Дистанционное обучение в начальной школе. Из опыта работы.
материал
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение в начальной школе. Из опыта работы.
Уже прошел почти год с тех пор, как все школы перешли в режим дистанционного обучения. Начиналось все с электронного формата: учителя высылали ребятам задания и просили на проверку выполненные работы. И тут стоит отметить, что оснащенность родителей не всегда удовлетворяет требованиям дистанционного обучения, а возможность покупки дополнительных устройств есть далеко не у всех.
Конечно, такой вид обучения вызывает много вопросов у всех участников образовательного процесса. Тогда учителя стали пробовать обучение онлайн. Педагоги осваивали разные программы и платформы, так как единого требования нет. Каждый выбирал то, что больше нравится, что больше подходит конкретному учителю. К сожалению, образовательные платформы были не готовы к такой нагрузке, поэтому начались проблемы технического характера:
∙ зависание платформ
∙ невозможность подключиться к урокам
∙ некорректная работа функций платформы
∙ прерывание урока.
В начальной школе это омрачается неспособностью детей младшего школьного возраста решать подобные технические неполадки самостоятельно. Часто ребенок не может сам заново войти в урок, проверить настройки компьютера или исправность работ периферийных устройств. Конечно, ребенок обращается к родителю, ведь учитель не может помочь ученику в этом вопросе.
Все эти проблемы создают учителю дополнительные трудности. А их и без того хватает. Например, полное отсутствие подготовки к дистанционным урокам. В короткие сроки все учителя посетили различные курсы, изучили множество статей и дополнительной информации для того, чтобы правильно и интересно организовать уроки. Без какой-либо практики педагоги приступили к новой форме проведения уроков, тратили огромное количество времени на подготовку, подбор материала, изучение методических приемов и способов подачи материала. Все это существенно увеличило время подготовки к урокам.
Следующая группа проблем связана с проверкой домашнего задания. Особенно остро этот вопрос стоит в начальной школе, так как отправить задание на проверку без помощи родителей ученик не может. Прикрепить задание в журнал, отправить в мессенджер, на почту ученики начальной школы (особенно 1-2 класса) не могут, поэтому ждут помощи со стороны родителей. Таким образом, учитель получает бесконечный поток работ на проверку, ведь некоторые родители продолжают работать и могут помочь ребенку только после рабочего дня. К непрерывному потоку добавляется и собственно проверка: учителя вынуждены проверять работы с экрана компьютера, что, безусловно, сказывается на зрении. Проверив работу, учитель должен указать на допущенные ошибки, что бы ребенок изучил ошибку, выполнил работу над ошибками для дальнейшей безошибочной работы в данном направлении. И если в привычной тетради это входило во время проверки работы, то сейчас учителя вынуждены тратить еще больше времени на это: правка в графических редакторах, выписывание ошибок или сообщение родителю о конкретных ошибках отнимают массу времени.
Еще одна проблема дистанционного обучения – это объективность. Не секрет, что родители желают для своих детей лучшего, а значит большинство родителей проверяют работы детей. То есть учитель не видит объективной картины понимания материла, не видит типичных ошибок и не понимает, что именно необходимо отработать классу или конкретному ученику. Про проведение каких-либо срезов знаний стоит сказать, что результат так же не всегда соответствует реальности.
Конечно, время проводимое ребенком у компьютера увеличилось, что сказывается на состоянии здоровья, в частности на зрении. Дети вынуждены работать с опорой на экран монитора/телефона/планшета, решать задания на учебных платформах, просматривать видео или электронные уроки.
Так же хочу отметить, что многие электронные ресурсы универсальны, то есть они не учитывают проблемы конкретного класса, конкретного ребенка, не учитывают запросы и методы конкретного учителя. Поэтому учителя вынуждены искать альтернативы, создавать свои электронные приложения, что опять же отнимает время, которого и так катастрофически не хватает.
Дистанционное обучение в начальном звене имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Помимо традиционных учебников и тетрадей мы предлагали своим ученикам
-различные платформы (Zoom, Skype, РЭШ, Школа 2.0)
- планы уроков для самостоятельного изучения ;
- электронные учебные пособия ;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
- учебные аудио и видеоматериалы (различные эл.ссылки на You Tube, РЭШ, Школа 2.0).
Перечисленные средства, безусловно, способны повысить качество обучения и ускоритьусвоение учебного материала в условиях ДО.
2. Подбор видеоматериала по теме урока способствует удержанию внимания младшего школьника, повышает заинтересованность и развивает воображение.
3. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер. Оно более гибкое.
Ученик сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным моментам урокам, регламентирует время выполнения задания и т.д. Сначала учитель и родители помогают ребенку выбрать оптимальный темп работы и объем изучаемого материала, а потом сам ребенок устанавливает эти рамки. ДО приучает младшего школьника получать навыки самообразования и самоорганизации. Обучаясь дома, у младших школьников снижается эмоциональное напряжение, что позволяет ребенку, находясь в привычной для себя обстановке, лучше осваивать учебный материал.
4. В условиях ДО активными участниками учебного процесса наряду с детьми и педагогами являются и родители, которые успешно сотрудничают и помогают в усвоении материала.
5. Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен постоянно совершенствовать преподаваемые им предметы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы)
Из опыта работы на уроке русского языка...
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)
Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /
Воспитание самоконтроля включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...
Из опыта работы дистанционного обучения в начальной школе
Дистанционное обучение это – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,позволяющих осуществлять обучение на ра...
Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.
Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фор...