Литературное чтение "Колыбельные песни" УМК: Планета Знаний
план-конспект урока
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Экологическая:через интерпретацию образов и проявленных детьми смыслов «Зеленых аксиом» (Экологический след) формировать новые смысловые образы, помогающие проявить личностные смыслы детей, их мировосприятие с целью активизации их деятельности по освоению идей устойчивого развития
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnye.docx | 489.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Малышева ЮлияАлексеевна, учитель начальных классов
МАОУ гимназии № 55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска
УМК: Планета Знаний
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Тема: «Колыбельные песни»
Типология урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Экологическая:через интерпретацию образов и проявленных детьми смыслов «Зеленых аксиом» (Экологический след) формировать новые смысловые образы, помогающие проявить личностные смыслы детей, их мировосприятие с целью активизации их деятельности по освоению идей устойчивого развития
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Содержание урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивационный этап | Вводное задание -Ребята, сегодня мы начнём наш урок литературного чтения с того, что посмотрим отрывок из мультфильма «Умка». -Что вы почувствовали, слушая песню? -Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -А как вы считаете, какая тема нашего урока? -Скажите, а какие задачи мы можем поставить перед собой? (цель зафиксировать на доске) -А как вы думаете, с какой целью мы проведем сегодняшний урок? | Включение учащихся в учебную деятельность. Перечисляют чувства, появившиеся после просмотра мультфильма. -О колыбельных. -Колыбельные песни. -Познакомится с колыбельными песнями. -Узнать, какие могут быть колыбельные песни. -Научиться читать колыбельные песни. -Познакомиться с особенностями жанра. - Возможно, полюбить эти песни, научиться их исполнять, а, может, даже самим сочинить подобные | |
2 | Разработка проекта, плана решения поставленной задачи, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | -Необходимо составить план работы. План(фиксируется на доске) 1.Проблема 2. Идеи 4. Способы 5.Инструменты 6.Выводы 7.Оценка -Как вы думаете, нам поможет правило «Экологического следа» в достижении целей урока? | Проговаривают шаги изучения новой темы, они были сформулированы на предыдущих уроках Перечисляют способы изучения вопроса: наблюдение, поиск информации, исследование Перечисляют инструменты: учебник, хрестоматия, печатная тетрадь, видеоролики. Возвращаясь к шагам плана, мы оглядываемся на свой выполненный «след». Какую пользу работа принесла для достижения цели, Почему получилось выполнить задание? Учимся потреблению, применению своих знаний | |
3 | Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 4 5 6 | -Слышали ли вы колыбельные песни? -А кто их исполняет? - Как вы думаете, о чём эти песни? -Послушайте, я вам расскажу одну историю. -«Однажды маленькая внучка спросила у своего дедушки: -Дедушка, кто старше меня? -Твои мама и папа. -А кто старше, чем они? -Мы с бабушкой… -А кто старше всех-всех на свете? -Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама». - Так, кто же старше всех на свете? -Почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная? Как это понять? Почему он объединил их? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к смыслу этих слов. - Что значит «хлеб насущный»?А колыбель? - Выходит, что хлеб питает (что?)…(тело человека), а колыбель – (душу) (Нет ничего дороже у человека, чем жизнь и младенец как продолжение его самого.Это невидимая ниточка из взрослого мира в мир ребёнка). -Ребята, как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен? -Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, каждая мать поёт её по своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш. -Ребята, колыбельные песни появились очень давно, много веков назад, но и сейчас мамы и бабушки поют колыбельные песни малышам. - О чем это говорит? -Получается, прошлое живёт в нашем настоящем? -Мы всегда оглядываемся назад, чтобы сделать шаг вперёд. Зачем? (Вспомнить свой опыт, опыт наших предков). А с какой целью? (сохранить традиции, обычаи, культуру) .А как иначе называют это действие человека, когда он сохраняет предыдущий опыт и создает на его основе что-то свое, может быть, еще лучше? -А что нам напомнило об этом культурном следе? Правильно, «зеленая аксиома». А какой смысл в ней заложен? -А как вы считаете, какой след оставили наши предки? -Колыбельные песни не исчезли, а передаются из поколения в поколение. Благодаря чему?Кому? - А вы сейчас готовы принять эстафету от предыдущих поколений по передаче колыбельных песен? - В чем сложность на сегодняшний день? Действительно, пока мало знаем о них. Что будем делать? - Какую учебную задачу поставим перед собой? -Что нам для этого понадобиться? -Как будем работать? (в группах) - Как будем оценивать результаты своей работы? (КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ) 1.Работать дружно. 2.Правильное выполнение задания. 3.Презентация выполненной работы. | -Мамы, бабушки. -О жизни, о том, что происходит вокруг. Рассуждение детей. Рассуждение детей. Справка: Насущный - имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый, например: насущный вопрос - вопрос, имеющий скорую важность, нетерпящий отлагательств.также, насущное - то, что даёт нам ответ на что-либо. Каждое поколение, каждый человек оставляет свой след на земле Наши предки оставили культурный след. Человек должен оглядываться на свой «след». А след этот образный. Народ помнит свою историю, культуру и передаёт потомкам всё самое лучшее. Размышления детей | |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. 6 Мини-итог | -Как будем работать? (в группах) Групповая работа Повторить правила работы в группе. Распределить «роли» (желательно до урока) Задание: прочитать научную статью. Найти ответ на поставленный вопрос «Как появились колыбельные песни?» Текст Из истории колыбельной песни Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребёнка от проделок тёмных сил. Народные колыбельные песни появились очень давно. Главный секрет колыбельной песни – её простота плюс лёгкая запоминающаяся мелодия.колыбельные придумывали матери, качающие в колыбели своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Как считалось, песни не только успокаивали малыша, но и защищали его от тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращался к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Народные колыбельные песни наполнены образами кота. Баю – баюшки - баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока. Текст Из истории колыбельных песен Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю - ли», «люшеньки - люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах. Ай, люли - люленьки…. Текст Из истории колыбельной песни Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (качать, колыхать). Колыбельная – песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну. Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Выступление групп (2 -3 человека от группы представляют свой вариант ответа) Выход на вывод: -Когда появились колыбельные песни? -Для чего их придумали? -Как, по – вашему, звучали и звучат колыбельные песни? - Откуда пришли эти незатейливые мелодии? (из природы: так тихо шелестят листочки на деревьях, так убаюкивает тихий ветерок, так пригревает солнышко и пр.)Слышали такое выражение: «Природа – колыбель человечества»? - Хотите научиться исполнять колыбельные? Сразу запоем или сначала научимся правильно читать их? | Самостоятельное чтение или возможно применить «совместное» чтение научной статьи с целью ответа на поставленный вопрос Учащиеся готовят ответы. Каждая группа представляет свой вариант ответа на поставленный вопрос. Вывод: колыбельные песни появились очень давно. Их пели матери своим детям. Исполняя с любовью к своему малышу колыбельную, мама тем самым внушала ему: тебя любят, оберегают, защищают. | |
6 | Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений 7- 7а | Работа в паре (у каждой группы на парте карточки) Задание:расставить строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня, научиться читать её выразительно, прочитать друг другу. 1 группа: Не ложися на краю И утащит во лесок Баю – баюшки – баю Придёт серенький волчок Под ракитовый кусток 2 группа: Прилетели журавли Ой, люли – люли – люли! А ворота скрип – скрип Они сели на ворота У нас Ваня спит – спит 3 группа: В речке струйки говорят К нам в окно луна глядит В небе звёздочки горят Малым детям спать велят - Ребята, получилось у вас?Так, что же подсказывало и содержание, и мелодию колыбельных песен? (Сама природа, а человек учился у нее мудрости) - Ребята, теперь мы сможем сказать, что знаем многое о колыбельных песнях? - И куда же мы со своими знаниями о них? - А что подвигло вас на такие поступки? (Зеленая аксиома) | Обсуждают в паре. Фиксируют свои выводы на листе –заготовке. Это вариант для оценки деятельности группы (для обратной видимой связи усвоения материала) Можем пойти к первоклассникам и рассказать им об этом. Можем приготовить классный час для мам и самим спеть им колыбельные | |
8 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | Возвращаемся к плану работы. -Какие пункты плана нами выполнены ? -Над какими пунктами продолжим еще работать? -А какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, мы решили её? - А кто может сказать: «Я знаю, какие бывают колыбельные песни и чем они отличаются»? -А кто может сказать: «Я могу сам сочинить колыбельную песню и научить других»? -Дай оценку своей деятельности на листе успеха. -Как зеленое правило помогло нам на уроке ? - А как оно может звучать для вас сегодня? А ты готов оставить свой след в культурном наследии? -А как вы думаете, когда вы вырастите, будете петь колыбельные?Могут ли вам в жизни пригодится знания, полученные на уроке? | Оценочный лист с этапами урока Возвращались к выполненым действиям, улучшали их. тем самым оставляли свой след на уроке, что способствовало достижению цели. Учились применять имеющиеся знания. | |
Д/з | - Как вы думаете, каким может быть ваше домашнее задание? Придумать свою колыбельную песню. В конце четверти подготовить праздник «Колыбельные для мам». | Рисунок, аппликация, видеоролик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний
рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...
рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний
рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Рабочая программа по предмету Литературное чтение программа "Планета знаний"
Рабочая программа к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» третьего класса , разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования и являю...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению содержит в себе тип урока, виды контроля, используемые технологии. Программа создана на основе авторской Э.Э. Кац...
Литературное чтение УМК Планета знаний 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...