Правописание падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока (4 класс)

Химичева Ирина Семёновна

Урок - закрепление по русскому языку в 4 классе. Тема урока:"Правописание   падежных окончаний имен существительных ". Урок проведен дистанционно, для записи и дальнейшего просмотра в условиях карантина при Ковид 19

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Правописание   падежных окончаний имен существительных .

Цель:

1.Создать условия для развития умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных, применяя ранее полученные знания; отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных

2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность, здоровый образ жизни.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные : нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Химичева Ирина Семёновна, я учитель МКОУ «Гимназия №17». Сегодня  я проведу для вас  виртуальный урок русского языка.

2.Работа по теме.

1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

-Начнем мы наш урок с минутки чистописания. А так как за окном зима, то и мы на минутке чистописания создадим зимнее снежное настроение.

Жж  же  жи  жж  еж  сж  жн

снежинка, заснеженный, снежок, снежный

-Буква Ж похожа на снежинку, у неё тоже есть 6 лучиков-конечностей.

-Внимательно посмотрите на 2 строчку нашей минутки чистописания, заметили лишнее слово? Конечно же это существительное снежинка! Т.к. все остальные слова являются именами прилагательными.

- Вы уже наверное поняли, ребята, что сегодня мы будем продолжать нашу работу над темой: «Имя прилагательное».

2) Словарная работа

-И следующий этап – это словарная работа. Запишем данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

ЭлектрическИЙ заряд, прекраснЫЙ человек, КраснАЯ площадь, хорошАЯ погода, жёлтОЕ яблоко.

-Заряд (какой?) электрический- м.р., значит вставляем окончание ИЙ; человек (какой?) прекрасный- м.р., окончание ЫЙ;

 площадь (какая?) Красная- ж.р., окончание АЯ;

 погода (какая?) хорошая- ж.р., окончание АЯ;

яблоко (какое?) жёлтое- ср.р., окончание ОЕ.

3)Упражнение  в правописании безударных  падежных окончаний имен существительных .

-Итак, сегодня мы с вами закрепим умение правильно записывать падежные окончания имен прилагательных.

- Давайте просклоняем 3 словосочетания- существительное плюс прилагательное- мужского, женского и среднего рода.

-Начнем со словосочетания, где и существительное, и  прилагательное стоят в мужском роде:

И.п.                 (какой?)   пушистый снег

Р.п.   нет        (какого?)  пушистого снега

Д.п.  дать       (какому?) пушистому снегу

В.п.  вижу      (какой?)   пушистый снег

Т.п.  доволен  (каким?)   пушистым снегом

П.п. думаю о  (каком?) о пушистом снеге

-Вы заметили, я использовала слова-подсказки, которые мы употребляли при склонении имени существительного, чтобы правильно задать вопрос. Это в очередной раз доказывает нам, что имя существительное и  имя прилагательное связаны между собой.

-Следующее словосочетание женского рода:

И.п.                 (какая?)   снежная зима

Р.п.   нет        (какой?)  снежной зимы

Д.п.  дать       (какой?)  снежной зиме

В.п.  вижу      (какую?)   снежную зиму

Т.п.  доволен  (какой?)   снежной зимой

П.п. думаю о  (какой?) о снежной зиме

-А теперь словосочетание среднего рода:

И.п.                 (какое?)    белое поле

Р.п.   нет        (какого?)   белого поля

Д.п.  дать       (какому?)  белому полю

В.п.  вижу      (какое?)     белое поле

Т.п.  доволен  (каким?)   белым полем

П.п. думаю о  (каком?) о белом поле

-Если безударные окончания имен прилагательных в Родительном, Дательном и Предложном падежах вызывают у вас сомнения в правильном написании- можно подобрать прилагательное этого же рода и в этом же падеже, но где окончание будет под ударением. Например: ПУШИСТОГО-РОДНОГО, БЕЛОМУ-РОДНОМУ, ПУШИСТОМ- РОДНОМ.

-Теперь, на основании нашей работы  мы с вами можем составить алгоритм правильного написания окончаний имен прилагательных:

  1. Найти в предложении существительное, с которым связано имя прилагательное, определить род и падеж.
  2. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже, или подобрать прилагательное в этом же роде и падеже, но с ударным окончанием.
  3. Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
  4. Правильно записать окончание имени прилагательного.

-А сейчас я предлагаю закрепить знания и пользуясь составленным алгоритмом правильно записать окончания прилагательных в предложении.

Пушистый снег медленно кружился в воздухе и падал на холодную землю.

-Пушистый- связано с существительным снег, снег (какой?) пушистый. Т.к. снег мужского рода, то и прилагательное, которое с ним связано- тоже мужского рода. Снег- стоит в именительном падеже, т.к. является подлежащим. Значит и прилагательное пушистый тоже  в именительном падеже. Мы знаем, что у прилагательного мужского рода в именительном падеже окончание ИЙ, ЫЙ, ОЙ. Значит окончание мы записали верно! Следующее прилагательное- холодную связано с существительным –землю. Землю (какую?) холодную. Слово ЗЕМЛЮ стоит в женском роде, в винительном падеже. Значит и прилагательное- ХОЛОДНУЮ, тоже стоит в женском роде, в винительном падеже. А в винительном падеже прилагательное имеет окончание УЮ, ЮЮ. Посмотрим на окончание вопроса КАКУЮ? - тоже УЮ, значит окончание мы записали верно.

-А сейчас, я хотела бы продолжить зимнюю тему и прочитать вам стихотворение Константина БальмОнта «Снежинка».

- БАльмонта или БальмОнта?

С детства БальмОнт, русский поэт и переводчик, произносил свою фамилию, подражая отцу, на шотландский манер — БАльмонт с ударением на первый слог. Но затем писатель попал во Францию, и вернулся уже БальмОнтом — друзья подшучивали над тем, что он добавил французскую ноту в свою фамилию. Оба варианта можно считать правильными, но точнее произносить фамилию так, как это делал сам поэт.

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

-Давайте поработаем с предложение о снежинке и закрепим работу с алгоритмом:

Лежит пушистая

 Снежинка смелая.

-Найдем в предложении прилагательные- это пушистая и смелая. Они связаны с существительным снежинка, значит, так же как и существительное стоят в женском роде и именительном падеже,  с окончанием АЯ, отвечают на вопрос КАКАЯ?- следовательно, окончание АЯ мы записали верно.

3. Итог

-Завершая наш урок

Подвожу его итог:

Сегодня мы с вами закрепили знания об имени прилагательном, научились правильно записывать окончания прилагательных в разных падежах, следуя алгоритму. Надеюсь, что полученные сегодня знания вам пригодятся!

Всего доброго, до свидания!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Правило правописания падежных окончаний имен существительных

Урок способствует формированию у учащихся умения определять способ проверки падежных окончаний....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Правописание падежных окончаний имен существительных

Урок подготовлен и проведен в 3 классе по учебнику Полякова А.В....

"Правописание падежных окончаний имен существительных"

Презентация к уроку русского языка содержит текст и фотографии Петербурга....

Тема :“Правописание падежных окончаний имен существительных”

Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;- воспитать аккуратность, внимательность;- повторить написание предложений с однородными членами;- прививать ...