Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."
материал по чтению (3 класс) на тему
Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_utyonok.pptx | 2.95 МБ |
konspekt_uroka_utyonok.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, что возьмём с собой на урок?
Саша Чёрный Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Подготовка к чтению
Скороговорки Цыплята просят проса. Цыплятам на подносе выносит просо Фрося. *** Кукушка кукушонку купила капюшон: как в капюшоне он смешон. *** Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка ?..»
Значение слов Тискать – Притиснешь – Брыкаться – Капут – Рвётся прочь – В свой черёд – давить, прижимать прижмёшь сопротивляться конец, гибель вырывается в свою очередь
Танец маленьких утят
Саша Чёрный * * * Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головёнку, Рвется прочь он всей душой... Ты представь такую штуку, - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черёд? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.
Утки Утки — это птицы средних размеров с относительно короткой шеей. Окраска их оперения разнообразна. Существует большое количество различных видов уток. Самец утки называется селезень. Утки бывают дикие и домашние.
Бегемот Бегемот — одно из крупнейших современных наземных животных. Масса крупных самцов иногда превышает 4 тонны. Большое количество времени бегемот проводит в воде, выходя на сушу в поисках пищи.
Поделитесь своей добротой!
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
Цели:
- ознакомить учащихся с произведением Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»;
- обучить детей продуктивному и выразительному чтению стихов;
- развить память, речь, образное мышление учащихся;
- воспитать бережное отношение к птицам и животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты.
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения; умение выразительно читать стихотворение, отражая настроение; умение находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; умение анализировать стихотворение; развитие положительных качеств учащихся (бережное отношение к птицам и животным и др.).
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умение выделять главную мысль; умение анализировать ситуацию и делать выводы, совершать иные логические действия.
Регулятивные: умение определять общую цель и пути её достижения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умение слушать других, грамотно высказывать свою точку зрения на события и поступки.
Личностные: формирование целостного взгляда на окружающий мир, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование доброжелательного и бережного отношения к птицам, животным; формирование мотивации к обучению и саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, мультимедийный проектор, колонки, выставка книг, аудиозапись стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?..», «Танец маленьких утят», манок для уток, раздаточный материал (листки со стихотворением), мягкая игрушка, «смайлики».
Ход урока.
1. Организационный момент:
- Приветствие, подготовка к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Мотивация (снятие напряжения, эмоциональный настрой «Ладошки»,
желание работать на уроке и узнать новое).
Учитель: Ребята, что возьмём с собой на урок? Какие качества?
(внимание, вежливость, доброту, уважение, честность, активность, любознательность, аккуратность)
(слайды 1-2)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с новым разделом литературного чтения: «Поэтическая тетрадь». Ребята, как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?
(ответы детей)
3. Работа по теме урока.
Знакомство с поэтом и его стихотворением.
(слайд 3)
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
Учитель: Итак, поэтическую тетрадь открывают стихи Саши Черного. Ребята, наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним. Вы знаете, что такое псевдоним?
(Это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего. Им часто пользуются деятели искусства.)
- Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). (Вопрос: сколько лет прожил поэт?) Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.
Выставка книг.
(слайд 4)
4. Подготовка к чтению.
Учитель: Ребята, перед тем, как перейти к чтению стихотворения, мы с вами выполним некоторые упражнения. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно и четко читать слова.
(слайд 5)
- дыхательная гимнастика:
1) Руки вперёд – вдох, руки назад – выдох.
2) На ладошке снежинка. Выдыхаем и сдуваем её.
3) Произнести звуки на выдохе.
- статические упражнения языка и губ:
1) «Ящерица», «Варенье», «Часики» (язык).
2) Изобразить восторг, удивление (губы).
3) Надувание щёк и сужение губ, улыбка (губами).
- речевая разминка: скороговорки
Цыплята просят проса.
Цыплятам на подносе
выносит просо Фрося.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон:
как в капюшоне он смешон.
***
Корабли лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
(слайд 6)
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель читает стихотворение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»
(слайд 7)
Учитель:
- Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение? (ответы детей)
- Каким вы представили себе утёнка? Выполните в ваших тетрадях небольшой рисунок.
(слайд 8)
- Совпало ли ваше представление с этим изображением? Покажите ваши рисунки, пожалуйста. (ответы детей)
- Ребята, а теперь прочитайте стихотворение сами. (тихое чтение)
6. Словарно – лексическая работа.
Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов и выражений? Подумайте. (слайд 9)
Найдите и прочитайте в тексте:
ТИСКАТЬ – давить, прижимать
ПРИТИСНЕШЬ – прижмешь
БРЫКАТЬСЯ – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться
КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время
7. Физминутка.
Дети выполняют движения под песню «Танец маленьких утят».
(слайд 10)
8. Выборочное чтение.
(слайд 11)
Учитель:
- Прочитайте, как поэт убеждал мальчика не тискать утёнка.
- Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает? (Мальчика - с бегемотом, утёнка - с ребёнком).
- Что автор советует мальчику?
9. Анализ.
Учитель:
- Почему поэт использует такое интересное сравнение в стихотворении? (слайд 12)
(Утёнок для мальчика – как мальчик для бегемота, без бережного отношения мальчик может навредить птенцу.)
- Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут»?
(Лапы – только у животных. У человека – руки. Но без бережного отношения для утенка руки мальчика могут быть опасны, как лапы зверя.)
- Давайте посмотрим это на примере.
(С помощью мягкой игрушки ученик показывает, как нужно бережно держать утёнка, чтобы не причинить ему вреда.)
- Как взрослый разговаривает с мальчиком: сердито, дружелюбно, ругает его, дает совет?
(Взрослый разговаривает с мальчиком дружелюбно, советует ему не тискать утёнка.)
- Итак, сделаем вывод. В чём заключается основная мысль стихотворения? Чему учат нас стихи Саши Чёрного? Что автор хотел сказать читателям? (слайд 13)
(Автор хотел предупредить читателей бережно относиться к братьям нашим меньшим, не обижать слабых, обдумывать свои действия и поступки.)
- Как автор называет утёнка и мальчика? (малыш и большой)
- Подберите к слову «малыш» синонимы. (малютка, птенец, ребенок и др.)
- Наш утёнок – птенец. А кто его мама? Какая это птица? (утка)
- Что вы знаете об утках? (дикие – перелетные, домашние)
(слайд 14)
- Как кричат утки? (ребенок использует манок для уток)
- Какие ещё произведения об этих птицах вы знаете? («Серая шейка», «Гадкий утёнок», «Ребята и утята» и другие)
- А кто такой бегемот? (ответы детей)
(слайд 15)
10. Выразительное чтение стихотворения.
(слайд 16)
Учитель: Для выразительного чтения важную роль играет расстановка логического ударения. С его помощью вы выделяете слова, которые обладают особой эмоциональной значимостью. Ребята, попробуйте самостоятельно расставить в стихотворении логическое ударение над словами. Для этого у вас на партах приготовлены листы со стихотворением.
Дети расставляют логическое ударение в стихотворении (на раздаточных листах).
Дети выразительно читают стихотворение (2-3 человека).
Учитель: А теперь предлагаю вам послушать, как читает стихотворение Саши Чёрного профессиональный чтец.
(прослушивание аудиозаписи стихотворения)
11. Рефлексия.
Учитель: Дети, понравился ли вам наш урок? Покажите ваше отношение к уроку с помощью «смайликов».
(слайд 17)
12. Подведение итогов урока.
(слайд 18)
Учитель:
- Итак, подведем итог. Дети, скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)
(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)
– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..». По желанию можете выучить стихотворение наизусть и закончить рисунок в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»
Урок по теме Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?" с использованием прослушивания аудиотеки, походом в Музейный дом и рассматриванием картины А.Дюрера "Заяц" имеет огромное воспитательное значен...
Конспект урока литературного чтения по произведению Н.Артюховой "Саша -дразнилка"
Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе....
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...
Конспект по Литературному чтению 2 класс, тема "Стихотворение «Розовый слон» Г. Горбовский, новый раздел «Самое обыкновенное чудо»
Образовательные: знакомство со стихотворением Г. ГорбовскийЗнакомство с новым разделом «Самое обыкновенное чудо»Развивающие:Развитие внимания, мыслительных операций, памятиРазвивать ...