Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."
материал по чтению (3 класс) на тему

Эктова Марина Геннадьевна

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения  по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_utyonok.pptx2.95 МБ
Файл konspekt_uroka_utyonok.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Ребята, что возьмём с собой на урок?

Слайд 3

Саша Чёрный Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Слайд 5

Подготовка к чтению

Слайд 6

Скороговорки Цыплята просят проса. Цыплятам на подносе выносит просо Фрося. *** Кукушка кукушонку купила капюшон: как в капюшоне он смешон. *** Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

Слайд 7

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка ?..»

Слайд 9

Значение слов Тискать – Притиснешь – Брыкаться – Капут – Рвётся прочь – В свой черёд – давить, прижимать прижмёшь сопротивляться конец, гибель вырывается в свою очередь

Слайд 10

Танец маленьких утят

Слайд 11

Саша Чёрный * * * Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головёнку, Рвется прочь он всей душой... Ты представь такую штуку, - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черёд? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.

Слайд 14

Утки Утки — это птицы средних размеров с относительно короткой шеей. Окраска их оперения разнообразна. Существует большое количество различных видов уток. Самец утки называется селезень. Утки бывают дикие и домашние.

Слайд 15

Бегемот Бегемот — одно из крупнейших современных наземных животных. Масса крупных самцов иногда превышает 4 тонны. Большое количество времени бегемот проводит в воде, выходя на сушу в поисках пищи.

Слайд 18

Поделитесь своей добротой!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

Цели:

- ознакомить учащихся с произведением Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»;

- обучить детей продуктивному и выразительному  чтению стихов;

- развить память, речь, образное мышление учащихся;

- воспитать бережное отношение к птицам и животным.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок с использованием информационных технологий.

Планируемые результаты.

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения; умение выразительно читать стихотворение, отражая настроение; умение находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; умение анализировать стихотворение; развитие положительных качеств учащихся (бережное отношение к птицам и животным и др.).

Универсальные учебные действия:

Познавательные:  умение выделять главную мысль; умение анализировать ситуацию и делать выводы, совершать иные логические действия.

Регулятивные: умение определять общую цель и пути её достижения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умение слушать других, грамотно высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Личностные: формирование целостного взгляда на окружающий мир,   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование доброжелательного и бережного отношения к птицам, животным; формирование мотивации к  обучению и саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, мультимедийный проектор, колонки, выставка книг, аудиозапись стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?..», «Танец маленьких утят», манок для уток, раздаточный материал (листки со стихотворением), мягкая игрушка, «смайлики».

Ход урока.

1. Организационный момент:

- Приветствие, подготовка к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Мотивация (снятие напряжения, эмоциональный настрой «Ладошки»,

желание работать на уроке и узнать новое).

Учитель: Ребята, что возьмём с собой на урок? Какие качества?

(внимание, вежливость, доброту, уважение, честность, активность, любознательность, аккуратность)

(слайды 1-2)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с новым разделом литературного чтения: «Поэтическая тетрадь». Ребята, как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

(ответы детей)

3. Работа по теме урока.

Знакомство с поэтом и его стихотворением.

(слайд 3)

 Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

Учитель: Итак, поэтическую тетрадь открывают  стихи Саши Черного. Ребята, наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним.  Вы знаете, что такое псевдоним?

(Это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего. Им часто пользуются деятели искусства.)

- Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). (Вопрос: сколько лет прожил поэт?) Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Выставка книг.

(слайд 4)

4. Подготовка к чтению.

Учитель: Ребята, перед тем, как перейти к чтению стихотворения, мы с вами выполним некоторые упражнения. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно и четко читать слова.

(слайд 5)

- дыхательная гимнастика:

1) Руки вперёд – вдох, руки назад – выдох.

2) На ладошке снежинка. Выдыхаем и сдуваем её.

3) Произнести звуки на выдохе.

- статические упражнения языка и губ:

1) «Ящерица», «Варенье», «Часики» (язык).

2) Изобразить восторг, удивление (губы).

3) Надувание щёк и сужение губ, улыбка (губами).

- речевая разминка: скороговорки

Цыплята просят проса.

Цыплятам на подносе

выносит просо Фрося.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон:

как в капюшоне он смешон.

***

Корабли лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

(слайд 6)

5. Продолжение работы по теме урока.

Учитель читает стихотворение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»

(слайд 7)

Учитель:

- Ребята,  о чём это стихотворение? (ответы детей)

- Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение? (ответы детей)

- Каким вы представили  себе утёнка? Выполните в ваших тетрадях небольшой рисунок.

(слайд  8)

- Совпало ли ваше представление с этим  изображением? Покажите ваши рисунки, пожалуйста. (ответы детей)

- Ребята, а теперь прочитайте стихотворение сами. (тихое чтение)

6. Словарно – лексическая работа.

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов и выражений? Подумайте. (слайд 9)

Найдите и прочитайте в тексте:

ТИСКАТЬ – давить, прижимать 
ПРИТИСНЕШЬ – прижмешь 
БРЫКАТЬСЯ – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться 
КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt) 
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается 
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время

7. Физминутка.

Дети выполняют движения под песню «Танец маленьких утят».

(слайд 10)

8. Выборочное чтение.

(слайд 11)

Учитель:

- Прочитайте, как поэт убеждал мальчика не тискать утёнка.

- Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает? (Мальчика - с бегемотом, утёнка - с ребёнком).

- Что автор советует мальчику?

9. Анализ.

Учитель:

- Почему поэт использует такое интересное сравнение в стихотворении? (слайд 12)

(Утёнок для мальчика – как мальчик для бегемота, без бережного отношения мальчик может навредить птенцу.)

-  Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут»?

(Лапы – только у животных. У человека – руки. Но без бережного отношения для утенка руки мальчика могут быть опасны, как лапы зверя.)

-  Давайте посмотрим это на примере.

(С помощью мягкой игрушки ученик показывает, как нужно бережно держать утёнка, чтобы не причинить ему вреда.)

- Как взрослый разговаривает с мальчиком: сердито, дружелюбно, ругает его, дает совет?

(Взрослый разговаривает с мальчиком дружелюбно, советует ему не тискать утёнка.)

-  Итак, сделаем вывод. В чём заключается основная мысль стихотворения? Чему учат нас стихи Саши Чёрного? Что автор хотел сказать читателям? (слайд 13)

(Автор хотел предупредить читателей  бережно относиться к братьям нашим меньшим, не обижать слабых, обдумывать свои действия и поступки.)

- Как автор называет утёнка и мальчика? (малыш и большой)

- Подберите к слову «малыш» синонимы. (малютка, птенец, ребенок и др.)

- Наш утёнок – птенец. А кто его мама? Какая это птица? (утка)

- Что вы знаете об утках? (дикие – перелетные, домашние)

 (слайд 14)

- Как кричат утки? (ребенок  использует манок для уток)

-  Какие ещё произведения об этих птицах вы знаете? («Серая шейка», «Гадкий утёнок», «Ребята и утята» и другие)

- А кто такой бегемот? (ответы детей)

(слайд 15)

10.  Выразительное чтение стихотворения.  

(слайд 16)

Учитель: Для выразительного чтения важную роль играет расстановка логического ударения. С его помощью вы выделяете слова, которые обладают особой эмоциональной значимостью. Ребята,  попробуйте самостоятельно расставить в стихотворении логическое ударение над словами. Для этого у вас на партах приготовлены листы со стихотворением.

Дети расставляют логическое ударение в стихотворении (на раздаточных листах).

Дети выразительно читают стихотворение (2-3 человека).

Учитель: А теперь предлагаю вам послушать, как читает стихотворение Саши Чёрного профессиональный чтец.

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

11. Рефлексия.

Учитель:  Дети, понравился ли вам наш урок? Покажите ваше отношение  к уроку с помощью «смайликов».

(слайд 17)

12. Подведение итогов урока.

(слайд 18)

Учитель:

-  Итак, подведем итог. Дети, скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: подготовить  выразительное  чтение  стихотворения Саши  Черного  «Что  ты  тискаешь утенка?..». По желанию можете выучить стихотворение наизусть и закончить рисунок в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

Урок по теме Саша Черный  "Что ты тискаешь утенка?" с использованием прослушивания аудиотеки, походом в Музейный дом и рассматриванием картины А.Дюрера "Заяц" имеет огромное воспитательное значен...

Конспект урока литературного чтения по произведению Н.Артюховой "Саша -дразнилка"

Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...

Конспект по Литературному чтению 2 класс, тема "Стихотворение «Розовый слон» Г. Горбовский, новый раздел «Самое обыкновенное чудо»

Образовательные: знакомство со стихотворением Г.  ГорбовскийЗнакомство с новым разделом «Самое обыкновенное чудо»Развивающие:Развитие внимания, мыслительных операций, памятиРазвивать ...