Изучение темы "Глагол" в 4 классе Школа России
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Уважаемые коллеги!
Весной 2020 года нам впервые пришлось переходить на дистанционное обучение. Предлагаю вашему вниманию материал для уроков русского языка в 4 классе по теме «Глагол» (программа «Школа России»). Этот материал я использовала при организации дистанционного обучения, но что-то можно взять и для работы в классе.
Материал представляет собой «рабочие листы» на каждый урок, которые необходимо распечатать и раздать ученикам. Каждый лист занимает одну или две страницы. По этим листам ученик может заниматься самостоятельно или под руководством учителя (онлайн или в классе). Для онлайн урока я делала презентацию. В любом случае, даже при проведении урока онлайн, ученик основное время будет работать с печатными материалами, а не смотреть на экран компьютера.
Всего предлагается 20 рабочих листов. Номера упражнений – из учебника Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. Дополнительно были использованы учебники Поляковой А.В. – система Занкова, Репкина В.В. – программа развивающего обучения, Закожурниковой Ф.Д. – СССР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_4_klass.pdf | 411.01 КБ |
glagol_4_klass.docx | 408.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 урок.
Тема: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение).
- Понятие «лицо» нам встречалось у местоимений. Вспомним, что такое лицо у местоимения.
Местоимения я, ты, мы, вы служат для обозначения лиц, участвующих в разговоре.
С помощью местоимений я и мы говорящий обозначает самого себя (я) или группу лиц, в которую он включает себя (мы): Я ученик. Мы ученики. Я и мы – это местоимения первого лица.
С помощью местоимений ты и вы говорящий обозначает лицо, к которому он обращается с речью, то есть своего собеседника (ты) или группу лиц, в которую он включает собеседника (вы): Ты молодец. Вы молодцы. Местоимения ты и вы – это местоимения второго лица.
Кроме говорящего и его собеседника может быть тот, о котором говорят собеседники: Он ушёл. Она ушла. Они ушли. Местоимение он (она, они) служит для обозначения лица, не участвующего в разговоре. Местоимения он, она, они – местоимения третьего лица.
Интересно, что местоимения он, она, они могут обозначать не только лицо (т.е. человека), но и любой предмет, о котором идёт речь: Он (дом) кирпичный. Т.к. слова-названия предметов могут быть среднего рода, то есть ещё местоимение третьего лица – оно.
- Теперь поговорим о том, что такое «лицо» у глагола.
Глагол называет действие предмета. Попробуй определить, кто выполняет действие, т.е. определи действующее лицо. Для этого подбери и запиши подходящие местоимения.
……..играю ……..играем
……..играешь ……..играете
……..играет ……..играют
Формы глагола настоящего или будущего времени обязательно обозначают, кто из участников разговора выполняет действие: или сам говорящий; или его собеседник, к которому обращается говорящий; или тот человек (или тот предмет), о котором говорят собеседники. Это и есть значение лица глагола.
- Открой учебник на с. 80 прочитай внимательно «Обрати внимание!»
Вернись к заданию 2 и выдели личные окончания глаголов.
- С. 81, упр. 164.
Прочитай правило. Что такое спряжение глагола?
- Упр. 163 выполни письменно.
Я рисую. (наст.вр., ед.ч., 1 л.) ___________________(……………………..) __________________(……………………..) ___________________(……………………..)
__________________(……………………..) ___________________(……………………..)
__________________(……………………..) ___________________(……………………..)
__________________(……………………..) ___________________(……………………..)
__________________(……………………..) ___________________(……………………..)
Упр. 167 выполни письменно.
Молчу (наст. вр.) Пойду (буд. вр.)
я _____________ мы _____________ …… _____________ …… _____________
ты _____________ вы ______________ …… _____________ …… _____________
он _____________ они _____________ …… _____________ …… _____________
- С. 82 правило.
- Упр. 168. Напиши глаголы, в скобках пиши подходящие личные местоимения. Укажи время, лицо, число (вопросы не пиши).
(они) напишут (буд.вр., 3 л., мн.ч.) ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
- Упр. 169.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответь на вопросы:
- что обозначает лицо глагола?
- как определить лицо глагола?__________________________________________________
- что называется спряжением глагола?____________________________________________
__________________________________________________________________________________
2 урок.
Тема: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение).
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам – спрягаются. Они имеют три лица (1, 2, 3-е) и два числа (единственное и множественное).
- Проспрягай глаголы
пойти – в буд.вр. петь – в наст.вр.
я _____________ мы _____________ …… _____________ …… _____________
ты _____________ вы ______________ …… _____________ …… _____________
он _____________ они _____________ …… _____________ …… _____________
Чтобы определить лицо глагола, надо _______________________________________________
- Запиши глаголы в три столбика по лицам, в скобках пиши местоимения. Укажи время.
Видит, услышит, спрашиваю, даёшь, потороплю, покажешь, намажешь, свяжет, разбрасывает, спою, молчу, хлопочешь.
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
Выделите окончания глаголов 1, 2 и 3-го лица в единственном числе.
- Запиши глаголы в три столбика по лицам, в скобках пиши местоимения. Укажи время.
Дышим, узнаете, дрожат, глядите, напишем, допишут, ездят, переписываете, сгорят, умножаем, пожалеете, приклеим.
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
_____________________ _____________________ ______________________
Выдели окончания глаголов 1, 2 и 3-го лица во множественном числе.
Окончания глаголов в настоящем и будущем времени – это личные окончания.
- Учебник с.84. Прочитай «Страничку для любознательных»
- Разбери по составу глаголы
переходят слабеет наступаешь нарубил покрасите
У какого глагола нельзя определить лицо? Почему? Выпиши этот глагол и объясни.
__________________________________________________________________________________
- Выполни задание на повторение.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркни грамматические основы; определи, сложное предложение или простое (укажи в скобках).
- Поставь недостающие запятые.
- Подчеркни второстепенные члены предложения
определение | – какой? (какая?...), чей? | чаще всего имя прилагательное |
дополнение | вопросы косвенных падежей | чаще всего имя существительное |
обстоятельство | если можно задать смысловой вопрос: где? когда? куда? как? и т.п. | чаще имя существительное в косвенном падеже или наречие. |
- Если в предложении есть однородные члены, обозначь их буквой о.
- Над каждым словом зелёной ручкой надпиши часть речи.
Для справки: мы знаем союзы а, но, что, и, да, или.
В пол_ цветут колокольчики ромашки гв_здички.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солнце сел_ и на землю л_гла сер___ тень.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пеночка сл_тела на землю посм_трела на травку пох_дила вокруг клюнула яг_дку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растаял снег ср_ди полей сб_гает под гору ручей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 урок.
Тема: _____________________________________________________________________________
- Запомни новое словарное слово: сеялка. Напиши его, поставь ударение, подбери и запиши 2-3 родственных слова.
Открой словарь на с. 152, найди слова на букву А, повтори их и тоже запиши.
Словарь: __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни, что называется спряжением глагола. Проспрягай глаголы
кричать – в наст.вр. замолчать – в буд.вр.
я _____________ мы _____________ …… _____________ …… _____________
ты _____________ вы ______________ …… _____________ …… _____________
он _____________ они _____________ …… _____________ …… _____________
- Прочитай. Найди глаголы и выдели в них окончания. Что заметил?
1. Петушок, петушок, 2. Стоишь ты, берёзонька,
Что ты рано встаёшь, посреди долинушки.
Голосисто поёшь, З. Что ты, белая берёза,
Ване спать не даёшь? ветра нет, а ты шумишь?
Определи лицо и число глаголов, напиши сверху. В каком лице и числе глагол имеет окончание -ёшь или -ишь?
- Открой учебник на с. 85 прочитай первое правило. Что, по-твоему, самое главное в правиле? Это правило нужно запомнить. Запиши тему урока в начале листа.
- Упр. 172.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Упр. 173.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши данные глаголы во 2-м лице единственного числа. Выдели окончания -ёшь и -ишь.
Веду, говорю, везу, стою, молчу, беру, стучу, кричу, несу, живу, иду, спешу, лежу, сижу, берегу, грызу, звоню.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай. Подчеркни глаголы. Переделай текст так, чтобы глаголы стояли во 2-м лице. Напиши. Выдели личные окончания глаголов.
По дороге в школу он встречает товарищей. Вместе с ними спешит в школу. Он приходит в класс до звонка, занимает место за своим столом и ждёт начала урока. Он вынимает тетради, открывает учебник и проверяет домашнюю работу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Ответь на вопросы:
- по какому местоимению можно узнать глагол 2 лица единственного числа? Напиши:________.
- какие бывают окончания у глаголов 2 лица единственного числа? Напиши:___________________.
- что называется спряжением глагола?__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4 урок.
Тема: Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа.
1. Составь пять предложений из данных слов, заменяя глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Произведи другие нужные изменения. Запиши, выдели окончания глаголов.
1. Вы, утра, в, встаёте, семь, часов.
2. Быстро, с, встаёте, постели, и, делаете, зарядка.
З. Потом, чистите, зубной, порошок, зубы, умываетесь.
- Причёсываете, расчёска, волосы, надеваете, форма, и, завтракаете.
- В, восемь, часов, вы, берёте, портфель, и, выходите, на, улица.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Прочитай. Определи лицо и число выделенных глаголов. Сравни выделенные глаголы в первом и втором предложениях. В чём их различие по смыслу? А на письме?
Утром ты умываешь, одеваешь, причёсываешь, обуваешь маленького братишку и ведёшь его в ясли. Утром ты умываешься, одеваешься, причёсываешься, обуваешься и ведёшь маленького братишку в ясли.
Суффикс -ся (-сь) часто показывает, что действие направлено на себя: одеваешь себя – одеваешься, умываешь себя - умываешься (но не всегда действие направлено на себя: например, улыбаешься).
Обрати внимание на то, что ь после шипящей ш пишется в любом случае.
Выпиши только те глаголы, которые могут иметь суффикс -ся (этот суффикс стоит после окончания и часто называется постфикс). Выдели окончание и суффикс -ся.
Образец: собираешь – собираешься.
Радуешь, блестишь, пляшешь, гремишь, чистишь, ответишь, стучишь бормочешь, двигаешь, сидишь, скачешь, шалишь, удивляешь, смотришь. __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Упр. 175. Подумай, как объяснить правописание имён сущ., а как – глаголов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Упр. 174. Обрати внимание на цифру 3.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответь на вопрос: Что надо знать о правописании глаголов 2-го лица единственного числа?
________________________________________________________________________________
- Выполни задание на повторение (смотри урок № 2)
Туч_ по небу идёт бочка по морю плывёт.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В с_снов__ бору ж_вут белки дятлы и совы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 урок.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
…………………………………………………………………………………………………………………………
В учебнике не очень удачная репродукция картины. Желательно найти репродукцию в интернете и рассмотреть, как следует.
…………………………………………………………………………………………………………………………
Мы уже знакомы с картиной И.И. Левитана «Золотая осень».
1.Найди в учебнике репродукцию картины Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотри и ответь на вопросы.
Какое время года изображено на картине?
Как можно догадаться, что это не поздняя осень, а весна?
Почему так много воды? Как мы догадались, что река вышла из берегов и затопила окрестность? Что оказалось в воде? Маленькие домики, стоящие в воде – это бани. Бани обычно ставятся у самой воды. По ним мы можем судить, насколько широко разлилась река.
Такое природное явление называется половодье. Запомни это слово.
Какой день изображён: солнечный или пасмурный? Как догадались, ведь само солнце не изображено?
Какого цвета тени на земле? А на воде?
Рассмотри деревья. Какие деревья ты узнаёшь? Посмотри, какие разные берёзки: некоторые стройные, а другие искривлены.
Что ещё ты видишь на картине?
Линия горизонта делит картину почти пополам: сверху – небо, снизу – вода. Вода у берега спокойная, гладкая. На что она похожа?
Что отражается в воде?
Обрати внимание, что в воде отражается ещё и небо. Сверху небо, и снизу небо, отражённое в воде. И воздух чистый, прозрачный. Нет ни малейшего ветерка.
2.Расскажи устно, что изобразил художник. Используй слова: на переднем плане, на заднем плане, слева, справа. Опиши подробно деревья, небо, воду. Понравилась ли тебе картина? Какое настроение она создала?
3. Возьми листок и напиши сочинение по плану:
1. Вступление (здесь достаточно одного предложения).
2. Описание картины (подробно опиши всё, что видишь: деревья, небо, воду,…).
3. Твоё впечатление от картины (понравилась или нет, какое настроение создала,…)
Начать можешь так:
Передо мной репродукция картины Исаака Левитана «Весна. Большая вода».
Это и будет первая часть. Каждую часть начинай с красной строки.
Слова для справок: изображены, половодье, отражение.
…………………………………………………………………………………………………………………….
6 урок. Тема: Спряжение глаголов (закрепление).
- Допиши:
Спряжение – это __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ .
- Проспрягай глагол лететь в наст. времени, глагол поспать - в буд. времени. Выдели личные окончания.
лететь поспать
___________________________________ __________________________________________
___________________________________ __________________________________________
___________________________________ __________________________________________
Чтобы определить лицо глагола, надо _______________________________________________.
- Отгадай загадки.
Вишу, стою, а всё иду, при этом точный счёт веду. (…………..)
Хоть сама – и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт. (…………..)
Одну меня не съешь никогда, а без меня невкусна еда. (…………..)
Выпиши глаголы, укажи лицо и число.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Прочитай пословицы. Найди глаголы, выдели окончания, укажи время и лицо. Где «ловушки»? Обведи «ловушки» карандашом.
На час опоздаешь – годом не наверстаешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скажешь – не воротишь. Кто любит труд, того люди чтут. Снегирь прилетит – о зиме известит. Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Найди две пословицы, имеющие одинаковое значение. Подчеркни по линейке.
- Выполни упр.177. Пиши аккуратно и красиво.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 урок. Тема: I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени.
- Проспрягай глаголы в настоящем времени, записывая в таблицу. Выдели окончания.
Лицо | ||
Единственное число. | ||
1-е | иду пою | молчу говорю |
2-е | ||
3-е | ||
Множественно число. | ||
1л. | ||
2л. | ||
3л. |
Давайте понаблюдаем, какие гласные встретились в окончаниях каждой группы.
Глядя на окончания глаголов, их делят на две группы: I спряжение и II спряжение. Запишите в верхней строке таблицы: слева – I спряжение, справа – II спряжение.
- Учебник с. 88. Прочитай правило. Выполни упр. 180. Прочитай «Обрати внимание!».
Сделаем вывод:
Глаголы бывают I или ll спряжения. Глаголы I спряжения имеют в окончаниях - е -, -ут (-ют). Глаголы ll спряжения имеют в окончаниях - и -, -ат (-ят). |
- Упр. 181. Прочитай окончания глаголов и распредели их на 2 группы:
I спряжение II спряжение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Упр. 182. Прочитай стихотворение. Выпиши выделенные глаголы, обозначь окончания. По окончаниям определи спряжение и запиши в скобках (I) или (II).
________________________________________________________________________________
- Напиши предложения.
Что делает кузнец, портной, пастух, пловец, бегун; что делают иголкой, вилкой; как подаёт голос корова, лошадь, медведь, соловей.
Выдели окончания глаголов. По окончаниям определи спряжение. О б р а з е ц: Кузнец куёт. (I)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Спиши предложения. Выдели окончания глаголов. В скобках обозначь спряжение глаголов
1.По небу плывут (l) пушистые облака. 2. Лучи солнца блестят на росистой траве. З. В оврагах шумят ручьи. 4. Птицы вьют гнёзда. 5. Жаворонки звенят в небе. 6. Цветут яблони, вишни. 7. Трактористы выезжают на поля.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 урок. Тема: I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени.
- Вспомни, какие гласные бывают в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Прочитай, найди глаголы, выдели окончания. По окончаниям определи спряжение.
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. (А. Пушкин.) 2. На дворах и домах снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнём. (И. Никитин.)
- Поставь глаголы в форму 2-го лица ед. числа и напиши. Выдели окончания глаголов. По окончаниям определи спряжение. Не забудь про ь.
Стерегу, кричу, рву, скольжу, жду, тру, лью, сплю, кладу, пою, скриплю, расту, шалю.
Стережёшь (1), ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В каком времени все эти глаголы?
- Повторим будущее время глагола.
Прочитайте выделенные глаголы. На какие вопросы они отвечают? Запиши вопросы.
1.Скоро зацветут в лесу ландыши. 2. Скоро будут цвести в лесу ландыши.
_________________________ _______________________________
Будущее время бывает простым (в 1 предл.) и сложным (во 2 предл.)
Это зависит от вида глагола: совершенный вид (что сделать?) – простое, несовершенный вид (что делать?) – сложное.
Рассмотрите таблицу спряжения глаголов зацвести (сов.вид) и цвести (несов. вид):
Единственное число. | ||
1-е лицо | я зацвету | я буду цвести |
2-е лицо | ты зацветёшь | ты будешь цвести |
3-е лицо | он зацветёт | он будет цвести |
Множественно число. | ||
1л. лицо | мы зацветём | мы будем цвести |
2л. лицо | вы зацветёте | вы будете цвести |
3л. лицо | они зацветут | они будут цвести |
В будущем сложном времени изменяется по лицам только глагол быть.
я буду мы будем
ты будешь цвести вы будете цвести
он будет они будут
Глаголы в будущем времени спрягаются так же, как и в настоящем времени, по I и lI спряжению: споёшь, споёт, прилетишь, прилетит, будет петь, будешь петь. |
- Прочитай, вспомни автора: ______________________________________
1.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. 2.Вертит Очками так и сяк: то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет… 3. Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. 4.Тогда пойдёт уж музыка не та: у нас запляшут лес и горы!
Выпиши выделенные глаголы, укажи время. Как определить спряжение?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Упр. 188 выполни самостоятельно.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
9 урок. Тема: Личные окончания глаголов I и II спряжений.
- Выдели окончания. Запиши глаголы в две группы по спряжениям.
Хотите, темнеет, засыпаем, увидят, помогаешь, научат, заметит, опоздают, узнаем, скажешь, светим, любите.
I спряжение II спряжение
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С. 90 упр. 185. Спиши. Найди глаголы, выдели окончания, определи спряжение. Выполни последнее задание к упражнению из учебника.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Отгадка: ________________
Разбери первое предложение.
- Прочитай глаголы. В скобках указано спряжение. Вставь в окончания пропущенные гласные.
Кол_шь (1), реж_шь (1), они ход_т (2), мы скач_м (1), они готов_т (2), мы вид_м (2), вы хохоч_те (1), вы пил_те (2), они выступа_т (1), они нос_т (2), мы свар_м (2), ты ро_шь(1), они щебеч_т (1), он стан_т (1), они заплат_т (2), отвеча_шь (1), улыба_мся (1), он крас_т (2).
От чего зависит гласная в окончании? _______________________________
- С. 91 упр. 186.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
10 урок. Тема: Повторение.
- Прочитай. В скобках указаны спряжения глаголов. Вставь пропущенные гласные, выдели окончания.
Кто рано се_т (1), тот семян не теря_т (1). 2. Ложкой моря не вычерпа.. шь (1) . З. Смелый наход.. т (2), робкий теря.. т (1) . 4. Герой вою..т (1) , а трус горю..т (1) , 5. Се.. т (1), ве.. т (1), крут.. т (2), мут.. т (2), и ревёт, и льёт, и сверху метёт. (Загадка) Никто его не вид.. т (2), а всякий слыш.. т (2). (Загадка.)
- Прочитай. Выполни разбор по составу.
Спиши. Обозначь окончания глаголов, укажи спряжения. Выполни задание под цифрой ⁴.
1.Скоро, скоро шумной стаей птицы с юга прилетят⁴. 2. Пастух выйдет на лужок, заиграет² во рожок⁴. З. На полях, на лугах расцветут² цветочки², их нарвём и сплетём мы себе веночки⁴. (Народные песни.) 4. Глупый осудит, а умный рассудит². 5. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь. (Пословицы.) 6. Если в апреле земля перепреет, значит, вовремя май посеет. (Народная примета.)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Проспрягай в будущем времени глагол упасть.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Повтори всё, что знаешь о спряжении глагола (с. 80 – 91).
Надо знать: глагол изменяется по временам;
в ед. числе прош. времени глагол изменяется по родам;
в наст. и буд. вр. глагол изменяется по лицам и числам (спрягается);
чтобы узнать лицо глагола, надо подставить местоимение;
глаголы бывают I и II спряжения;
от спряжения зависят личные окончания глагола.
Надо уметь: определять время, число, лицо глагола;
спрягать глагол в настоящем и будущем времени;
определять спряжение глагола по окончанию.
11 урок. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
Глаголы I спряжения имеют в личных окончаниях - … -, -….т (-….т). Глаголы ll спряжения имеют в личных окончаниях - … -, -.…т (-….т).
- Выдели окончания глаголов, определи спряжение.
Тракторы пашут. Колхозники полют. Ветерок шепчет. Орёл хорошо видит. Травы вянут. Цветок сохнет. Собаки хорошо слышат.
- Вставь пропущенные гласные в безударные окончания глаголов.
Ты мо…шь (1), они нос…т (2), мы уч…м (2) , он ро…т (1), он пиш…т (1), они жал…т (2), ты воз…шь (2), ты реж…шь (1), они чист…т(2).
- Зная спряжение, можно правильно написать безударное окончание. Возникает вопрос: как определить спряжение глагола?
Спряжение можно узнать по неопределённой форме глагола.
Глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на ить — Il спряжения: хвалить — хвалит, хвалят; ходить — ходит, ходят. Остальные глаголы — I спряжения: работать — работает, работают. |
Выучи правило!
- Определи спряжение глаголов:
Клеить (2) – ты ……………………………… чистить ( ) – они ………………………………
решать ( ) – ……………………………… рубить ( ) – ………………………………
считать ( ) – ……………………………… встречать ( ) – ……………………………
пилить ( ) – ……………………………… чернеть ( ) – ………………………………
гулять ( ) – ……………………………… красить ( ) – ………………………………
колоть ( ) – ……………………………… возить ( ) – ………………………………
Зная спряжение, поставь глаголы первого столбика во 2 л. ед. ч.; глаголы второго столбика в 3 л. мн. ч. Выдели окончания глаголов.
- Упр.195. По неопределённой форме узнай спряжение глагола. По спряжению определи личное окончание глагола.
1.Доски пилят (2) пилой. 2. _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12 урок. Тема: Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме.
- Допиши правило:
Глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на …..— …. спряжения. Остальные глаголы — …. спряжения. |
- Укажи спряжение.
Махать ( ), ловить ( ), играть ( ), расколоть ( ), кормить ( ), читать ( ), удивить ( ),
удивлять ( ), варить ( ), спеть ( ), дудеть ( ), вылепить ( ), вспомнить ( ), вспоминать ( ).
- Поставь глагол в неопределённую форму, узнай спряжение, поставь глагол в 3 л. мн. ч.
О б р а з е ц: Летаю – летать (1) – летают.
Пою – ……………………… ( ) – …………………………….
Читаю – ……………………… ( ) – …………………………….
Хвалю – ……………………… ( ) – …………………………….
Вяжу – ……………………… ( ) – ………………..….……….
Лечу – ……………………… ( ) – …………………………….
- Отгадай загадки, напиши отгадки.
Кто по ёлкам ловко скач…т и взлета…т на дубы? Кто в дупле орешки пряч…т, суш…т на зиму грибы? (………………)
Железная рыбка ныря…т, а хвост на волне оставля…т. (…………..………)
То назад, то вперёд ход…т, брод…т пароход. Останов…шь – горе: продыряв…т море. (…………)
Гуля…т в поле, да не конь. Лета…т на воле, да не птица. (………………)
Вставь пропущенные гласные в безударные окончания глаголов. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание? Обозначь спряжение.
- Составим правило.
Для того, чтобы правильно написать гласную в окончании глагола, надо: - поставить глагол в неопределённую форму - если заканчивается на – ить, то – II спряжение, пишем -и-, -ат, -ят; - в остальных случаях I спряжение, пишем -е-, -ут, -ют. |
- Напиши глаголы во 2 л. ед. ч.. Укажи спряжение.
Пряч.., побор..., вывоз…, доверя.., накоп..., лов..
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Напиши глаголы в 3 л. мн. ч. Укажи спряжение.
Танцу.., потуш.., сготов.., бормоч.., брод.., скач..
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Выучи правило!
13 урок. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Глаголы-исключения.
- Вспомни, что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола:
Надо поставить глагол в ___________________________________________________
- если глагол заканчивается на_______, то глагол_____спряжения, пишу_________________
- в остальных случаях ____ спряж., пишу__________________________
2. Пользуясь правилом, вставь пропущенные буквы.
Пиш…т письмо, уч…т стихотворение, назнача…т лекарство, принос…т цветы, помога…т друзьям, сажа..т яблоню, рассказыва…т сказку, чин…т машину, леч…т больного.
- Прочитай. Выпиши в столбик выделенные глаголы. Рядом напиши неопределённую форму.
Ваши успехи в учёбе зависят от усердия и умения работать.
Вы дышите полной грудью, когда идёте медленно.
Крышу этого дома держат толстые балки.
На водяной мельнице колёса вертит вода.
Овец бреют или стригут? Стелет мягко, да жёстко спать.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
На какое спряжение указывают личные окончания глаголов? А их неопределённая форма?
Эти глаголы являются глаголами-исключениями, т. е. не подчиняются общему правилу.
Глаголы-исключения надо выучить наизусть!
Глаголы гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и смотреть, и терпеть, и ненавидеть, и обидеть, и вертеть относятся ко II спряжению. Глаголы брить, стелить относятся к I спряжению. |
- Проспрягайте письменно глаголы-исключения видеть, брить.
________________________________________ ______________________________________
________________________________________ ______________________________________
________________________________________ ______________________________________
- Зная, что бывают глаголы-исключения, мы должны дополнить правило.
При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить:
|
- С. 95 упр.194. Напиши глаголы в 2 столбика по спряжениям. Рядом с глаголами –исключениями в скобках пиши (искл.).
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
_____________________________________ _____________________________________
Глаголы I спряжения поставь в форму 3 л. мн. ч.
- Устно ответь на вопросы:
Почему глаголы названы исключениями?
Что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в личном окончании глагола?
Выучи наизусть правило и 13 глаголов-исключений (11+2).
………………………………………………………………………………………………………………………..
.
14 урок. Тема: Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
Чтобы правильно написать безударную гласную в личном окончании глагола нужно проверить: 1. Спряжение по неопределённой форме. 2. Не является ли глагол исключением. |
- Определи спряжение. Выпиши глаголы II спряжения. Поставь их в форму 3 л. мн.ч.
Красить, украшать, озеленять, расцвечивать, зависеть, сушить, ездить, ехать, брить, двигать, мыть, относить, поймать, сказать, заглянуть, ходить, солить.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Прочитай. В каком лице и числе стоят глаголы? ____________ Как определить спряжение?
Выпиши глаголы I спряжения. Поставь их в форму 2 л. мн.ч.
Пашу, тяну, валю, зацеплю, постелю, крикну, отпилю, отвечу, поверчу, роняю, скучаю.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Прочитай стихи Бориса Заходера. Вставь гласные в окончания глаголов. В скобках справа пиши неопр. форму.
– Если смож…шь, угадай, (……………………)
Что нам скаж…т попугай? (………………...…)
– То и скаж…т, полагаю,
Что вдолбили попугаю.
Нос…т мама-кенгуру в тёплой сумке детвору, (………………...…)
А ребятки-кенгурятки целый день игра…т в прятки! (………………...…)
Морж спросил у кенгуру:
– Как вынос…шь ты жару? (…………………..…)
Кто носорогу дорогу уступ…т, (…………………..…)
Тот, несомненно, разумно поступ…т. (…………………...…)
15 урок. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
- Допиши правило:
Чтобы правильно написать безударную гласную в личном окончании глагола нужно проверить: 1. ______________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________ |
- Напиши глаголы-исключения.
К I спряжению относятся :_______________________________________
Ко II спряжению относятся :__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- С. 96, упр. 196.
Прочитай пары глаголов из первого столбика. В чём их сходство, а в чём различие? Определи спряжение. Что заметил? Выбери любую пару глаголов и поставь во 2 л. ед. ч.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Сравни пары глаголов во втором столбике. Определи спряжение. Зависит спряжение от приставки? _________ Выбери любую пару глаголов и поставь в 3 л. мн. ч.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Прочитай «Обратите внимание!»
- Определи спряжение глаголов (напиши сверху), вставь гласные.
Не забудь про глаголы-исключения.
(Они) выигра….т, лов….т, налов….т, гон.…т, рису….т, дразн….т, смотр….т, глад.…т, желте….т, слыш….т, груз.…т, держ….т, готов….т, зелене….т, застел.…т.
- Выполни упр.198.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
16 урок. Тема: Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
- Определи спряжение глаголов по окончанию. Поставь глаголы в неопределённую форму.
звенит ( ) – ________________________
сгорят ( ) – ________________________
ворчишь ( ) – _______________________
На что заканчиваются глаголы в неопределённой форме? Это глаголы-исключения? Тогда в чём тут дело? Надо ли проверять личные окончания у этих глаголов? Почему?
- С. 99 упр. 202. Найди глаголы с ударными окончаниями. Эти глаголы писать не надо.
Остальные глаголы запиши в две группы по спряжениям. Выдели окончания.
I спряжение II спряжение
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Выполни разбор по составу.
- Отгадай загадки:
Растёт зелёный кустик, дотрон……..ся – укус…т. (……………………)
Растян……. – сожмётся, сожмёшь – разожмётся. (…………….……...)
Чемпион по прыжкам скач….т, скач….т по лужкам. (…………….……...)
Тридцать два молот….т, один поворачива….т. (……………………………………)
- Укажи спряжение глаголов.
- С. 96, упр. 197.
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17 урок. Тема: Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Гласные после шипящих в окончаниях глаголов.
- Прочитай глаголы: жж[о′]т, печ[о′]т, теч[о′]т, стереж[о′]т.
После шипящих в окончаниях глаголов мы слышим звук [о].
Но бывают ли у глаголов окончания -от? Какую букву следует писать? __________
Вставь гласные в окончания глаголов: жж….т, печ….т, теч….т, стереж….т.
- С. 100. Прочитай «Обратите внимание!»
- Упр. 204. Прочитай. Выпиши глаголы, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания, в скобках укажи спряжение.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Упр. 207.
I спряжение II спряжение II спряжение (глаголы-исключения)
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
- Упр. 208. Запиши любые три пословицы.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Дополни: в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется _____.
18 урок. Тема: Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
- Нам уже встречались возвратные глаголы (см. урок 16 апреля).
Это глаголы с постфиксами -ся, -сь.
Вспомни: умываешься, одеваешься, причёсываешься, обуваешься и другие. Мы говорили, что в окончаниях этих глаголов во 2 л. ед. ч. пишется ь.
Сегодня мы узнаем ещё одно важное правило правописания возвратных глаголов.
- Прочитай. Сравни в каждой строчке выделенные глаголы: в чём их сходство и различие?
Дима готовит уроки. Дима готовится к уроку.
Дима начал готовить уроки. Дима начал готовиться к уроку.
- Выпиши в первый столбик глаголы в 3-м лице, во второй столбик – глаголы в неопределённой форме.
_______________________ ______________________
_______________________ ______________________
_______________________ ______________________
- На третьей строчке напиши вопрос.
- Сравни написание вопроса и глаголов в каждой группе. Сделай вывод:
В неопределённой форме глагола пишется …………., в 3-м лице пишется …….
Чтобы определить, надо ли писать ь, достаточно задать вопрос:
|
Пример: что делает? крутится
что делать? крутиться
- Выпиши глаголы, вставляя -тся или –ться, в скобках пиши вопрос.
Как аукне…ся, так и откликне…ся.
Любишь ката…ся, люби и саночки возить.
За всё бра…ся – ничего не сделать.
Нечем хвали…ся, коли всё из рук вали…ся.
Умел ошиби…ся, умей и поправи…ся.
Дело мастера бои…ся.
(что сделает?) аукнется, ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
19 урок. Тема: Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Вспомни правило:
Чтобы определить, надо ли писать в возвратном глаголе ь, достаточно задать вопрос:
|
- Вставь пропущенные буквы, устно задавай вопрос к глаголу.
Лентяю и приподня…..ся лень. Кто труда не бои…..ся, того и лень сторони…..ся. Нужно наклони…..ся, чтобы из ручья воды напи…..ся. Волков боя…ся – в лес не ходить. Всё хорошо, что хорошо кончае…..ся. Друзья познаю…..ся в беде.
- Напиши полные ответы на вопросы, заменив глаголами слова, данные в скобках.
- Что вы хотите сделать завтра? (катание на коньках)
_________________________________________________________________________________
- Что происходит весной с природой? (пробуждение)
__________________________________________________________________________________
- Что делается с твёрдыми телами при нагревании? (расширение)
__________________________________________________________________________________
- Что происходит с водой под воздействием тепла? (испарение)
__________________________________________________________________________________
- С.105, упр.219.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20 урок. Тема: Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени (закрепление).
- Отгадай загадки, напиши отгадки. Вставь пропущенные буквы, устно объясни.
Нос…..ся, свищ….т, меч……ся, рыщ…т. Где пронесё…..ся – дерево гнё….ся. (……………………)
Каждый день купа……ся много-много раз. Щипл…..ся, куса……ся – не откро…..шь глаз! (………)
- Прочитай глаголы. Подбери к каждому глаголу неопределённую форму и форму 3-го лица ед.ч. в наст. вр.
неопр. форма 3 л. ед. ч. наст. вр (он)
ты стараешься __________________________ ____________________________
вы сражались __________________________ ____________________________
они веселились __________________________ ____________________________
ты ошибался __________________________ ____________________________
вы пользуетесь __________________________ ____________________________
мы греемся __________________________ ____________________________
- С 107 упр.224.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Повторение изученного". УМК "Школа России". 2 класс
Повторение изученного материала по математике за 2 класс....
Конспект урока по математике"Повторение изученного "(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по математике...
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное" (обобщение изученного). УМК "Школа России"
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное", проведён с целью обобщения и закрепления изученного материала. Автор учебника В.П.Канакина....
Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: "Закрепление изученного" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока...
Урок-сказка по математике 2 класс по теме "Закрепление изученного" (УМК"Школа России")
Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100, решения задач в 2 действия. Урок построен в форме путешествия по сказке "Теремок"...
Конспект урока математики "Закрепление изученного" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление знаний о письменных приемах вычислений трехзначных чисел, закрепление умения решать задачи изученных видов, распознавать разные виды треугольников.Планируемые рез...