Современные подходы к запоминанию образа букв первоклассниками с нарушением интеллекта как основа успешного формирования навыков чтения
статья по чтению (1 класс)
В статье проанализированы причины, факторы, непосредственно или
опосредованно тормозящие формирование навыков чтения у первоклассников с интеллектуальными нарушениями, и исследованы пути снижения их воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к запоминанию образа букв первоклассниками с нарушением интеллекта, как основа успешного формирования навыков чтения.
Существуют различные методы и подходы, которые помогают детям научиться читать. Однако, детям с интеллектуальными нарушениями все труднее и труднее усваивать этот навык. Я решила провести небольшое исследование, чтобы разработать эффективную стратегию обучения чтению через запоминание образов букв.
Цели моего исследования включают: 1) выявление факторов, препятствующих процессу обучения; 2) определение современных подходов к формированию навыков чтения, включая обучение образам букв в мозге детей с интеллектуальными нарушениями; 3) разработку педагогических методик, игр и упражнений по теме "формирование образа букв".
Для выполнения первой задачи я изучила личные дела и документы будущих учеников, а также соответствующую литературу. Низкий уровень развития психических функций, нарушение речи и эмоционально-волевой сферы являются преградами для дальнейшего развития и обучения детей. Однако, это ещё не всё.
Первоклассники, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, сталкиваются с новым коллективом, новыми требованиями, и им сложно ориентироваться в этом. Экстремальность ситуации определяется не только её силой, но и продолжительностью, новизной, неожиданностью, непривычностью. Эти факторы, на которые они ещё не адаптированы, действуют на них как стрессовые условия. У детей возникает чувство дискомфорта, психологического напряжения, уменьшается работоспособность, исчерпываются резервные силы. Незрелость эмоциональной сферы отрицательно влияет на коммуникативную сферу детей в новом коллективе, что может вызывать конфликты и ссоры. Эти факторы можно определить как препятствия для восприятия нового. В случае с детьми с интеллектуальными нарушениями, эти факторы усиливаются в сочетании с их индивидуальными проблемами развития. Из-за истощения резервов организма начинается общее истощение нервной системы [1, с.11-12].
Адаптация в первом классе является ключевым процессом обучения. Она может вызывать замешательство у ребенка по нескольким причинам: нарушение привычного распорядка дня, отрыв от родных, страх перед незнакомыми людьми и выполнением заданий. Важно помочь ребенку завести новых друзей, безболезненно привыкнуть к новым условиям и людям, создать комфортный учебный режим, разграничить права и обязанности, чтобы он точно знал, что от него ожидают. Работа с психологом на этом этапе также является очень важной, чтобы предоставить индивидуальную психологическую поддержку ребенку.
Цель адаптации на первом этапе обучения в школе заключается в создании психолого-педагогических условий для преодоления каждым ребенком своих личных ситуаций и раскрытия их возможностей. Важно включить в этот процесс родителей, чтобы осуществлять комплексную работу по сопровождению ребенка, и разработать и реализовать индивидуальный коррекционный образовательный план его развития.
В основе моей работы с учащимися на этапе адаптации лежит использование игры как основной формы деятельности. Постепенно игра переходит в учебную или дидактическую коррекционно-развивающую игру. Такой подход помогает формировать мотивацию к учению, активизировать познавательные интересы, развивать доверие к педагогу, заводить новых друзей и комфортно переходить в учебный режим.
Когда учащиеся осваивают некоторые приемы самоорганизации, они становятся готовыми принимать новую информацию без отвлечения на внутренние переживания. Таким образом, обучение грамоте первоклассников включает в себя два периода – добукварный и букварный, каждый из которых имеет свои особенности и методики.
Работая с "особыми детьми", я поняла, что они могут испытывать трудности с переводом звука в букву из-за несформированности образов букв в коре головного мозга. Поэтому одним из моих задач является определение современных подходов к формированию образов букв в коре головного мозга таких детей.
Педагогическая методика Е.Д. Худенко подчеркивает значимость динамичного восприятия для эффективного обучения. Большой объем информации требует более высокой скорости восприятия. Поэтому я использую дидактические игры, задания и коррекционные упражнения, которые вызывают у детей ожидание и интерес, улучшая их эмоциональное состояние на уроке и успешное включение в работу. Задания могут быть творческими или содержать элементы сказок, а также быть разнообразными и составленными по принципу "от простого к сложному". Посильность для каждого ученика – это гарантия успеха. [3].
Дидактические игры, задания и коррекционные упражнения – эффективные инструменты для улучшения эмоционального состояния и сосредоточения детей на уроке. Они вызывают у учеников интерес, снижают тревожность и способствуют более легкому восприятию нового материала. Эти задания могут основываться на знакомых сказочных мотивах, но включать в себя новые элементы конфликта и проблемных ситуаций, а также творческие компоненты. Их составление учитывает принцип «от простого к сложному», что позволяет каждому ученику чувствовать себя успешным. Важно, чтобы задания активизировали работу сразу нескольких анализаторов и развивали межполушарную асимметрию мозга. В дополнение к зрительным, вербальным и слуховым ассоциациям педагоги также могут задействовать обоняние. Обоняние имеет уникальную способность фиксировать в памяти события и предметы.[4]. Восприятие запахов напрямую связано с отделом мозга, отвечающим за формирование воспоминаний. Например, запах апельсиновой корки может вызывать ассоциацию с буквой «А». В учебном процессе можно использовать следующую последовательность заданий: 1.Закройте глаза. Проведите пальцем по «букве» (вырезанной из корочки апельсина). 2. Чем пахнет «буква»? 3. Откройте глаза. Назовите букву. 4. О чём напомнил вам этот запах? 5. Какой первый звук и буква в слове «апельсин»? 6. Запомните букву «А».
Подобные задания не только способствуют более прочному запоминанию букв, но и обогащает сенсорный опыт детей и стимулирует их воображение.
Кроме того, включение обоняния в учебный процесс может оказать положительное влияние на психическое здоровье. Ароматы могут оказывать успокаивающее или стимулирующее действие, что может быть полезно при работе с детьми, испытывающими стресс или тревожность.
Исследование показали, что использование обоняния в обучении может улучшить память, внимание и когнитивные функции. Это связано с активацией специфический нейронных путей, которые связывают обонятельные сигналы с областями мозга, ответственными за обработку информации и хранения воспоминаний. В целом, включение обонятельные стимулов в дидактические игры и задания может значительно улучшить процесс обучения, сделав его более увлекательным, эффективным и полезным для эмоционального и когнитивного развития детей.
В пособии «Обучение через развитие познавательных процессов» сказано: «Запоминается и более легко воспроизводится материал, вызывающий работу мысли, ассоциаций, сопровождающихся определённым периодом обдумывания. В памяти материал хранится блоками, целостными структурами, картинами, которые возникают вокруг понятия, названия» [5 с.155].
Педагоги эффективно используют наглядный материал, создавая зрительные, вербальные, слуховые ассоциации. Но что если включить в этот перечень и обонятельные!
Почувствовав запах, у человека возникает ассоциация, что это когда-то уже было. Возможно, это переносит его в какую-то ситуацию, событие. Это явление называют эффектом или «Феноменом Пруста» в честь французского писателя Марселя Пруста. Соответственно, обоняние лучше всего фиксирует события, предметы в нашей памяти. Сигнал от запахов напрямую поступает в отдел мозга, который формирует воспоминания. [5].
Например, буква «А» из корочки апельсина. Букву можно ощутить тактильно, понюхать, обвести, как трафарет, покрутить, рассмотреть, даже разделить на элементы и снова собрать.
Можно после звукобуквенного анализа предложить следующие задания. Закройте глаза. Проведите пальцем по «букве». Чем пахнет «буква»? Откройте глаза. Назовите букву. О чём напомнил этот запах? Какой первый звук и буква в слове «апельсин»? Запомните букву «А». Вдохните этот запах. Закройте глаза. Представьте букву. В воздухе напишите букву «А» (Рис.1).
Такой комплексный подход в сочетании с системно-деятельностным, где будет прослеживаться дифференциация, учитываться индивидуальные особенности детей, даст долговременный результат.
Для тактильного и слухового запоминания я использую пузырчатую плёнку, из которой вырезаю букву «П» (Рис.2). Ученик щёлкает все пузырьки, проговаривая звук «п-п-п». После чего находит буквы «П» в пространстве класса. Это может быть на подвесной вертушке, за выключателем света или в другом месте (Рис.3).
Буквы из наждачной бумаги. Например, «У» и попросить ребёнка с закрытыми глазами обвести её. Какая буква на ощупь? Необычная, шершавая поверхность. Так и хочется сказать: «У-у-у – шершавая!». Возникает тактильная и речевая ассоциация «шершавой» буквы.
Дидактическая игра «Колесо». Задание: Катим колесо правой (левой) рукой. Повторяем за мной: «Катится как колесо. Буква «О»
Дидактическая игра «Угадай букву». В прозрачную пластиковую баночку засыпается крупа, бусинки или мелкие сыпучие предметы. Внутри банки находится пластиковая буква. Когда ребёнок трясёт баночку, то видит части буквы.
Задание: Назови, какая буква спряталась в баночке. Найди и обведи букву на пластине тренажёра для письма. (Рис.4)
В ёмкости могут находиться от одной до пяти букв. Педагог подходит дифференцированно к выбору объема.
Если материал озвучить в конце урока в конкретной форме, то он запомнится полнее. Например, ученики фронтально называют элементы буквы или слова, в которых она присутствует в начале, середине или конце. Это способствует запоминанию букв.
Если работа по формированию образа букв в коре головного мозга проводится с опорой на несколько анализаторов: слуховой, зрительный, тактильный, двигательный, обонятельный, то формируется целостное представление об облике буквы.
Таким образом, комплексный системно-деятельностный подход при изучении звуков и букв, их запоминании способствует эффективному обучению навыкам чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»
Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/29/picture-249772-1593378709.png)
Формирование навыка чтения с помощью творческих упражнений с опорой на личностно-деятельностный подход
Реализация творческого и деятельностного подхода в развитии техники чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365029-1386695788.jpg)
Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-874409-1484124984.jpg)
Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)
Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-947142-1505766987.jpg)
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....