Знакомство с буквой "Ч"
методическая разработка (1 класс)

Мельник Раиса Валерьевна

Темы уроков

Примерная структура уроков

Знакомство с буквой Ч (ч).

Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч.

1.Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч (ч)(работа по учебнику с. 129).

2.Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Чтение слов, составление словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы (работа по учебнику с. 129, 130).

3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, чТренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов (Прописи № 3 с. 35 – 36).

4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов (Прописи № 3 с. 37 – 38).

5. Дифференцированная работа: чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131); закрепление зрительного образа буквы ч; развитие внимания к буквенной записи слов (работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 56)

Методический комментарий

Работа в учебнике

1. Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч, ч.

Задания:

1) рассмотреть схемы на с. 129 справа от рисунков; провести звукобуквенный анализ слов чайник, спички; сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, какой звук [ч’] вы слышите: твёрдый или мягкий; попробовать найти твёрдую пару звука [ч'] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары);

2) познакомиться с буквой Ч (ч)заменить фишки в схемах слов буквами; обратить внимание на вторую букву в слове чайник; запомнить, что в буквосочетании ча всегда пишется буква а;

3) назвать одинаковые звуки в этих словах; назвать одинаковые буквы; сказать, есть ли полное совпадение (нет, например, и в том и в другом слове есть буква к, но в слове чайник она обозначает твёрдый согласный, а в слове спички – мягкий согласный звук;

4) разделить слова на слоги, определить ударный слог;

5) поиграть в игру «Живые звуки» со словом спички;

6) назвать как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.

7) выложить из букв слово речка, последовательно построить цепочку слов речка - печка – почка – бочка - дочка – точка – кочка; рассказать, какие изменения происходят в звуковом и буквенном составе слов при превращении одного слова в другое.

Во время проведения игры со словом спички учитель обязательно обращает внимание на ударный и безударный гласные звуки [и]: вызывает к себе букву, которой записан безударный гласный звук в слове (вторая из букв и), вызывает к себе букву ударного гласного звука. В игре продолжается отработка такой характеристики согласных звуков, как твёрдость – мягкость: учитель вызывает к себе букву, которой записан первый мягкий согласный звук (буква п), третий мягкий согласный звук (буква к), букву, которой записан всегда мягкий согласный звук (буква ч), и т. д.

2. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Составление слов, словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

Задания:

1) рассказать, что можно узнать, если посмотреть на часы: как движутся стрелки часов; что написано на циферблате часов;

2) прочитать стихотворение «Часы»; рассказать, что значит выражение «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»; объяснить, что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»;

3) прочитать слоги на странице 129;

4)прочитать столбики слов. Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели: зеленая фишка, красная фишка, зелёная фишка, синяя фишка, красная фишка (чайка, речка. Печка). Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка? (первую зеленую фишку поменять на синюю).

5) прочитать предложения; определить, связаны ли они по смыслу;

6) найти слова, записанные в два столбика; прочитать левый столбец слов; прочитать правый столбец слов; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; соединить слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания;

7) прочитать слова, полученные в результате замены одной буквы;

догадаться, почему от слова ручка идет три стрелочки; придумать три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях. (Малыш протянул мне свою маленькую ручку. Ручка у чашки была горячая. На уроке у меня сломалась ручка.)

При работе над стихотворением учитель выслушивает ответы детей, уточняет их и демонстрирует на обычных часах с большим циферблатом или на модели часов смысл каждого предложения.

Работа в тетради «Прописи» № 3

3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, чТренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов.

Задания:

1) сравнить печатный и письменный варианты написания буквы ч;

2) перечислить элементы заглавной и строчной букв Ч, ч;

3) прописать буквы Ч, ч;

4) рассказать, чем похожи и чем отличаются письменные заглавные буквы Ч и У;

5) прописать слова Чита, Челябинск, объяснить, почему эти слова пишутся с заглавной буквы;

6) прописать слоги ча и чу, запомнить правило;

7) прописать слова час, часы, чудо, чучело, подчеркнуть в них буквосочетания ча и чу;

8) подобрать и записать на свободных строках с. 36 слова, в которых пишутся данные буквосочетания;

Написание букв Ч ч не должно вызвать трудностей у учащихся, основная цель работы на данном уроке – закрепить правописание буквосочетаний ча и чу. При работе со словами час, часы, чудо и чучело необходимо еще раз обратить внимание детей на гласные буквы после ч и попросить их сформулировать правило.

4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов.

Задания:

1) списать предложение «Чудесно поет соловей.», следуя отработанному на предыдущих уроках алгоритму;

2) записать письменными буквами предложение «Чайки кружили над кораблём»;

3) вставить слог ча или слог чу в слова;

4) записать после проверки учителя слова на строках после слога ча или чу;

5) выполнить предложенные учителем задания на с. 37-38;

6) назвать гласные буквы, которые пишутся в буквосочетаниях ча – чу, записать на чистых строках в конце тетради под диктовку слова: час, чай, чашка, чайка, дача, туча, чудак, чудеса, чугун;

7) записать письменными буквами предложение, написанное на доске печатными буквами: «Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.»;

8) записать по памяти после предварительной подготовки предложение «Чудесно поёт соловей» (с. 36).

При составлении слов ученики могут увидеть две возможности в случае с дописыванием све- и встре-: можно продолжить свеча, а можно свечу, можно встреча, а можно встречу. После того как слова будут дописаны, учитель просит детей подчеркнуть буквосочетания ча – чу.

Дополнительные задания

Задания:

1) подчеркнуть в скороговорке на с. 37 буквосочетание ча, записать скороговорку письменными буквами, в записанном тексте подчеркнуть буквосочетание ча;

2) вставить в предложения слова чудесный, чудесная, чудесное;

3) одно из предложений (по выбору самих учащихся) списать;

4) списать письменными буквами предложения, написанные печатными буквами, подчеркнуть буквосочетания ча – чу.

При выполнении второго задания учитель предлагает ученикам самостоятельно определить, как дополнить этими словами предложения, но в случае затруднений сразу переходит к подробному разбору. Сильные ученики могут выложить модели звукового состава слов чудесный, чудесная, чудесное. Важно обратить внимание на то, как они справятся с построением этих моделей, не забудут ли о йотированной функции букв я и е в конце слов. В этот период обучения многие дети обозначают на модели не звуки, а буквы и поэтому они могут поставить вместо буквы е не зеленую и красную фишки, а только красную. Проверку этой работы можно вынести на доску, а можно ограничиться индивидуальной проверкой – это зависит от особенностей класса, поэтому только учитель может решить этот вопрос. Если проверка происходит на доске, учитель обязательно просит учеников подробно объяснить, почему после первого мягкого согласного звука [ч’] гласный звук обозначен не буквой ю, а буквой у.

5. Дифференцированная работа

«Сообрази»

Чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131)

Задания:

1) прочитать рассказ «Кот» на с.131;

2) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».

Педагогическая поддержка

Закрепление зрительного образа буквы ч. Развитие внимания к буквенной записи слов.

Задания:

1) закрасить части рисунка, в которые вписана буква ч (56 страница тетради «Я учусь писать и читать»);

2) вписать букву ч в слова, разделить слова на слоги, поставить в словах знак ударения, найти слова, в которых все согласные звуки твёрдые (таких слов нет, так как буква ч обозначает всегда мягкий согласный, и раз она есть в этих словах, значит в них есть хотя бы один мягкий согласный), найти слово, в котором все согласные – мягкие (очки);

3) найти и подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова в парах.

Дополнительные задания:

Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы»

Тренировка в письме печатных букв. Развитие моторики руки.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство с буквой ч23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Темы уроков

Примерная структура уроков

Знакомство с буквой Ч (ч).

Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч.

1.Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч (ч)(работа по учебнику с. 129).

2.Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Чтение слов, составление словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы (работа по учебнику с. 129, 130).

3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, чТренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов (Прописи № 3 с. 35 – 36).

4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов (Прописи № 3 с. 37 – 38).

5. Дифференцированная работа: чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131); закрепление зрительного образа буквы ч; развитие внимания к буквенной записи слов (работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 56)

Методический комментарий

Работа в учебнике

1. Звукобуквенный анализ слов чайник, спички. Выяснение особенностей звука [ч’]. Знакомство с буквой Ч, ч.

Задания:

1) рассмотреть схемы на с. 129 справа от рисунков; провести звукобуквенный анализ слов чайник, спички; сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой; определить, какой звук [ч’] вы слышите: твёрдый или мягкий; попробовать найти твёрдую пару звука [ч'] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары);

2) познакомиться с буквой Ч (ч)заменить фишки в схемах слов буквами; обратить внимание на вторую букву в слове чайник; запомнить, что в буквосочетании ча всегда пишется буква а;

3) назвать одинаковые звуки в этих словах; назвать одинаковые буквы; сказать, есть ли полное совпадение (нет, например, и в том и в другом слове есть буква к, но в слове чайник она обозначает твёрдый согласный, а в слове спички – мягкий согласный звук;

4) разделить слова на слоги, определить ударный слог;

5) поиграть в игру «Живые звуки» со словом спички;

6) назвать как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.

7) выложить из букв слово речка, последовательно построить цепочку слов речка - печка – почка – бочка - дочка – точка – кочка; рассказать, какие изменения происходят в звуковом и буквенном составе слов при превращении одного слова в другое.

Во время проведения игры со словом спички учитель обязательно обращает внимание на ударный и безударный гласные звуки [и]: вызывает к себе букву, которой записан безударный гласный звук в слове (вторая из букв и), вызывает к себе букву ударного гласного звука. В игре продолжается отработка такой характеристики согласных звуков, как твёрдость – мягкость: учитель вызывает к себе букву, которой записан первый мягкий согласный звук (буква п), третий мягкий согласный звук (буква к), букву, которой записан всегда мягкий согласный звук (буква ч), и т. д.

2. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». Составление слов, словосочетаний. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

Задания:

1) рассказать, что можно узнать, если посмотреть на часы: как движутся стрелки часов; что написано на циферблате часов;

2) прочитать стихотворение «Часы»; рассказать, что значит выражение «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»; объяснить, что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»;

3) прочитать слоги на странице 129;

4)прочитать столбики слов. Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели: зеленая фишка, красная фишка, зелёная фишка, синяя фишка, красная фишка (чайка, речка. Печка). Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка? (первую зеленую фишку поменять на синюю).

5) прочитать предложения; определить, связаны ли они по смыслу;

6) найти слова, записанные в два столбика; прочитать левый столбец слов; прочитать правый столбец слов; прочитать слова по строкам; объяснить, почему получилась чепуха; соединить слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания;

7) прочитать слова, полученные в результате замены одной буквы;

догадаться, почему от слова ручка идет три стрелочки; придумать три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях. (Малыш протянул мне свою маленькую ручку. Ручка у чашки была горячая. На уроке у меня сломалась ручка.)

При работе над стихотворением учитель выслушивает ответы детей, уточняет их и демонстрирует на обычных часах с большим циферблатом или на модели часов смысл каждого предложения.

Работа в тетради «Прописи» № 3

3. Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ч, чТренировка в написании букв. Сравнение букв Ч - У. Письмо слов.

Задания:

1) сравнить печатный и письменный варианты написания буквы ч;

2) перечислить элементы заглавной и строчной букв Ч, ч;

3) прописать буквы Ч, ч;

4) рассказать, чем похожи и чем отличаются письменные заглавные буквы Ч и У;

5) прописать слова Чита, Челябинск, объяснить, почему эти слова пишутся с заглавной буквы;

6) прописать слоги ча и чу, запомнить правило;

7) прописать слова час, часы, чудо, чучело, подчеркнуть в них буквосочетания ча и чу;

8) подобрать и записать на свободных строках с. 36 слова, в которых пишутся данные буквосочетания;

Написание букв Ч ч не должно вызвать трудностей у учащихся, основная цель работы на данном уроке – закрепить правописание буквосочетаний ча и чу. При работе со словами час, часы, чудо и чучело необходимо еще раз обратить внимание детей на гласные буквы после ч и попросить их сформулировать правило.

4. Письмо предложений. Закрепление написания буквосочетаний ча, чу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов.

Задания:

1) списать предложение «Чудесно поет соловей.», следуя отработанному на предыдущих уроках алгоритму;

2) записать письменными буквами предложение «Чайки кружили над кораблём»;

3) вставить слог ча или слог чу в слова;

4) записать после проверки учителя слова на строках после слога ча или чу;

5) выполнить предложенные учителем задания на с. 37-38;

6) назвать гласные буквы, которые пишутся в буквосочетаниях ча – чу, записать на чистых строках в конце тетради под диктовку слова: час, чай, чашка, чайка, дача, туча, чудак, чудеса, чугун;

7) записать письменными буквами предложение, написанное на доске печатными буквами: «Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.»;

8) записать по памяти после предварительной подготовки предложение «Чудесно поёт соловей» (с. 36).

При составлении слов ученики могут увидеть две возможности в случае с дописыванием све- и встре-: можно продолжить свеча, а можно свечу, можно встреча, а можно встречу. После того как слова будут дописаны, учитель просит детей подчеркнуть буквосочетания ча – чу.

Дополнительные задания

Задания:

1) подчеркнуть в скороговорке на с. 37 буквосочетание ча, записать скороговорку письменными буквами, в записанном тексте подчеркнуть буквосочетание ча;

2) вставить в предложения слова чудесный, чудесная, чудесное;

3) одно из предложений (по выбору самих учащихся) списать;

4) списать письменными буквами предложения, написанные печатными буквами, подчеркнуть буквосочетания ча – чу.

При выполнении второго задания учитель предлагает ученикам самостоятельно определить, как дополнить этими словами предложения, но в случае затруднений сразу переходит к подробному разбору. Сильные ученики могут выложить модели звукового состава слов чудесный, чудесная, чудесное. Важно обратить внимание на то, как они справятся с построением этих моделей, не забудут ли о йотированной функции букв я и е в конце слов. В этот период обучения многие дети обозначают на модели не звуки, а буквы и поэтому они могут поставить вместо буквы е не зеленую и красную фишки, а только красную. Проверку этой работы можно вынести на доску, а можно ограничиться индивидуальной проверкой – это зависит от особенностей класса, поэтому только учитель может решить этот вопрос. Если проверка происходит на доске, учитель обязательно просит учеников подробно объяснить, почему после первого мягкого согласного звука [ч’] гласный звук обозначен не буквой ю, а буквой у.

5. Дифференцированная работа

«Сообрази»

Чтение рассказа Г. Цыферова «Кот» (работа по учебнику с. 131)

Задания:

1) прочитать рассказ «Кот» на с.131;

2) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».

Педагогическая поддержка

Закрепление зрительного образа буквы ч. Развитие внимания к буквенной записи слов.

Задания:

1) закрасить части рисунка, в которые вписана буква ч (56 страница тетради «Я учусь писать и читать»);

2) вписать букву ч в слова, разделить слова на слоги, поставить в словах знак ударения, найти слова, в которых все согласные звуки твёрдые (таких слов нет, так как буква ч обозначает всегда мягкий согласный, и раз она есть в этих словах, значит в них есть хотя бы один мягкий согласный), найти слово, в котором все согласные – мягкие (очки);

3) найти и подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова в парах.

Дополнительные задания:

Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы»

Тренировка в письме печатных букв. Развитие моторики руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

«Знакомство. Первое знакомство с учителем.»

Первое родительское собрание в 1 «Б» классе....

МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста

- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...

«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».

Цели урока:Познавательные:- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;- формировать у учащихся умение под...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...