рабочая программа по литературе 4 класс "Планета Знаний"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Моцина Елена Борисовна

рабочая программа по литературе 4 класс "Планета Знаний" КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению

4 класс

Класс: 4___

Учитель: Моцина Е. Б.

Количество часов:

Всего 102 __час.; в неделю 3__час.

Плановых контрольных работ 2____

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы  Э.Э. Кац «Литературное чтение», которая входит в УМК "Планета знаний"

Учебник:

       Литературное чтение: 4 класс, учебник в трех частях, рекомендован Министерством образования и науки РФ/ Э.Э.Кац. - АСТАстрель. 2013.

Рабочая тетрадь:

Литературное чтение: 4 класс, рабочая тетрадь в трех частях / Э.Э.Кац. - АСТ Астрель. 2015.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

метапредметные

Предметные

У учащихсябудут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их  эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Регулятивные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рас-суждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе ана -лиза литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для органи-зации работы в группе

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественнойвыразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

2. Содержание учебного предмета по часам

4 класс (102 ч)

Мифы (6 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (8ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (8 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (10 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (6 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; ЦиприанГодебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (9 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (7 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (9 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (17 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (17 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (5 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Мифы

6

Мифы.

Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты».

1

Урок открытие новых знаний

Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.

1

Урок отработки умений и рефлексии.

Славянские мифы

1

Урок построения системы знаний

Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай».

1

Урок построения системы знаний

Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев».

1

Урок построения системы знаний

Народные сказки

8

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой.

1

Урок построения системы знаний

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение.

1

Урок отработки умений и рефлексии.

«Находчивый солдат» (русская народная сказка).

1

Урок построения системы знаний

«Мужик и царь» (русская народная сказка).

1

Урок построения системы знаний

«Портной и царь» (армянская народная сказка).

1

Урок построения системы знаний

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка).

1

Урок построения системы знаний

Составление плана сказки «Кола-Рыба».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Былины

8

«Как Илья из Мурома богатырём стал».

1

Урок построения системы знаний

Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

1

Урок открытие новых знаний

Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

1

Комбинированный урок

Особенности былинной речи. Контрольное чтение.

1

Урок контроль знаний.

А.К.Толстой «Илья Муромец».

1

Урок построения системы знаний

Былина «На заставе богатырской».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях.

1

Урок построения системы знаний

Картинная галерея.  В.М.Васнецов «Богатыри».

1

Урок исследование

Авторские сказки

10

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

Урок построения системы знаний

Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…».

1

Урок построения системы знаний

Деление на части  «Сказки о царе Салтане…».

1

Урок построения системы знаний

Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас».

1

Урок построения системы знаний

К.Чапек «Случай с русалками».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки».

1

Урок отработки умений и рефлексии

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

1

Урок построения системы знаний

Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

1

Комбинированный урок

Картинная  галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь».

1

Урок исследования

Внеклассное чтение. Авторские сказки.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Басни

6

Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1

Урок построения системы знаний

И.А. Крылов «Любопытный».

1

Урок построения системы знаний

Эзоп «Ворон и лисица». И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

1

Урок построения системы знаний

Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». И.А. Крылов «Лисица и виноград». А.Е. Измайлов «Филин и чиж». Томас де Ириатре «Утка и змея».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение «Басни».

1

Урок отработки умений и рефлексии

Наш конкурс (викторина). Контрольное чтение.

1

Урок контроль знаний.

Слово о родной земле

9

Ю. Яковлев «Мама».

1

Урок построения системы знаний

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».

1

Урок построения системы знаний

С.А. Есенин «С добрым утром!».

1

Урок построения системы знаний

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина.

1

Урок отработки умений и рефлексии

М.М. Пришвин «Моя родина».

1

Урок построения системы знаний

И. Северянин «Запевка».

1

Урок построения системы знаний

И.С. Никитин «Русь».

1

Урок построения системы знаний

Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок).Н. Рубцов «Тихая моя родина».

1

Урок отработки умений и рефлексии

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине.

1

Урок отработки умений и рефлексии

О прошлом Родины

7

«Повесть временных лет».

1

Урок построения системы знаний

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

Урок построения системы знаний

Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге».

1

Комбинированный урок

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».

1

Урок построения системы знаний

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».

1

Урок построения системы знаний

     53.

Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    54.

Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской».

1

Урок исследование

Прошла по земле война

9

    55.

А.А. Ахматова «Мужество».

1

Урок построения системы знаний

    56.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

1

Урок построения системы знаний

    57.

Работа над определением главной мысли рассказа «Последний день Матвея Кузьмина».

1

Урок построения системы знаний

    58.

Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    59.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1

Урок построения системы знаний

    60.

К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

Урок построения системы знаний

    61.

А. Ахматова «Памяти друга».

1

Урок построения системы знаний

    62.

Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях.

1

Урок отработки умений и рефлексии

    63.

Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ.

1

Урок отработки умений и рефлексии

О добре и красоте

17

    64.

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

1

Урок контроль знаний.

    65.

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…».

1

Урок построения системы знаний

    66.

Н.А. Некрасов «Саша».

1

Урок построения системы знаний

    67.

Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк».

1

Урок построения системы знаний

    68.

Жизнь и творчество К.Г. Паустовского.

1

Урок построения системы знаний

    69.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Урок построения системы знаний

    70.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    71.

Внеклассное чтение. Музыка и литература.

1

Урок отработки умений и рефлексии.

    72.

А.Н.Майков «Мать». Контрольное чтение.

1

Урок контроль знаний.

    73.

Х.К.Андерсен «Соловей».

1

Урок построения системы знаний

    74.

Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    75.

Составление плана сказки «Соловей».

1

Урок построения системы знаний

    76.

Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей». Контрольная работа (МЦКО) МПУ

1

Урок контроль знаний.

    77.

Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    78.

Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    79.

Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь».

1

Урок исследование

    80.

Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь».

1

Урок исследование

Мир детства

17

    81.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

1

Урок построения системы знаний

    82.

Создание словесных  иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети».

1

Урок построения системы знаний

    83.

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях.

1

Урок отработки умений и рефлексии.

    84.

Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство».

1

Урок построения системы знаний

    85.

Л.Н. Толстой «Детство».

1

Урок построения системы знаний

    86.

И.А. Бунин «Детство».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    87.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Урок построения системы знаний

    88.

Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    89.

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Урок отработки умений и рефлексии

    90.

Инсценировка отрывков из «Приключений Тома Сойера»*.

1

Комбинированный урок

    91.

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

1

Урок построения системы знаний

    92.

Работа с текстом рассказа  «Ножичек с костяной ручкой».

1

Урок построения системы знаний

    93.

М.И. Цветаева «Наши царства».

1

Урок построения системы знаний

    94.

Р.Л. Стивенсон «Страна кровати».

1

Урок построения системы знаний

    95.

А.П.Чехов «Мальчики».

1

Урок построения системы знаний

    96.

Работа с текстом «Мальчики».

1

Урок построения системы знаний

    97.

Итоговая контрольная работа за год.

1

Урок контроль знаний.

Удивительные приключения

5

    98.

Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

1

Урок построения системы знаний

    99.

Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы».

1

Урок построения системы знаний

100.

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

1

Урок построения системы знаний

  101.

Озаглавливание частей истории Гулливера.

1

Урок отработки умений и рефлексии

  102.

Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ».

1

Урок отработки умений и рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по литературе

"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...

Рабочая программа по литературе

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...

Рабочая программа по литературе 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс   по программе УМК "Начальная школа 21 век "...