Выступления на городском методическом объединении, открытые уроки
статья
В данном разделе представлены материалы выступления на городском методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Что такое электронное обучение
Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Суть в том, что ученик использует гаджеты для учёбы и получения знаний.
Давайте рассмотрим преимущества и недостатки электронного обучения.
Плюсы электронного обучения
Гибкость графика
Не нужно быть привязанным к установленным часам — если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду сидению за партой. Ученик выбирает свой темп работы.
Персонализация программы
Учите то, что интересно вам! Большим плюсом электронного обучения является возможность подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — упор программы делается на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Бросаете силы на языки, историю, право.
Свобода доступа
Другое преимущество электронного обучения — отсутствие привязки к определённой локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения, — компьютер или планшет с выходом в интернет. Благодаря электронному обучению знания получают из любой точки земного шара, и это делает образование доступным.
Экономия
Если при традиционной учёбе необходимо покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься можно хоть в пижаме.
Качественные знания
Обычная школа не гарантирует качество знаний — многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.
Связь с учителем
Легко связаться с преподавателем при помощи чата, почты, форума или аудио-/видеосвязи на платформе обучения. Многим стеснительным людям легче отважиться обучаться на онлайн-курсах. Им даже не обязательно пользоваться камерой для разговора с преподавателем.
Возможность ученикам с ОФС
Возможность получить образование для людей с ограниченными физическими способностями.
Минусы электронного обучения
Адаптация
Перестроиться на новый лад — не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.
Но на каждый минус можно найти решение.
Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.
Официальность
Электронное обучение набирает популярность. В Сети тонна всевозможных курсов и онлайн-школ. Не у всех есть документы, подтверждающие законность такой деятельности, и не все выдают документы, подтверждающие прохождение программы.
Лицензия на образовательную деятельность — это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Она необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате, дистанционно или очно. Поэтому электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.
Решение — проверять потенциальные курсы или онлайн-школу на наличие документов.
Неподготовленность учеников
Электронное обучение осуществляется через интернет — а значит, надо быть достаточно уверенным компьютерным пользователем. Часть населения лишено возможности учиться в онлайне — электронное образование кажется страшным и непонятным зверем.
Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом.
Нехватка кадров
Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.
Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.
Отсутствие живого общения
Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда хватает.
Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.
Проблемы со зрением
Существуют санитарные нормы, где прописано, что в 1-4-х классах ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!
Еще важный момент, чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому, например, монитор компьютера лучше планшета, в обучении же планируется использовать именно планшеты, прием по 5-6 часов в день.
Временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5-6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и др.
Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2-4 классы — 15 минут, 5-7 классы — 20 мин, 8-9 классы — 25 мин, 10-11 классы — 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 мин.
Как это будут увязывать с цифровым обучением пока что не понятно, видимо будут менять санпины и говорить всем что это не опасно.
Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
Исследователи из Дартмутского колледжа установили, что в зависимости от типа носителя информации человек воспринимает получаемые сведения по-разному. Тип носителя, по мнению ученых, оказывает влияние на абстрактное мышление того или иного человека. При чтении с экрана планшета или ноутбука мы более сосредотачиваемся на деталях, а не на общей картине происходящего.
В ходе своих исследований ученые осуществили серию экспериментов с целью анализа скорости принятия решений и качества восприятия текста. Для этого задействовали добровольцев в возрасте от 20 до 24 лет. Представителям одной группы дали тексты, распечатанные на бумаге, а другим – ноутбуки с открытым на экране pdf-файлом.В итоге был сделан вывод, что читавшие распечатанный текст гораздо лучше отвечали на логические вопросы по тексту. Успехи групп составили 66% против 48% соответственно.Далее задачу усложнили. Участникам дали ознакомиться с таблицей характеристик четырех условных автомобилей. При этом каждая характеристика была обозначена оценкой («превосходный», «адекватный»). Но одна из моделей была объективно лучше остальных по основным параметрам. И здесь оказалось, что читавшие текст с бумаги чаще правильно определяли лучший вариант (48% случаев), чем участники с ноутбуками (лишь 30%).
То есть ребенок при пользовании планшетом сможет выполнять задания, но не сможет делать сложные выводы, и не будет видеть связей и общей картины. Качество такого обучения будет ниже в разы.
Добавим к этому отмену обычных, и введение электронных дневников, уничтожают один из важнейших принципов обучения — наглядность.
Резюме
Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях. Результаты исследований касательно эффективности онлайн-образования неоднозначны. Электронное обучение обладает рядом несомненных преимуществ. Но свои недостатки у него тоже есть, как, впрочем, и у традиционного способа обучения. Самое важное, что благодаря онлайн-образованию, ученики могут эффективно, удобно и довольно дешево учиться.
Преимущества онлайн-обучения для организатора
- Высокая эффективность благодаря использованию удобных инструментов. Прежде всего, это презентации, тесты, видео, чат, показ экрана, и возможность многократно пересматривать урок.
- Легче следить за успехами каждого ученика. Потому что программы для обучения предлагают для этого удобные тесты и статистику.
- Можно проводить обучение из любого места, но при этом всегда выглядеть профессионально.
- Никто не опаздывает на лекции – благодаря мобильному приложению, можно подключиться к занятию даже с мобильного.
Недостатки онлайн-обучения для организатора
- Во-первых, каждый учитель должен научиться пользоваться платформой для электронного обучения. Во-вторых, надо овладеть приемами эффективного проведения семинаров онлайн. В-третьих, обязательно стоит подготовить каждое занятие, лекцию или задания еще и с технической точки зрения. Кроме того важно, чтобы каждый преподаватель использовал методы удерживания внимания учеников. Иначе они могут попросту уснуть за компьютером.
- По причине того, что обязательно надо знакомиться с техническими вопросами, можно потерять опытных преподавателей. Выбор оборудования и подходящей платформы для проведения курсов, согласитесь, могут отпугнуть старшое поколение преподавателей.
С другой стороны, каждый, у кого есть талант преподавателя и страсть к обучению может сделать карьеру. Создание своего электронного курса для дистанционного обучения занимает меньше времени, чем раньше. Для курсов выбирают разные формы подачи материала.
2. Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
Электронная школа еще не начала работать, но уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на нет. Очевидно что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас?1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.
2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.
5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.
6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.
На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.
4.Экранная зависимость.
Сейчас уже известно, что айпэды, смартфоны и иксбоксы являются одной из форм цифрового наркотика. Напомним, что обучение планируется вести при помощи планшета, что по сути тоже самое.
Недавние исследования сканиов мозга показывают, что они влияют на лобную долю коры головного мозга – контролирующую дофаминовую систему, отвечающую за вознаграждения, внимание, кратковременную память – точно так же, как кокаин. Подобные технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина – нейротранмситтера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании зависимости – так сильно, как при сексе.
Именно из-за такого эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау [Peter Whybrow], директор факультета неврологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи зовут их «цифровым героином».
Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Когда человек переходит черту зависимости – будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё – ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит – никаких компьютеров, смартфонов, планшетов.
Сейчас большинство детей, в той или иной форме страдают экранной зависимостью. Как сказано выше, есть только один выход — никаких гаджетов. Понятно что в цифровой школе это будет совершенно невозможно, ребенок будет весь день за планшетом по долгу учебы, а значит экранная зависимсть будет только прогрессировать.
5. Снижение социальных навыков
Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся , погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.
Большинство школьников страдают от одиночества и не могут жить без соцсетей. Таковы результаты опроса, который провел Общероссийский народный фронт. Исследование затронуло почти 80 регионов России. Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек.
Когда наши дети сидят в интернете, в соцсетях – это заместительная, суррогатная форма коммуникации. То есть когда 90% общения происходит в интернете – это ненормально. Таким подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения. Умение реагировать на конфликты, а также выходить из них, жертвовать чем-то – вот та гамма психологических характеристик, без которых совокупный личностный адаптационный потенциал является несовершенным.
Личности детей, которые не выходят из интернета, формируются на жестоких играх, что затем проявляется в жизни. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками.
Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным, потому что компьютерный мир уже утягивает их в свои глубины. Это тяжелейшая форма психической инвалидности, которую не знают пока что, как лечить, ни психологи, ни психиатры, ни терапевты. Наркологи говорят, что наркотическую зависимость легче преодолеть, чем киберзависимость.
Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. “Вы не сможете распознать невербальные эмоциональные сигналы от голубого экрана так, как вы бы это сделали лицом к лицу с другим человеком”, — говорит один из ученых. – Если вы не практикуете “живое общение”, вы сможете быстро потерять самые важные социальные навыки”.
Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Перый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Гораздо больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, обездушены. Их можно уничтожать сотнями, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев”. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Но самое главное, что во взрослом возрасте они столкнутся с одиночеством и отчуждением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронное обучение— (от английского Electronic Learning , или просто e-Learning ) это система обучения при помощи интернета и электронных технологий.
Преимущества электронного обучения: Гибкость графика Персонализация программы Свобода доступа Экономия Качественные знания Связь с учителем Возможность получить образование для учеников с ОФЗ
Минусы электронного обучения: Адаптация Официальность Неподготовленность учеников Нехватка кадров Отсутствие живого общения проблемы со зрением Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов
В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....
Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"
Материал выступления посвящён проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы с помощью использования здоровьесберегающих технологий....
Выступления на школьных, городских методических объединениях педагогических работников
Тексты выступлений на ГМО и ШМО...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)
Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...
Выступление на городском методическом объединении
Тема выстурления "Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе" ....
Выступление на городском методическом объединение по теме «Повышение качества образования в условиях ФГОС. Из опыта работы»
выступление...
Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов
в своём выступлении на ГМО учителей начальных классов представила опыт работы...