проделай опыт с воздухом, сделайте вывод.

Слайд 9 Заполним таблицу:

Опыт

Твердые тела

Жидкости

Газы

  1. Имеют форму?

да

- нет

- нет

  1. Можно сжать?

- нет

- нет

да

        Слайд 10 Физминутка

     Зарядка для глаз.

Слайд 11 Опыт 3

Продолжим наши исследования.  Следующий опыт Что легче? Мы будем выяснять на примере карандаша, воды и воздуха.

Выполняю опыт сама.

В миску с водой опускаю карандаш. Тонет? (нет) Какой вывод сделаем?

 Слайд 12 (он легче воды). Как это свойство древесины люди научились использовать?

 Слайд 13 (лодки, плоты, корабли – для передвижения по воде).

Возьмем пустую баночку. В ней, по нашему предположению, ничего нет. Опущу её в воду. Что мы наблюдаем? (пузырьки)

Мы видим пузырьки воздуха. Он был в бутылочке, а вода вытолкнула его из бутылки. Мы можем сделать вывод, что воздух легче воды?  Слайд 14 (да, воздух легче воды).

Как же люди используют это свойство воздуха?

Слайд 15 Воздух в надувном круге удерживает нас на поверхности воды, надувная лодка, спасательный жилет наполнены воздухом.

Слайд 16 Заполним таблицу:

Опыт

Твердые тела

Жидкости

Газы

  1. Имеют форму?

+ имеют

- нет

- нет

  1. Можно сжать?

- нет

- нет

+ можно

  1. Что легче?

деревянный брусок

Вода

воздух

        5. Проблемный вопрос.

        - Какое знакомое вам вещество мы встречаем в природе во всех трёх состояниях? Про это даже есть загадка.

Слайд 17

                         Я и туча, и туман,

                         Я ручей и океан,

                         Я летаю и бегу,

                         И стеклянной быть могу.

        Ребята, действительно, только вода, если ее нагреть превратится в пар, а если ее охладить – станет твердым телом, льдом.

        

        6. Совместное «открытие» новых знаний.

Изменения,  происходящие с водой имеют свое название. Мы сейчас разберемся вместе. Постараетесь назвать этот природный процесс.

 Слайд 18 ( «Круговорот воды в природе»).  Как называется путешествие воды?  – круговорот воды в природе.

        

        7. Закрепление.

        Слайд 19.        Расскажите о путешествии воды, опираясь на схему на доске. (один рассказывает, остальные помогают, дополняют)

        8. Итог урока.

        Итак, подведем итог урока, таблица – ваша помощница. Слайд 20

        Что нового узнали на уроке?

        С какими основными состояниями веществ мы познакомились?

        Ответили ли мы на главный вопрос урока?

        В чём же различие твёрдых тел, жидкостей и газов?

        

        9. Рефлексия. Слайд 21

        -  оцените свою работу на уроке.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Класс:1

Тема урока: «Твердые тела, жидкости и газы».

Тип урока и его структура: изучение нового материала;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Постановка цели и задачи урока.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Итоги урока. Рефлексия.

- На уроке присутствовали 12 человек. Дети работали активно, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполняли практическую работу. Были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

.Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняли цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя и учебника.

Мною были использованы методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Форма работы:  фронтальная работа, частично – исследовательская, практическая.Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения детей к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – литературное чтение,  окружающий мир.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурная пауза с отдыхом для глаз как  и положено для 1 класса.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление, моторику. На уроке была использована –  презентация, которая способствовала актуализации знаний. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную  деятельность практического характера. На этапе актуализации знаний была загадана загадка по предыдущей теме,  поставлены вопросы о воде,  что помогло проверить имеющиеся задания.

На этапе совместного открытия знания и самостоятельной работы организована практическая работа, где дети наглядно на практике применили знания, полученные на уроке, сделали выводы.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»

Предмет/направление: Окружающий мир

Тема: «Твердые тела, жидкости и газы»

Класс/группа:1 «в»

Номинация : Практико-ориентированный дистанционный урок

Участник: Пшенникова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36»

г. Улан-Удэ

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...