Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
видеоурок (1 класс)
Конспект открытого урока и самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока - практикума. Дистанционный урок окружающего мира | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум «Твердые тела, жидкости и газы»
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учеников с понятием «тело», свойствами твердых тел, жидкостей и газов; способствовать развитию памяти, мышления; содействовать расширению кругозора.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют объяснять мир: называть живые и неживые природные явления и их роль в жизни человека, окружающие предметы и их взаимосвязи; умеют определять свое отношение к миру: устанавливать взаимосвязь природы и поведения людей в природе и в быту.
Личностные: считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности, понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Метапредметные:
Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: общеучебные - использовать тексты стихотворений, данные опытов, анализируют наблюдения, делают выводы; находят соответствие, делают опыты.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Задачи:
Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их взаимосвязи.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся;
умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение
к окружающим предметам.
Обоснование актуальности занятия:– учебный материал доступен ребенку в любое время;
– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика; он может еще раз повторить материал;
– появляется возможность удаленного контроля качества обучения, с последующей корректировкой знаний на следующий урок;
– дополнительные возможности в формировании у ученика не только предметных, но и универсальных способов действий, освоение компьютерных технологий в том числе.
Средства: Электронные ресурсы.
Оборудование: рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков,презентация к уроку, электронная физкультминутка, мультимедиа проектор, ноутбук.
Демонстрационное: компьютер, экран, мерный стакан,
миска с водой, карандаш, пустая бутылочка, воздушные шарики.
Литература для учителя: Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир.
Литература для обучающихся: Учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
Слайд 1 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
2. Повторение изученного материала.
- Ребята, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (с природными богатствами).
На какие группы их можно разделить? (живые природные богатства, неживые и силы природы).
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Слайд 2 - На экране и у вас на столах изображения различных объектов живой
и неживой природы. Разделите их на 3 различные группы. Какие предметы вошли
в первую группу? Вторую? Третью?
Слайд 3
- Какой общий признак у предметов 1-й группы, как их назвать? (твердые тела) Второй (жидкости) и третьей (газы).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (О твердых телах, жидкостях и газах).
Слайд 4 Тема на доске.
- Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными.
- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (да, нет)
- Наши мнения разошлись. Кто же прав? Поставим задачи на урок:
- изучить твердые тела, жидкости и газы;
- определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов;
- чем схожи и чем отличаются друг от друга.
4.Практическая работа.
- Чтобы решить поставленные задачи мы проведём несколько опытов. Для этого мы мысленно перенесёмся в исследовательскую лабораторию.
Слайд 5
А что такое лаборатория? (Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.)
И мы будем лаборантами. (Лаборант- сотрудник лаборатории).
Слайд 6 Но чтобы начать проводить различные опыты, нужно знать правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1) Внимательно слушать старшего лаборанта;
2) Не шуметь, не мешать друг другу;
3) Выполнять все задания.
Результаты опытов будем заносить в таблицу.
Слайд 7 Итак, нам нужно определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов.
Опыт 1 Проверим Имеют ли они форму?
Обратите внимание на различные предметы на ваших столах.
- Возьмите ручку, карандаш, винтик. Переложите его, переверните, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму круга или овала. Получатся? (нет) Меняется ли форма твердых предметов, когда мы помещаем их в разные сосуды? (нет) Какой вывод можем сделать?
Вы правы: у твёрдых предметов есть замечательное свойство – они имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать на другое место – их форма не меняется.
- Возьмите бутылочку с водой. Что можете сказать о форме? Перелейте жидкость в стакан. Что заметили? Перелейте обратно в стакан и сделайте вывод.
Правильно: жидкости не имеют определённой формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.
3) Беру воздушный шарик. Чем вы его заполнен? (воздухом) Сравним шарики разного размера. Что заметили? Какой вывод можем сделать.
Верно: газы не имеют определенной формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.
Обратите внимание, если шарик не завязать, что произойдет? (он сдуется). Все это из-за того, что газы не любят находиться в одном месте, они имеют свойство заполнять все пространство. Воздух не находится около пола или потолка, он заполняет собой всю комнату, да и всю нашу планету.
Итак … вывод со слайда 7
Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| да | - нет | - нет |
Слайд 8 Опыт 2
А можно ли сжать эти тела и вещества? Проверим на опыте.
- Попробуйте сжать твёрдое тело руками. Сделайте вывод.
- А сжимать воздух мы будем с помощью воздушного шарика.
Проделай опыт с водой, сделайте вывод.
Проделай опыт с воздухом, сделайте вывод.
Слайд 9 Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| да | - нет | - нет |
| - нет | - нет | да |
Слайд 10 Физминутка
Зарядка для глаз.
Слайд 11 Опыт 3
Продолжим наши исследования. Следующий опыт Что легче? Мы будем выяснять на примере карандаша, воды и воздуха.
Выполняю опыт сама.
В миску с водой опускаю карандаш. Тонет? (нет) Какой вывод сделаем?
Слайд 12 (он легче воды). Как это свойство древесины люди научились использовать?
Слайд 13 (лодки, плоты, корабли – для передвижения по воде).
Возьмем пустую баночку. В ней, по нашему предположению, ничего нет. Опущу её в воду. Что мы наблюдаем? (пузырьки)
Мы видим пузырьки воздуха. Он был в бутылочке, а вода вытолкнула его из бутылки. Мы можем сделать вывод, что воздух легче воды? Слайд 14 (да, воздух легче воды).
Как же люди используют это свойство воздуха?
Слайд 15 Воздух в надувном круге удерживает нас на поверхности воды, надувная лодка, спасательный жилет наполнены воздухом.
Слайд 16 Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| + имеют | - нет | - нет |
| - нет | - нет | + можно |
| деревянный брусок | Вода | воздух |
5. Проблемный вопрос.
- Какое знакомое вам вещество мы встречаем в природе во всех трёх состояниях? Про это даже есть загадка.
Слайд 17
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ребята, действительно, только вода, если ее нагреть превратится в пар, а если ее охладить – станет твердым телом, льдом.
6. Совместное «открытие» новых знаний.
Изменения, происходящие с водой имеют свое название. Мы сейчас разберемся вместе. Постараетесь назвать этот природный процесс.
Слайд 18 ( «Круговорот воды в природе»). Как называется путешествие воды? – круговорот воды в природе.
7. Закрепление.
Слайд 19. Расскажите о путешествии воды, опираясь на схему на доске. (один рассказывает, остальные помогают, дополняют)
8. Итог урока.
Итак, подведем итог урока, таблица – ваша помощница. Слайд 20
Что нового узнали на уроке?
С какими основными состояниями веществ мы познакомились?
Ответили ли мы на главный вопрос урока?
В чём же различие твёрдых тел, жидкостей и газов?
9. Рефлексия. Слайд 21
- оцените свою работу на уроке.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Класс:1
Тема урока: «Твердые тела, жидкости и газы».
Тип урока и его структура: изучение нового материала;
- Мотивация к деятельности.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Постановка цели и задачи урока.
- Совместное открытие знания.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Включение в систему знаний и повторений.
- Итоги урока. Рефлексия.
- На уроке присутствовали 12 человек. Дети работали активно, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполняли практическую работу. Были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.
- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
.Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняли цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя и учебника.
Мною были использованы методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Форма работы: фронтальная работа, частично – исследовательская, практическая.Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач.
Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.
Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения детей к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.
При выборе заданий осуществлялась метапредметность – литературное чтение, окружающий мир.
Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурная пауза с отдыхом для глаз как и положено для 1 класса.
Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление, моторику. На уроке была использована – презентация, которая способствовала актуализации знаний. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность практического характера. На этапе актуализации знаний была загадана загадка по предыдущей теме, поставлены вопросы о воде, что помогло проверить имеющиеся задания.
На этапе совместного открытия знания и самостоятельной работы организована практическая работа, где дети наглядно на практике применили знания, полученные на уроке, сделали выводы.
В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»
Предмет/направление: Окружающий мир
Тема: «Твердые тела, жидкости и газы»
Класс/группа:1 «в»
Номинация : Практико-ориентированный дистанционный урок
Участник: Пшенникова Наталья Викторовна
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36»
г. Улан-Удэ
2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс
Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...