Правописание падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока (4 класс)
Урок - закрепление по русскому языку в 4 классе. Тема урока:"Правописание падежных окончаний имен существительных ". Урок проведен дистанционно, для записи и дальнейшего просмотра в условиях карантина при Ковид 19
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе "Правописание падежных окончаний имен существительных " | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Правописание падежных окончаний имен существительных .
Цель:
1.Создать условия для развития умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных, применяя ранее полученные знания; отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность, здоровый образ жизни.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;
Личностные : нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь
Ход урока.
1.Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Химичева Ирина Семёновна, я учитель МКОУ «Гимназия №17». Сегодня я проведу для вас виртуальный урок русского языка.
2.Работа по теме.
1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
-Начнем мы наш урок с минутки чистописания. А так как за окном зима, то и мы на минутке чистописания создадим зимнее снежное настроение.
Жж же жи жж еж сж жн
снежинка, заснеженный, снежок, снежный
-Буква Ж похожа на снежинку, у неё тоже есть 6 лучиков-конечностей.
-Внимательно посмотрите на 2 строчку нашей минутки чистописания, заметили лишнее слово? Конечно же это существительное снежинка! Т.к. все остальные слова являются именами прилагательными.
- Вы уже наверное поняли, ребята, что сегодня мы будем продолжать нашу работу над темой: «Имя прилагательное».
2) Словарная работа
-И следующий этап – это словарная работа. Запишем данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.
ЭлектрическИЙ заряд, прекраснЫЙ человек, КраснАЯ площадь, хорошАЯ погода, жёлтОЕ яблоко.
-Заряд (какой?) электрический- м.р., значит вставляем окончание ИЙ; человек (какой?) прекрасный- м.р., окончание ЫЙ;
площадь (какая?) Красная- ж.р., окончание АЯ;
погода (какая?) хорошая- ж.р., окончание АЯ;
яблоко (какое?) жёлтое- ср.р., окончание ОЕ.
3)Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных .
-Итак, сегодня мы с вами закрепим умение правильно записывать падежные окончания имен прилагательных.
- Давайте просклоняем 3 словосочетания- существительное плюс прилагательное- мужского, женского и среднего рода.
-Начнем со словосочетания, где и существительное, и прилагательное стоят в мужском роде:
И.п. (какой?) пушистый снег
Р.п. нет (какого?) пушистого снега
Д.п. дать (какому?) пушистому снегу
В.п. вижу (какой?) пушистый снег
Т.п. доволен (каким?) пушистым снегом
П.п. думаю о (каком?) о пушистом снеге
-Вы заметили, я использовала слова-подсказки, которые мы употребляли при склонении имени существительного, чтобы правильно задать вопрос. Это в очередной раз доказывает нам, что имя существительное и имя прилагательное связаны между собой.
-Следующее словосочетание женского рода:
И.п. (какая?) снежная зима
Р.п. нет (какой?) снежной зимы
Д.п. дать (какой?) снежной зиме
В.п. вижу (какую?) снежную зиму
Т.п. доволен (какой?) снежной зимой
П.п. думаю о (какой?) о снежной зиме
-А теперь словосочетание среднего рода:
И.п. (какое?) белое поле
Р.п. нет (какого?) белого поля
Д.п. дать (какому?) белому полю
В.п. вижу (какое?) белое поле
Т.п. доволен (каким?) белым полем
П.п. думаю о (каком?) о белом поле
-Если безударные окончания имен прилагательных в Родительном, Дательном и Предложном падежах вызывают у вас сомнения в правильном написании- можно подобрать прилагательное этого же рода и в этом же падеже, но где окончание будет под ударением. Например: ПУШИСТОГО-РОДНОГО, БЕЛОМУ-РОДНОМУ, ПУШИСТОМ- РОДНОМ.
-Теперь, на основании нашей работы мы с вами можем составить алгоритм правильного написания окончаний имен прилагательных:
- Найти в предложении существительное, с которым связано имя прилагательное, определить род и падеж.
- Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже, или подобрать прилагательное в этом же роде и падеже, но с ударным окончанием.
- Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
- Правильно записать окончание имени прилагательного.
-А сейчас я предлагаю закрепить знания и пользуясь составленным алгоритмом правильно записать окончания прилагательных в предложении.
Пушистый снег медленно кружился в воздухе и падал на холодную землю.
-Пушистый- связано с существительным снег, снег (какой?) пушистый. Т.к. снег мужского рода, то и прилагательное, которое с ним связано- тоже мужского рода. Снег- стоит в именительном падеже, т.к. является подлежащим. Значит и прилагательное пушистый тоже в именительном падеже. Мы знаем, что у прилагательного мужского рода в именительном падеже окончание ИЙ, ЫЙ, ОЙ. Значит окончание мы записали верно! Следующее прилагательное- холодную связано с существительным –землю. Землю (какую?) холодную. Слово ЗЕМЛЮ стоит в женском роде, в винительном падеже. Значит и прилагательное- ХОЛОДНУЮ, тоже стоит в женском роде, в винительном падеже. А в винительном падеже прилагательное имеет окончание УЮ, ЮЮ. Посмотрим на окончание вопроса КАКУЮ? - тоже УЮ, значит окончание мы записали верно.
-А сейчас, я хотела бы продолжить зимнюю тему и прочитать вам стихотворение Константина БальмОнта «Снежинка».
- БАльмонта или БальмОнта?
С детства БальмОнт, русский поэт и переводчик, произносил свою фамилию, подражая отцу, на шотландский манер — БАльмонт с ударением на первый слог. Но затем писатель попал во Францию, и вернулся уже БальмОнтом — друзья подшучивали над тем, что он добавил французскую ноту в свою фамилию. Оба варианта можно считать правильными, но точнее произносить фамилию так, как это делал сам поэт.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
-Давайте поработаем с предложение о снежинке и закрепим работу с алгоритмом:
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
-Найдем в предложении прилагательные- это пушистая и смелая. Они связаны с существительным снежинка, значит, так же как и существительное стоят в женском роде и именительном падеже, с окончанием АЯ, отвечают на вопрос КАКАЯ?- следовательно, окончание АЯ мы записали верно.
3. Итог
-Завершая наш урок
Подвожу его итог:
Сегодня мы с вами закрепили знания об имени прилагательном, научились правильно записывать окончания прилагательных в разных падежах, следуя алгоритму. Надеюсь, что полученные сегодня знания вам пригодятся!
Всего доброго, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ
Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...
Правило правописания падежных окончаний имен существительных
Урок способствует формированию у учащихся умения определять способ проверки падежных окончаний....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "
Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....
Правописание падежных окончаний имен существительных
Урок подготовлен и проведен в 3 классе по учебнику Полякова А.В....
: Закрепление правописания падежных окончаний имен существительных первого склонения.
Совершенствовать навыки правописания падежных ...
"Правописание падежных окончаний имен существительных"
Презентация к уроку русского языка содержит текст и фотографии Петербурга....
Тема :“Правописание падежных окончаний имен существительных”
Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;- воспитать аккуратность, внимательность;- повторить написание предложений с однородными членами;- прививать ...