ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по чтению
Книга – это живое существо, у которого кроме внутреннего мира есть ещё и внешность, характер, душа. Это живое существо - собеседник, после общения с которым мы находим ключи к верным решениям и обретаем веру в себя. Художественное произведение «ручейком добра» вливается в нашу душу, и мы получаем в награду знания и радость от встречи с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Башмакова Оксана Андреевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШс.Нижнетроицкий
ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
С литературой мы начинаем наше знакомство в детстве. Сначала мама читает нам на ночь сказки, потом мы вырастаем и начинаем читать сами. На самом деле, детство – такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современное общество. Но в свой багаж он обязательно должен получить книгу.
Книга – это живое существо, у которого кроме внутреннего мира есть ещё и внешность, характер, душа. Это живое существо - собеседник, после общения с которым мы находим ключи к верным решениям и обретаем веру в себя. Художественное произведение «ручейком добра» вливается в нашу душу, и мы получаем в награду знания и радость от встречи с книгой. Она является главным носителем общей культуры. Также книга выступает в качестве средства сохранения информации для следующих поколений и как неисчерпаемый источник мудрости и знаний.
Литературное чтение – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Как подчёркивал В.А.Сухомлинский: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов младших школьников. Кроме того, развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Так телевидение, Интернет кажутся детям доступнее, чем взять в руки книгу. Но если мы перестанем читать, то жизнь станет скучной, исчезнут темы для разговоров, даже мультфильмы сняты по известным книгам. Представьте, что тогда будет твориться в мире? Поэтому очень важно уже в детстве заложить основы любви к чтению. Очень жаль, что по оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. В настоящий момент преобладают формы обучения информационного, а не поискового направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном» виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой.
Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературному чтению для начальной школы ставит задачу научить школьников 1-4 классов "осмысленно и бегло" читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей (недаром предмет называется не литература, а литературное чтение).
Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно – не развивает у обучающихся "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.
С точки зрения развития "умения читать" для учителя являются интересными задания следующего типа:
1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;
2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;
3) обратить внимание обучающегося на схожесть (бродячий сюжет) многих народных сказок;
4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;
4) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;
5) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 1-4 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;
6) для учащихся 4-х классов создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя;
7) самому подготовить викторину по изучаемому произведению.
По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают обучающемуся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.
С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим можно провести следующие задания:
1) организовать прослушивание музыкальных отрывков, предложить ребятам составить словесные портреты героев;
2) сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;
3) организовать викторину «Угадай, кто идет?», по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте;
4) предложить подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.
Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом.
Также большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и объемом чтения. Чтение веками служило средством становления личности, раскрывая её особенности. Сегодня принято считать читательскую культуру — основой социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития личности.
Под читательской культурой детей младшего школьного возраста подразумевается:
1. определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой;
2. полноценное восприятие прочитанного;
3. наличие характерных возрасту литературных знаний.
Вхождение ребенка в книжную Вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Они читают, и в тоже время идет процесс коренного изменения их читательских привычек. Меняются: статус чтения, его длительность, репертуар, мотив и стимулы чтения. Чтение становится другим – более прагматичным, информационным и поверхностным.
Основная задача, над которой работает современный учитель – это привлечение читателей. Нужно создать привлекательную современную библиотеку. Удобному, комфортному чтению читателей способствует уголок хорошего настроения, где ребята 1-4 классов могут послушать музыку, письменно поделиться своими проблемами, почитать любимую книжку. Чтобы повысить престиж чтения, развить интерес к чтению, нужны эффективные комплексные мероприятия. Среди которых: читательский сетевой марафон «Прочитай сам – советуй товарищу», «Программа летнего чтения», «Лето с книжкой», выставка-игра «Летняя карусель».
На уроке и во внеклассной работе можно предложить такую форму популяризации книги, как бенефис лучшего читателя, где ребята знакомятся с книгами, прочитанными их товарищами.
В завершении хочу сказать, что ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком. А детские недостатки – это наши «взрослые» упущения. Творческому чтению, как и творчеству в отношениях, должны научить их мы, ведь Ф.Искандер: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/02/picture-58593-1717305564.png)
Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска
Одной из особенностей нового стандарта является то, что образовательный стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-454174-1402469959.jpg)
Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников
Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-80293-1519194372.jpg)
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Цель – формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-247204-1430720432.jpg)
Чтение как фактор формирования личности младшего школьника
В настоящее время проблема развития интереса к чтению у младших школьников становится проблемой поколений. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени, приводит к оскудению интересов обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-353186-1395678995.jpg)
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/11/picture-1136175-1554947565.jpg)
Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"
Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-1405506-1733468294.jpg)
Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника
Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...