Дистанционный курс "Работа с текстом" для учащихся 4 классов.
учебно-методический материал (4 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

Дистанционный курс "Работа с текстом" состоит из 3 частей: теоритической , практической  и итогового тестирования. Может использоваться при подготовке к ВПР по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dist_obuch.docx78.17 КБ

Предварительный просмотр:

Название дистанционного курса: «Работа над текстом»

Цель курса: обобщить и закрепить знания, полученные учащимися на тему «Текст», можно применить при подготовке к  всероссийским проверочным работам

Предметная область: русский язык

Категория учащихся: 4 класс

Составитель: учитель начальных классов Панаевской-школы-интерната Салихова Гульсина Динафовна

Теоритическая часть

Ход занятия:

I часть: Что такое текст?

 Текст - это два или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст всегда имеет тему и главную мысль.

Тема текста - это то, о чём написан текст. Главная мысль - это самое главное, что хотел сказать автор своим текстом. То, что он хотел донести до читателя и для чего написан текст.

Текст обычно имеет заголовок. Заголовок указывает на то, о чём будет говориться в тексте. Если у текста нет заголовка, то его можно озаглавить. Тема текста и его главная мысль подсказывают, какое название можно дать тексту.

Количество предложений в тексте не ограничено и зависит от его цели и желания автора.

Перед вами текст, давайте прочитаем и определим тему и главную мысль текста и озаглавим.

Жаворонок – небольшая птичка, чуть крупнее воробья. На голове у жаворонка небольшой хохолок.

Прилетают жаворонки к нам ранней весной. Устраивают гнёзда на лугу или в поле, прямо на земле среди травы. Самочки сидят в гнезде. Самцы радуют всех своим заливистым пением. А когда выведутся птенцы, родители научат их летать.

Улетают эти птички в тёплые края уже в сентябре. И до следующего года не услышим мы их чудесное пение.

В этом тексте  рассказывается о жаворонке, о  том, как он живёт в наших краях. Тема текста – жаворонок, главная мысль - о жаворонке, о том, как он живёт в наших краях. Все предложения в тексте связаны по смыслу. Текст можно озаглавить. Назовём его «Жаворонок».

-Что такое тема текста и главная мысль текста?

II часть: Типы текста

Существует три типа текстов – повествование, описание и рассуждение.

В тексте-повествовании рассказывается о каких-то событиях или явлениях. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить?

В тексте-описании может описываться внешний вид человека, животного, картины природы. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему? зачем?

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus3k/02-tekst-tipy-tekstov.files/image005.jpg

А теперь  вашему вниманию  три небольших текста. Давайте прочитаем и определим  – что между ними общего и чем они различаются.

 Первый текст:
           Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.

Листья на липах и берёзах пожелтели. У клёна были золотистые и красные листья. А вот ива всё ещё стояла зелёная.

Весь парк в лучах солнца был такой яркий и разноцветный!

Второй текст:

Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там росли клёны, липы, ивы и берёзы.

Мы собирали упавшие на землю разноцветные листья, рассматривали их. Некоторые листья мы аккуратно засушим, а потом сделаем из них интересные аппликации. А ещё учительница обещала научить нас делать розы из кленовых листьев.

Теперь у нас будет много природного материала для разных поделок.

 Третий текст:

Мы вместе с учительницей пошли в парк. Там были красные клёны, золотистые липы и берёзы, зелёные ивы.

Учительница рассказала нам, что в зелёный цвет листья окрашивает зелёное красящее вещество – хлорофилл, который образуется под солнечными лучами. А осенью хлорофилла в листьях становится мало, и они желтеют. У некоторых деревьев вместо хлорофилла вырабатывается красное вещество – антоциан, и листья на них краснеют. Ива же столько хлорофилла за лето накопила, что стоит зелёной до глубокой осени.

Вот почему осенью листья разноцветные. 

Ну, вот мы и прочли три текста. Вроде бы все тексты на одну и ту же тему – об осеннем парке. Но какие же они разные!

Первый текст – это текст-описание. Составляя текст-описание, автор называет признаки предмета, явления или события, которое он описывает. Это может быть внешний вид человека или животного, картина природы, описание события. В нашем тексте-описании рассказывается, какого цвета листья на деревьях. К тексту-описанию можно поставить вопросы: как выглядит предмет описания? Какие у него признаки?.

Второй текст – повествование. Составляя текст-повествование, автор рассказывает о каких-либо действиях или событиях, передаёт их последовательность. В нашем тексте рассказывается о том, как ребята собирали разноцветные листья, и о том, для чего им нужны эти листья. К тексту-повествованию можно поставить вопросы где? когда? что происходило? что происходит? что будет происходить? в будущем.

Третий текст – это рассуждение. Составляя текст-рассуждение, автор объясняет, почему или для чего происходит какое-либо явление или событие. Ещё в тексте-рассуждении выдвигается какая-то версия, а потом приводится её доказательство. В нашем тексте объясняется, почему осенью листья деревьев меняют окраску. К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почемузачем?

Иногда в одном тексте может встречаться и повествование, и описание, и рассуждение.

Если вы ещё раз посмотрите наш текст о жаворонке, то увидите, что первый абзац в нём – описание жаворонка. А дальше идёт повествование – рассказ о жизни жаворонка в наших краях.

- Назовите особенность каждого типа текста.

III часть: Составление плана текста

План текста – это перечень основных мыслей, последовательное отображение ключевых моментов текста в кратких, ясных формулировках. По сути, это короткие заметки, с помощью которых можно с легкостью восстановить в памяти весь текст, пересказать его, ничего не перепутав.

Чтобы грамотно сделать план текста, необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Внимательно, вдумчиво прочитать текст от начала до конца. При необходимости перечитать его 2-3 раза. Делать это нужно для того, чтобы не осталось неясных моментов и вопросов.
  • Определить тему текста (то, о чем говорится) и основную мысль (то, для чего он написан).
  • Разделить текст на смысловые части, выделить в них ключевые моменты, озаглавить выделенные части текста.

Прочитаем текст и составим план текста.

Старшие друзья

Рядом со школой открылся детский сад.

Школьники готовили для малышей подарки. Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

Тема текста  -  старшие друзья, основная мысль о том, как школьники готовили подарки малышам.

В первом абзаце говорится о том, что открылся детский сад. Во втором абзаце – о том, что школьники готовили детям подарки. В третьем абзаце говорится о том, что малыши были рады. 

План:

  1. Открылся детский сад.
  2. Школьники готовили детям подарки.
  3. Малыши были рады.

-Как правильно составить план текста?

Практическая часть

1. Прочитай текст и выполни задания.

Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. Бывало, идём куда-нибудь… Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет. Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы.

 Но раз я сделал открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво! Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. А к вечеру снова позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. Оказалось, что он сжал свои лепестки! Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым.

С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпа́ли и вставали вместе с нами. (По М.М. Пришвину)

Озаглавьте текст_________________________________________________

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши  тему и основную мысль текста.

 _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________    

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе  можешь использовать сочетания слов или предложения.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитай. Определи типы текстов.

Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

 ______________________

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

_______________________

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

_______________________

Итоговое тестирование

Удачи в прохождении!

Инструкция к тесту:

Прочитай задания,  выбери один   или несколько правильных ответов из вариантов ответов.

  1. Отметь все признаки текста:
  1. Есть главная мысль и тема
  2. Несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.
  3. Предложения стоят в любой последовательности
  4. Главной мысли может не быть
  5. Есть смысловая завершенность
  1. Прочитай текст и выбери правильный заголовок:

Вот и наступила дождливая осень. С макушек деревьев падают капли дождя. Растут на пригорках грибы, они касаются друг друга, создавая дружную семейку. Деревья примеряют осенний наряд, особенно красив желтый кринолин одинокой березки.

В середине леса, неподалеку от старой рослой ели, по ложбине протекает небольшой ручеек. В нем плавают жуки-плавунцы, иногда вылезают из воды такие мокрые. Есть и мелкие рыбки. До чего они чуткие и зоркие! Почувствуют какое-нибудь движение или прикосновение к воде – тут же уплывают.

Вдалеке виднеется березовая роща. Верхушки ее деревьев гнутся к самой земле в низком поклоне.

  1. В лесу
  2. Осень
  3. Жители ручейка

  1. Прочитай текст, определи   предложение, которое показывает  основную мысль текста:

Все знают, как поют комары. (2) Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». Сел – и сразу смолк. Почему? Да потому, что комары «поют» крыльями. Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук

 Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. Один учёный работал с электрическим трансформатором – прибором, который во время работы гудит. И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них – призывный сигнал.

Но разве у них есть уши? Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками!

  1. 2
  2. 13
  3. 16

  1. Прочитай текст, определи тип текста:

Вчера я был на цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

  1. Текст-рассуждение
  2. Текст-описание
  3. Текст-повествование

  1. Прочитай текст, определи тип текста:

Вчера я был на цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

  1. Текст-рассуждение
  2. Текст-описание
  3. Текст-повествование

6. Прочитай текст, определи тип текста:

Вчера я был на цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

  1. Текст-рассуждение
  2. Текст-описание
  3. Текст-повествование

7. Прочитай текст, правильно расположи пункты плана текста:

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

  1. Поймали в море черепаху
  2. Черепахи выплакивают
  3. Черепаха плачет

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 5 – 3 балла
  2. 2 – 1 балл
  3. 16 – 1 балл
  4. 3 – 1 балл
  5. 2 – 1 балл
  6. 1 – 1 балл
  7. 1, 3, 2 – 3 балла

Критерии оценивания:

Чтобы завершить курс, надо набрать не менее 8  баллов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дистанционный тест по математике 3 класс

Просмотр через программу MyTestXSetup.exe...

Дистанционный урок математики в 1 классе

Предлагаю одну из разработок дистанционных уроков. Дети периодически болеют и вынуждены пропускать учебные занятия. Я практикую в своём классе в таких случаях дистанционные уроки. В этом мне помогает ...

Дистанционная олимпиада по математике 3 класс

Дистанционная олимпиада по математике 3 класс...

Дистанционное обучение математике в 3 классе.

Данный материал поможет родителям и детям справиться с заучиванием наизусть таблицы умножения. В материале есть ссылки, пройдя по которым вы сможете найти необходимый материал. Материал разработан Мам...

Дистанционный урок по математике 3 класс «Действия с трехзначными числами».

Технологическая карта урока математики в 3 классе с применением дистанционных технологий....

Дистанционный урок по математике. 3 класс «Увеличение числа в несколько раз».

Технологическая карта урока математики во 2 классе....