Выступление на городском методическом объединение по теме «Повышение качества образования в условиях ФГОС. Из опыта работы»
материал
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования в условиях ФГОС . Из опыта работы.
« Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно» Киплинг.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через:
- совершенствование форм и методов обучения,
- через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Младший школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.
Добиться качества обучения учителю помогает :
- система эффективного планирования учебного материала,
- чёткая организация образовательного процесса,
- контроль всей деятельности обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в начальной школе на уроках:
- технология личностно- ориентированного образования.
- технология уровневой дифференциации;
- технология игрового обучения.;
- технология системно- деятельностного подхода ( проблемное обучение)
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающие технологии
- информационно – коммуникативные технологии
Важным средством повышением эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. Младшие школьники усваивают знания лучше , если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать , что разнообразие видов деятельности обучающихся само по себе не обеспечивает их активность , если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.
Создание проблемных ситуаций на уроках – это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
НАПРИМЕР.
Урок « Окружающий мир» - Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться , « снашиваться» , но они всегда одного размера . Чем объяснить, что у бобра , который всю жизнь точит стволы деревьев , зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? ( ответ : зубы грызунов растут на протяжении всей жизни)
Опыт « Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. ( Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха)
Урок Русского языка по теме : « Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске : душ , ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
- Чем все эти слова похожи?
- А чем отличаются ?
- Над какой темой будем работать? ( Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )
На уроках математике :
- Задачи с заведомо допущенными ошибками.
- Иногда предлагаю « найти ошибки» в примерах, или в заданиях .где все решено верно.
- Даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти « верное» решение.
- Задачи с противоречивыми данными .( В комнате 4 мальчика и 3 девочки . сколько животных в комнате)
По данным исследований, в памяти человека остается:
1/4 часть - услышанного материала,
1/3 часть – увиденного
1/2 часть – увиденного и услышанного
¾ часть всего материала
Если обучающийся привлечен в активные действия в процессе обучения.
Урок с использованием информационных технологий становиться более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке .
Конечно , достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, таблицы, карты, записи на доске) , что мы часто и используем на уроках , но компьютерные технологии , бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
А для уроков окружающего мира презентации просто находка. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, шарады, - все делает урок уникальным. А следовательно, запоминающимся .
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность , как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Одной из форм обучения является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний , полученных на уроке и во внеурочное время.
- Сочини сказку, в которой рассказывается , почему буквы « Ж» и « Ш» не дружат с буквой « ы», а дружат с буквой « и»
- Найди лишнее слово,
- Доскажи словечко
- Веселый мяч ( и другие)
здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности , так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход можно использовать на разных этапах урока, если он предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Примеры здоровьесберегающих технологий.
- Создание ситуации выбора и успеха.
- Использование приемов рефлексии.
- Проведение физкульминуток
Таким образом, для повышения качества образования необходимо :
- Использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий,
- Продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма.
- Активнее и шире использовать на уроках современности информационно – коммуникационных технологий, сети Интернет.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Лицей» г. Бронницы
Выступление на Городском Методическом Объединении
По теме : « Повышение качества образования в условиях ФГОС. Из опыта работы».
Выступление подготовила :
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Райкова Е.В.
( 19.02.2019г.)
г. Бронницы
2019год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Повышение качества образования в условиях личностно - ориентированного обучения"
Обмен педагогическим опытом...
Выступление на педсовете "Повышение качества образования в условиях личностно - ориентированного обучения"
Обмен педагогическим опытом...
Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...
Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"
Данное выступление освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль в эффективности управления учебным заведением....
Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"
Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....
МО начальных классов"Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» 2022 -2023
Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»...