Лирические стихотворения А.Н. Майкова и А.Н. Плещеева о весне.
план-конспект урока (1 класс)

Исаева Марина Юрьевна

Урок литературного чтения в 1 классе. Интересный материал , где дети прикоснуться к удивительному пробуждению природу в стихах русских поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Лирические стихотворения А.Н. Майкова  и А.Н. Плещеева о весне.

Цель урока: читать стихотворение выразительно, определять тему читаемых произведений; находить слова, которые помогают представить картину весенней природы; проявлять интерес к чтению стихов.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе работы над стихотворениями.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  

Познавательные УУД: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные УУД: умение формулировать вопросы для получения информации, сопоставлять полученные ответы.

  Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  

- умение выразительно читать  стихотворения, передавая настроение;

- объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием;

- сравнивать литературные произведения

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организация учащихся на урок.  Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

 Прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начнем с речевой разминки. (слайд )

– Прочтите стихотворение (про себя, вслух 1 ученик, хором):

          Дзинь-дзинь-дзинь

«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.
"Ля-ля-ля", - поет
скворец.
Дзинь-ля-ля!
На самом деле:
Наступил
зиме конец!
                                   В. Степанов

- Обратите внимание на знаки препинания.

- Прочтем, соблюдая паузы, логические ударения. При чтении передайте свое настроение и отношение к весне.

Работают по доске.

II. Осмысление учебной задачи.

Отгадайте загадку :

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое?

– Как вы думаете, о чем шла речь в загадке?

-Что происходит в природе?

-Кто из вас любит это время года? За что?

-На уроках изобразительного искусства вы тоже рисовали весну и весенние деревья. Мы видели и видим их на нашей выставке.

-Посмотрите на картины художников, которые тоже любили природу и любовались ею.

(Слайд 1,2.3)

Какие весенние месяцы знаете?

Отгадайте, что за месяц?

В ночь -мороз

С утра- капель,

Значит, на дворе... (Апрель)

-Кто может сформулировать тему нашего урока?  

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым разделом учебника и начнем его изучать.

1. Откройте учебник на с.63

-Прочтите название третьего раздела «Апрель, апрель. Звенит капель».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках при изучении раздела? Чему будем учиться?

-С чем мы познакомимся?

-Чему научимся?

-Чему будем учиться?

-Прочитайте, что очень важно делать на уроках?

- Весна – это прекрасное время года, которому посвящали свои произведения поэты и писатели.

Выставка книг о весне

(слайд). Показать книгу В.Бианки.

-Отгадайте загадку.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(ласточка)

Дети отгадывают загадку.

Смотрят на выставку.

Дети формулируют тему урока

Работают с учебником.

Дети знакомятся с выставкой книг.

КоммуникатимвныеУУД:

формирование умения вступать в диалог

Познавательные УУД:

-умение применять свои знания;

-уметь ориентироваться в содержании рубрик

IV. Открытие нового знания

Физминутка.

-1.Нас ждет знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась…»

- Перед вами портрет поэта

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897).слайд

-Читает подготовленный ученик.

- О чем его стихотворение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами (на доске):

при-мча-лась – примчалась

хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.

- Обратим внимание на знаки препинания в стихотворении.

- Прочитаете стих. сначала самостоятельно, а затем соседу по парте. Выскажите свое мнение по поводу чтения стих.

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

-Кто хочет показать выразительное чтение этого стих-ния?

2.-Перед вами еще портрет русского поэта А. Плещеева. Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893). (кратко биография).

Родился в городе Костроме. Детство провел в Нижнем Новгороде. Учился в Петербурге, в школе гвардеских прапорщиков. Не доучился в ней. Учился в университете на восточном факультете. Первые стихи его напечатали в журнале «Современник», потом издал целый сборник стихов, который принес ему известность.

-Он написал тоже стих-ние о весне. Послушаем его.

Чтение стих. подготовленным учеником.

-При чтении вам встретятся слова (на доске):

сени – (слайд)

краше – красивее

милей – больше всего нравится

– Какое настроение передает автор?

– Нравится ли весна поэту?

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

– С какой просьбой обращается автор к ласточке?

– Кто прочитает стихотворение выразительно?

2- А.Н.Майков написал ещё одно прекрасное стихотворение о весне, которое так и называется ….(«Весна»)

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение «Весна» (слайд).

-Самостоятельное чтение.

– О каком растении рассказал поэт?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения «сквозистый снежок»

-Поработайте над выразительностью чтения.

Посмотрите какие бывают подснежники.(  слайд).

Их еще называют первоцветами(слайд)

3.–Послушайте стихотворение «Подснежники»  Т. Белозерова.

(Читает подготовленный ученик)

- О чем это стихотворение?

-Нравиться ли вам сравнение подснежника со слезами снегурочки?

-Похожи ли стихи Майкова и Белозерова?

-Стихотворение какого поэта вам  понравилось больше и почему?

4-Проведем маленький конкурс.

С каждого ряда прочитает 1 человек, а мы по аплодисментам определим победителя.

Чтение статьи в учебнике.

Дети рассматривают портрет поэта, слушают рассказ учителя.

Слушают выразительное чтение стихотворения

Самостоятельное чтение стихотворения («жужжащее чтение»)

Участие в диалоге.

Ответы на вопросы, выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Чтение слов, записанных на слайде, объяснение их значения.

Вслух читает хорошо читающий ученик.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

Слушают стихотворение.

Участие в диалоге.

- О подснежнике.

Слушают о подснежнике.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение детьми.

Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства.

Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, самостоятельно находить значение некоторых слов в словаре.

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания своих одноклассников.

V. Рефлексия.

– Стихотворения каких авторов вы прочитали?

- Какому времени года посвящены стихи, которые читали на уроке?

-Чтобы весна пришла к нам в класс, я предлагаю вам сделать аппликацию первого весеннего цветка под прекрасную музыку весны Чайковского .

Приклейте цветы на доску , если урок вам понравился.

Дети отвечают на вопросы.

Дети делают аппликацию и слушают музыку.

Дети прикрепляют свои «подснежники» на доску.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения учебных действий.

Список литературы

 

  1. Бианки В.В. «Рассказы и сказки»
  2. Википедия (Плещеев А.Н., Майков А.Н.)
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение. Часть 1». Учебник для общеобразовательных учреждений./ Москва «Просвещение» 2011г.
  4. «Литературное чтение» 1-2 классы. Поурочное планы. Электронное пособие / Волгоград. Издательство «Учитель».2011г.
  5. Моткова Л.В. Шаблон презентации «Дыхание весны».
  6. Мультколлекция «Маша и Медведь» «Весна пришла».
  7. nsportal.ru
  8. Наумова И. «Господин Куцехвост, Одуванчик и большая оттепель».
  9. Орлова А. «Времена года».
  10.  Соколов – Микитов И.  «Весна в лесу».

 

Приложение

(картинки-подснежники)

http://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/002/spowdrop/spowdrop-picture-color.pnghttp://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/002/spowdrop/spowdrop-picture-color.pnghttp://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/002/spowdrop/spowdrop-picture-color.pnghttp://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/002/spowdrop/spowdrop-picture-color.png

Заявка

Фамилия

Торопова

Имя

Наталья

Отчество

Павловна

Образовательная организация (полное название), должность (предмет преподавания)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нарьян-Мара», учитель начальных классов (литературное чтение)

Контактный телефон

89116827414

Тема разработки

Конспект урока литературного чтения.

Тема урока: «Стихотворения А.Н. Майкова «Ласточка примчалась…», «Весна»,

А.Н.  Плещеева «Травка зеленеет…».

Номинация

Методическая разработка урока

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ в целях размещения конкурсных разработок победителей и призеров на сайте ГБУ НАО «НРЦРО» даю согласие на получение, обработку, уточнение моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, название образовательной организации, должность, предмет преподания, контактный телефон.

Подпись:

(участника конкурса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс "Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне", УМК "Школа России"

Презентация к уроку по литературному чиению 2 класс "Стихотворения А.Н. Плещеева о весне", УМК "Школа России"...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Презентация по литературному чтению Лирические стихотворения о весне А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака 1 класс "Школа России"

Цель: показать, как поэты воспевают весну, подснежники, апрель.Задачи:– познакомить с содержанием стихотворений;– учить определять настроение стихотворение;– учить выделять сред...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...