Памятка
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Памятки по предмету
«Литературное чтение» 2 класс
«Как готовить домашнее задание
по литературному чтению»
- Прочитайте текст, отметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
- Прочитайте эти слова несколько раз (по слогам плавно и целым словом).
- Выясните значение непонятных слов по словарю или у взрослых.
- Прочитайте текст повторно. Чтение плавное, целыми словами!
Правильность
- Читайте вслух.
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
- Старайтесь понять то, о чём читаете.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову.
- Не возвращайтесь к чтению прочитанного слова, если поняли его.
Выразительность
- Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
- Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
- Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
- Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
- Выделяйте голосом важные места (логическое ударение).
Характеристика качеств характера героя.
- Назовите качество характера героя произведения.
- Докажите примером из текста (своими словами и цитатой из текста).
- Сделайте вывод («Мне понравилось, потому что…», «Мне бы пригодилось…»).
Характеристика героя. (Рассказ о герое).
- Имя героя. Кто он?
- Его внешний вид, где живёт.
- Привычки, особенности, поступки и любимые занятия.
- Черты характера (смотрите предыдущую памятку).
- Отношение автора к герою.
- Моё отношение к герою.
Составление плана.
- Разделите текст на части, отметьте галочкой начало каждой части.
- Мысленно нарисуйте картину к каждой части. Определите основную мысль каждой части.
- Озаглавьте каждую часть своими словами (предложением, словом) или цитатой из текста. Запишите заголовки.
- Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите текст; убедитесь в том, что план отражает главное, не содержит повторений.
Подробный пересказ по плану.
- Прочитайте текст (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
- Наметьте его смысловые части (картины).
- Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
- Перескажите весь текст по плану при закрытой книге.
- Проверьте себя по книге, бегло просмотрев текст.
Краткий пересказ.
- Перечитайте текст.
- Определите смысловые части: озаглавьте их, составив план, или выделив в них ключевые (опорные) слова.
- Расскажите о главном в каждой части.
- Перескажите текст сжато (по плану или ключевым словам), отразите самое главное.
- Проверьте, нельзя ли пересказать текст ещё короче, но не пропуская главного.
Заучивание стихотворения наизусть.
- Прочитайте стихотворение. Какие чувства оно пробудило? Постарайтесь представить то, о чем пишет автор.
- Прочитайте стихотворение вслух, объясните трудные слова.
- Прочитайте выразительно. Почувствуйте настроение, ритм.
- Прочитайте стихотворение ещё 2 – 3 раза и воспроизведите его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
- Через несколько минут повторите по памяти, не заглядывая в текст.
- Обратите внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можете обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет перед глазами.
- Повторите ещё раз перед сном, а утром прочитайте по учебнику и расскажите по памяти.
- Если трудно запоминается, учите по четверостишиям или смысловым отрывкам (1; 2; 1-2; 3; 1-2-3; …), а затем полностью.
Жанры художественной литературы
Сказка.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ.
(по С.И. Ожегову)
- Сказки бывают народные и авторские (литературные).
- Сказки разделяются на волшебные, бытовые, о животных.
- Признаки сказки:
- присказка,
- зачин и концовка,
- вымысел,
- троекратный повтор,
- волшебные герои и события,
- устаревшие слова и устойчивые выражения,
- народная мудрость,
- добро побеждает зло.
- Герои сказки: положительные, отрицательные, герои- помощники и нейтральные персонажи.
Сказ (уральский).
Сказ – 1. народное эпическое повествование. Сказ о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.
(по С.И. Ожегову)
- В сказе описываются реальные события с элементами сказки, вымысла.
- Главная тема – жизнь и быт рабочих Урала, главные герои – рабочие, добытчики, мастера.
- Есть волшебные герои, события и предметы.
- Повествование ведётся от лица рассказчика, через него автор передаёт свое отношение к героям и событиям.
Повесть.
Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе .
(по С.И. Ожегову)
- Повесть имеет большой объём.
- Она делится на главы.
- В повести много героев (действующих лиц).
- Рассказывается о многих событиях в жизни героев.
- Эти события происходят в течение долгого времени.
Рассказ.
Рассказ - 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких-нибудь событий, рассказ очевидца.
(по С.И.Ожегову)
- Рассказ имеет небольшой объём.
- Он не делится на главы.
- В рассказе небольшое количество действующих лиц.
- Описываются реальные события.
- Эти события происходят в течение недолгого времени.
Былина.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
(по С.И.Ожегову)
- В основе лежит историческое событие.
- Былины получили своё название от слов «быль», «было».
- Неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.
- Герои русских былин – богатыри.
- Построена в стихотворной форме.
- Былина имеет песенный характер: исполнялась на пирах сказителями, рассказывалась нараспев, сопровождалась игрой на гуслях.
- Язык былины: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.
Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах
(по С.И. Ожегову)
Средства художественной выразительности.
- СРАВНЕНИЕ – сопоставление, уподобление одного предмета другому на основании общего признака.
- ЭПИТЕТ – художественное образное определение.
- ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
- МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.
В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Памятки по чтению для младших школьников
Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...
Работа над предложениями. Памятки для учащихся.
Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
памятка по правописанию орфограмм
В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...