Технологическая карта урока литературного чтения «Л. Каминский - Сочинение» (УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа юмористического рассказа Л. Д. Каминского «Сочинение».
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знать биографические сведения о писателе Л. Д. Каминском и содержание рассказа.
2. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое мнение о поступках и поведении героя.
Личностные:
1. Осознавать значимость чтения для решения различного уровня учебных и жизненных задач.
2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 05.03.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» Класс: 3-10 Урок: 5 | Студент: Эндриш Юлиана Эдуадовна Группа: 33 Учитель: Седых Ольга Сергеевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время:11.50-12.25 | Кабинет: 203 |
Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. Леонид Каминский «Сочинение»»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа юмористического рассказа Л. Д. Каминского «Сочинение».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с писателем Л. Д. Каминским. 2. Проанализировать (выделить основную мысль, жанровые особенности) рассказ «Сочинение», выявить секрет смешного. | Предметные: 1. Знать биографические сведения о писателе Л. Д. Каминском и содержание рассказа. 2. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое мнение о поступках и поведении героя. |
Развивающие: 1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы. 2. Развивать умение оценки поступков и поведения героя художественного произведения. | Личностные: 1. Осознавать значимость чтения для решения различного уровня учебных и жизненных задач. 2. Выражать своё видения мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске. |
Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность в определении деятельности. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 3 класс, 2 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлиана Эдуардовна. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пожалуйста, садитесь! Создает эмоциональный настрой. - Как вы думаете, что можно пожелать своим друзьям, чтобы поднять настроение? Пожелайте это своему соседу по парте, чтобы поднять ему настроение на весь урок! - Эпиграфом нашего урока будут слова великого педагога К.Д.Ушинского: «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело!» - Как вы понимаете эти слова? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Нужно не только прочитать, но и проанализировать, понять смысл произведения. | ЛУУД: самоопределение к учебной деятельности | Презентация Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: речевая разминка П: репродуктивный Внешний контроль | Проводит речевую разминку. -Перед тем как мы начнём урок, давайте вспомним, что мы обычно делаем для того чтобы потренировать наш речевой аппарат? -Правильно, для того чтобы это сделать, мы с вами проведем речевую разминку. -Послушайте меня. Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки. -Как вы думаете, что я сейчас прочитала? -А как вы поняли, что это скороговорка? -Теперь прочитаем эту скороговорку вместе в медленном темпе хором. -Теперь прочитаем эту скороговорку еще раз быстрее. -Отлично. Кто может прочитать скороговорку с интонацией вопроса? Восторга? Раздражения? Сожаления? - Молодцы, у вас отлично получилось передать нужную интонацию! | Выполняют речевую разминку. - Речевую разминку. - Скороговорку. - Повторяется один и тот же звук в словах – (ш). Читают скороговорку с различной интонацией. | УУКД: слушать и понимать речь других. УУРД: проявлять готовность подчиняться УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, цели и плана урока Ф: фронтальная М: работа с информацией П: анализ названия главы | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Ребята, о каком животном говорилось в скороговорке? - А какие басни, где героем является мартышка, вы знаете? - Спасибо за ваши ответы. - Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Откройте учебник на странице 46 и прочитайте название этого раздела. - Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорится, что мы продолжаем? - Рассмотрите иллюстрацию ниже. Кто на ней изображен? - Что вы можете сказать о настроении членов клуба? - Совершенно верно. У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними. - А теперь прочитайте разговор Миши, Михаила Потаповича и волшебницы по ролям. - Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны? - Прочитайте ниже фамилию автора и название произведения. - Давайте определим тему нашего урока. - Теперь поставьте цели на урок. Узнать… Познакомиться… - Отлично! Посмотрите, на доске есть план к нашему уроку, но он перепутался, вам нужно восстановить его пункты в правильной последовательности. 5. Сделаем выводы. 2. Прочитаем рассказ «Сочинение». 1. Познакомимся с автором произведения. 4. Выполним самостоятельную работу. 3. Проанализируем рассказ, определим секрет смешного. - Поднимите руку те, кто принимает нашу цель и план. | Отвечают на вопросы. - О мартышке/обезьяне. - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна», «Квартет», «Мартышка и очки». - «Продолжаем разгадывать секреты смешного». - Разговор о смешном был начат при изучении басен. - Члены клуба «Ключ и заря». - У них весёлое настроение. - Смешные, юмористические. Читают по ролям. - Необходим веселый и грустный смех. Грустный смех заставляет людей задуматься о собственных недостатках. Веселый смех пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе весело и легко. - Л. Каминский «Сочинение» - Тема: Леонид Каминский «Сочинение» - Цель: узнать секрет смешного, познакомиться с писателем Л. Каминским и рассказом «Сочинение». 1. Познакомимся с автором произведения. 2. Прочитаем рассказ «Сочинение». 3. Проанализируем рассказ, определим секрет смешного 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы. | УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Презентация Презентация, учебник Презентация Презентация Презентация Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: эвристический П: слово об авторе Внешний контроль Ф: фронтальная М: творческое чтение П: слушание и выразительное чтение | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Ребята, знаком ли вам этот автор? - Сейчас мы познакомимся с этим писателем. Я вам расскажу немного о его жизни и творчестве. А вы должны услышать, какое второе имя у Леонида Давыдовича Каминского. - Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех творческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Давидовича второе имя: «Учитель смеха» — оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни невероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспоминать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую коллекцию в нашей стране — детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети. - Какое второе имя у Леонида Давыдовича? - Почему появилось это имя? - Какой пункт плана мы выполнили? - Что нам предстоит сделать дальше? - Предположите, о чем этот рассказ, зная только название. - А кто знает значение слова «сочинение»? - Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Кто на ней изображен? - Предположите, что она будет делать в рассказе? - Спасибо за ваши предположения. Давайте прочитаем рассказ, чтобы проверить наши догадки. А после прочтения ответим на вопрос: По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»? - Я начну читать первое предложение, вы продолжите, с первого ряда, первой парты. Читать вам нужно будет по 1 абзацу. Как узнать, где начинается и заканчивается абзац? Читают произведение. - Вот мы и прочитали рассказ. Что дальше по плану? | Отвечают на вопросы. - Нет - Второе имя - «Учитель смеха» - Потому что писатель начал вести на страницах журнала юмористический раздел «Веселый звонок». - Мы познакомились с автором произведения. - Прочитать произведение. Предположения детей. - Сочинение – это письменное изложение мыслей ученика на какую-либо тему. - Девочка. - По красной строке. Читают произведение - Проанализировать произведение, определить секрет смешного. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУПД: выделение необходимой информации. | Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Учебник Презентация |
Динамическая пауза | (1 мин) | Организует динамическую паузу. | Выполняют упражнения динамической паузы. | |||
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: фронтальная М: анализ развития действия П: ответы на вопросы Внешний контроль Ф: парная М: частично-поисковый П: определение последовательности. Взаимоконтроль | Обсуждают произведение. - Кто главный герой рассказа? - В какой обстановке Лена писала сочинение? Докажите это текстом. - Как же у Лены получилось написать сочинение? Что она описывала. - Что означает выражение «Вопрос повис в воздухе»? Это в прямом или в переносном значении? - Давайте вернёмся к нашему вопросу. По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»? - Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». - Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно писать только правду? - Какой же вывод можно сделать? Прочитайте записанные на доске темы сочинений. «Жизнь незаметных вещей в моем доме». «Как я провел каникулы». «О чем думает мой кот Васька». «Мой лучший друг». Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а какие - изложение реальных событий? Объясните вашу точку зрения. - Прочитайте диалог на странице 49. - Ребята, вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях? - Возьмите карточку с заданием на ваших партах и в парах расставьте дела, написанные в сочинении Лены, в правильной последовательности, ориентируясь по тексту. На это задание у вас есть 2 минуты.
- На странице 50 прочитайте диалог Маши и Миши. - Как вы думаете, Лене правда некогда помогать маме? - А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение? | Отвечают на вопросы, анализируют. - Девочка Лена. - В шумной обстановке, где будет трудно написать сочинение. У соседей играл магнитофон. - Она описывала всё то, что делала её мама. - В переносном значении, означает, что вопрос остался без ответа. - Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно. - Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; Предположения детей. - Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать. «Жизнь незаметных вещей в моем доме». – предполагает выдумку и фантазию. «Как я провел каникулы». – предполагает изложение реальных событий «О чем думает мой кот Васька» - предполагает фантазию и выдумку. «Мой лучший друг» - предполагает изложение реальных событий. Читают диалог - Лена писала сочинение по теме: «Как я помогаю маме». Её сочинение основано на наблюдениях.
Предположения детей. - У Оли есть время помогать маме. Она пошла в магазин за хлебом. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. УУРД: анализировать текст, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста. | Презентация Презентация Учебник Презентация Учебник Карточки с заданием |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронтальная М: творческое чтение П: выразительное чтение Внешний контроль Взаимоконтроль | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Ребята, а сейчас почитаем выразительно этот рассказ по ролям у доски. Что значит выразительно? У нас будет 3 роли: 1 – рассказчик 2 – Лена 3 – Мама Лены и Оля, прочитает один человек. - Весь класс будет слушать ваше чтение и оценивать по таким критериям: 1. Правильность - Что означает «правильность»? 2. Интонация - Что означает «чтение с интонацией»? 3. Эмоциональность - Кто хочет прочитать рассказ? - Ребята, давайте оценим чтение по критериям. Как вы думаете, ребята отлично справились с заданием? - Молодцы! | Выполняют задание самостоятельно. - Чтение без ошибок и запинок. - Чтение с передачей настроения голосом, соблюдением знаков препинания, пауз. Читают выразительно рассказ | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе. | Учебник, презентация |
Включение в систему знаний, повторение (4 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная, парная М: беседа П: ответы на вопросы М: эвристический П: анализ пословиц | - Над чем смеется автор в произведении? Подумайте об этом в парах. Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз прочитайте название, начало и конец текста. - Ребята, какой секрет смешного мы с вами разгадали? - Смех у автора в этом рассказе весёлый или грустный? Обсудите это в парах. - Посмотрите на слайд. Среди приведённых пословиц выберите ту, которая по смыслу подходит к прочитанному нами рассказу. 1. Кто не работает, тот не ест. 2. Сделал дело - гуляй смело. 3. Маленькое дело лучше большого безделья. 4. Белые ручки чужие труды любят. 5. Рукам работа — душе праздник. - Как вы понимаете значение этой пословицы? | - Автор смеётся над тем, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить, как творческую выдумку. Лена приписывает себе результаты чужого труда. - Секрет смешного – человеческие недостатки, автор обращает наше внимание на такие человеческие слабости и недостатки, как лень, стремление выглядеть лучше, чем он есть. Обсуждают в парах. - Подходит « Белые ручки чужие труды любят». Предположения детей. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать. УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы. | Учебник Презентация |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: рефлексия | - Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. - Какую цель мы ставили? - Ребята, как вы думаете, чему учит данный рассказ? -Тогда предлагаю вам написать своё сочинение на тему: «Как я помогаю маме». Вы можете написать своё сочинение как на основе реальных событий, так и применив фантазию. Это будет вашим домашним заданием. - Спасибо за вашу работу, урок окончен! | Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги. - «Леонид Каминский «Сочинение»». Цель: узнать об авторе произведения, познакомиться с рассказом «Сочинение». - Рассказ учит тому, что нужно ценить труд других и трудиться самому. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»...
Конспект урока литературного чтения "Леонид Каминский Сочинение" (УМК ПНШ, 3 класс)
Цель деятельности учителя: познакомить с жизнью и творчеством Л. Каминского; учить анализу рассказа «Сочинение»; знакомить с новым литературным произведением, учить составлять личное мнени...
Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему Л.Пантелеев "Фенька" (3 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока литературного чтения "Детские журналы. Новости." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс")
Цель урока: формирование понятия «новости», о том, какие они бывают, формирование знаний о периодике, формирование умения работать с информацией детских журналов. Задачи урока Дидакти...