Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок лит.чт Л.Н.Толстой 3 класс | 62 КБ |
Пазлы | 414.03 КБ |
Презентация | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе Дата 14.12.2022
Учитель: Шириева Л.И.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные:распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, пазлы «Круговорот воды в природе», филВорд, карточки
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (1 мин)
Я предлагаю вам урок, но необычный !
Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Перед вами филворд. Найдите спрятанные слова. Все слова связаны с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого
О | С | О | Б | А | К | А |
Б | Ш | А | А | Л | О | К |
Е | Л | К | У | Л | В | Ш |
З | Я | П | А | А | Е | П |
Ь | Г | Р | А | Ф | Л | О |
Я | Н | А | К | Р | Е | Ч |
3. Мотивация
- Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы.
- Объясните смысл, как вы её понимаете.
- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:
- Посмотрите на фото в нижнем ряду. Что на нём изображено? ( Капля воды или роса)
- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)
Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» дает такое определение:
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.
- И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.
Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьет
А не вставишь в окно. (Лед) Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)
Всем глаза заволок. (Туман)
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды.
4. Изучение нового материала
1)Первичное чтение
- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока.
- Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (прослушивание видеоролика)
2) Работа после чтения
А) – Что было непонятно? Какие слова?
Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.
Б) Повторное чтение учащимися
- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. Задание при чтении найти СРАВНЕНИЯ
- Определите тип текста? (текст-описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?» |
- Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.
- Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?
3)Продолжение изучения темы
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.
1)Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?
2) Словарная работа.
Ключ - бьющий из земли источник
3)Работа над содержанием текста
- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.
-Назовите тип текста: описание или рассуждение? (Вид текста – рассуждение )
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». |
- Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего ?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
4) –На столах у вас есть пазлы . Ваша задача собрать этот пазл и приклеить на картон. Работаем в парах. Желающие смогут рассказать что у них получилось
5) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)
- Как вода попадает в моря?
- Куда течет вода из родников?
- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)
-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?
-Какая цель у автора? Что он хотел рассказать нам этим произведением (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждения)
- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица:
«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?» |
VI. Домашнее задание.
- Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, записать его в тетрадь.
VII. Итог урока. Оценивание.
Подведём итог урока.
- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?
- О каких явлениях природы вы узнали?
- Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?
- Что особенно вам запомнилось на этом уроке?
Урок хотелось бы закончить высказыванием Антуана Экзюпири
- «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха…
- Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роса – мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. (словарь С.И.Ожегова)
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Лев Толстой Какая бывает роса на траве
Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Сравнения: Роса - алмазы Листок - бархат Капелька - шарик Листик – чашечка Росинка- вкусный напиток
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха… Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» Антуан де Сент Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...
Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)
Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"
Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"
Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"
Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...