Памятка
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс)

Памятка для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки по предмету

«Литературное чтение» 2 класс

«Как готовить домашнее задание

по литературному чтению»

  1. Прочитайте текст, отметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
  2. Прочитайте эти слова несколько раз (по слогам плавно и целым словом).
  3. Выясните значение непонятных слов по словарю или у взрослых.
  4. Прочитайте текст повторно. Чтение плавное, целыми словами!

Правильность

  1. Читайте вслух.
  2. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
  3. Старайтесь понять то, о чём читаете.
  4. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
  5. Не возвращайтесь к чтению прочитанного слова, если поняли его.

Выразительность

  1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
  3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
  4. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  5. Выделяйте голосом важные места (логическое ударение).

Характеристика качеств характера героя.

  1. Назовите качество характера героя произведения.
  2. Докажите примером из текста (своими словами и цитатой из текста).
  3. Сделайте вывод («Мне понравилось, потому что…», «Мне бы пригодилось…»).

Характеристика героя. (Рассказ о герое).

  1. Имя героя. Кто он?
  2. Его внешний вид, где живёт.
  3. Привычки, особенности, поступки и любимые занятия.
  4. Черты характера (смотрите предыдущую памятку).
  5. Отношение автора к герою.
  6. Моё отношение к герою.

Составление плана.

  1. Разделите текст на части, отметьте галочкой начало каждой части.
  2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. Определите основную мысль каждой части.
  3. Озаглавьте каждую часть своими словами (предложением, словом) или цитатой из текста. Запишите заголовки.
  4. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите текст; убедитесь в том, что план отражает главное, не содержит повторений.

Подробный пересказ по плану.

  1. Прочитайте текст (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметьте его смысловые части (картины).
  3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  4. Перескажите весь текст по плану при закрытой книге.
  5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев текст.

Краткий пересказ.

  1. Перечитайте текст.
  2. Определите смысловые части: озаглавьте их, составив план, или выделив в них ключевые (опорные) слова.
  3. Расскажите о главном в каждой части.
  4. Перескажите текст сжато (по плану или ключевым словам), отразите самое главное.
  5. Проверьте, нельзя ли пересказать текст ещё короче, но не пропуская главного.

    Заучивание стихотворения наизусть.
  1. Прочитайте стихотворение. Какие чувства оно пробудило? Постарайтесь представить то, о чем пишет автор.
  2. Прочитайте стихотворение вслух, объясните трудные слова.
  3. Прочитайте выразительно. Почувствуйте настроение, ритм.
  4. Прочитайте стихотворение ещё 2 – 3 раза и воспроизведите его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  5. Через несколько минут повторите по памяти, не заглядывая в текст.
  6. Обратите внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можете обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет перед глазами.
  7. Повторите ещё раз перед сном, а утром прочитайте по учебнику и расскажите по памяти.
  8. Если трудно запоминается, учите по четверостишиям или смысловым отрывкам (1; 2; 1-2; 3; 1-2-3; …), а затем полностью.


Жанры художественной литературы

Сказка.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ.

(по С.И. Ожегову)

  1. Сказки бывают народные и авторские (литературные).
  2. Сказки разделяются на волшебные, бытовые, о животных.
  3. Признаки сказки:
  • присказка,
  • зачин и концовка,
  • вымысел,
  • троекратный повтор,
  • волшебные герои и события,
  • устаревшие слова и устойчивые выражения,
  • народная мудрость,
  • добро побеждает зло.
  1. Герои сказки: положительные, отрицательные, герои- помощники и нейтральные персонажи.

Сказ (уральский).

Сказ – 1. народное эпическое повествование. Сказ о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

(по С.И. Ожегову)

  1. В сказе описываются реальные события с элементами сказки, вымысла.
  2. Главная тема – жизнь и быт рабочих Урала, главные герои – рабочие, добытчики, мастера.
  3. Есть волшебные герои, события и предметы.
  4. Повествование ведётся от лица рассказчика, через него автор передаёт свое отношение к героям и событиям.

Повесть.

Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе .

(по С.И. Ожегову)

  1. Повесть имеет большой объём.
  2. Она делится на главы.
  3. В повести много героев (действующих лиц).
  4. Рассказывается о многих событиях в жизни героев.
  5. Эти события происходят в течение долгого времени.

Рассказ.

Рассказ - 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких-нибудь событий, рассказ очевидца.

(по С.И.Ожегову)

  1. Рассказ имеет небольшой объём.
  2. Он не делится на главы.
  3. В рассказе небольшое количество действующих лиц.
  4. Описываются реальные события.
  5. Эти события происходят в течение недолгого времени.

    Былина.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

(по С.И.Ожегову)

  1. В основе лежит историческое событие.
  2. Былины получили своё название от слов «быль», «было».
  3. Неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.
  4. Герои русских былин – богатыри.
  5. Построена в стихотворной форме.
  6. Былина имеет песенный характер: исполнялась на пирах сказителями, рассказывалась нараспев, сопровождалась игрой на гуслях.
  7. Язык былины: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах

(по С.И. Ожегову)

Средства художественной выразительности.

  1. СРАВНЕНИЕ – сопоставление, уподобление одного предмета другому на основании общего признака.
  2. ЭПИТЕТ – художественное образное определение.
  3. ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
  4. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.
  5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.

В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Памятки по чтению для младших школьников

Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...

Работа над предложениями. Памятки для учащихся.

Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

памятка родителям

Родителям о причинах детской неуправляемости...

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

памятка по правописанию орфограмм

В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...