Формирование техники чтения в начальных классах.
статья по чтению
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.
Приёмы работы по совершенствованию техники чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование техники чтения в начальных классах
Главным предметом в начальной школе является чтение. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал её с первых дней педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность. Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, учитель ищет пути повышения качества обучения на этих уроках. Стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
Как можно работать над техникой чтения?
Во-первых, в тексте тщательно отбирать слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включать их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. С каким трудом дети берут на вооружение для нас, кажется, очень простые слова, к примеру, «пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно да редких поездок куда-то многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи. Как отрабатывается техника чтения в первом полугодии первого класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?
С учениками читаю хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читаем по нескольку раз страничку букваря. Сначала читает очень медленно, где-то три, четыре раза. Чтение текста она упреждает 25-минутными фонетическими зарядками, которые включают прочтение всех слогов в каждом тексте, поэтому в букваре читаем хорошо. Когда же происходит чтение, так сказать, в чистом виде, то оно идет в темпе медленной устной речи. Дети очень любят фонетические зарядки. Отработав правильность произношения, чёткость, силу голоса, можно избежать затруднений детей при чтении по букварю. Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением, то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
После того как начинается букварный период, и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. Теперь ученики читают почти весь урок 25-30 минут хором с учителем вместе. Когда дети читают вслух, учитель всё время ходит около парт и смотрит, все ли следят пальцем при чтении, учитель слушает чтение нужного ученика. Все читают в унисон, если кто-то сфальшивил, вновь прочесть то место, где была допущена ошибка
Цель учителя - не отбить желание читать. Постоянно похваливать детей, но не мимоходом, а аргументировано и чаще хвалить слабеньких.
Чтение рассказов, сказок учитель подготавливает заранее, продумывает, как оживить рассказ, прочитать его так интересно, чтобы ученик захотел непременно сам ещё раз так его прочитать. Теперь работают не только над правильностью и темпом чтения, но и отрабатывают эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания … - . , : « » ? ! . Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость. Много учитель читает детям сам. Глаза ребят горят или наполняются слезами. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыбаются. И всегда им говорит: «Скоро и вы будете так же интересно читать». А детям даю задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как я прочитала
Во - втором классе чтение тоже проводится преимущественно вслух по 20-25 минут. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения.
Детей не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило,- неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Польза от такого чтения не будет никогда! Надо чаще читать хором! Пусть дети следят пальчиком, но не указкой: через пальчик, выражаясь фигурально, передаётся грамота.
Подвожу результат работы над совершенствованием техники чтения младших школьников:
1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.
2. Следует постоянно расширять их запас слов когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.
4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.
6.Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
7. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных
( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.
12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
14. Чаще надо проводить выборочное чтение.
15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
17. Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
18. Делать плакаты или альбомы по темам : «Осень», «Зима» , «Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.
19. Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)
20. Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.
21. Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.
Цель учителя - привить любовь к книге, к чтению, чтобы ребята не боялись даже случающейся плохой оценки, ведь не у всех у учеников одинаковая память. Чтение- это лучшее учение в любом возрасте. Главное в работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.
Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием.
Список использованной литературы
1.Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
2. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
3. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
4. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44.
5. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.
Справочный материал по оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс
Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация знакомит учащихся с биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс
Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена, содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Повышение техники чтения учащихся начальных классов через использование игровых технологий на уроках литературного чтения".
В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....

ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работыучащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизацияв какой-то мере это практика чувств, перевод их в д...