Дистанционные образовательные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
статья (3 класс)

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предусмотрено построение разветвленной системы поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками.Одной из таких технологий являются дистанционные образовательные технологии.Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской, проектной и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию.  В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 

 

С  2013 года наш лицей тесно сотрудничает со Школьной лигой РОСНАНО. На этой платформе учащиеся вместе с учителями дистанционно участвуют в различных проектах и исследовательской деятельности. Учащиеся моего класса принимали активное участие в проектах Школьной лиги РОСНАНО: «Планета земля – вдоль и поперёк» (2018г.), «Тайны физических явлений» (2019г.), «Путешествие в мир плодов и семян» (2019г.), «Аптекарский огород. Как лечат лекарственные растения»(2020г.). В ходе проектов учащиеся научились создавать презентации, видеоролики, лэпбуки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_resursy_proektnoy_i_issledovat.deyat_.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные образовательные ресурсы проектной и исследовательской деятельности.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предусмотрено построение разветвленной системы поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. Одной из таких технологий являются дистанционные образовательные технологии.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить  формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их  активную учебно-познавательную деятельность, а так же  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской, проектной и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию.  В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Но во внедрении данного метода в урочную систему есть определенные трудности: это трудоемкий и временно затратный процесс. Так как учащихся необходимо научить принципам проектной деятельности. По новым ФГОС, проектной деятельности можно обучать и в рамках внеурочной деятельности. Но каждому учащемуся, в силу разных индивидуальных потребностей, необходим свой темп освоения основ проектной деятельности. Мы решили найти выход в использовании новых педагогических технологий таких как, дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Ведь все-таки не стоит забывать, что современная школа - это школа "информационного века". Организация образовательного процесса видоизменяется и перестает быть только классно-урочной и очной. Сотрудничество школьников и педагогов постепенно переходит в виртуальную коммуникацию. Все эти условия для работы с одаренными детьми создают ДОТ.

С  2013 года наш лицей тесно сотрудничает со Школьной лигой РОСНАНО. На этой платформе учащиеся вместе с учителями дистанционно участвуют в различных проектах и исследовательской деятельности. Учащиеся моего класса принимали активное участие в проектах Школьной лиги РОСНАНО: «Планета земля – вдоль и поперёк» (2018г.), «Тайны физических явлений» (2019г.), «Путешествие в мир плодов и семян» (2019г.), «Аптекарский огород. Как лечат лекарственные растения»(2020г.). В ходе проектов учащиеся научились создавать презентации, видеоролики, лэпбуки.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников, сочетание различных форм и методов взаимодействия педагога и ребенка. Дистанционный курс позволяют педагогу в зависимости от успехов ребенка применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки материалов, ссылки на информационные ресурсы, без подмены очной системы дистанционной.

Данный курс  способствует развитию творческой, активно действующей личности, владеющей технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности. Курс может быть вспомогательным для проектирования по различным школьным предметам, а также может использоваться во внеурочной деятельности. В курсе формируются метапредметные умения, такие как умение самостоятельно определять цели и составлять план организации проектной работы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение оформлять результаты поиска с применением информационных технологий, выбирать способ представления материала. В курсе осуществляются межпредметные связи, где информационные технологии выступают лишь средством для достижения поставленных целей проектной работы.

Задачи курса:

- Создать условия для развития интеллектуальных умений, деловых качеств и предприимчивости;

- Вызвать интерес к проектной деятельности.

- Познакомить учащихся с теоретическими материалами по проектной деятельности;

- Познакомить с современными источниками информации, сформировать умения работать с информацией

- Создать условия для получения опыта применения знаний и умений в области информационных технологий в самостоятельной практической деятельности.

- Создать условия для формирования навыков совместной работы и делового общения в группе.

- Сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

Дистанционные курс конструируется на базе системы дистанционного обучения MOODLE и содержит различные ресурсы и виды деятельности: презентации, лекции с вопросами, тесты, ссылки на ресурсы в интернете, задания на поиск информации в интернете, видеоролики.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В курсе подробно рассматривается алгоритм проведения и структура проекта, виды проектов и проектных продуктов; показаны способы использования различных источников информации; рекомендации по оформлению презентации и письменной часть проекта; критерии оценивания проекта.

Основная идея программы  состоит в том, что ученики будут работать с материалами курса, размещенными на сайте со своего компьютера. В пределах срока обучения учащимся предоставляется свобода выбора времени и темпа обучения в соответствии с программой и режимом обучения. Задача учителя заключается в управлении учебным процессом, помощи в правильном распределении времени. Занятия по свободному графику позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных  учебных планов  для развития одарённых детей, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Данный курс может быть частью индивидуального учебного плана школьника.

Использование дистанционных форм обучения позволяет достигать результатов обучения, заложенных в новых образовательных стандартах, а также оказывать индивидуализированную педагогическую поддержку одаренным учащимся.

Литература:

1. ФГОС в основной школе. http://mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03

2. Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними». - http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518-

3. Осипова Л. В. « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС» .http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/   

4. Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников:пособие для учителя. – М. 2008

6. Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».  http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528-

7. Чупахина Л.А. Проектная и исследовательская деятельность с одаренными детьми.http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/191-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-rabote-s-odarennymi-detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности  в информационной образовательной среде 21 века»...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"

В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характер...

Мастер-класс на тему "Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, уме...