Выступление на МО начальных классов
методическая разработка по чтению

Дашиева Светлана Васильевна

Приемы обучения смысловому чтению в начальной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение
  2. Виды смыслового чтения
  3. Этапы формирования смыслового чтения в начальной школе
  4. Приемы обучения смысловому чтению в начальной школе
  5. Планируемые результаты обучения смысловому чтению
  6. Литература

ВВЕДЕНИЕ

            Глобальные процессы информатизации общества,  увеличение с каждым годом количества текстовой  информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки  поставили и ученых,  и  практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к  обучению чтению.

         Необходимо подготовить обучающихся  к быстрому восприятию и обработке больших  объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

         В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество  человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

         Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в  соответствии с целями и задачами»

          Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать  новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать  важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

        Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация,оценка.  
     В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию.  

    Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. 

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:

понимать;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
      Без чтения нет успешного учения.  ФГОС НОО  ориентирует педагогов начальной школы на формирование основ умения учиться посредством универсальных учебных действий» (УУД), в число которых включены и навыки смыслового чтения.  
Смысловое чтение  - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

      Смысловое чтение, направленное на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, заданного целью чтения, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени  образования.  Цель, которую ставит перед собой читатель, обусловливает как способ чтения (вслух или про себя), так и вид чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее, выборочное, поисковое, реферативное).

       Смысловое чтение как универсальное учебное действие  включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:

 - осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

 - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

 - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».                       Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода,  они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е.  организуют процесс работы со знанием.  

      Учебники, отвечающие требованиям информационного общества, коренным образом меняют позицию учителя на уроке. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Он способствует, облегчает, помогает школьникам учиться успешно. Для этого используются  новые образовательные технологии, в числе которых  технологии формирования навыков смыслового чтения.

        Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и  показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности овладевать ключевыми компетенциями, активно включаться в процесс получения необходимых знаний и умений.

Виды смыслового чтения

        Согласно требованиям  ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

  1. Просмотровое
  2. Ознакомительное
  3. Изучающее
  4. Рефлексивное

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

         В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого  результата становления разных видов чтения   на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и способы работы:

1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова,  понимать и принимать  смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

2) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст);

3) вычитывание  и обобщение  информации  из  таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формирования смыслового чтения в начальной школе

1класс

Образное чтение (от образа к слову), включая эмоциональное переживание. Формирование предпосылок образно-смыслового чтения. Опора на воображение, его развитие и способы перехода с образного кода восприятия информации на графически-вербальный код. Формирование чувства языка.

2 класс

Эмоционально – образное чтение с переходом на эмоционально-смысловое чтение. Опора на развитие читательских эмоций – от эмоционально- чувствительного восприятия текста к пониманию содержания и смысла. Чтение по ролям для развития лексического опыта. Освоение литературоведческих азов.

3-4 класс

Эмоционально – смысловое чтение на основе включения образно-эмоциональных и смысловых механизмов чтения. Формирование образно-эмоционально-смыслового чтения. Театрализация чтения – основа синтеза чувственной сферы. Формирование жанрового сознания. Гармонизация психологических сфер личности, участвующих в восприятии информации.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Система специальных упражнений

1. Работа со словом.  Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, которая, с точки зрения взрослого, может быть непонятна детям, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Вот как о необходимости внимания к непонятному слову, как одному из приемов понимания текста, можно рассказать первоклассникам.

Учитель. Отправляясь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем запастись в дорогу. Первое, что нужно взять с собой, - это внимание к слову. В книгах часто встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не обратить внимание на такое слово, то может стать непонятным даже целый рассказ. Что же делать, когда непонятное слово встретится на пути? Иногда сама книга будет помогать читателю, давая подсказку. А если такой подсказки нет, нужно спрашивать об

этих словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в умной книге, которая называется «словарь».

Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.

Ах, если бы слоны Носили бы Штаны – Какие бы материи Были им нужны?

Никак не маркизет И не батист, нет-нет!

Чертова кожа, Рогожа И вельвет! (Б. Заходер) Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. А познакомить их со «словами-ключиками» можно так.

Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».

Почему они так называются?

Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя: - Фи, футбол!

Сказала мама: - Фу, футбол!

Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол!

(Г.Сапгир) «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

Работа со словами-образами.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.

Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «Пеной рос заря туманится».

Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы» С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Очень интересный приём в работе над словами-образами был найден смоленскими педагогами. Суть его состоит в том, что в стихотворении закрыты слова-образы, словосочетания.

Детям нужно догадаться и найти эти слова. За каждое предложение ученик получает фишку, а за правильно найденный образ - две. Учитель комментирует все предложения детей, наталкивает их на правильные мысли, обращая внимание на слова-подсказки.

Интересные приёмы и задания в работе со словом.

1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его. …Возле дома на дорожке Воробьи клевали брошки.

Мал соловей, да колос велик.

Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.

2. Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Острые вещи - Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора») - Гриша, не бери вилку. Уколешься. - Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. - Я горчицы хочу, - сказал Гриша. - Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша. - Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал. (Б. Рябинин) - Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая? - Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? «Грибники» Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки. - Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.

Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны. - Да не шляпки для дам, а шляпки грибные. - Ах, какие красивые ножки кругом! - Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки. - Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка. - Да не дикое животное лисичка – это гриб лисичка.

 3.Работа с фразеологизмами.

А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов: Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец… Не знал, куда глаза девать.

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди… Бить тревогу.

Мне было очень стыдно за тебя, я… Находить общий язык Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду: На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз. (третий лишний). - Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?

В) Составьте диалог: - Что ты подарил своему другу на день рождения? - Книгу, которую он очень хотел. - И как он её принял? (был на седьмом небе). - Мама, как тебе нравится моя подруга? - Хорошая. - Правда она похожа на свою маму? (Как две капли воды).

4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил. (рассказ по предложению)

Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

2. Развитие читательского воображения.

       Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?

Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Применение данной технологии  позволяет  сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

- Работа с незнакомыми словами

- Работа с ключевыми словами

- Работа со словами-образами

- Работа с многозначными словами

- Работа с фразеологизмами

- Рассказы по предложению

- Развитие читательского воображения

- Диалог с автором текста

- Техника чтения

    Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

        Междисциплинарная  программа «Формирование универсальных учебных действий» как основа  умения учиться включает в себя  систему регулятивных умений и навыков, в числе которых  обозначено учебное действие, направленное на организацию своей работы:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу урока;

 - планировать еѐ реализацию (что, чем, как);

- контролировать результат и процесс (сверяя с образцом или путѐм поэтапного повторного действия в соответствии с алгоритмом);

 - оценивать (по критериям или выделяя только положительные моменты, т.е. что удалось) действия и результат;

- вносить коррективы в их выполнение (процесс выполнения, в систему подготовки  к работе).

       Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
     Данные приёмы работы с текстом, задания позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапредметных умений.

    Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы, в зависимости от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

                                       Приемы обучения смысловому чтению

«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст»
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. 
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 

«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей»
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
 Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы  Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы  Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Приём «Составление краткой  записи  задачи»  
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Приём  «Составление вопросов к задаче»  
Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

 Приём  «Вопросы к тексту учебника»  
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг» 
1. Прочитайте текст. 
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

 Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.hello_html_5397c21c.jpg

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

 Приём «Тетрадь с печатной основой»  
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь  введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».
Приём «Инсерт»  
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

 Приём  «Кластер»  
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

 Приём «Ключевые слова»  
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

 Приём  «Верные и неверные утверждения»  
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

«Синквейн»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

Планируемые результаты обучения смысловому чтению в  начальной школе

       Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, к числу которых относятся навыки

смыслового чтения текстов учебников, составляют главную цель начальной школы. Поэтому требования метапредметной программы «Чтение: работа с текстом» обязательны для урочной  и внеурочной деятельности младших школьников по любому предмету.

        Планируемые результаты освоения данной программы средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка (выпускник научится), так и его ближайшую  перспективу (ученик получит возможность научиться).

Поскольку данная программа является принципиально новой по своему содержанию, представим планируемые результаты еѐ выполнения полностью.

Раздел 1. «Получение, поиск и фиксация информации»

Выпускник начальной школы научится:

  осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации;

 использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;  осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

 составлять список использованной литературы и других информационных источников.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

 находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

 систематизировать подобранные материалы при подготовке сообщений, сочинений, простых исследований и проектов;

 хранить информацию, полученную при чтении, на бумажных и электронных носителях в виде статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т.п.

Раздел 2. «Понимание и преобразование информации»

Выпускник начальной школы научится:

 определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

 находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые

данные, основные события, их последовательность;

 находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение;

 интегрировать находящиеся в разных частях текста детали сообщения;

 устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, соотнося их с идеей текста;

 формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

 понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нѐм информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

  преобразовывать сплошной текст в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);

 преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу;

 заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

 анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

 определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски для получения дополнительной информации из прочитанного;

 делать выписки, составлять письменные отзывы, аннотации.

Раздел 3. «Применение и представление информации»

Выпускник начальной школы научится:

 участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

 использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 составлять устно небольшое монологическое высказывание  по предложенной теме;

 письменно отвечать на заданные вопросы;

 описывать по определѐнному алгоритму (плану) объѐкт наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака:  находить и формулировать правила, закономерности;

  группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую  инструкцию (алгоритм) из двух-трѐх шагов (на основе

предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

 на основе прочитанного текста принимать несложные практические решения;

  создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме;

  представлять одну и ту же информацию разными способами;

 составлять инструкцию ((алгоритм) к выполненному действию;

 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел 4. «Оценка достоверности получаемой информации»

Выпускник начальной школы научится:

  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную  информацию.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

 критически относиться к рекламной информации;

  находить способы проверки противоречивой информации;

 определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.

        В целях чѐткой дифференциации понятий «навыки смыслового чтения» и «навыки литературного чтения» обратимся к требованиям ФГОС НОО по курсу литературного чтения. На уроках  литературного чтения  младшие школьники, опираясь на систему элементарных литературоведческих понятий, учатся:

  понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  осознавать значимость чтения для личного развития;

 использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое;

  совершенствовать собственную технику чтения вслух и про себя;

 элементарным приѐмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  самостоятельно выбирать интересующую литературу;

 пользоваться  справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 строить речевое высказывание в устной и письменной форме, используя прочитанные материалы.

     Таким образом, в качестве учебного материала выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников по всем учебным дисциплинам.

Контрольные работы  по смысловому чтению, составленные на основе предметных знаний, умений и навыков

         Работа с материалами  учебников нового поколения – один из видов речемыслительной деятельности младших школьников. Посредством смыслового чтения материалов учебника школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Успешность освоения речемыслительных навыков смыслового чтения оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов, составленных на основе предметных знаний и умений. Ниже представлены  образцы таких работ с указанием проверяемых универсальных учебных действий, предметных умений и речевых умений и навыков.

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ

(для первоклассников)

1. Прочитай рассказ  и  нарисуй иллюстрацию к нему.

Кролики

Вот клетка. Там сено, кормушка и поилка.

В клетке живут кролики. Мама и детки. Пара малышей чѐрные, как мама. Остальные пять – рыжие. Крольчиха грызѐт капусту и ест овѐс. Крольчата спят, прижимаясь друг к другу. Они ещѐ маленькие. Мать кормит их молоком.

Кролики растут быстро. Скоро им будет тесно в одной клетке.

Проверяется умение осознанно читать текст с целью приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

2. Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста. Спиши это предложение. Сверь свою запись с текстом. Если надо, исправь.

Проверяется умение понимать и принимать учебную задачу, письменно отвечать на поставленные вопросы с помощью выборочного списывания. Проверяется умение безошибочно списывать и проверять написанное, сверяя с текстом

3. Какого цвета крольчиха? Обведи номер правильного ответа. 1) белая                                  2) рыжая                                  3) чѐрная

 Проверяется умение находить  и использовать нужную информацию, представленную в тексте 4. По тексту составили задачу. Дополни краткую запись числами. Реши задачу устно, запиши ответ.

Крольчиха  - … ?  кроликов - …  Крольчата - …  и  … ?      

Ответ: всего … кроликов.

Проверяется умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде в форме числовых данных

5. К какой группе животных относятся кролики? Обведи номер ответа.

1) Утка, грач. 2) Овца, медведь. 3) Карп, щука.

Проверяется умение группировать, систематизировать объекты по родо-видовому признаку.

6. Подумай, откуда в клетке берѐтся корм. Запиши свой ответ.

Проверяется умение высказывать устно и письменно оценочные суждения и свою точку зрения Проверь свою запись, читая слова по слогам.

Проверяется умение находить и исправлять ошибки в собственном письме, а также предотвращать возможные ошибки в последующих письменных работах путём слогового проговаривания

7. Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа. 1) Малыши грызут капусту. 2) В поилке налито молоко. 3) Крольчата разного цвета.

Проверяется умение на основе прочитанного текста обнаруживать недостоверность получаемой информации.

7. Заполни таблицу числами. Найди нужные сведения в тексте рассказа.

Сколько частей (абзацев) в рассказе?

Сколько слов в предложениях первого абзаца?

Сколько предложений во втором абзаце?

Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять еѐ в таблице,

Из опыта работы

     Среди универсальных учебных действий, которыми должны овладеть первоклассники, одним из важнейших является умение работать с книгами,  учебными,  и художественными. С учебными книгами мы учим работать на всех без исключения уроках, а с художественной литературой работаем на уроках литературного чтения.

       По любой системе учебников к концу обучения в первом классе под руководством учителя первоклассники должны освоить следующие читательские действия:

- ориентироваться в книге (произведении) по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;

- прогнозировать содержание книги (произведения) до чтения (по фамилии автора, по заголовку определять  тему и жанр)

 - собирать информацию о книге (произведении) с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал

         Решать задачу ежедневного самостоятельного чтения нужно с первых дней обучения грамоте, используя приѐмы ознакомительного чтения. Покажем это на конкретных примерах.

Работа с книжной выставкой (в парах).

Книжная выставка: В. Гаршин «Лягушка-путешественница», С. Воронин «Полосатая спинка», «Колобок»  русская народная сказка, Л. Толстой «Лев и собачка»,  М.Моро  «Математика,1 кл.» Б. Житков «Мангуста»,  Л. Кузьмин «Жила-была девочка».

Рассматривая обложки книг, представленные на этой выставке, дети решают свою первую учебную задачу:

 - Какая книга «заблудилась»? - Почему вы так решили?

После этого составляют связный рассказ, отвечая на эти вопросы. Вот  образцы такого совместного решения: 1. Мы считаем, что учебник математики и есть та книга, которая заблудилась, потому что все другие книги этой выставки не учебники. 2. Мы решили, что здесь заблудились сразу две книги: учебник математики и русская народная сказка «Колобок», потому что эти книги  нам знакомы, а другие мы видим впервые. Чтобы вызвать у каждого первоклассника интерес к детской книге, сформировать  умение работать с ней, для книжной выставки  целесообразно использовать  книги-азбуки, созданные детскими поэтами:   «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой,  «Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака.

На первоначальном этапе обучения грамоте, добуквенной ступени, целесообразно использовать слоговые схемы с ударением, начертив их на доске, с тем, чтобы дети воспроизводили по ним строчки из выученных ими двустиший. Например, азбука С.Маршака «Про всѐ на свете»: Аист жил у нас на крыше А в подвале жили мыши.

Цель таких упражнений - развитие зрительного восприятия и  воспроизведения пространственно – ориентированных структур. В заключение первоклассники читают выводы  хором  (с доски): Книги бывают  учебные  и художественные, знакомые и незнакомые.

      Так формируется уважительное отношение к иному мнению, происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей. Дети получают пример того, как слушать собеседника и как  можно готовить совместный ответ при работе в парах, как правильно аргументировать свою точку зрения. После этого учитель убирает с выставки две или одну из указанных книг и предлагает детям новую учебную задачу, которую первоклассники решают с помощью коллективного чтения-рассматривания книги, работая в малых группах по 4-5 человек.

Каждая группа берѐт одну из книг с выставки и рассматривает еѐ по единому алгоритму, который дан на доске или на слайде. 1. В этой книге сказка, стихи или рассказ? 2. Как вы это определили? 3. Кто герои этого произведения? 4. Как вы считаете, с чего всѐ началось,  и как это было? 5. Как вы узнали об этом?

С опорой на текст вопросов дети составляют свои ответы по просмотренной книге так, чтобы получился коллективный связный рассказ. Тем, кто пока ещѐ затрудняется, учитель с помощью указки показывает те слова из каждого вопроса, которые следует  выбирать для формулировки ответа.

Метод чтения – рассматривания – ведущий метод формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности. Исходя из общей предварительной оценки книги, ученик ставит цель чтения, включается в освоение еѐ содержания, выбирая подходящий способ прочтения. Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запомнить книги, к которым они обращались, активизирует нужный словарный запас, возбуждает воображение.

Обучая самостоятельной работе с книгой, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Решение предыдущей задачи, первоклассники искали ответы на поставленные вопросы и  узнали  немало нового о книгах и произведениях. Под руководством учителя  дети делают следующие выводы:

-если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со  стихами;

- по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения; - различать сказки и рассказы помогают иллюстрации;

- тему и главный смысл книги помогает понять еѐ  заголовок;

- по оглавлению или  содержанию можно узнать, сколько в книге произведений и какие именно. (Как в книге Л.Н.Толстого «Лев и собачка») Из примеров, приведѐнных выше, становится очевидным, что никаким другим способом, кроме личного непосредственного восприятия книг и деятельности с ними (их чтения-рассматривания), знания книг и читательского опыта приобрести нельзя.

Создавать книжное окружение в классе, организовывать  непосредственную деятельность с детскими книгами из доступного круга чтения во внеурочное время помогает  сюжетно – ролевая игра «Наша библиотека», для которой создаѐм уголок внеклассного чтения. Порядок на библиотечных полках устанавливают и поддерживают сами дети. Учитель им только помогает советами, а не действиями, например, книги, имеющиеся в классе, предлагаем детям расставить по какому-либо принципу: по жанру, по алфавиту, по темам. В проведении этой игры принимают участие и родители первоклассников.

       Ежедневное семейное чтение-рассматривание разных книг  побуждает  школьников и их родителей еженедельно посещать  сельскую и школьную библиотеку, формирует у первоклассников следующие  предметные умения и навыки:

- осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных

текстов;

- использовать текстовую и нетекстовую информацию книги для точного понимания еѐ содержания при дальнейшем самостоятельном чтении или слушании;

- практически осваивать приѐмы ознакомительного чтения-рассматривания как обязательный элемент читательской грамотности, т.е. приѐмы работы с книгой до чтения и в ходе самостоятельного чтения.

       Если каждый ребѐнок, прежде чем читать, научится и полюбит рассматривать любую книгу, беседовать с ней,  качество обучения по всем без исключения предметам станет намного выше.

        Многие приемы обучения смысловому чтению использую в своей педагогической деятельности и на уроках литературного чтения, русского и родного языка, математики, окружающего мира, технологии и т.д. Например, прием:

Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:
Лягушка
Лупоглазая, толстая.

Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).


Ворона


Лисица


1.Глупая, доверчивая.


1. Хитрая, коварная. 


2.Верит, слушает, каркает,лукавит.


2. Обманывает, льстит, 


3. Вороне нравятся льстивые слова.


3. Лисица всегда добивается своего.


4. Простофиля.


4. Плутовка.



     Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок»:
          План работы:

  1. Прочитаю первый абзац вслух.
  2. Подчеркну непонятные слова.
  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников (или учителя).
  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.
  5. Отвечу на его вопросы.
  6. Продолжу работу с одноклассниками.


        Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением Н. Носова «Заплатка» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению. 

Указывается количество рисунков-картин к произведению (5), 
в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:
Это было интересно         Это было новым         Это было непонятным


Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом. 

Вот как можно построить работу в малой группе при работе над былиной «Добрыня и Змей» :

Карточка для работы в малой группе выглядит так:

  1. Прочитай былину «Добрыня и Змей» самостоятельно. Обрати внимание на незнакомые слова:


Ухватки- манера поведения
Паробок- слуга, помощник
Изнурился - сильно устал
Супротивник – враг
Вываживать – выводить

  1. Ответьте на вопросы в паре:


1)Каким вырос Добрыня?
2)Что рассказывала Добрыне мать о Почай-реке и о Сорочинской горе?
3)Послушался ли Добрыня свою матушку?
4)Что делал Добрыня на Почай –реке?
5)Как Добрыня сражался со Змеем?
6)Что случилось в Киеве у князя Владимира?
7)Как Добрыня помог князю?

        Оценку достижения планируемых результатов младших школьников по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий» я проверяю новой формой проверочной комплексной работой «ЭМУ». В рабочей тетради даны 9 текстов, включающих разнообразные учебные и практические ситуации.

Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми первоклассники встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи.

Структура комплексной работы включает несплошной текст (текстовая информация, рисунки, фотографии, таблицы) и 12 заданий к нему на межпредметной основе. В пособие помещены две важные для учителя таблицы: рекомендации по оценке выполнения заданий и план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания, баллов за его выполнение.

Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой - тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям.

Практически все предлагаемые нами задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Выполнение заданий  оценивается в баллах (от  0  до  2) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Данные заносятся в электронный журнал, где формируются в таблицы и диаграммы с комментариями. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.


Заключение

Обучение в начальной школе это особый этап в жизни каждого ребенка. Он связан с формированием у младшего школьника основ умения учиться, способствует к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечивают ученику начальной школы возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

Успешное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и мн.др. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения является фундаментом всех последующих образований и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

Таким образом, эффективность и качество процесса обучения зависит от умения учителя правильно выбрать технологические приемы и методы смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать на уроках в начальной школе.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

 2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.

 4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.

5.Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article

6.О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы

7. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина.  Методическое пособие для учителей и родителейЕкатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Слайд 2

Актуальность 1. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. 2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии… 3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. 4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Слайд 3

Восприятие текстов младшими школьниками • Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; • Слабость анализа и синтеза прочитанного; • Зависимость от небольшого жизненного опыта; • Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность; • Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; • Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; • Преобладание репродуктивного уровня восприятия.

Слайд 4

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 5

Виды чтения: 1. Просмотровое 2. Ознакомительное - поисковое 3. Смысловое (критическое , изучающее) Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Слайд 6

Качества навыка чтения: • правильность • беглость • сознательность • выразительность .

Слайд 7

Этапы становления навыка чтения Аналитический этап Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение . Обычно происходит на этапе обучения грамоте.

Слайд 8

Синтетический этап Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.

Слайд 9

Этап автоматизации Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.

Слайд 10

Приёмы реализации Обязательные ежедневные упражнения в чтении; Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов; Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления; Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.

Слайд 11

Работа над правильностью и беглостью чтения приёмы : Использование специальных тренировочных упражнений , совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения .

Слайд 12

Работа над сознательностью чтения Приём зеркального чтения : кот – ток, рот – тор, мама – амам ; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла; Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе) Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания. Пропуски можно увеличивать, тогда в памяти ребёнка будут закрепляться целостные образы букв и их сочетаний, что совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария, нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.

Слайд 14

Чтение строчек с прикрытой основой Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память. Расширяется объём памяти, так как необходимо удерживать в памяти сразу несколько слов.

Слайд 16

Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса.

Слайд 17

Поиск в тексте заданных слов . Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте.

Слайд 19

Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв Подсказка производится несколькими буквами, однозначно их определяющими: - Где ты была с.г…я, киска? - У к.р.л.. ы у английской! Такой приём помогает сочетать совершенствование техники чтения с развитием гипотетических навыков.

Слайд 20

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд 21

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Слайд 22

Этапы работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Слайд 23

II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5. Выразительное чтение.

Слайд 24

III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Слайд 25

Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД , состоящее из: осмысления цели чтения ( для чего ?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели ( как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Слайд 26

Методические приемы развития смыслового чтения ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно , «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся , «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше .

Слайд 27

Ромашка Блума Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Слайд 28

Классификация вопросов Б.Блума : Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?

Слайд 29

Классификация вопросов Б.Блума Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Слайд 30

Классификация вопросов Б.Блума : Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Слайд 31

Чтение с остановками и вопросами Блума текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления : - на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями, - на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации, - на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений, - на аналитическую деятельность, - на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

Слайд 32

Развитие критического мышления КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).

Слайд 33

Развитие критического мышления СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, оставленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Слайд 34

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .

Слайд 35

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

Слайд 36

Читаем и спрашиваем 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Слайд 37

Дневник двойных записей 1.Учитель просит учащихся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 38

Чтение с остановками 1 стадия - вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума . Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

Слайд 39

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Слайд 40

Составление вопросного плана Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Слайд 41

Памятка для учащегося : внимательно прочитать текст; выделить главные мысли текста; проверить, как они соотносятся между собой; сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей; сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана; прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Слайд 42

Приём таблица «ЗХУ» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Слайд 43

Дерево предсказаний Ствол дерева – тема. Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям: «возможно» «вероятно» Количество ветвей не ограничено.

Слайд 44

«Варианты развития событий» Схематичная модель «дерева предсказаний» Вариант 1 Вариант 1 Вариант 1 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3.Как будут развиваться события после финала ?

Слайд 45

Информационные ресурсы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru /catalog.aspx?CatalogId=959. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007 Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Выступление на МО начальных классов " Организация школьного самоуправления в 3 классе".

В данном выступлении старалась показать, как организовать самоуправление в классе. Проведение выборов по самоуправлению.Подведение итогов работы по четвертям и перевыборы. Поощрение детей....

Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...