Технологическая карта урока литературного чтения «Л. Каминский - Сочинение» (УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа юмористического рассказа Л. Д. Каминского «Сочинение».

 

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знать биографические сведения о писателе Л. Д. Каминском и содержание рассказа.

2. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое мнение о поступках и поведении героя.

Личностные:

1. Осознавать значимость чтения для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 05.03.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 3-10

Урок: 5

Студент: Эндриш Юлиана Эдуадовна

Группа: 33

Учитель: Седых Ольга Сергеевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:11.50-12.25

Кабинет: 203

Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. Леонид Каминский «Сочинение»»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа юмористического рассказа Л. Д. Каминского «Сочинение».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с писателем Л. Д. Каминским.

2. Проанализировать (выделить основную мысль, жанровые особенности) рассказ «Сочинение», выявить секрет смешного.

Предметные:

1. Знать биографические сведения о писателе Л. Д. Каминском и содержание рассказа.

2. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое мнение о поступках и поведении героя.

Развивающие:

1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.

2. Развивать умение оценки поступков и поведения героя художественного произведения.

Личностные:

1. Осознавать значимость чтения для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в определении деятельности.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 3 класс, 2 часть.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлиана Эдуардовна. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пожалуйста, садитесь!

Создает эмоциональный настрой.

- Как вы думаете, что можно пожелать своим друзьям, чтобы поднять настроение? Пожелайте это своему соседу по парте, чтобы поднять ему настроение на весь урок!

- Эпиграфом нашего урока будут слова великого педагога К.Д.Ушинского:

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело!»

- Как вы понимаете эти слова?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

- Нужно не только прочитать, но и проанализировать, понять смысл произведения.

ЛУУД:  самоопределение к учебной деятельности

Презентация

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: речевая разминка

П: репродуктивный

Внешний контроль

Проводит речевую разминку.

-Перед тем как мы начнём урок, давайте вспомним, что мы обычно делаем для того чтобы потренировать наш речевой аппарат?

-Правильно, для того чтобы это сделать, мы с вами проведем речевую разминку.

-Послушайте меня.

Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.

-Как вы думаете, что я сейчас прочитала?

-А как вы поняли, что это скороговорка?

-Теперь прочитаем эту скороговорку вместе в медленном темпе хором.

-Теперь прочитаем эту скороговорку еще раз быстрее.

-Отлично. Кто может прочитать скороговорку с интонацией вопроса? Восторга? Раздражения? Сожаления?

- Молодцы, у вас отлично получилось передать нужную интонацию!

Выполняют речевую разминку.

- Речевую разминку.

- Скороговорку.

- Повторяется один и тот же звук в словах – (ш).

Читают скороговорку с различной интонацией.

УУКД:

слушать и понимать речь других.

УУРД:

проявлять готовность подчиняться

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Презентация

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, цели и плана урока

Ф: фронтальная

М: работа с информацией

П: анализ названия главы

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Ребята, о каком животном говорилось в скороговорке?

- А какие басни, где героем является мартышка, вы знаете?

- Спасибо за ваши ответы.

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Откройте учебник на странице 46 и прочитайте название этого раздела.

- Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорится, что мы продолжаем?

- Рассмотрите иллюстрацию ниже. Кто на ней изображен?

- Что вы можете сказать о настроении членов клуба?

- Совершенно верно. У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними.

- А теперь прочитайте разговор Миши, Михаила Потаповича и волшебницы по ролям.

- Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны?

-  Прочитайте ниже фамилию автора и название произведения.

- Давайте определим тему нашего урока.

- Теперь поставьте цели на урок.

Узнать…

Познакомиться…

- Отлично! Посмотрите, на доске есть план к нашему уроку, но он перепутался, вам нужно восстановить его пункты в правильной последовательности.

5. Сделаем выводы.

2.  Прочитаем рассказ «Сочинение».

1. Познакомимся с автором произведения.

4. Выполним самостоятельную работу.

3. Проанализируем рассказ, определим секрет смешного.

- Поднимите руку те, кто принимает нашу цель и план.

Отвечают на вопросы.

- О мартышке/обезьяне.

-  И. Крылов «Зеркало

и Обезьяна», «Квартет», «Мартышка и очки».

- «Продолжаем разгадывать секреты смешного».

-  Разговор о смешном был начат при изучении басен.

- Члены клуба «Ключ и заря».

- У них весёлое настроение.

- Смешные, юмористические.

Читают по ролям.

-  Необходим веселый и грустный смех. Грустный смех заставляет людей задуматься о собственных недостатках. Веселый смех пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе весело и легко.

-  Л. Каминский «Сочинение»

- Тема: Леонид Каминский «Сочинение»

- Цель: узнать секрет смешного, познакомиться с писателем Л. Каминским и рассказом «Сочинение».

1. Познакомимся с автором произведения.

2.  Прочитаем рассказ «Сочинение».

3. Проанализируем рассказ, определим секрет смешного

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель

УУКД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Презентация

Презентация, учебник

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: слово об авторе

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: творческое чтение

П: слушание и выразительное чтение

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Ребята, знаком ли вам этот автор?

-  Сейчас мы познакомимся с этим писателем.

Я вам расскажу немного о его жизни и творчестве. А вы должны услышать, какое второе имя у Леонида Давыдовича Каминского.

- Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех творческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Давидовича второе имя: «Учитель смеха» — оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни невероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспоминать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую коллекцию в нашей стране — детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети.

- Какое второе имя у Леонида Давыдовича?

- Почему появилось это имя?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Что нам предстоит сделать дальше?

- Предположите, о чем этот рассказ, зная только название.

- А кто знает значение слова «сочинение»?

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Кто на ней изображен?

- Предположите, что она будет делать в рассказе?

- Спасибо за ваши предположения. Давайте прочитаем рассказ, чтобы проверить наши догадки. А после прочтения ответим на вопрос:

По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»?

- Я начну читать первое предложение, вы продолжите, с первого ряда, первой парты. Читать вам нужно будет по 1 абзацу. Как узнать, где начинается и заканчивается абзац?

Читают произведение.

- Вот мы и прочитали рассказ. Что дальше по плану?

Отвечают на вопросы.

- Нет

- Второе имя - «Учитель смеха»

-  Потому что писатель начал вести на страницах журнала юмористический раздел «Веселый звонок».

- Мы познакомились с автором произведения.

- Прочитать произведение.

Предположения детей.

- Сочинение – это письменное изложение мыслей ученика на какую-либо тему.

- Девочка.

- По красной строке.

Читают произведение

- Проанализировать произведение, определить секрет смешного.

УУРД:

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

УУПД:

выделение необходимой информации.

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Учебник

Презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: анализ развития действия

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф: парная

М: частично-поисковый

П: определение последовательности.

Взаимоконтроль

Обсуждают произведение.

- Кто главный герой рассказа?

- В какой обстановке Лена писала сочинение? Докажите это текстом.

- Как же у Лены получилось написать сочинение? Что она описывала.

- Что означает выражение «Вопрос повис в воздухе»? Это в прямом или в переносном значении?

- Давайте вернёмся к нашему вопросу. По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»?

- Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение».

- Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно писать только правду?

- Какой же вывод можно сделать?

Прочитайте записанные на доске темы сочинений.

«Жизнь незаметных вещей в моем доме».

«Как я провел каникулы».

«О чем думает мой кот Васька».

«Мой лучший друг».

Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а какие - изложение реальных событий? Объясните вашу точку зрения.

- Прочитайте диалог на странице 49.

- Ребята, вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях?

- Возьмите карточку с заданием на ваших партах и в парах расставьте дела, написанные в сочинении Лены, в правильной последовательности, ориентируясь по тексту. На это задание у вас есть 2 минуты.

  1. Чищу картошку и готовлю ужин
  2. Вытираю тряпкой пыль с мебели.
  3. Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами.
  4. Раскладываю вещи по местам.
  5. Пришиваю пуговицы
  6. Стираю и глажу бельё.
  7. Мою полы

- На странице 50 прочитайте диалог Маши и Миши.

- Как вы думаете, Лене правда некогда помогать маме?

- А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение?

Отвечают на вопросы, анализируют.

- Девочка Лена.

- В шумной обстановке, где будет трудно написать сочинение. У соседей играл магнитофон.

- Она описывала всё то, что делала её мама.

- В переносном значении, означает, что вопрос остался без ответа.

-  Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно.

-  Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему;

Предположения детей.

-  Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.

«Жизнь незаметных вещей в моем доме». – предполагает выдумку и фантазию.

«Как я провел каникулы». – предполагает изложение реальных событий

«О чем думает мой кот Васька» - предполагает фантазию и выдумку.

«Мой лучший друг» - предполагает изложение реальных событий.

Читают диалог

- Лена писала сочинение по теме: «Как я помогаю маме».

Её сочинение основано на наблюдениях.

  1. Вытираю тряпкой пыль с мебели.
  2. Раскладываю вещи по местам.
  3. Стираю и глажу бельё.
  4. Пришиваю пуговицы
  5. Мою полы
  6. Чищу картошку и готовлю ужин
  7. Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами.

Предположения детей.

- У Оли есть время помогать маме. Она пошла в магазин за хлебом.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

УУРД: анализировать текст,

находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста.

Презентация

Презентация

Учебник

Презентация

Учебник

Карточки с заданием

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронтальная

М: творческое чтение

П: выразительное чтение

Внешний контроль

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Ребята, а сейчас почитаем выразительно этот рассказ по ролям у доски. Что значит выразительно? У нас будет 3 роли:

1 – рассказчик

2 – Лена

3 – Мама Лены и Оля, прочитает один человек.

- Весь класс будет слушать ваше чтение и оценивать по таким критериям:

1. Правильность

- Что означает «правильность»?

2. Интонация

- Что означает «чтение с интонацией»?

3. Эмоциональность

- Кто хочет прочитать рассказ?

- Ребята, давайте оценим чтение по критериям. Как вы думаете, ребята отлично справились с заданием?

- Молодцы!

Выполняют задание самостоятельно.

- Чтение без ошибок и запинок.

- Чтение с передачей настроения голосом, соблюдением знаков препинания, пауз.

Читают выразительно рассказ

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

Учебник,  презентация

Включение в систему знаний, повторение (4 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная, парная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: эвристический

П: анализ пословиц

- Над чем смеется автор в произведении? Подумайте об этом в парах. Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз прочитайте название, начало и конец текста.

- Ребята, какой секрет смешного мы с вами разгадали?

- Смех у автора в этом рассказе весёлый или грустный? Обсудите это в парах.

- Посмотрите на слайд. Среди приведённых пословиц выберите ту, которая по смыслу подходит к прочитанному нами рассказу.

1. Кто не работает, тот не ест.

2. Сделал дело - гуляй смело.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Белые ручки чужие труды любят.

5. Рукам работа — душе праздник.

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Автор смеётся над тем, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить, как творческую выдумку. Лена приписывает себе результаты чужого труда.

- Секрет смешного – человеческие недостатки, автор обращает наше внимание на такие человеческие слабости и недостатки, как лень, стремление выглядеть лучше, чем он есть.

Обсуждают в парах.

- Подходит « Белые ручки чужие труды любят».

Предположения детей.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать.

УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы.

Учебник

Презентация

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: рефлексия

- Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

- Какую цель мы ставили?

- Ребята, как вы думаете, чему учит данный рассказ?

-Тогда предлагаю вам написать своё сочинение на тему: «Как я помогаю маме». Вы можете написать своё сочинение как на основе реальных событий, так и применив фантазию. Это будет вашим домашним заданием.

- Спасибо за вашу работу, урок окончен!

Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги.

- «Леонид Каминский «Сочинение»».

Цель: узнать об авторе произведения, познакомиться с рассказом «Сочинение».

- Рассказ учит тому, что нужно ценить труд других и трудиться самому.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме;

УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока литературного чтения "Леонид Каминский Сочинение" (УМК ПНШ, 3 класс)

Цель деятельности учителя: познакомить с жизнью и творчеством Л. Каминского; учить анализу рассказа «Сочинение»; знакомить с новым литературным произведением, учить составлять личное мнени...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...

Технологическая карта урока литературного чтения "Детские журналы. Новости." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс")

Цель урока: формирование понятия «новости», о том, какие они бывают, формирование знаний о периодике, формирование умения работать с информацией детских журналов. Задачи урока Дидакти...