Круговорот воды в природе. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
план-конспект урока (3 класс)

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_uroka_hutornaya.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Хуторная Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 3 города Ставрополя.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Круговорот воды в природе. Л. Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению произведений Л.Н.Толстого.

Задачи урока: актуализировать знания учащихся о круговороте воды в природе, ознакомить детей с новыми для них рассказами  Л.Н. Толстого, закреплять умение пользоваться различными приёмами выразительного чтения, обучать  пересказу текста с помощью заранее составленного плана, учить видеть красоту природы, продолжить формирование элементов экологической культуры;

развивать внимание к эмоциональной окрашенности повествования, к слову в контексте литературного произведения, умения определять тему и главную мысль рассказа, расширить знания о круговороте воды в природе;

воспитывать гуманное отношение к живому.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формирование умения извлекать информацию из видеофрагментов, иллюстраций, текстов;

2) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

3) формирование  умения находить ответы на вопросы  по  прочитанному тексту;

4) формирование мотивации к обучению;

5)  формирование умения выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД:

1)  формирование  умения слушать и понимать других;

2)   формирование  умения  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)  формирование  умения работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

1) формирование  умения  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, с видеоматериалами;

2 формирование  умения  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

  1. формирование  умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2.  формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, схема «Круговорот воды в природе», глобус, рисунки учащихся к прочитанным рассказам Л.Н.Толстого, папка «По страницам книги рекордов Гиннеса».

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий

(для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Делу – время, делу – время,

А потехе – час.

Вот такое золотое

Правило у нас.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Фронтальная  работа.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. 

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

2. Актуализация знаний

 Эпиграф

  В года страданий и гонений

  И вызревающих начал

Суровый совестливый гений Добро и мудрость излучал.

- Так писал об этом великом русском писателе белорусский поэт Петрусь Бровка.

- О ком идёт речь в стихотворении?

- Что знаете об этом писателе и о его биографии?

План.

1. Ясная Поляна: детство Л. Н. Толстого.

2. Семья писателя.

3. Годы учёбы.

4. Кавказская и Крымская войны.

5. Начало творческого пути.

6. Увлечения писателя: спорт, учительская деятельность, хозяйственные заботы.

7. Последние годы жизни Л. Н. Толстого.

- Сколько томов составляет полное собрание сочинений этого писателя?

Викторина                                     по произведениям                       Л.Н. Толстого.

- Из каких произведений эти строки?

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились.

 Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

 Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его впустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку к льву на съеденье.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе,  и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.

Проверка домашнего задания.  

- Этот рассказ вы читали дома. Понравился он вам?

- Какие чувства он у вас вызвал?

- Было ли вам кого – нибудь жалко?

- Как собачка оказалась в клетке у льва?

- Как лев относился к ней?

- Как жилось собачке со львом?

- Что случилось с собачкой?

- Как повёл себя лев?

- Почему он разорвал другую собачку?

- Как вы думаете, почему лев умер?

- В скобках, под заглавием, написано слово «быль». Что означает это слово?

- Почему, на ваш взгляд, писатель решил рассказать об этом случае?

- Почему автор так печально закончил это произведение?

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Чтение хором.

Фронтальная  работа.

Рассказ о жизни и творчестве Толстого по предложенному плану

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Чтение хором.

Фронтальная  работа.

Формировать умения высказывать свое мнение.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умения высказывать свое мнение.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

3 . Работа над темой урока

- В рассказе Толстого речь шла о животных.

 - Представителями какой природы они являются?

Каких ещё представителей живой природы можете назвать?

- Какие условия необходимы для жизни живых организмов? (Свет, вода, тепло, питание.)

- О каком из этих условий идёт речь в загадке?

Живою может быть и мёртвой.

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться.

- Как догадались, что речь идёт о воде?

- Сегодня мы будем говорить о воде и её необычных превращениях.

- Выдающийся итальянский художник Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Что он имел в виду?

- На уроках окружающего мира мы говорили о воде, её свойствах и чудесных превращениях.

- Что происходит с водой при нагревании?

- Куда всегда направляется водяной пар?

- Что происходит при его соприкосновении с холодными предметами?

- Как называют такое явление природы?

Сценка « В гостях у учёного».

-Дождик светлый!

Ну и чудо!

Взялся он откуда?

-Взялся дождь из тучи,

Огромной и могучей.

-А возникла как она –

Тёмная грома – ди– на?

-А возникла эта туча

Из паров летучих, жгучих.

-Но откуда пар тогда?

-От реки. Её вода

 Не стерпела солнца жар,

И поднялся к солнцу пар.

-Но река не измельчает?

-Дождь её ведь наполняет!

И течёт река, течёт …

Вот такой круговорот!

-Какие виды атмосферных осадков знаете?

-Толковый словарь                          С. Ожегова даёт такое объяснение одного из этих видов: «Влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями в вечерние, ночные и утренние часы». Что это?

-Задумывались ли вы о том, почему иногда можно увидеть капельки росы?

 -Когда можно наблюдать это явление?

-Как появляется роса? Обоснуйте.

-Казалось бы, роса – это всего лишь капелька воды. Что же тут удивительного?

-Но оказывается, что только наблюдательный человек может увидеть в ней нечто необычное.

-С чем можно сравнить утреннюю росу ? ( Слёзы, жемчуг, каменья, бусинки, искры, хрусталики, стёклышки.

-Составьте рассказ о росе, используя опорные слова.

Раннее утро, капельки росы, похожи на …, блестят  в лучах … солнца. День будет ….

- С чем сравнивают росу поэты?

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

 ( С. Есенин)

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.    

( И. Никитин)

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят, как серьги ясные

У девицы- красы.    

( С. Есенин)

Рожь, качаясь,

Тянет в небо рыжие усы,

Море зреющего хлеба

В бусинах росы.  

( Г. Ладонщиков)

От цветов на полях

Льётся запах кругом

И сияет роса

На траве серебром.  

( И. Суриков)

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.  

( С. Есенин)

Росой окропились

Цветы на полях;

Стада пробудились

На мягких лугах.  

 ( А. Пушкин)

На траве – травинке –

Бусинки – росинки,

Красные,

Зелёные,

Жёлтые

И синие –

До чего ж красивые!..    

( И. Демьянов)

Работа над содержанием рассказа «Какая бывает роса на траве».

-Вот как описал это явление природы Л. Н. Толстой в «Азбуке», написанной для крестьянских детей

Словарная работа.

Алмазы – прозрачные драгоценные камни, блеском и твёрдостью превосходящие все другие материалы.

  Мохнат (от прилагательного «мохнатый») – обросший шерстью, волосами, косматый.

Прослушивание аудиозаписи рассказа

Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

-Чем отличается этот рассказ от прочитанных ранее?

-Почему автор увидел утром на траве алмазы?

-Что это было?

-Почему писатель сравнивает капли росы с алмазами?

-Автор удивлён, восхищён тем, что он увидел утром. -Подготовьтесь читать три первые предложения рассказа так, чтобы передать чувства Толстого.

-Прочитайте последний абзац рассказа.

-Как писатель рассматривает росинку?

-На что он обращает внимание?

-Какие слова использует автор, чтобы передать необыкновенную красоту капелек утренней росы?

-Как думаете, каким будет день, если утром на траве много росы?

-Объясните смысл пословицы: «Коси, коса, пока роса; роса долой – коса домой».

Фронтальная работа.

Определение темы и цели урока.

Фронтальная работа.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная  работа.

Чтение текста.

Индивидуальная работа

Пересказ друг другу прочитанного материала.

Работа в паре.

Работа в паре.

Отгадывание загадки.

Фронтальная форма работы.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная работа.

Просмотр отрывка мультфильма «Крокодил Гена» автор сценария Э. Успенский

Индивидуальная работа.

Обсуждение в группе,

принятие решения, ответ на поставленный вопрос.

Работа в группе.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная  работа.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная  работа.

Составление рассказа

Индивидуальная работа.

Обсуждение в группе ответов на поставленные вопросы.

Работа в группе.

Формировать умение извлекать информацию.

Формировать умение ставить цель.

Формировать умение прогнозировать предстоящую работу.

Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Формировать умение работать в паре.

Формировать умение извлекать информацию из текста.

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, с видеоматериалами.

Формировать умение слушать и понимать других.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение работать в группе.

Формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Формировать умение составлять текст на основе опорных слов и выражений

Формировать умение слушать и понимать других.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение работать в группе.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение работать в группе.

Формировать умение находить ответы на поставленные вопросы.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные УУД

(логические)

Регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, прогнозирование)

Личностные УУД

(нравственно-эстетическая ориентация)

Познавательные УУД

(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера)

Познавательные УУД

(логические)

Регулятивные УУД

(прогнозирование, коррекция, саморегуляция)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Познавательные УУД

(общеучебные)

Познавательные УУД

(общеучебные)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Познавательные УУД

(общеучебные)

Познавательные УУД

(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера)

3. Физминутка

На поляне, вдоль тропинки,

На траве блестят слезинки.

Это солнце рано встало,

Ожерелье надевало.

Ниточка оборвалась –

Бусы раскатились враз.

Надо нам на луг пойти,

Все жемчужинки найти.

Побежали по дорожке –

Намочили только ножки.

Зря пропали все труды!

Это ж капельки воды!

Фронтальная работа.

4. Закрепление изученного материала

Работа над содержанием рассказа «Куда девается вода из моря?»

- Расскажите о причинах возникновения дождя.

- Какой вид текста получился? (Можно задать вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Отчего?», «Когда?»)

- Как называется явление, о котором пишет Толстой?

 

Работа в паре.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная работа.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Формировать умение работать в паре.

Формировать умение выражать свои эмоции.

Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера)

Личностные УУД

(нравственно-этическая ориентация, самоопределение)

5. Рефлексия

-Сегодня мы говорили о воде и о явлении, которое можно наблюдать  в природе – круговороте воды.

-А теперь послушайте несколько сообщений из книги рекордов Гиннеса.

Самая крупная капля дождя.

Размер капли 9,4 мм. Её наблюдали в  США  17 августа 1953 года.

Самый сильный дождь шёл в Индии 12 месяцев: с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

Самая крупная градина весом 1 кг 02 г была зафиксирована в Бангладеш 15 апреля 1986 года. Тогда от града погибло 92 человека.

- Вода играет важную роль в нашей жизни. Она занимает ¾ поверхности земного шара. Тело человека на 80% состоит из воды.

-Какая вода нужна человеку и животным? (Чистая.)

-Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: «Современный человек, видимо, не понимает, что всё вокруг нас – это продукты земли и моря, и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, мы срубим ветвь, на которой сидим».

Записывают качества, которые помогают дружбе.

Индивидуальная работа.

Обмениваются с соседом по парте.

Работа в паре.

 Выходят к доске и прикрепляют листки из «Книги рекордов Гиннеса», отвечая на вопросы. 

Фронтальная работа

Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Регулятивные УУД

(саморегуляция)

6. Итог урока

-С произведениями  какого писателя познакомились на уроке?

-С какой целью были написаны эти произведения?

 -Где были опубликованы эти рассказы? Для кого они были написаны?

-Мы выяснили, для многих художников слова обычные на первый взгляд явления природы могут стать источником вдохновения.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная работа.

Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Регулятивные УУД

(саморегуляция)

7. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «Удивительное рядом», нарисовать иллюстрацию или сделать фотографию.

Индивидуальная дифференцированная работа.

Формировать мотивацию к обучению

Личностные УУД

(нравственно-этическая ориентация, самоопределение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря".

Тема урока: "Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря»...

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (Л.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?")

Знакомство с новыми расскааами Л.Толстого. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. Развивать умение видеть изобразительные средства яз...