Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шириева Ландыш Илгизовна

Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок лит.чт Л.Н.Толстой 3 класс62 КБ
Файл Пазлы 414.03 КБ
Office presentation icon Презентация1.66 МБ

Предварительный просмотр:

               Урок литературного чтения в 3 классе               Дата 14.12.2022

Учитель: Шириева Л.И.

Тема  урока: Л.Н.Толстой «Какая  бывает  роса на  траве», «Куда девается  вода     из  моря?»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

 Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

 познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные:распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,  пазлы «Круговорот  воды  в  природе», филВорд,  карточки

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. (1 мин)

Я  предлагаю вам урок, но необычный !

Читать и думать - пусть  войдёт  у  вас  в  привычку!

Сегодня  тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

Скорей  садитесь  на места,

Ведь  начинать  уже  пора.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Перед вами филворд. Найдите спрятанные слова. Все слова связаны с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого

О

С

О

Б

А

К

А

Б

Ш

А

А

Л

О

К

Е

Л

К

У

Л

В

Ш

З

Я

П

А

А

Е

П

Ь

Г

Р

А

Ф

Л

О

Я

Н

А

К

Р

Е

Ч

3. Мотивация

-  Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

- Объясните смысл, как вы её понимаете.

- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

- Посмотрите на  фото в нижнем ряду. Что на нём изображено? ( Капля воды или роса)

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)

 Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» дает такое определение:

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

- И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.

Прозрачен, как стекло,                           Кто всю ночь по крыше бьет

А не вставишь в окно. (Лед)                  Да постукивает,

                                                                  И бормочет, и поет,

Седой дедушка у ворот                          Убаюкивает? (Дождь)

Всем глаза заволок. (Туман)

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды.

4.  Изучение нового материала

1)Первичное чтение

- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока.

 - Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (прослушивание видеоролика)

2) Работа после чтения

    А) – Что было непонятно? Какие слова?

     Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

     Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.

    Б) Повторное чтение учащимися

- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. Задание при чтении найти СРАВНЕНИЯ

- Определите тип текста?  (текст-описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

- Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.

- Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?

3)Продолжение изучения темы

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили  Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась,  чем могу!

- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

1)Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?

2) Словарная работа.

                 Ключ - бьющий из земли источник

3)Работа над содержанием текста

 - В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.

 -Назовите тип текста: описание или рассуждение? (Вид текста – рассуждение )

На доску вывешивается таблица:

 «Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

- Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего ?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

4) –На столах у вас есть пазлы . Ваша задача собрать этот пазл и приклеить на картон. Работаем в парах. Желающие смогут рассказать что у них получилось

5) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

- Как вода попадает в моря?

- Куда течет вода из родников?

- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)

-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

-Какая цель у автора? Что он хотел рассказать нам этим произведением (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждения)

- Какой ещё тип текста вы знаете?  (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях,  о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где?  Когда? Как?»

VI. Домашнее задание.

- Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, записать его в тетрадь.

VII. Итог урока. Оценивание.

Подведём итог урока.

- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

- О каких явлениях природы вы узнали?

- Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?

- Что особенно вам запомнилось на этом уроке?

Урок хотелось бы закончить высказыванием Антуана Экзюпири

  • «Вода, у тебя нет ни  вкуса, ни цвета, ни запаха…
  • Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Никакое искусство не достигнет природы.

Слайд 2

Роса – мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. (словарь С.И.Ожегова)

Слайд 3

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Слайд 4

Лев Толстой Какая бывает роса на траве

Слайд 5

Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Слайд 6

Сравнения: Роса - алмазы Листок - бархат Капелька - шарик Листик – чашечка Росинка- вкусный напиток

Слайд 7

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха… Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» Антуан де Сент Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)

      Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"

Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов;   Б) И.А.Бунин; ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...