Серикова Ольга Сергеевна «Активные методы обучения как главный инструмент современного учителя»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Автор уверен, что современные новейшие технологии содержат в своей основе классические технологии, а вот инструментарий этих технологий постепенно обновляется с помощью новых электронных средств обучения. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Надо только немного подучиться. Так это же норма - учитель не может не учиться. Автор приводит примеры освоения современных образовательных технологий, содержащих активные методы обучения из опыта своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Активные методы обучения55 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

СЕРИКОВА О.С.,

учитель начальных классов,

областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Шебекинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов», Россия, Белгородская обл.

В статье автор делится опытом работы по применению активных методов обучения, которые развивают у учащихся самостоятельность и внутреннюю мотивацию учения.

Мы живём в быстро меняющемся мире, который требует применения в обучении новых образовательных технологий. Автор уверен, что современные новейшие технологии содержат в своей основе классические технологии, а вот инструментарий этих технологий постепенно обновляется с помощью новых электронных средств обучения. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Надо только немного подучиться. Так это же норма - учитель не может не учиться.

Автор приводит примеры освоения современных образовательных технологий, содержащих активные методы обучения из опыта своей работы.

«Технология системно-деятельностного подхода в обучении» - одна уже прочно прижившаяся с момента внедрения ФГОСов второго поколения. Это технология развивающего обучения, которая обеспечивает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся на уроке и вне урока. Структура учебного занятия становится похожа на план творческого коллективного проекта. А любой урок – это одна из контрольных точек этого долгосрочного проекта по определённой теме. Причём учитель  каждый раз решает – проект действует или нужна его срочная корректировка.

План урока по анализу стихотворения С.Я.Маршака «Гроза днём» может быть таким.

  1. Организационный момент. Прослушивание записи шума дождя с громом.
  2. Создание актуализирующего затруднения. «Какими буквами, словами вы бы записали звук грома?»
  3. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации). «Сегодня мы будем анализировать стихотворение С.Я.Маршака «Гроза днём», развивать умение анализировать стихотворный текст, объяснять различные средства выразительности.
  4. «Открытие» детьми нового знания. Прочитайте стихотворение. Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Какие звуки повторяются?
  5. Первичное закрепление. Запишите примеры звукоподражания – это слова для разных ситуаций: пение птиц, шум воды, мыши, шелест листвы.
  6. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Найди с помощью ранее составленной памятки другие средства выразительности, например, эпитеты, метафоры, повтор, рифма,  ритм, однородные члены.
  7. Решение тренировочных задач. Рассмотрим стихотворение С.Я. Маршака «В лесу над росистой поляной…». Задание: найдите средства выразительности, с помощью которых поэт описывает свои воспоминания о лете. Делаем задание по командам.
  8. Контроль. Рефлексия. Отчёт работы команд и выставление отметок.

Такой подход даёт возможность всем детям проявить свои творческие и умственные способности непосредственно в деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии  включают в себя много различных  вариантов. Учителя уже активно применяют интерактивные плакаты, различные видео- и аудио- ресурсы, электронные приложения к учебникам. Сравнительно недавно появился новый сетевой ресурс – учебная платформа ЯндексУчебник. Очень удобный инструмент для развития, закрепления и контроля знаний и умений. Уже есть задания по русскому, математике, пополняется раздел окружающий мир. По наблюдению авторов, данный ресурс имеет положительные моменты:

  1. Содержание точно соответствует программе «Школы России».
  2. Затрачивается минимум времени при подготовке пакета заданий.
  3. Учитель не проверяет задания, а видит результат электронной проверки.
  4. Данный ресурс можно использовать и на уроке: вывести на экран для фронтальной работы или дать задание индивидуально.
  5. Ученикам понятны инструменты работы с ресурсом, они напоминают компьютерные игры.
  6. Результаты работы ученика и учителя визуализируются с помощью диаграмм, выстраивается рейтинг успешности. И кроме этого, все участники постоянно поощряются грамотами и благодарственными письмами, что важно для развития самооценки и мотивации учения.

Проектная  деятельность  - это технология, которая уже прочно вошла в процесс обучения. Учебный проект состоит из замысла (обнаружения проблемы), составления и выполнения плана реализации проекта, создания проектного продукта и презентации.

Если вернуться к предыдущему плану урока литературного чтения, описанного выше, то достаточно к пункту №6 «Самостоятельная работа с проверкой в классе» добавить творческое задание: «Сделай памятку по определению средств выразительности в стихотворении», а в последнем пункте запланировать презентацию каждой команды  по составлению памятки, и этот урок станет уроком-проектом. 

Проектными продуктами таких уроков могут быть:  макеты, модели, памятки, плакаты, схемы, видеоролики. А презентация готового продукта может быть в виде кроссвордов, выставок, викторин, конкурсов, спектаклей.

Сравнительно не так давно появились новейшие активные технологии и активные методы обучения.

Коллекция стикеров. Этот метод заставляет учеников обдумывать и  делиться своими идеями, которые относятся к обсуждаемому вопросу на уроке. Применять метод стикеров лучше в начале изучения какой-то темы. Класс делится на группы (команды), и каждая группа получает стикеры одного цвета. Ученик записывает свою идею на отдельном стикере. Затем идеи обсуждаются, причём некоторые из них принимаются, другие откладываются. Выбранные идеи прикрепляются на общую доску. При этом одинаковые идеи группируются. Стикеры разных цветов для каждой группы помогают увидеть активность группы. И это является очень важным моментом с точки зрения психологии взаимоотношений и личностного роста каждого ученика. Ведь побуждать активность и самостоятельность – это и есть главная идея и цель метода стикеров.

За этим занятием могут последовать методы приоритизации (присвоение приоритетов кому-либо, чему-либо). Например, проводится разбор эффективности работы каждого в группе (команде) с целью приобретения положительного опыта и возможности формирования новых полезных навыков. Обсуждаются такие вопросы. Насколько хорошо ученики представляют и обосновывают свои идеи и убеждают других? Сделал бы представлявший идею ученик что-либо иначе в следующий раз? Было ли легко достигнуть соглашения? Какие процессы привели к соглашению? Кто был особенно успешен в донесении идей до других и почему?

Стикеры могут быть помещены на специальную доску в классной комнате. Ученики делают добавления на этой доске на следующих уроках, или же класс может вернуться к ней в конце темы, чтобы закрепить знания. Пример применения метода стикеров для урока по литературному чтению. Этапы могут быть такие:

  1. Капитан раздаёт стикеры каждому члену своей команды.
  2. Учитель предлагает написать детям на стикерах: «Какое средство выразительности вы бы добавили в памятку для анализа стихотворения? Запишите»
  3. Каждый ученик пишет на своём стикере одно или несколько средств выразительности, которые он может объяснить на своём примере.
  4. Команда обсуждает, какие средства выразительности записали все члены команды, заслушивает каждого и сортирует всё написанное, исключая повторы.
  5. Все стикеры прикрепляются на доску под заголовком «Средства выразительности стихотворного текста»
  6. Далее идёт апробация или тестирование созданной памятки, обсуждаются все возникшие проблемы.
  7. В конце урока памятка не сворачивается, а висит до определённого момента, например, до окончания изучения «Поэтической тетради».
  8. Далее возможно свернуть памятку в малый масштаб, распечатать и отдать ученикам для использования в работе.

Смешанное обучение  - это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Необходимо соблюдать принципы смешанного обучения:

- последовательность: сначала ученик должен самостоятельно (возможно даже дома) изучить материал, а потом в классе применить его на практике;

- наглядность: ученик должен иметь постоянный свободный доступ к различным учебным пособиям и электронным в том числе;

- необходимость практических занятий и индивидуальных в том числе;

- поддержка: в системе удаленного обучения ученик всегда может виртуально задать вопрос учителю и оперативно получить ответ, не дожидаясь следующего урока.

          Модель образовательного процесса под названием «Перевернутый класс» – это разновидность смешанного обучения. При этом учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на уроке проходит практическое закрепление материала.

Для перевернутого обучения характерно использование аудио и видео файлов. А выполнение домашней работы предполагает как прослушивание и просмотр этих файлов, так и самостоятельное изучение учебных текстов.  Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе учащийся дома завершает практические задачи, выполняет тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Условие использования смешанного обучения – хорошее техническое оснащение кабинета, наличие интернета и большой медиатеки. Учитель тоже должен владеть всеми электронными пособиями и навыками по работе с ними. А учащиеся уже готовы к этому на 100%.

Стремление к модели «перевернутый класс» является необходимым переходом от авторитарности учителя к самостоятельности ученика, что способствует развитию его внутренней положительной мотивации учения. Совмещение офлайн и онлайн обучения - это безусловное требование времени. Без этого не может быть ни современного учителя, ни современного обучения.

Список литературы

  1. Соколова Т.Е. Кодирование и хранение  информации: специфика                начальной школы / Т.Е.Соколова // Самара: Учебная литература, 2008.-48с.
  2. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. / В.С. Цуканова // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 80 с.
  3. Эльконин Б.Д. Технологии развивающего обучения в опыте работы школы /  Б.Д. Эльконин //  М., РО ИПК и ПРО. –  2002. – 98с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок с использованием активных методов обучения

Современный  урок с использованием активных методов обучения...

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Презентация для выступления учителя начальных классов на тему "Кейс-технологии активный метод обучения школьников поколения Z"

Данный материал был подготовлен мною для выступления на секционном заседании учителей начальных классов в рамках августовской педагогической конференции педагогических работников образования Пестречин...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Активные методы обучения и их виды»

Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных сп...

плакат по теме активные методы обучения учителя начальны классов на примере математики

Активные методы организации самостоятельной работы и обобщение знанийДостоинства АМАктивные методы строятся на.....активные методы релаксиактивные методы выяснения целей....