Знакомство с буквой "Ч"
методическая разработка (1 класс)
Темы уроков | Примерная структура уроков |
Знакомство с буквой Ч (ч). Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч. | 1.Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч (ч)(работа по учебнику с. 129). 2.Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Чтение слов, составление словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы (работа по учебнику с. 129, 130). 3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, ч. Тренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов (Прописи № 3 с. 35 – 36). 4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов (Прописи № 3 с. 37 – 38). 5. Дифференцированная работа: чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131); закрепление зрительного образа буквы ч; развитие внимания к буквенной записи слов (работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 56) |
Методический комментарий
Работа в учебнике
1. Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч, ч.
Задания:
1) рассмотреть схемы на с. 129 справа от рисунков; провести звукобуквенный анализ слов чайник, спички; сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, какой звук [ч’] вы слышите: твёрдый или мягкий; попробовать найти твёрдую пару звука [ч'] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары);
2) познакомиться с буквой Ч (ч); заменить фишки в схемах слов буквами; обратить внимание на вторую букву в слове чайник; запомнить, что в буквосочетании ча всегда пишется буква а;
3) назвать одинаковые звуки в этих словах; назвать одинаковые буквы; сказать, есть ли полное совпадение (нет, например, и в том и в другом слове есть буква к, но в слове чайник она обозначает твёрдый согласный, а в слове спички – мягкий согласный звук;
4) разделить слова на слоги, определить ударный слог;
5) поиграть в игру «Живые звуки» со словом спички;
6) назвать как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.
7) выложить из букв слово речка, последовательно построить цепочку слов речка - печка – почка – бочка - дочка – точка – кочка; рассказать, какие изменения происходят в звуковом и буквенном составе слов при превращении одного слова в другое.
Во время проведения игры со словом спички учитель обязательно обращает внимание на ударный и безударный гласные звуки [и]: вызывает к себе букву, которой записан безударный гласный звук в слове (вторая из букв и), вызывает к себе букву ударного гласного звука. В игре продолжается отработка такой характеристики согласных звуков, как твёрдость – мягкость: учитель вызывает к себе букву, которой записан первый мягкий согласный звук (буква п), третий мягкий согласный звук (буква к), букву, которой записан всегда мягкий согласный звук (буква ч), и т. д.
2. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Составление слов, словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.
Задания:
1) рассказать, что можно узнать, если посмотреть на часы: как движутся стрелки часов; что написано на циферблате часов;
2) прочитать стихотворение «Часы»; рассказать, что значит выражение «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»; объяснить, что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»;
3) прочитать слоги на странице 129;
4)прочитать столбики слов. Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели: зеленая фишка, красная фишка, зелёная фишка, синяя фишка, красная фишка (чайка, речка. Печка). Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка? (первую зеленую фишку поменять на синюю).
5) прочитать предложения; определить, связаны ли они по смыслу;
6) найти слова, записанные в два столбика; прочитать левый столбец слов; прочитать правый столбец слов; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; соединить слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания;
7) прочитать слова, полученные в результате замены одной буквы;
догадаться, почему от слова ручка идет три стрелочки; придумать три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях. (Малыш протянул мне свою маленькую ручку. Ручка у чашки была горячая. На уроке у меня сломалась ручка.)
При работе над стихотворением учитель выслушивает ответы детей, уточняет их и демонстрирует на обычных часах с большим циферблатом или на модели часов смысл каждого предложения.
Работа в тетради «Прописи» № 3
3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, ч. Тренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов.
Задания:
1) сравнить печатный и письменный варианты написания буквы ч;
2) перечислить элементы заглавной и строчной букв Ч, ч;
3) прописать буквы Ч, ч;
4) рассказать, чем похожи и чем отличаются письменные заглавные буквы Ч и У;
5) прописать слова Чита, Челябинск, объяснить, почему эти слова пишутся с заглавной буквы;
6) прописать слоги ча и чу, запомнить правило;
7) прописать слова час, часы, чудо, чучело, подчеркнуть в них буквосочетания ча и чу;
8) подобрать и записать на свободных строках с. 36 слова, в которых пишутся данные буквосочетания;
Написание букв Ч ч не должно вызвать трудностей у учащихся, основная цель работы на данном уроке – закрепить правописание буквосочетаний ча и чу. При работе со словами час, часы, чудо и чучело необходимо еще раз обратить внимание детей на гласные буквы после ч и попросить их сформулировать правило.
4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов.
Задания:
1) списать предложение «Чудесно поет соловей.», следуя отработанному на предыдущих уроках алгоритму;
2) записать письменными буквами предложение «Чайки кружили над кораблём»;
3) вставить слог ча или слог чу в слова;
4) записать после проверки учителя слова на строках после слога ча или чу;
5) выполнить предложенные учителем задания на с. 37-38;
6) назвать гласные буквы, которые пишутся в буквосочетаниях ча – чу, записать на чистых строках в конце тетради под диктовку слова: час, чай, чашка, чайка, дача, туча, чудак, чудеса, чугун;
7) записать письменными буквами предложение, написанное на доске печатными буквами: «Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.»;
8) записать по памяти после предварительной подготовки предложение «Чудесно поёт соловей» (с. 36).
При составлении слов ученики могут увидеть две возможности в случае с дописыванием све- и встре-: можно продолжить свеча, а можно свечу, можно встреча, а можно встречу. После того как слова будут дописаны, учитель просит детей подчеркнуть буквосочетания ча – чу.
Дополнительные задания
Задания:
1) подчеркнуть в скороговорке на с. 37 буквосочетание ча, записать скороговорку письменными буквами, в записанном тексте подчеркнуть буквосочетание ча;
2) вставить в предложения слова чудесный, чудесная, чудесное;
3) одно из предложений (по выбору самих учащихся) списать;
4) списать письменными буквами предложения, написанные печатными буквами, подчеркнуть буквосочетания ча – чу.
При выполнении второго задания учитель предлагает ученикам самостоятельно определить, как дополнить этими словами предложения, но в случае затруднений сразу переходит к подробному разбору. Сильные ученики могут выложить модели звукового состава слов чудесный, чудесная, чудесное. Важно обратить внимание на то, как они справятся с построением этих моделей, не забудут ли о йотированной функции букв я и е в конце слов. В этот период обучения многие дети обозначают на модели не звуки, а буквы и поэтому они могут поставить вместо буквы е не зеленую и красную фишки, а только красную. Проверку этой работы можно вынести на доску, а можно ограничиться индивидуальной проверкой – это зависит от особенностей класса, поэтому только учитель может решить этот вопрос. Если проверка происходит на доске, учитель обязательно просит учеников подробно объяснить, почему после первого мягкого согласного звука [ч’] гласный звук обозначен не буквой ю, а буквой у.
5. Дифференцированная работа
«Сообрази»
Чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131)
Задания:
1) прочитать рассказ «Кот» на с.131;
2) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».
Педагогическая поддержка
Закрепление зрительного образа буквы ч. Развитие внимания к буквенной записи слов.
Задания:
1) закрасить части рисунка, в которые вписана буква ч (56 страница тетради «Я учусь писать и читать»);
2) вписать букву ч в слова, разделить слова на слоги, поставить в словах знак ударения, найти слова, в которых все согласные звуки твёрдые (таких слов нет, так как буква ч обозначает всегда мягкий согласный, и раз она есть в этих словах, значит в них есть хотя бы один мягкий согласный), найти слово, в котором все согласные – мягкие (очки);
3) найти и подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова в парах.
Дополнительные задания:
Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы»
Тренировка в письме печатных букв. Развитие моторики руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с буквой ч | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Темы уроков | Примерная структура уроков |
Знакомство с буквой Ч (ч). Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч. | 1.Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч (ч)(работа по учебнику с. 129). 2.Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Чтение слов, составление словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы (работа по учебнику с. 129, 130). 3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, ч. Тренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов (Прописи № 3 с. 35 – 36). 4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов (Прописи № 3 с. 37 – 38). 5. Дифференцированная работа: чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131); закрепление зрительного образа буквы ч; развитие внимания к буквенной записи слов (работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 56) |
Методический комментарий
Работа в учебнике
1. Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч, ч.
Задания:
1) рассмотреть схемы на с. 129 справа от рисунков; провести звукобуквенный анализ слов чайник, спички; сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, какой звук [ч’] вы слышите: твёрдый или мягкий; попробовать найти твёрдую пару звука [ч'] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары);
2) познакомиться с буквой Ч (ч); заменить фишки в схемах слов буквами; обратить внимание на вторую букву в слове чайник; запомнить, что в буквосочетании ча всегда пишется буква а;
3) назвать одинаковые звуки в этих словах; назвать одинаковые буквы; сказать, есть ли полное совпадение (нет, например, и в том и в другом слове есть буква к, но в слове чайник она обозначает твёрдый согласный, а в слове спички – мягкий согласный звук;
4) разделить слова на слоги, определить ударный слог;
5) поиграть в игру «Живые звуки» со словом спички;
6) назвать как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.
7) выложить из букв слово речка, последовательно построить цепочку слов речка - печка – почка – бочка - дочка – точка – кочка; рассказать, какие изменения происходят в звуковом и буквенном составе слов при превращении одного слова в другое.
Во время проведения игры со словом спички учитель обязательно обращает внимание на ударный и безударный гласные звуки [и]: вызывает к себе букву, которой записан безударный гласный звук в слове (вторая из букв и), вызывает к себе букву ударного гласного звука. В игре продолжается отработка такой характеристики согласных звуков, как твёрдость – мягкость: учитель вызывает к себе букву, которой записан первый мягкий согласный звук (буква п), третий мягкий согласный звук (буква к), букву, которой записан всегда мягкий согласный звук (буква ч), и т. д.
2. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Составление слов, словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.
Задания:
1) рассказать, что можно узнать, если посмотреть на часы: как движутся стрелки часов; что написано на циферблате часов;
2) прочитать стихотворение «Часы»; рассказать, что значит выражение «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»; объяснить, что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»;
3) прочитать слоги на странице 129;
4)прочитать столбики слов. Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели: зеленая фишка, красная фишка, зелёная фишка, синяя фишка, красная фишка (чайка, речка. Печка). Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка? (первую зеленую фишку поменять на синюю).
5) прочитать предложения; определить, связаны ли они по смыслу;
6) найти слова, записанные в два столбика; прочитать левый столбец слов; прочитать правый столбец слов; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; соединить слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания;
7) прочитать слова, полученные в результате замены одной буквы;
догадаться, почему от слова ручка идет три стрелочки; придумать три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях. (Малыш протянул мне свою маленькую ручку. Ручка у чашки была горячая. На уроке у меня сломалась ручка.)
При работе над стихотворением учитель выслушивает ответы детей, уточняет их и демонстрирует на обычных часах с большим циферблатом или на модели часов смысл каждого предложения.
Работа в тетради «Прописи» № 3
3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, ч. Тренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов.
Задания:
1) сравнить печатный и письменный варианты написания буквы ч;
2) перечислить элементы заглавной и строчной букв Ч, ч;
3) прописать буквы Ч, ч;
4) рассказать, чем похожи и чем отличаются письменные заглавные буквы Ч и У;
5) прописать слова Чита, Челябинск, объяснить, почему эти слова пишутся с заглавной буквы;
6) прописать слоги ча и чу, запомнить правило;
7) прописать слова час, часы, чудо, чучело, подчеркнуть в них буквосочетания ча и чу;
8) подобрать и записать на свободных строках с. 36 слова, в которых пишутся данные буквосочетания;
Написание букв Ч ч не должно вызвать трудностей у учащихся, основная цель работы на данном уроке – закрепить правописание буквосочетаний ча и чу. При работе со словами час, часы, чудо и чучело необходимо еще раз обратить внимание детей на гласные буквы после ч и попросить их сформулировать правило.
4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов.
Задания:
1) списать предложение «Чудесно поет соловей.», следуя отработанному на предыдущих уроках алгоритму;
2) записать письменными буквами предложение «Чайки кружили над кораблём»;
3) вставить слог ча или слог чу в слова;
4) записать после проверки учителя слова на строках после слога ча или чу;
5) выполнить предложенные учителем задания на с. 37-38;
6) назвать гласные буквы, которые пишутся в буквосочетаниях ча – чу, записать на чистых строках в конце тетради под диктовку слова: час, чай, чашка, чайка, дача, туча, чудак, чудеса, чугун;
7) записать письменными буквами предложение, написанное на доске печатными буквами: «Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.»;
8) записать по памяти после предварительной подготовки предложение «Чудесно поёт соловей» (с. 36).
При составлении слов ученики могут увидеть две возможности в случае с дописыванием све- и встре-: можно продолжить свеча, а можно свечу, можно встреча, а можно встречу. После того как слова будут дописаны, учитель просит детей подчеркнуть буквосочетания ча – чу.
Дополнительные задания
Задания:
1) подчеркнуть в скороговорке на с. 37 буквосочетание ча, записать скороговорку письменными буквами, в записанном тексте подчеркнуть буквосочетание ча;
2) вставить в предложения слова чудесный, чудесная, чудесное;
3) одно из предложений (по выбору самих учащихся) списать;
4) списать письменными буквами предложения, написанные печатными буквами, подчеркнуть буквосочетания ча – чу.
При выполнении второго задания учитель предлагает ученикам самостоятельно определить, как дополнить этими словами предложения, но в случае затруднений сразу переходит к подробному разбору. Сильные ученики могут выложить модели звукового состава слов чудесный, чудесная, чудесное. Важно обратить внимание на то, как они справятся с построением этих моделей, не забудут ли о йотированной функции букв я и е в конце слов. В этот период обучения многие дети обозначают на модели не звуки, а буквы и поэтому они могут поставить вместо буквы е не зеленую и красную фишки, а только красную. Проверку этой работы можно вынести на доску, а можно ограничиться индивидуальной проверкой – это зависит от особенностей класса, поэтому только учитель может решить этот вопрос. Если проверка происходит на доске, учитель обязательно просит учеников подробно объяснить, почему после первого мягкого согласного звука [ч’] гласный звук обозначен не буквой ю, а буквой у.
5. Дифференцированная работа
«Сообрази»
Чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131)
Задания:
1) прочитать рассказ «Кот» на с.131;
2) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».
Педагогическая поддержка
Закрепление зрительного образа буквы ч. Развитие внимания к буквенной записи слов.
Задания:
1) закрасить части рисунка, в которые вписана буква ч (56 страница тетради «Я учусь писать и читать»);
2) вписать букву ч в слова, разделить слова на слоги, поставить в словах знак ударения, найти слова, в которых все согласные звуки твёрдые (таких слов нет, так как буква ч обозначает всегда мягкий согласный, и раз она есть в этих словах, значит в них есть хотя бы один мягкий согласный), найти слово, в котором все согласные – мягкие (очки);
3) найти и подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова в парах.
Дополнительные задания:
Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы»
Тренировка в письме печатных букв. Развитие моторики руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"
Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Урок математики в 3 классе по теме: "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью"; презентация к уроку "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью".
УМК "Школа Росси" авторы учебника М.И.Моро и другие....
Урок математики в 3 классе по теме: "Знакомство с соотношениям Презентация к уроку "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью".
УМК "Школа России" авторы учебника М.И.Моро и другие....
«Знакомство. Первое знакомство с учителем.»
Первое родительское собрание в 1 «Б» классе....
МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста
- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...
«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».
Цели урока:Познавательные:- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;- формировать у учащихся умение под...
Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4
Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...