Урок литературного чтения. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря?» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цехменструк Елена Вячеславовна

Технологическая карта урока 

Урок литературного чтения. Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря?» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения 3 класс39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Цехменструк Елена Вячеславовна

Предмет:

Урок литературного чтения

Класс:

3б класс

Тема урока:

Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря?»

Тип урока по ФГОС

Урок усвоения новых знаний

Цель урока:

  • познакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст - описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

  • рассказывают о своих чувствах, связанных с чтением произведений,
  • делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
  • учатся понимать необходимость бережного отношения к природе
  • сопоставляют и сравнивают тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления создают таблицу и делают обобщения по ней; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте-рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
  • формулируют учебную задачу урока в малых группах; планируют процесс сравнения текстов; оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе; читают в соответствии с целью чтения;
  • распределяют роли в группе, договариваются между собой в ходе выполнения заданий; выдвигают гипотезы для их коллективного обсуждения; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнение товарищей по группе
  • научатся называть характерные особенности текста-описания и текста-рассуждения, их отличительные признаки;
  • читать произведения выразительно в соответствии с задачей чтения,
  • пользоваться приемами просмотрового чтения;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс  

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,                                                        

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведем урок.

Слушают учителя, анализируют информацию.


Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Регулятивные: владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места

2. Проверка домашнего задания.

1. Пересказать рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

2. Ответить на вопросы:

1) О чем рассказывает Л. Н. Толстой  в рассказе «Лев и собачка»?  (О доброте, жестокости, надежде, верности, преданности, взаимопонимании, любви.)

2) Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»?

3) Что будет с нами, если на свете исчезнут доброта, красота, любовь?

– Домашнее задание было: найти значение слова «доброта». Кто подобрал значение этого слова?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

– Оказывается,  не только в отношениях  людей встречается доброта,  но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л. Н. Толстого

Слушают учителя,

анализируют информацию

Пересказывают, отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей.

Личностные: 

рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- Сейчас прочитайте пословицы про себя, подумайте об их значении:

Береги землю любимую, как мать, родимую.

Земля хоть и кормит, но и сама заботу любит.

Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.

- Прочитаем пословицы вслух, соблюдая выбранную интонацию. Объясните их значение.

      Действительно каждый человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки. Природа – наш самый большой друг. Но человек, к сожалению, не всегда заботиться о природе. Он иногда забывает, что нельзя всё время брать природные богатства и ничего не давать. И вот что получается. Подземные кладовые пустеют, поля перестают давать урожай и зарастают сорняками, потому что силы почв истощились. Реки превращаются в грязные канавы.

    Наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след на Земле был полезен!

Слушают учителя.
Читают  пословицы сначала про себя, затем вслух хором.

 

Беседуют по каждой пословице

Слушают учителя

Личностные: 

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

сориентированы на бережное отношение к животному миру.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

4. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- Просмотрите видеофрагмент и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?   Видеофрагмент «Капли росы на траве»  

 - Вам понравилось! Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? Как называются эти капельки? (росою)

 - А что такое роса?

- Прочитайте, как об этом явлении написал Сергей  Иванович  Ожегов в "Толковом  словаре русского языка".

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. А можете ли вы предположить, какие произведения мы будем читать сегодня на уроке?

- Теперь откройте учебники на с.161, прочитайте, название произведения.

- Мы продолжаем знакомство с творчеством  Л.  Н. Толстого.  Вспомним типы текстов и поучимся их сравнивать.  

Смотрят видеофрагмент

Отвечают на вопросы учителя

Работают со словарём

Познавательные: 

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения;

имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществляют поиск информации, умеют рассуждать, делать вывод

Регулятивные: ориентируются в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу

5. Первичное восприятие текста

- Мы узнали, как о росе  написал C. И. Ожегов в "Толковом  словаре русского языка", а теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой.  Прослушивание и просмотр текста под музыку:

 (Текст читают подготовленные ученики)

Читают текст подготовленные ученики

Познавательные: 

владеют навыками выразительного чтения

6. Проверка первичного восприятия текста

-Какие чувства возникли у вас после прослушивания текста?

- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

- Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова:

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Отвечают на вопросы учителя

Дети работают со словарем

Познавательные: формулируют ответы на поставленные учителем вопросы, используют простые речевые средства для передачи своего мнения, умеют рассуждать, делать вывод

7. Чтение и анализ текста

Дети повторно читают текст по "цепочке".

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. 

- Прочитайте, как автор называет капли росы? (Алмазы, как шарик светлый)

- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

- Какое изобразительное средство использует автор? (Сравнения)

- Определите тип текста.  Докажите, что это описание?

- К какому стилю можно отнести этот текст? (художественному)

- Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро?  (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам?

 (Бережно, с любовью) 

Читают текс по «цепочке»

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, объясняют свои чувства и эмоции

Познавательные: извлекают необходимую информации из текстов

Коммуникативные: аргументируют своё мнения и позиции в коммуникации, учитывают разных мнений, используют критерии для обоснования своего суждения

Физкультминутка

- Росинка приглашает вас отдохнуть.

Звучит аудиозапись шума воды.

- Как прекрасны звуки шума воды.

- Представь, что ты идешь к роднику. Наклоняемся, приседаем, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями] Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Отдыхают, слушают аудиозапись., показывают всё движениями

Личностные: 

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

5. Первичное восприятие текста  (работы со вторым текстом)

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили  Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась,  чем могу!

- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого. Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Читают текст самостоятельно про себя

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием

Коммуникативные: аргументируют своё мнения и позиции в коммуникации, учитывают разных мнений, используют критерии для обоснования своего суждения

6. Проверка первичного восприятия текста (продолжение работы со вторым текстом)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения.

- Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: аргументируют своё мнения и позиции в коммуникации, учитывают разных мнений

Познавательные: 

извлекают необходимую информации из текстов; находят средства художественной выразительности

7. Чтение и анализ текста (продолжение работы со вторым текстом)

 Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

- Как вода попадает в моря?

- Куда течет вода из родников?

- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

- Почему туча у всех морей в долгу? (Туча в долгу, потому  что вода из моря испаряется, и образуются тучи)

- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)

Вспомните структуру текста – рассуждения. 

Повторно читают текст жужжащим чтением

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: формулируют ответы на поставленные учителем вопросы, используют простые речевые средства для передачи своего мнения, владеют навыками выразительного чтения, умеют рассуждать, делать вывод

8.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- А сейчас поработаем в группах, вспомните правила  работы в группе        Составление синквейна

1 группа – роса, 2 группа – вода, 3 группа- Л.Н.Толстой

Пример:

  1. Существительное – роса
  2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная
  3. 3 глагола  – блестит, перекатывается, переливается

Фраза из 4 слов –   Роса блестит крупными алмазами

Проверяем работу групп и оцениваем.

Работают в группах

Коммуникативные: аргументируют своё мнения и позиции в коммуникации, учитывают разных мнений, используют критерии для обоснования своего суждения

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Стр.161-162 выразительно читать

2. Подготовить подробный пересказ одного из рассказов

3.Придумайте  рассказ описание или рассуждение на тему «Путешествие снежинки».

Слушают инструктаж учителя, записывают домашнее задание

Регулятивные: умеют ориентироваться в задании

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

10.Рефлексия (подведение итогов занятия)

- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

- О каких явлениях природы вы узнали?

- Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?

- Что особенно вам запомнилось на этом уроке?

А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает (подготовленный ученик)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает - и снова в поход!

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

        Эта волшебница – наша вода.

- Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.

- Почему же воду надо беречь? Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полива растений, мытья посуды, машин, помещений, умывания, ухода за животными. Вода нужна всему живому на Земле. Оказывается неразумно: бросать мусор в водоёмы, загрязнять его, забывать закрывать краны и т.п. Ведь именно мы с вами хозяева природы. И охранять её – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!

На капельках росы вопросы:

- Я предлагаю вам написать и закончить эти утверждения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Урок окончен. Благодарю за работу.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Делают выводы и обобщения

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Личностные:

обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; владеют навыками самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (Л.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?")

Знакомство с новыми расскааами Л.Толстого. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. Развивать умение видеть изобразительные средства яз...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"...