Образовательная программа «Начальное техническое моделирование»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Образовательная программа "Начальное техническое моделирование" технической направленности разработана на основе программ по начальному техническому конструированию и техническому моделированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа НТМ | 65.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Учебно-тематический план 1 года обучения 10
Содержательная характеристика 1 года обучения 11
Учебно-тематический план 2 года обучения 14
Содержательная характеристика 2 года обучения 15
Учебно-тематический план 3 года обучения 18
Содержательная характеристика 3 года обучения 19
Методическое обеспечение образовательной программы 22
Пояснительная записка
В наше время бурного развития техники нельзя не использовать всех возможностей привития интереса к ней, к мировым научно-техническим достижениям. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с настоящими и игрушечными машинами, механизмами, слышат слова, относящиеся к технике. Важно, чтобы ознакомление с техникой шло постепенно и систематично, не отпугивало детей обилием получаемой информации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» разработана для организации обучения детей, склонных к конструкторскому мышлению, проявляющих интерес и способности к моделированию и конструированию, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы «Начальное техническое моделирование» заключается в ее практической значимости. Занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.
Педагогическая целесообразность. В программе по трудовому обучению в начальной школе именно этим занятиям отведено мало внимания. А между тем, конструирование и моделирование – одно из любимых занятий младших школьников, которое создаёт благоприятную основу для всестороннего и гармоничного развития личности, невозможного без знаний современной техники, и повышает уровень подготовки к школьному обучению. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Новизна программы заключается в системе занятий по техническому моделированию и конструированию, которая в условиях творческого объединения имеет большие возможности для удовлетворения интереса младших школьников к миру техники.
Цель программы – формирование начальных научно–технических знаний, развитие творческих познавательных и изобретательских способностей учащихся возраста через приобщение к начальному техническому моделированию. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
- формировать устойчивый интерес к техническому творчеству и достижениям в мире техники;
- развивать у детей элементы изобретательности, воображения, технического мышления и творческой инициативы;
- способствовать воспитанию трудолюбия, уважения к труду.
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработана для детей младшего школьного возраста (6-11 лет). Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы – 3 года по 144 часа в год (3 модуля). В соответствии с этим определяются цели по модулям обучения.
Цель первого модуля – создание условий для включения в активную деятельность.
Задачи :
- познакомить детей с различными материалами и инструментами, приёмами обработки различных материалов, использовать их художественные и конструктивные свойства, вырабатывать навыки обработки различных материалов, совершенствовать навыки разметки, сгибания, резания, склеивания;
- развивать интерес к миру техники, творчество детей, расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда, аккуратность, усидчивость.
Цель второго модуля обучения – содействование формированию творческого подхода к выполняемой работе.
Задачи:
- учить конструировать макеты, модели технических объектов и игрушек из плоских, объёмных деталей, точно определять детали, способы их соединения;
- развивать активность, самостоятельность, пространственное и образное мышление, речь, воображение, память, наблюдательность младших школьников;
- воспитывать эстетический вкус, чувство товарищества, коллективизма.
Цель третьего модуля обучения – создание условий для развития самостоятельности при выполнении практических работ.
Задачи:
- формировать новые и совершенствовать уже имеющиеся умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;
- развивать конструктивное мышление, профессиональные интересы младших школьников;
- воспитывать культуру труда.
Содержание программы «Начальное техническое моделирование» основывается на следующих принципах: политехнизма, воспитывающего характера труда, научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, наглядности, прочности овладения знаниями и умениями. Программа построена таким образом, что усвоение необходимых политехнических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ.
Основной формой организации работы в творческом объединении является учебное занятие. Содержание занятий по начальному техническому моделированию имеет тесную связь со знаниями и умениями, полученными на уроках математики, рисования, конструирования, природоведения, трудового обучения. Также используются такие нетрадиционные формы как устный журнал, КВН, беседа-встреча, тренинг, викторина, экскурсия, утренник. Работа с детьми в творческом объединении проводится как индивидуально, так и по группам, применяется метод взаимного обучения.
Применяются различные типы нестандартных заданий:
- измени форму деталей;
- замени материал;
- сделай наоборот;
- выбери нужное;
- создай асимметрию;
- измени число деталей и т.д.
Одним из условий реализации программы является учёт возрастных индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Для них характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность, повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Волевая сфера развита ещё недостаточно: рассеянное внимание, неумение сосредоточиться, не сформировано стремление преодолевать трудности в работе, доводить начатое до конца. Для детей 6-8 лет характерно наглядно-действенное мышление, специфика которого в тесной связи мыслительных и практических действий. В 9-11 лет конкретный, предметный характер мышления обогащается наглядно-образным, дающим возможность обобщения, абстрагирования. В связи с этим огромное значение имеет использование на занятиях наглядных средств: чертежей, образцов, иллюстраций, схем, шаблонов, разверток, инструкционно-технологических карт и занимательных элементов: загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов, игр, викторин, конкурсов.
По окончании первого года обучения учащиеся:
знают:
- правила безопасности
- названия применяемых материалов и инструментов, приспособлений и их назначение;
- свойства бумаги;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- правила и способы разметки материалов;
- способы соединения деталей;
- названия геометрических фигур;
- определения и понятия, предусмотренные программой;
умеют:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами;
- самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы;
- экономно расходовать материалы;
- соединять детали при помощи клея, проволоки, в «замок»;
- составлять формы окружающих предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- ориентироваться в последовательности выполнения отдельных технологических приёмов, изображённых на карточках, объяснять эти приёмы;
- работать в коллективе.
владеют:
- операциями обработки бумаги: сгибание, складывание, резание, склеивание бумаги.
По окончании второго года обучения учащиеся:
знают:
- значение основных линий чертежа, чертёжные инструменты;
- название технических средств, предусмотренных программой;
- способы хранения и приёмы обработки природного материала;
- правила безопасности труда;
- понятия и определения, предусмотренные программой;
- правила изготовления развертки.
умеют:
- самостоятельно читать чертеж и технологическую карту;
- соблюдать правила охраны труда;
- анализировать образец: выделять существенные признаки; сравнивать, обобщать, делать выводы;
- выполнять подвижные и неподвижные соединения деталей;
- эстетически оформлять готовые работы;
- оценивать результаты своего труда.
владеют:
- элементарными графическими навыками.
По окончании третьего года обучения учащиеся:
знают:
- понятия и определения, предусмотренные программой;
- элементарные сведения о производстве бумаги;
- название и назначение всех линий на чертеже.
умеют :
- организовывать рабочее место;
- самостоятельно работать по инструкционно-технологическим картам;
- читать чертеж, инструкционную карту сравнивая ее данные с образцом изделия;
- делать разметку деталей макетов, моделей по чертежу;
- решают задачи по рациональной разметке и выбору способов соединения деталей;
- правильно наносить на чертеж размеры;
- увеличивать и уменьшать чертеж детали с помощью масштаба;
- самостоятельно выполнять эскизы;
владеют:
- практическими навыками навыками и приёмами художественной обработки бумаги, картона, бросового материала.
Система дополнительного образования безоценочная, но контроль за усвоением изучаемого материала проводится регулярно, при помощи ежегодного трехразового контрольного диагностирования теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся (входной, рубежный, итоговый контроль). Разработанный комплекс теоретических и практических заданий, позволяет выявить уровень усвоения младшими школьниками учебного материала (высокий, средний, низкий).Текущий контроль позволяет осуществить использование на занятиях творческого объединения викторин, кроссвордов, ребусов, игр, карточек с заданиями. Реализовать полученные знания, умения, навыки ребенок может, участвуя в городских и областных выставках, мероприятиях учреждений дополнительного образования.
Успешная реализация программы «Начальное техническое моделирование» возможна при наличии
материально – технической базы:
- учебного кабинета;
- инструментов и приспособлений: простой карандаш ТМ, линейка измерительная, циркуль, ножницы канцелярские с закруглёнными концами, кисточка для клея, иголки швейные, круглое шило. контрольные копии рисунков на кальке, металлические скобы, степлер, трафареты;
- материалов: бумага цветная, крепированная, калька, ватман, картон цветной, упаковочный. Вата, обрезки ватина, лоскуты ткани, нитки швейные, проволока, поролон, полимерная плёнка;
- растительных природных материалов: листья, плоды, цветы, соцветия, семена, лепестки;
- полуфабрикатов, бросовых материалов: коробки, яичная скорлупа, металлизированная бумага, полимерные упаковки от цветов, ёлочный “дождик”, открытки, упаковки от конфет и т.д.
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часа)
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Понятие об инструментах и материалах. | 8 | 2 | 6 | Контрольные упражнения |
3. | Основные рабочие операции при обработке бумаги. | 20 | 5 | 15 | Упражнение. Выставка детских работ |
4. | Работа с природным материалом. | 6 | 2 | 4 | Выставка. Викторина. |
5. | Техника в жизни человека. | 4 | 2 | 2 | Выставка |
6. | Конструирование из плоских деталей. 6.1 Конструирование моделей, макетов технических объектов. 6.2 Конструирование игрушек. | 16 10 | 5 2 | 11 8 | Выставка Рубежные тестовые задания. |
7. | Лепим из пластилина. | 4 | 1 | 3 | Выставка |
8. | Изготовление подарков и сувениров. 8.1 Изготовление подарков и сувениров из разных материалов. 8.2 Изготовление подарков и сувениров из бумаги. | 20 12 | 5 2 | 15 10 | Зашита коллективной работы |
9. | Конструирование из объёмных деталей. 9.1 Конструирование моделей, макетов технических объектов. 9.2 Конструирование игрушек. | 18 10 | 4 2 | 14 8 | Тестирование |
10. | Ветряные игрушки. | 14 | 3 | 11 | Испытание моделей в действии |
Итого: | 144 | 36 | 108 | Выставка |
Содержание программы
1 год обучения
- Введение в программу. 2 ч.
Знакомство детей с образцами изделий, выполненных в творческом объединении “Начальное техническое моделирование”. Беседа о сущности процесса конструирования, о содержании предстоящих занятий. Инструктаж по правилам поведения в рабочей комнате, в помещении станции юных техников.
Практическая работа: экскурсия по творческим объединениям учреждкния.
- Понятие об инструментах и материалах. 8 ч.
Знакомство с понятиями “инструмент”, “материал”. Бумага, свойства и качества. История создания бумаги. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Организация порядка на рабочем месте.
Практическая работа: опыты с бумагой, выполнение работы в технике «процарапывание», изготовление модели парашюта.
- Основные рабочие операции при обработке бумаги. 20ч.
Знакомство детей с основными рабочими операциями при обработке бумаги: сгибание, резание, разметка, склеивание. Правила и приёмы сгибания, склеивания, резания, разметки. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Аппликация. Её виды, назначение. Оригами. Правила работы в технике «Оригами». Практическая работа: разметка деталей круглой и прямоугольной формы по шаблону. Резание бумаги по прямому, фигурному контуру. Приёмы симметричного резания. Зеркальное вырезание. Приём щелевого соединения деталей. Изготовление из бумаги поделок по типу “оригами”, аппликационных работ.
- Работа с природным материалом. 6ч.
Разнообразие природного материала. Способы и приёмы хранения, обработки природных материалов.
Практическая работа: изготовление аппликации из высушенных листьев, манной крупы, объёмных поделок из шишек.
- Техника в жизни человека. 4ч.
Знакомство с ролью техники в жизни человека. Геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Практическая работа: составление из набора геометрических фигур макетов, моделей, технических объектов. Изготовление аппликации из геометрических фигур.
- Конструирование моделей, макетов технических объектов и игрушек из плоских деталей. 26ч.
Различные способы соединения деталей: подвижное, неподвижное. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий. Закладки. Их виды, назначение. Мозаика. Виды мозаики. Устройство автомобиля. Элементы графической грамоты – сплошная толстая линия – линия разреза. История изобретения открытки. Расширить знания детей об атрибутах новогоднего праздника и персонажах.
Практическая работа: изготовление моделей, макетов, игрушек из плоских деталей: закладки, мозаики из резаной бумаги, игрушки с подвижным способом соединения деталей. Приём симметричного резания в круге.
- Лепим из пластилина. 4ч.
Пластилин, свойства и качества.
Практическая работа: приёмы и способы лепки. Лепка фигурок животных.
- Изготовление подарков и сувениров. 32ч.
Разметка деталей различными способами: на просвет, по месту, через копировальную бумагу. Различные способы соединения деталей. Элементы предварительного планирования. Нитки. Виды ниток. Обложечная бумага. Назначение светофора. Часы. Виды часов.
Практическая работа: изготовление куклы из ниток. Приём обработки поролона. Изготовление сувениров из бросовых материалов. Изготовление модели светофора, модели часов, записной книжки. Работа в технике «оригами».
- Конструирование моделей, макетов технических объектов
и игрушек из объёмных деталей. 18ч.
Понятия “модель”, “макет”. Приёмы разметки деталей по шаблонам. Соединение объёмных деталей при помощи клея. Рассказы о технических средствах. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Виды строений. Их назначение. Легковой транспорт. Виды воздушного транспорта. Первый полёт в космос. Истории изобретения спичек. Геометрические тела – конус, куб. Практическая работа: Изготовление макета домика, модели автомобиля, самолёта, коляски, модели ракеты. Изготовление поделки из спичечных коробков. Изготовление игрушек на основе геометрических тел – конус, куб.
- Ветряные игрушки. 14ч.
Виды и принцип работы ветряных игрушек. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: изготовление вертушек, ветряных игрушек.Подведение итогов работы за учебный год, организация выставки.
Учебно-тематический план
2 год обучения (144 часа)
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Инструменты и материалы. | 8 | 3 | 5 | Игра-викторина |
3. | Работа с природным материалом. | 12 | 3 | 9 | Защита коллективной работы |
4. | Первоначальные графические умения и навыки. | 12 | 4 | 8 | Контрольные задания |
5. | Моделирование путём сгибания и складывания бумаги. | 8 | 2 | 6 | Зачет |
6. | Конструирование из плоских деталей. 6.1 Конструирование моделей, макетов технических объектов. 6.2Конструирование игрушек. | 20 16 | 6 3 | 14 13 | Тестирование |
7. | Изготовление подарков и сувениров. 7.1 Изготовление подарков и сувениров из разных материалов. 7.2 Изготовление подарков и сувениров из бумаги. | 18 10 | 4 2 | 14 8 | Выставка |
8. | Конструирование моделей, макетов технических объектов и игрушек из объёмных деталей. | 20 | 5 | 15 | Защита коллективной работы |
9. | Лепим из теста, бумаги. | 8 | 2 | 6 | Выставка |
10. | Мобиле и ветряные игрушки. | 10 | 3 | 7 | Испытание в действии |
Итого: | 144 | 38 | 106 |
Содержание программы
2 год обучения
- Введение в программу. 2ч.
Знакомство детей с объектами предстоящей работы, планом работы творческого объединения “Начальное техническое моделирование” на будущий учебный год. Правила поведения в рабочей комнате, в помещении станции юных техников.
Практическая работа: экскурсия по творческим объединениям Дома детского творчества.
- Инструменты и материалы. 8ч.
Знакомство с элементарными сведениями о применении, производстве бумаги, картона. История создания ножниц. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места.
Практическая работа: изготовление поделки в технике «процарапывание», закладки, чехла для ножниц. Фигурное плетение.
- Работа с природным материалом. 12ч.
Разнообразие природного материала. Способы и приёмы хранения, обработки природных материалов. Приёмы обработки песка, опилок. Искусство аранжировки - икебана.
Практическая работа: изготовление аппликации из высушенных листьев, опилок, песка, составление икебаны.
- Первоначальные графические знания и умения. 12ч.
Знакомство с линиями чертежа: контура, сгиба, резания, местом нанесения клея. Назначение и использование чертёжных инструментов: линейка, карандаш. История создания карандаша. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Окружность.
Практическая работа: изготовление карандашницы, разметка деталей по чертежу. Вычерчивание окружности.
- Моделирование путём складывания и сгибания бумаги. 8ч.
Искусство - оригами. Правила и приёмы складывания бумаги. Из истории этого искусства. Деление квадрата, прямоугольника складыванием бумаги на равные части.
Практическая работа: изготовление поделок в технике “оригами”,выполнение аппликации с элементами оригами.
- Конструирование из плоских деталей. 36ч.
Совершенствование приёмов разметки, резания, склеивания. Аппликация. Виды аппликаций. Мозаика. Их назначение. Подвижный и неподвижный способы соединения деталей. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: изготовление аппликации из разных материалов, бумаги, мозаики из бумаги.
- Изготовление подарков и сувениров. 28ч.
Приёмы обработки разных материалов: бумаги, фольги, пенопласта. Приёмы плетения бисером. Приемы работы в технике «Изонить». Разные способы соединения деталей. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: изготовление сувениров из бумаги, фольги, пенопласта, игры «кольцелов», копилки из жестяной банки. Выполнение сувенира в технике «Изонить». Плетение бисером.
- Конструирование моделей, макетов технических объектов и игрушек из объёмных деталей. 20ч.
Профессия «архитектор». Приёмы обработки бумаги и картона, чтение чертежей, инструкционно-технологических карт. Разметка деталей моделей, макетов технических объектов и игрушек по чертежам, с помощью чертёжных инструментов. Линии чертежа. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Предварительное планирование отдельных этапов работы. Весы, устройство и назначение.
Практическая работа: изготовление макета дома, модели весов, модели грузового автомобиля.
- Лепим из теста, бумаги. 8ч.
Знакомство с приёмами и способами лепки из теста, бумаги. Рецепт теста для лепки. Технология выполнения работ в технике “папье-маше”.
Практическая работа: замешивание теста для лепки. Лепка декоративных изделий из теста. Выполнение работы в технике «папье-маше». Изготовление декоративной тарелочки. Роспись готового изделия.
- Мобиле и ветряные игрушки. 10ч.
Принцип изготовления ветряного колеса. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: изготовление гирлянды ветряных колёс, мобиле. Испытание игрушек в действии. Подведение итогов за прошедший учебный год. Награждение активных и талантливых детей.
Учебно-тематический план
3 год обучения (144 часа)
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Инструменты и материалы. | 20 | 5 | 15 | Игра-викторина |
3. | Основы графической грамоты. | 12 | 3 | 9 | Контрольные задания |
4. | Оригами. | 8 | 2 | 6 | Беседа |
5. | Конструирование из плоских деталей. 5.1 Конструирование моделей, макетов технических объектов. 5.2Конструирование игрушек. | 20 10 | 5 2 | 15 8 | Тестирование |
6. | Основы бумагопластики. | 10 | 2 | 8 | Защита коллективной работы |
7. | Изготовление подарков и сувениров из разных материалов. | 20 | 3 | 17 | Выставка |
8. | Техническое моделирование. | 20 | 5 | 15 | Тестирование |
9. | Изготовление декоративных изделий из гипса. | 8 | 1 | 7 | Выставка |
10. | Летающие и звуковые игрушки. | 14 | 4 | 10 | Испытание изделий в действии |
Итого: | 144 | 31 | 113 |
Содержательная характеристика
- год обучения
1. Введение в программу. 2ч.
Показ образцов изделий, выполненных в творческом объединении. Задачи и содержание занятий в будущем учебном году. Правила поведения в рабочей комнате, в помещении станции юных техников. Практическая работа: экскурсия.
2. Инструменты и материалы. 20ч.
Элементарные сведения о производстве бумаги, картона, о их видах, свойствах и ценности сырья, из которого изготавливается. Применение бумаги и картона в быту и на производстве. Природный материал. Беседа «Храните природу родного края». Приёмы и правила сбора и хранения, обработки природного материала.
Правила техники безопасности при работе с инструментами. Практическая работа: изготовление поделки в технике «процарапывание» (сюжет свободный), сувенира из бросового материала, Изготовление поделок из природных материалов.
3. Основы графической грамоты. 12ч.
Линии чертежа. Чертёжные инструменты. Окружность.
Деление окружности на 6 равных частей. Практическая работа: изготовление подставки-органайзера, записной книжки, изготовление цветового круга.
4. Оригами. 8ч.
Правила и приёмы складывания бумаги.
Практическая работа: складывание из бумаги по типу оригами, выполнение аппликации с элементами оригами.
5. Конструирование моделей, макетов технических объектов и игрушек из плоских деталей. 30ч.
Совершенствование умений и навыков по разметке сгибанием и складыванием бумаги, по шаблонам, вырезанию, склеиванию деталей, оформлению готовых работ. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: изготовление сюжетных аппликационных и мозаичных работ, изготовление новогодних сувениров, ёлочных украшений.
6. Основы бумагопластики. 10ч.
Основы бумагопластики. Приёмы бумагопластики.
Практическая работа: выполнение приёмов бумагопластик, изготовление полуплоскостной аппликации, объёмной игрушки.
7. Изготовление подарков и сувениров из разных материалов. 20ч.
Совершенствование приёмов обработки разных материалов. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Приёмы работы в технике «изонить»
Практическая работа: изготовление сувениров из бросового материала, сувенира в технике «Изонить», аппликации из ниток.
8. Техническое моделирование. 20ч.
Архитектура. Виды, назначение мостов. Развитие самолетостроенияв России. Железнодорожный транспорт. Виды по назначению Совершенствование навыков чтения чертежей и инструкционно-технологических карт, обработки бумаги. Правила техники безопасности. Элементы предварительного планирования, предстоящей практической работы.
Практическая работа: изготовление макета замка с секретом, макета моста, модели гоночного автомобиля, модели самолёта, модели паровоза, модели трактора.
9. Изготовление декоративных изделий из гипса. 8ч.
Декоративные изделия из гипса. Применение в быту. Технология выполнения декоративных изделий из гипса.
Практическая работа: лепка барельефов, рамок для фотографий из гипса.
10. Летающие и звуковые игрушки.14ч.
Принцип изготовления летающих и звуковых игрушек. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Испытание игрушек в действии.
Практическая работа: изготовление ветряных колоколов, воздушного змея. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение программы
Наименование разделов | Дидактический материал | Информационно - методический материал |
1.Введение в программу | Образцы готовых изделий | Презентация «Твори, чини, изобретай». |
2.Понятие об инструментах и материалах | Таблица «Правила безопасного пользования инструментами». Коллекция «Виды бумаги». Опыт «Свойства бумаги». Индивидуальные карточки «Что относится к материалам и инструментам», «Способы резания». Инструкционно– технологические карты изделий. Шаблоны и образцы изделий. | Методическая разработка занятия «Удивительная бумага». Презентация «Всё о бумаге» |
3. Основные рабочие операции при обработке бумаги. | Таблица «Правила и приёмы работы с ножницами» , «Виды разметки». Схема «Условное обозначение линий чертежа». Инструкционно– технологические карты изделий. Выставка изделий в технике «Оригами». Шаблоны и образцы изделий. | Методическая разработка «В мире графической грамоты», информационный материал Презентация «Мир оригами» |
4.Работа с природным материалом. | Образцы готовых изделий. Загадки о природном материале, иллюстрации. | Методическая разработка «Разнообразие природного материала для детского творчества». Методическая разработка викторины «В мире природы». |
5. Техника в жизни человека. | Индивидуальные карточки: разрезная игра «Танграмм». Инструкционно– технологические карты изделий. Образцы готовых изделий. | Методическая разработка викторины «В мире техники». Беседа «Роль техники в жизни человека» |
6.Конструирование из плоских деталей. | Таблица «Способы соединения плоских деталей». Схема «Условное обозначение линий чертежа». Инструкционно– технологические карты изделий. Шаблоны. Образцы готовых изделий. | Беседа «Мозаика в быту и искусстве» Методическая разработка викторины « Новогодний калейдоскоп». |
7. Лепим из пластилина. | Образцы готовых изделий. Инструкционно– технологические карты изделий. | Презентация «Свойства пластилина» |
8. Изготовление подарков и сувениров. | Таблица «Виды разметок» Образцы готовых изделий. Инструкционно - технологические карты изделий. | Презентация « Школа пешехода». Методическая разработка интегрированного занятия «Правила дорожного движения. Светофор». Беседа «Вторая жизнь вещей» |
9 Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей | Иллюстрации разверток геометрических тел: куб, конус. Индивидуальные карточки: «Геометрические фигуры и геометрические тела», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой». Таблица « Виды транспортных средств». Схемы «Основные части автомобиля», «Основные части самолета». Иллюстрации автомобилей, самолетов, кораблей. Шаблоны, развертки и образцы изделий. Инструкционно– технологические карты изделий. | Методическая разработка «Все о транспорте» увлекательные беседы для детей младшего школьного возраста Презентация « Покорение космоса». Методическая разработка викторины «Техника и мы». |
10 Ветряные игрушки. | Шаблоны, инструкционно - технологические карты изделий. Испытание готовых изделий в действии. Выставка детских работ | Беседа «Принцип работы ветряных игрушек» |
2-й год обучения | ||
1.Введение в программу | Образцы готовых изделий | Презентация «Увлекательный мир моделирования и конструирования ». |
2.Материалы и инструменты | Шаблоны и образцы изделий. Таблица «Правила безопасного пользования инструментами». Иллюстрации рабочих инструментов. Инструкционно–технологические карты изделий. | Презентации: «Всё о бумаге. Производство.», «Изобретение ножниц». |
3. Работа с природным материалом. | Иллюстрации. Образцы изделий. | Презентация «Икебана- искусство аранжировки» |
4.Первоначальные графические умения и навыки. | Схема «Условные обозначения линий чертежа. Вспомогательные линии». Инструкционно–технологические карты изделий. Развертки и образцы изделий. | Методическая разработка «В мире графической грамоты», информационный материал к разделу «Графическая грамота». Методическая разработка «Я - изобретатель» (сборник творческих, конструкторских и изобретательских задач для детей младшего школьного возраста). |
5. Моделирование путём сгибания и складывания бумаги. | Образцы изделий. Схемы, инструкционно– технологические карты изделий. | Презентация «Япония-родина оригами» |
6.Конструирование из плоских деталей. | Таблица «Правила техники безопасности при работе с инструментами» Таблица «Способы соединения плоских деталей». Схема «Условное обозначение линий чертежа». Инструкционно– технологические карты изделий. Шаблоны. Образцы готовых изделий. | Презентация «Аппликация. Виды аппликаций.» Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». |
7. Изготовление подарков и сувениров. | Таблица «Виды разметок» Образцы готовых изделий. Инструкционно - технологические карты изделий. | Презентация «Сувенирные традиции» |
8.Конструирование из объемных деталей. | Таблица «Способы соединения объемных деталей». Индивидуальные карточки: «Соотнеси геометрическое тело и предмет», «Какая деталь отсечена от геометрического тела». Инструкционно– технологические карты изделий. Шаблоны и образцы изделий.. Развертки конуса, куба, пирамиды, цилиндра. «Индивидуальные карточки «Усовершенствуй эскиз модели», «Найди применение предмету». | Презентация «Применение бросового материала в моделировании и конструировании объектов». Методическая разработка «Я - изобретатель» (сборник творческих, конструкторских и изобретательских задач для детей младшего школьного возраста). Методическая разработка «Все о транспорте» увлекательные беседы для детей младшего школьного возраста |
9. Лепим из теста, бумаги. | Образцы изделий. | Презентация «Техника «Папье-маше». |
10. Мобиле и ветряные игрушки. | Шаблоны, инструкционно - технологические карты изделий. Испытание готовых изделий в действии. Выставка детских работ. | Методическая разработка мастер-класса «Мобиле-ветряная игрушка» |
3-й год обучения | ||
1.Введение в программу | Образцы готовых изделий. | Презентация «Наше творчество» |
2.Материалы и инструменты | Таблица «Правила техники безопасности при работе с инструментами». Шаблоны и образцы изделий. Иллюстрации рабочих инструментов. Инструкционно– технологические карты изделий. | Презентации: «Всё о бумаге. Применение в быту и на производстве.» Методическая разработка беседы «Храните природу родного края». Методическая разработка викторины «Инструменты» |
3.Основы графической грамоты | Схема «Условные обозначения линий чертежа. Вспомогательные линии». Инструкционно–технологические карты изделий. Развертки и образцы изделий. . | Методическая разработка «В мире графической грамоты», информационный материал к разделу «Графическая грамота». Методическая разработка «Я - изобретатель» (сборник творческих, конструкторских и изобретательских задач для детей младшего школьного возраста) |
4. Оригами. | Образцы изделий. Схемы, инструкционно– технологические карты изделий. | Презентация « Искусство оригами» |
5.Конструирование из плоских деталей | Таблица «Правила техники безопасности при работе с инструментами» Таблица «Способы соединения плоских деталей». Схема «Условное обозначение линий чертежа». Инструкционно– технологические карты изделий. Образцы изделий, шаблоны. Индивидуальные карточки «Найди применение фигурам», «Сколько и какие геометрические фигуры спрятались в картинке?». | Методическая разработка «Все о транспорте» увлекательные беседы для детей младшего школьного возраста |
6. Основы бумагопластики. | Таблица «Приёмы бумагопластики». Инструкционно– технологические карты изделий. | Презентация «Основы бумагопластики» |
7. Изготовление подарков и сувениров из разных материалов. | Таблица «Виды разметок» Образцы готовых изделий. Инструкционно - технологические карты изделий. Схемы для работы в технике «Изонить» | Методическая разработка мастер-класса «Оберег лопатка. Всех благ» |
8.Техническое моделирование. | Таблицы «Классификация транспортной техники» Индивидуальные карточки «Конструкторская смекалка». Иллюстрации видов техники. | Методическая разработка «Все о транспорте» увлекательные беседы для детей младшего школьного возраста Методическая разработка интегрированного занятия «По дорогам едут машины» Презентация «Развитие самолётостроения в России» |
9. Изготовление декоративных изделий из гипса. | Образцы изделий. Пластиковые формы для изготовления барельефов. | Презентация «Гипсовые изделия в быту и декоре» |
10.Летающие и звуковые игрушки. | Шаблоны, инструкционно - технологические карты изделий. Испытание готовых изделий в действии. | Методическая разработка мастер-класса «Игрушка-мобиле» |
Ключевые понятия
- Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
- Деталь - изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.
- Заготовка – предмет производства, из которого в дальнейшей обработке получают изделие.
- Изделие - предмет производства, подлежащий изготовлению.
- Инструмент - орудие для работы.
- Конструкция - схема устройства и работы машины, сооружения, а также сами машины и их детали.
- Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение деталей, частей.
- Конструирование - создание различных технических объектов.
- Макет - объёмное изображение действительного объекта.
- Машина - совокупность механизмов, выполняющих полезную работу в процессах производства.
- Модель - копия действительного объекта.
- Моделирование - построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений.
- Мозаика - вид аппликации, когда изображение состоит из небольших кусочков.
- Оригами - складывание из бумаги различных фигурок.
- Разметка – технологическая операция, нанесение на заготовку точек и линий, указывающих контуры, подлежащие механической обработке поверхностей.
- Сгибание - придание чему-либо дугообразной, изогнутой формы.
- Сгиб - место, по которому что-либо согнуто или сгибается.
- Складывание - сложение в результате перегибания сгибания для придания формы.
- Технический рисунок - самостоятельное графическое изображение или дополнение к чертежу.
- Технология - совокупность методов обработки сырья, изделий; наука о
способах воздействия на сырьё, материалы соответствующими орудиями труда.
- Трафарет - приспособление для ускорения чертёжно-графических работ.
- Техника - совокупность средствчеловеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства.
- Чертёж - изображение предметов и их выполненное с указанием их размеров, масштаба.
- Шаблон - образец, по которому изготавливают какие-либо одинаковые детали.
- Эскиз - изображение предметов, предназначенное для разового использования.
Список литературы
для педагога:
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 2008. 208 с.
- Горичева В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, Академия К 2012. 192 с.
- Гусакова М. А. Аппликация. М. : Просвещение, 2009. 191 с.
- Гудилина С. И. Чудеса своими руками. М. : Аквариум, 2007. 264 с.
- Гульян Э. К. Что можно сделать из природного материала. М. : Просвещение, 2007. 204 с.
- Дыбина О. В. Что было до... М. : ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
- Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. М. : Просвещение, 1980. 352 с.
- Кондрасов И. М. Знакомим малышей с техникой. М. : Просвещение, 2008. 128 с.
- Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужнх вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2013. 192 с.
- Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов . Ярославль : Академия развития, 2009. 192 с.
- Нуждина Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для детей. Чудо – всюду. Ярославль: Академия развития, Академия К 2011. 287 с.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М. : Издательский Дом Карапуз, 2014. 240 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс. М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. 576 с.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М. : Просвещение, 2012. 351 с.
- Столярова С. В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. Ярославль: Академия развития, 2007. 112 с.
- Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. М. : СПб. : Валери СПД, 2008. 112 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" Режим доступа к журн. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 01.03.2019)
для учащихся:
- Бортон П. Игрушки. Ужасные и забавные. Издательский дом РОСМЭН, 2013. 64 с.
- Грушина Л. В. Игрушка в интерьере. М. : Карапуз,2009. 16 с.
- Грунд – Торпе Х. Летающие и звуковые игрушки. М. : Аквариум, 2007 60 с.
- Горичева В. С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: Академия развития, Академия К , 2007. 96 с.
- Лыкова И. Снесла курочка яичко. М. : Карапуз, 2015. 16 с.
- Лыкова И. Театр на пальчиках. М. : Карапуз, 2007. 16 с.
- Лыкова И. Жики-жик. М. : Карапуз, 2010. 16 с.
- Мудрак Т. С. Городок-коробок.М. : Карапуз, 2013. 16с.
- Паркер С. Что внутри зданий? М. : АО Слово, 2007. 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Начальное техническое моделирование"
Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования" способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрыва...
ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»
Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами, научиться использовать различный ин...
ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»
Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами, научиться использовать различный ин...
Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
План-конспект занятия Введение в образовательную программу “Начальное техническое моделирование”.
пробудить интерес к техническому творчеству через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Летнего лагеря «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Программа обосновывается современными требованиями образовательных стандартов, где во главу угла ставится создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуа...